Введение
Глава 1. Особенности явления ленинградского андеграунда …………...…..7
Глава 2. Образ Рахили в диалоге творчества поэтов «второй культуры» с Серебряным веком
Глава 3. Обзор библейских мотивов в лирике трёх поэтов советского андеграунда
3.1. Елена Шварц
3.2. Ольга Седакова
3.3. Сергей Стратановский
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Период 1960-1980-х годов в СССР может быть охарактеризован двумя тенденциями в литературе – творчеством прозаиков и поэтов, которое было созвучно власти или не противоречило ей (например, феномен «шестидесятников»), и движением андеграунда, особенно развитым в Москве и Ленинграде. Одним из признаков текстов последних было обращение к библейским сюжетам, которые интерпретировались по-новому в контексте явлений «оттепели», «застоя» и «перестройки» в стране, где религия находилась скорее в том же андеграунде, чем на поверхности советской жизни. Поэты эпохи из двух столиц, особенно из Ленинграда – например, Елена Шварц, Сергей Стратановский и москвичка Ольга Седакова, которая по поэтике своего творчества и кругам общения условно может быть причислена к ленинградскому андеграунду – чаще обращались к мотивам Ветхого Завета. С чем это было связано, какие образы встречаются в их поэзии чаще и что нам это говорит о специфике эпохи – этим вопросам и будет посвящен анализ, представленный в работе.
Обращение к Библии среди поэтов андеграунда является, конечно, лишь одной из черт их творчества, но, пожалуй, одной из самых важных и символичных. На примере образа ветхозаветной Рахили в стихотворениях Шварц, Седаковой и Стратановского можно проследить разное восприятие и использование одного конкретного сюжета и предположить, означающим чего он является в каждом из трёх случаев. Для более полной картины обратимся к количественным методам и составим статистику появлений библейских мотивов в текстах упомянутых авторов и определим их характер. Всё это поможет нам сделать необходимые выводы не только о советской литературе периода 1960-1980-х годов, но и о философии и идеологии как «признанного» творчества, так и андеграундного.
Актуальность представляемой работы связана, в первую очередь, с тенденцией переосмыслить наследие, оставленное ленинградским андеграундом, и поспособствовать развитию интереса к эпохе у современного поколения. К тому же, заниматься исследованиями этого культурного и литературного явления особенно важно сейчас, так как ещё есть возможность получать информацию из первых рук. Живы многие участники андеграундного движения, а некоторые даже выпускают воспоминания об эпохе своей молодости в виде статей или книг – с интересными рассказами о том, что стояло за произведениями их коллег-литераторов. Так же важно понимать, что и сегодня существует разделение на признанную литературу, ту, что печатают, и самиздатскую – только в нашем поколении она выкладывается в интернет, где и происходит обсуждение и встречи единомышленников – в разных социальных сетях или тематических форумах. Анализ эпохи 1960-1980-х годов, когда это разделение берет исток, должно помочь лучше понять специфику творчества и сегодняшнего дня.
Среди литературы о выбранном периоде выделяются работы Ю.М. Валиевой, Б.И. Иванова, С. Савицкого и П. Вайля и А. Гениса, чьи взгляды на эпоху будут положены в основу представленного анализа. Чтобы проследить традицию разбора лирических произведений, учтем исследования Л.В. Зубовой, Л.Я. Гинзбург и Е. Эткинда. Для полноты понимания того, как воспринимались фигуры авторов андеграунда после 1980-х годов, обратимся к статьям из филологического журнала «Новое литературное обозрение» и некоторым другим. Приведенные стихотворения поэтов цитируются по полным собраниям сочинений или сборникам в последней редакции.
Цель работы – попытаться ответить на вопрос о возможных причинах обращения к библейской тематике авторов андеграунда – Е. Шварц, О. Седаковой и С. Стратановского. В достижении этой цели нам поможет решение следующих задач:
- на примере образа Рахили показать специфику использования ветхозаветных мотивов в поэзии указанных авторов и сопоставить её с историей использования этого образа в русской поэзии Серебряного века;
- рассмотреть другие библейские мотивы в творчестве у каждого из трёх поэтов в обозначенный период времени и составить примерный указатель ветхо- и новозаветных образов.
