Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиции авантюрного романа в творчестве В. Набокова

Работа №142613

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Авантюрный роман в русской литературе XIX - начала ХХ вв. .. 9
Глава 2. Авантюрный герой в романах В. В. Набокова 19
Глава 3. Черты авантюрного сюжетостроения в романах В. В. Набокова .. 38
Глава 4. Авантюрный хронотоп в романах В. В. Набокова 48
Заключение 69
Список используемых источников и литературы 72

В современном литературоведении не утихает интерес к феномену писателя, переводчика и литературоведа В. В. Набокова. Творчеству автора посвящены многочисленные диссертации, монографии, статьи. Современных ученых зачастую интересуют психологические подтексты романов В. Набокова, появляются работы, посвященные эстетической и литературной рецепции творчества писателя, его связям с различными литературными эпохами (от Н. В. Гоголя до символистов и постмодернистов), исследователи анализируют мотивы игры, слепоты, исчезновения, казни в произведениях автора, прибегая к сравнительному методу, сопоставляют творческие миры В. В. Набокова и И. А. Бунина. Произведения писателя часто рассматриваются, как «романы- воспитания», философские, автобиографические, интеллектуальные романы. Но почти не существует работ, где романы В. Набоковы были бы рассмотрены как наследие авантюрной литературы. В данной диссертации делается попытка осмыслить тексты В. Набокова «русского периода» с точки зрения канонов авантюрного романа, что позволит по-новому взглянуться на тексты писателя, предложить читателю еще один путь к восприятию произведений В. Набокова. Этим определяется актуальность нашей работы.
Объектом предполагаемого исследования является творчество В. Набокова «русского периода», а предметом - жанровые традиции авантюрной литературы, которые могут быть обнаружены в творчестве писателя.
Цель работы - выявить те аспекты художественного метода В. Набокова, которые могут быть соотнесены с традициями авантюрного повествования. Выполнение поставленной цели предполагает следующие задачи:
• Структурировать научные исследования, посвященные специфике авантюрного романа;
• Определить становление и развитие жанра авантюрного романа, проанализировать рецепцию существующей литературной традиции в романах В. Набокова;
• Проанализировать романы Набокова, написанные в «русский» период («Машенька» (1926); «Король, дама, валет» (1928); «Защита Лужина» (1930); «Подвиг» (1932); «Камера обскура» (1933); «Отчаяние» (1934); «Приглашение на казнь» (1936); «Дар» (1938)), выявив жанровые особенности авантюрного романа, специфику построения сюжета, системы героев, хронотопа;
• Определить трансформацию традиционной природы авантюрного романа в творчестве В. В. Набокова
Материалом исследования является прозаическое наследие Владимира Набокова, относящееся к «русскому» периоду.
Обзор исследовательской литературы.
Феномен авантюрной литературы, ее генезис и развитие, особенности, язык стали предметом научного интереса многих исследователей. Специфика авантюрного романа в русской литературе и в творчестве В. Набокова, в частности, изучались на основании словарных статей Д. Д. Благого, Н. Д. Тамарченко, М. В. Загидуллиной; научных трудов М. М. Бахтина, Б. В. Шкловского, монографий А. З. Вулиса, Б. А. Грифцова, А. Ф. Строева; М. А. Черняк, Т. Е. Шумилова; диссертационных исследований А. Ю. Рыкуниной, Д. В. Морозова; статей Л. Мошенской, С. А. Кузиной, С. А. Кучиной и др.1 2 3 4
Понятие «авантюрный» роман до сих пор до конца не изучено, поскольку его понимание осложнено размытостью термина, его взаимозаменяемостью понятиями «приключенческий», «плутовской», «детективный роман и т.д. Попытки разграничить термины «приключение» и «авантюра» была предприняты Т. Гребенюк. Исследователь отмечала, что для приключения свойственны необычные и неожиданные события, а в основе любой авантюры лежит исключительно риск....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе исследования мы пришли к выводу, что в русскоязычных романах В. В. Набокова: «Машенька», «Король, дама, валет», «Защита Лужина», «Подвиг», «Камера обскура», «Отчаяние», «Приглашение на казнь», «Дар» - ярко отразилась связь с мировой литературной традицией авантюрного романа. Данное взаимодействие может быть обусловлено
экспериментаторством, стремлением сохранить и обновить существующие литературные традиции, желанием писателя создать «игровую» модель, с помощью которой может быть прояснена творческая и жизненная философия.
В. Набоков обогащает наследие «русского периода» некоторыми чертами авантюрной литературы. На страницах его романов появляются герои- авантюристы, действующие в определенное время и раскрывающиеся в характерном, для авантюрных произведений, пространстве.
М. Осоргин, отмечая «авантюрность» сюжета романов В. Набокова, говорил, что произведения писателя «и волнуют, и занимают, и поражают»1. И, действительно, в основе русскоязычных произведений часто лежат интрига, обман, неожиданная встреча, которые заинтересовывают читателя. Персонажи перевоплощаются, теряют близких и обретают их, сталкиваются с опасностями , блуждают вдали от дома. Причем руководствуются герои Набокова различными целями: одни, пренебрегая нормами морали, желают обогатиться (Марта, Герман, Феликс, Горн), стать известными (Магда), продвинуться по карьерной и социальной лестницам (Франц). Другие - вступают в схватку с судьбой ради воссоединения с родиной (Г анин, Мартын Эдельвейс), мечтают о вольном скитальчестве, наполненном приключениями и смелыми открытиями (Годунов-Чердынцев Старший, Курт Драйер). Некоторые герои, наоборот, чинят авантюрные проделки на шахматном поле, чтобы войти в историю и прослыть непобедимым соперником (Лужин).
Руководствуясь своими желаниями и стремлениями, персонажи делают выбор между добром и злом. Причем для авантюрной литературы предпочтение очевидно - главный герой редко выбирает путь добродетели, честности и благородства. Но авантюристы в романах В. Набокова часто балансируют на грани хорошего и плохого, порой выбирают первое, поэтому условно героев можно поделить на «вынужденных авантюристов» (Ганин, Мартын Эдельвейс, Лужин), жертв авантюристов-обманщиков (Драйер, Кречмар, Феликс) и истинных губителей-авантюристов (Марта, Магда, Горн, Герман). По мнению многих исследователей, персонаж авантюрного романа - неизменяемая, застывшая форма, но у В. Набокова герои развиваются, часто проходят сложный путь и в финале меняются, достигают духовной зрелости, прощаются с прошлым, совершают подвиги (Лев Ганин, Федор Годунов- Чердынцев, Мартын Эдельвейс).
Более того, В. Набоков разрабатывает образ прекрасных искусительниц, блестящих красавиц-авантюристок (Магда, Марта). Важно, что автор не просто описывает приключения героинь, акцентирует внимание на незаконных и сомнительных предприятиях в их жизни, но демонстрирует постепенный распад личности, начинающийся с детства и приведший к безнравственным поступкам (жестокость родителей, нищета, одиночество, утопические мечты). Так В. Набоков отходит от канонов авантюрного романа, согласно которым автора и читателя интересуют лишь перипетии, действия персонажа, яркие события. Писатель обращается к психологизму, его интересуют внутренние побуждения персонажей, трансформация их чувств.
Герои русскоязычных романов В. Набокова оказываются окружены разнообразными декорациями, время и пространство, сопутствующие им, также имеют черты авантюрного. Так, авантюристы действуют и в тюрьме, и в Европе, и в экзотических местах, и в уединении, и среди толпы, и в реальном и иллюзорном пространстве. Хронотоп оказывает влияние на персонажей, провоцирует их на сомнительные и опасные предприятия (тюремная камера толкает Ц. Цинцинната на побег, чужая Европа провоцирует Мартына Эдельвейса на возвращение в Россию, неблагополучный квартал Берлина побуждает Франца покориться пошлой Марте и т.д.).
Таким образом, романы «русского периода» творчества В. В. Набокова обладают чертами авантюрной литературы. При этом писатель не просто следует устоявшимся положениям авантюрного романа, но видоизменяет, аккумулирует их со множеством художественно-творческих стратегий.


