Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


БИБЛЕЙСКИЕ ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ 60-80-Х ГОДОВ XX ВЕКА

Работа №142569

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Особенности явления ленинградского андеграунда …………...…..7
Глава 2. Образ Рахили в диалоге творчества поэтов «второй культуры» с Серебряным веком
Глава 3. Обзор библейских мотивов в лирике трёх поэтов советского андеграунда
3.1. Елена Шварц
3.2. Ольга Седакова
3.3. Сергей Стратановский
Заключение
Список использованной литературы
Приложение


Период 1960-1980-х годов в СССР может быть охарактеризован двумя тенденциями в литературе – творчеством прозаиков и поэтов, которое было созвучно власти или не противоречило ей (например, феномен «шестидесятников»), и движением андеграунда, особенно развитым в Москве и Ленинграде. Одним из признаков текстов последних было обращение к библейским сюжетам, которые интерпретировались по-новому в контексте явлений «оттепели», «застоя» и «перестройки» в стране, где религия находилась скорее в том же андеграунде, чем на поверхности советской жизни. Поэты эпохи из двух столиц, особенно из Ленинграда – например, Елена Шварц, Сергей Стратановский и москвичка Ольга Седакова, которая по поэтике своего творчества и кругам общения условно может быть причислена к ленинградскому андеграунду – чаще обращались к мотивам Ветхого Завета. С чем это было связано, какие образы встречаются в их поэзии чаще и что нам это говорит о специфике эпохи – этим вопросам и будет посвящен анализ, представленный в работе.
Обращение к Библии среди поэтов андеграунда является, конечно, лишь одной из черт их творчества, но, пожалуй, одной из самых важных и символичных. На примере образа ветхозаветной Рахили в стихотворениях Шварц, Седаковой и Стратановского можно проследить разное восприятие и использование одного конкретного сюжета и предположить, означающим чего он является в каждом из трёх случаев. Для более полной картины обратимся к количественным методам и составим статистику появлений библейских мотивов в текстах упомянутых авторов и определим их характер. Всё это поможет нам сделать необходимые выводы не только о советской литературе периода 1960-1980-х годов, но и о философии и идеологии как «признанного» творчества, так и андеграундного.
Актуальность представляемой работы связана, в первую очередь, с тенденцией переосмыслить наследие, оставленное ленинградским андеграундом, и поспособствовать развитию интереса к эпохе у современного поколения. К тому же, заниматься исследованиями этого культурного и литературного явления особенно важно сейчас, так как ещё есть возможность получать информацию из первых рук. Живы многие участники андеграундного движения, а некоторые даже выпускают воспоминания об эпохе своей молодости в виде статей или книг – с интересными рассказами о том, что стояло за произведениями их коллег-литераторов. Так же важно понимать, что и сегодня существует разделение на признанную литературу, ту, что печатают, и самиздатскую – только в нашем поколении она выкладывается в интернет, где и происходит обсуждение и встречи единомышленников – в разных социальных сетях или тематических форумах. Анализ эпохи 1960-1980-х годов, когда это разделение берет исток, должно помочь лучше понять специфику творчества и сегодняшнего дня.
Среди литературы о выбранном периоде выделяются работы Ю.М. Валиевой, Б.И. Иванова, С. Савицкого и П. Вайля и А. Гениса, чьи взгляды на эпоху будут положены в основу представленного анализа. Чтобы проследить традицию разбора лирических произведений, учтем исследования Л.В. Зубовой, Л.Я. Гинзбург и Е. Эткинда. Для полноты понимания того, как воспринимались фигуры авторов андеграунда после 1980-х годов, обратимся к статьям из филологического журнала «Новое литературное обозрение» и некоторым другим. Приведенные стихотворения поэтов цитируются по полным собраниям сочинений или сборникам в последней редакции.
Цель работы – попытаться ответить на вопрос о возможных причинах обращения к библейской тематике авторов андеграунда – Е. Шварц, О. Седаковой и С. Стратановского. В достижении этой цели нам поможет решение следующих задач:
- на примере образа Рахили показать специфику использования ветхозаветных мотивов в поэзии указанных авторов и сопоставить её с историей использования этого образа в русской поэзии Серебряного века;
- рассмотреть другие библейские мотивы в творчестве у каждого из трёх поэтов в обозначенный период времени и составить примерный указатель ветхо- и новозаветных образов.
Прежде чем перейти к решению поставленных задач, поясним, что объектом исследования является поэзия ленинградского андеграунда – в работе она представлена творчеством поэтов Шварц, Седаковой и Стратановского, а предметом анализа – конкретные библейские образы и мотивы в их поэзии.