Прежде чем перейти к решению поставленных задач, поясним, что объектом исследования является поэзия ленинградского андеграунда – в работе она представлена творчеством поэтов Шварц, Седаковой и Стратановского, а предметом анализа – конкретные библейские образы и мотивы в их поэзии.
Из используемых методов исследования отметим анализ стихотворений, сравнение их друг с другом по смыслу и цепочкам образов, индукцию – от сравнения использования одного конкретного библейского сюжета до общих выводов и обобщения. Научная новизна работы представлена двумя направлениями. Во-первых, из советского андеграунда никогда не выделялись отдельно именно эти три автора – раньше их фигуры и творчество анализировали всегда в совокупности с другими поэтами, более известными, такими, как Кривулин. Во-вторых, акцент существующих исследований почти не ставился именно на интерпретации Библии в стихотворениях «подпольщиков» – по этому поводу можно найти только небольшое количество журнальных статей или упоминаний в более обширных работах об эпохе и её героях.
Прежде чем начать наше исследование, предположим, что связь между историческим контекстом 1960-1980-х годов в СССР и библейскими отсылками в текстах поэтов андеграунда будет прямо пропорциональной – чем больше авторы уходили в подполье, тем более смело обращались к ветхо- и новозаветным сюжетам, которые в печати того периода не приветствовались. Характер обращений к конкретным образам и их значение мы и выясним в ходе исследования, после того, как опишем его структуру. Она соответствует поставленным задачам, которые решаться будут поэтапно. В первой главе речь пойдет о том самом историческом контексте – эпохе шестидесятых-восьмидесятых годов в СССР, в частности, в Петербурге. Описание настроений в обществе и культуры подполья, причин нахождения писателей в нём, кафе, где они любили встречаться – особенно в знаменитом «Сайгоне» – поможет лучше понять процессы, влиявшие на творчество поэтов. Этот раздел в большей степени, чем другие, будет ориентироваться на литературу, обозначенную ранее. Вторая глава будет посвящена анализу трёх стихотворений, по одному у Шварц, Седаковой и Стратановского, с одним общим библейским образом в основе – образом Рахили. Там же мы обратимся к истории использования этого персонажа в русской поэзии – у поэтов Серебряного века. В третьей главе выявим ведущие образы у каждого из трёх выбранных авторов и отметим оставшиеся сквозные мотивы. Только после этого возможно будет сделать искомые выводы.
«… не имея возможности нормально жить, не имея ни свободы политической, ни свободы читать, передвигаться, высказываться – внутри этого сакрального пространства, которое стояло на пересечении очень многих линий, происходило именно такое творение бытия. (…) это Ноев ковчег. Потому что Ноев ковчег с его «всякой твари по паре» – это и есть Рай, повторение Рая» – так в своем эссе для «Сумерек “Сайгона”» характеризует эпоху и в частности атмосферу главного кафе ленинградского андеграунда Татьяна Горичева. С ней соглашается и Лев Лурье, и Виктор Кривулин, и многие другие очевидцы и участники феномена «второй культуры». Поиски божественных смыслов в эпоху «застоя» перекочевали на бумагу – как последствие преемственности поэтики Серебряного века в том числе. «Сайгон» как реальное место сгущения андеграундных сил может быть найден в творчестве людей, его посещавших – и в отличие от кафе это творчество никуда не исчезнет. Сменятся эпохи – а стихи останутся, ведь, как известно, рукописи не горят. «Опыт игрового Богоискательства» , как называет его Кривулин, характерен для художественной «неофициальной литературы» в целом – не зависимо от вероисповедания самих поэтов. Будь то атеист или дзен-буддист, стихи такого «подпольщика» в ту пору обладали некой спиритичностью, определяющей всю эпоху. На примере христианских (и в большей степени ветхозаветных) изысканий трёх поэтов ленинградского андеграунда – Елены Шварц, Ольги Седаковой и Сергея Стратановского – мы смогли в этом убедиться. Они создавали особые миры в своей поэзии – метамиры, в которых библейские персонажи могли жить рука об руку с современностью. Там всем было место, и все искали Бога, а результат, как это часто бывает, оказывается в самом процессе. Усыновленные и удочеренные Рахилью, лирические альтер-эго поэтов приводят мирозданье в гармонию, приближаясь к точке первоначала ещё на один шаг – с каждым новым стихотворением. Впрочем, делать окончательные выводы ещё рано – эпоха советского андеграунда, конечно, прошла, как и исчез феномен «второй культуры» – по крайней мере, каким он был в 60-80-е годы XXвека, но многие поэты той эпохи живы и продолжают писать. Этим преимуществом исследовательского вопроса также стоит пользоваться – при накоплении аналитического материала. Чтобы однажды обернуться и на это творение бытия и оценить его по достоинству в своей завершенности.