1. Набоков В. В. Собр. соч. русского периода: в 5 т. СПб., 1999-2000.
II. Научная литература
2. Александров В. Е. «Потусторонность» в «Даре» Набокова. Колумбия. 1986. С. 15-33.
3. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. М., 2004. 255 с.
4. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. 237 с.
5. Бахтин М. М. Из предыстории романного слова [Электронный ресурс]: https: //www. gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/bahtin/iz_istromslov.php (дата обращения: 15.11.20).
6. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетика. М.: Худож. Лит., 1975. С. 235-407.
7. Богомолов Н. А. Авантюрный роман как зеркало русского символизма / Н. А. Богомолов // Вопросы литературы. 2002. № 6. С. 43-56.
8. Благой Д. Авантюрный роман // Литературная энциклопедия: Словарь
литературных терминов: В 2-х т. М., 1925. Стб. 3-10. [Электронный
ресурс]: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-0031 .htm?cmd=p&istext=1 (дата обращения: 13.10.2021).
9. Брайн Б. Владимир Набоков. Русские годы / Пер. с англ. Г. Лапиной. СПб.: Симпозиум, 2010. 695 с.
10. Брайн Б. По следам Набокова. Избранные эссе / Пер. с англ. Г. Креймера. СПб.: Симпозиум, 2020. 616 с.
11. Букс Н. Владимир Набоков. Русские романы. М.: АСТ, 2019. 448 с.
12. Вейдле В. В. Сирин «Отчаяние». Берлин: Парабола. 1936. С. 185-187.
13. Вулис А. В мире приключений. Поэтика жанра. М., 1986. 384 с.
14. Гиппиус З. Авантюрный роман. [Электронный ресурс]:
https://gippius.com/doc/articles/avantjurny-roman.html (дата обращения:
28.10.20).
15. Гинзбург Л. О литературном герое. М.: Советский писатель, 1979. 222 с...83


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