В целом, поставленные перед нами задачи были решены. Во-первых, на примере образа Рахили мы выяснили, что авторы ленинградского андеграунда занимались мифотворчеством своей современности – использовали библейских персонажей для вписывания их в советский быт. Это помогало им не только осознать свою эпоху, но и подчеркнуть её будущую вневременную значимость. Такой подход отличается от обращения к образу Рахили у поэтов Серебряного века, которые посвящали героине отдельные стихи, лишь пересказывая её историю. Во-вторых, был составлен примерный указатель ветхо- и новозаветных образов, встречающихся в поэзии Шварц, Седаковой и Стратановского в 60-80-е годы. На его основе были выделены ведущие мотивы в творчестве каждого из трёх поэтов и проанализированы сюжеты, общие для всех – в частности, образ Бога. Решение этих двух задач приводит нас к достижению поставленной цели. Причина обращения поэтов советского андеграунда к библейской тематике в своих стихотворениях связана с особенностями эпохи, в которую им довелось жить. Лирика была одним из полей искания Бога – как в жизни, так и в художественном мире. Сказалось и влияние поэтики Серебряного века – фигуры ленинградского андеграунда унаследовали её в стремлении прибегать к библейским образам для решения вопросов современности – и создания новых смыслов. Подпольное положение поэтов в стране, с одной стороны, и возвышенно-библейское – их стихотворений, минуя политическую систему и цензуру (с помощью самиздата), с другой, привели к появлению обозначенных ранее «метамиров» в творчестве поэтов «второй культуры». Неудовлетворенные существующей властью, они писали, чтобы добиться истины для себя и чтобы показать её другим – с помощью метафоричного поиска Бога в своих стихотворениях. Результатом стало установление баланса между советскостью эпохи и её мифичностью, к достижению которой и стремились поэты ленинградского андеграунда – и достигли, по крайней мере, в глазах последующих поколений.
1) Шварц Е. Сочинения Елены Шварц. Том I. – СПб.: «Пушкинский фонд», 2002. – 464 с.
2) Седакова О.А. Четыре тома. Том I. Стихи. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. – 432 с.
3) Стратановский С. Иов и араб. Книга стихотворений. – СПб.: «Пушкинский фонд», 2013. – 32 с.
4) Мандельштам О. Том 1: Стихотворения, переводы/ Сост. С. Аверинцев, П. Нерлер// Сочинения в 2-х тт. – Т.1. – М.: Художественная литература, 1990.
5) Ахматова А. Стихотворения. 1904-1941// Собр. соч. в 6 томах. – Т.1. – М.: Эллис Лак, 1998. – 968 с.
6) Бунин И.А. Том 1. Стихотворения (1888-1911); Рассказы (1892-1901)// Бунин И.А. Полное собр. соч. в 13 томах. – Т.1. – М.: Воскресенье, 2006. – 576 с., илл.
7) Ахмадулина Б.А. Сборник «Нежность». Стихи и песни. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
II. Научно-критическая литература:
8) Савицкий С. Андеграунд. История и мифы ленингр. неофиц. лит. – М., Хельсинки: Новое лит. обозрение. Каф. славистики Ун-та Хельсинки, 2002. - 223 с., с илл.
9) Сумерки «Сайгона»/ Сост. и общ. ред. Ю.М. Валиева. – СПб., 2009. – 832 с., 157 илл. (Творческое объединение Ленинграда).
10) Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. – изд. 2-е, испр. – М.: Новое литературное обозрение, 1998. – 368 с., с илл.
11) Самиздат Ленинграда. 1950-е – 1980-е. Литературная энциклопедия/ Под общей редакцией Д. Северюхина; авт.-сост.: В.Долинин, Б. Иванов, Б. Останин, Д. Северюхин. – М.: Новое литературное обозрение, 2003. – 624 с.
12) Иванов Б. И.История Клуба-81. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015. – 496 с.
13) Петербургская поэзия в лицах: очерки/ Сост. Б.И. Иванов. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 392 с.
14) Луцевич Л. Ленинградский религиозно-мистический круг 1970-х годов (к проблеме культурной памяти)// Пространство культуры. – Варшава, 2010. (Варшавский университет).
15) Медведева Н.Г. «Тайные стихи» Ольги Седаковой/ Отв. ред. Д.И. Черашняя. – Ижевск: Издательство «Удмуртскийуниверситет», 2013. – 267 с.
16) Антология самиздата, неподцензурная литература в СССР, 1950-е – 1980-е/ Авт. проекта и сост. М.Ш. Барбакадзе; под общ. ред. В.В. Игрунова. – М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005.
17) Баевский В.С.История русской поэзии. 1730 – 1980. Компендиум. – М.: Интерпракс, 1994.
18) Зубова Л.В. Языки современной поэзии. – М.: Новое литературное обозрение, 2010.
19) Гинзбург Л.Я. О лирике. – М.: Интрада, 1997.
20) Эткинд Э. Материя стиха. – репринт. – СПб.: Издательство «Гуманитарный союз», 1998.
21) Христианство и русская литература: Сборник/ Отв. ред. Котельников В.А. – СПб.: РАН. Ин-т рус. лит. Пушкинский Дом, издательство «Наука», 2002. – 535 с.
III. Журнальные статьи:
22) Седакова О. L’antica fiamma Елена Шварц// Новое литературное обозрение, 2010. – № 103.
23) Седакова О. Сергей Сергеевич Аверинцев: воспитание разума// Континент, 2005. – № 126.
24) Стратановский С. Семидесятые – преодоление страха// Пчела, 1998. – № 12.
25) Шубинский В. Договор, которого не было (Борис Иванов. История Клуба-81)// Новый мир, 2016. – №4.
26) Ванталов Б. Памяти невозможного// Новое литературное обозрение, 2010. – № 103.
27) Копелиович М. Путешествие в глубину, или Пламенная филология Ольги Седаковой// Континент, 2002. – № 114.
28) Айзенштейн Е. «Вдоль островов высоких и веселых»: о поэзии Ольги Седаковой// Нева, 2014. – № 12.
29) Рогов О. О поэзии Сергея Стратановского (Очерки русской неподцензурной поэзии второй половины XX века. Статья вторая)// Волга, 1999. – № 9.
30) Татаринова Л.Н. Христианские антиномии в современной духовной поэзии// Российский гуманитарный журнал, 2014. – Т.3. – № 1.
IV. Интернет-ресурсы:
31) Кузьминский К.К., Ковалев Г.Л. Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны в 5 томах. http://kkk-bluelagoon.ru (22.03.2017).
32) Русская виртуальная библиотека: Неофициальная поэзия. http://rvb.ru/np/ (11.05.2017).
33) Arzamas. Хрестоматия андеграундной поэзии. Курс № 41. Русская литература XX века. Сезон 5. http://arzamas.academy/materials/1243 (10.05.2017).