Из используемых методов исследования отметим анализ стихотворений, сравнение их друг с другом по смыслу и цепочкам образов, индукцию – от сравнения использования одного конкретного библейского сюжета до общих выводов и обобщения. Научная новизна работы представлена двумя направлениями. Во-первых, из советского андеграунда никогда не выделялись отдельно именно эти три автора – раньше их фигуры и творчество анализировали всегда в совокупности с другими поэтами, более известными, такими, как Кривулин. Во-вторых, акцент существующих исследований почти не ставился именно на интерпретации Библии в стихотворениях «подпольщиков» – по этому поводу можно найти только небольшое количество журнальных статей или упоминаний в более обширных работах об эпохе и её героях.
Прежде чем начать наше исследование, предположим, что связь между историческим контекстом 1960-1980-х годов в СССР и библейскими отсылками в текстах поэтов андеграунда будет прямо пропорциональной – чем больше авторы уходили в подполье, тем более смело обращались к ветхо- и новозаветным сюжетам, которые в печати того периода не приветствовались. Характер обращений к конкретным образам и их значение мы и выясним в ходе исследования, после того, как опишем его структуру. Она соответствует поставленным задачам, которые решаться будут поэтапно. В первой главе речь пойдет о том самом историческом контексте – эпохе шестидесятых-восьмидесятых годов в СССР, в частности, в Петербурге. Описание настроений в обществе и культуры подполья, причин нахождения писателей в нём, кафе, где они любили встречаться – особенно в знаменитом «Сайгоне» – поможет лучше понять процессы, влиявшие на творчество поэтов. Этот раздел в большей степени, чем другие, будет ориентироваться на литературу, обозначенную ранее. Вторая глава будет посвящена анализу трёх стихотворений, по одному у Шварц, Седаковой и Стратановского, с одним общим библейским образом в основе – образом Рахили. Там же мы обратимся к истории использования этого персонажа в русской поэзии – у поэтов Серебряного века. В третьей главе выявим ведущие образы у каждого из трёх выбранных авторов и отметим оставшиеся сквозные мотивы. Только после этого возможно будет сделать искомые выводы.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«… не имея возможности нормально жить, не имея ни свободы политической, ни свободы читать, передвигаться, высказываться – внутри этого сакрального пространства, которое стояло на пересечении очень многих линий, происходило именно такое творение бытия. (…) это Ноев ковчег. Потому что Ноев ковчег с его «всякой твари по паре» – это и есть Рай, повторение Рая» – так в своем эссе для «Сумерек “Сайгона”» характеризует эпоху и в частности атмосферу главного кафе ленинградского андеграунда Татьяна Горичева. С ней соглашается и Лев Лурье, и Виктор Кривулин, и многие другие очевидцы и участники феномена «второй культуры». Поиски божественных смыслов в эпоху «застоя» перекочевали на бумагу – как последствие преемственности поэтики Серебряного века в том числе. «Сайгон» как реальное место сгущения андеграундных сил может быть найден в творчестве людей, его посещавших – и в отличие от кафе это творчество никуда не исчезнет. Сменятся эпохи – а стихи останутся, ведь, как известно, рукописи не горят. «Опыт игрового Богоискательства» , как называет его Кривулин, характерен для художественной «неофициальной литературы» в целом – не зависимо от вероисповедания самих поэтов. Будь то атеист или дзен-буддист, стихи такого «подпольщика» в ту пору обладали некой спиритичностью, определяющей всю эпоху. На примере христианских (и в большей степени ветхозаветных) изысканий трёх поэтов ленинградского андеграунда – Елены Шварц, Ольги Седаковой и Сергея Стратановского – мы смогли в этом убедиться. Они создавали особые миры в своей поэзии – метамиры, в которых библейские персонажи могли жить рука об руку с современностью. Там всем было место, и все искали Бога, а результат, как это часто бывает, оказывается в самом процессе. Усыновленные и удочеренные Рахилью, лирические альтер-эго поэтов приводят мирозданье в гармонию, приближаясь к точке первоначала ещё на один шаг – с каждым новым стихотворением. Впрочем, делать окончательные выводы ещё рано – эпоха советского андеграунда, конечно, прошла, как и исчез феномен «второй культуры» – по крайней мере, каким он был в 60-80-е годы XXвека, но многие поэты той эпохи живы и продолжают писать. Этим преимуществом исследовательского вопроса также стоит пользоваться – при накоплении аналитического материала. Чтобы однажды обернуться и на это творение бытия и оценить его по достоинству в своей завершенности.
В целом, поставленные перед нами задачи были решены. Во-первых, на примере образа Рахили мы выяснили, что авторы ленинградского андеграунда занимались мифотворчеством своей современности – использовали библейских персонажей для вписывания их в советский быт. Это помогало им не только осознать свою эпоху, но и подчеркнуть её будущую вневременную значимость. Такой подход отличается от обращения к образу Рахили у поэтов Серебряного века, которые посвящали героине отдельные стихи, лишь пересказывая её историю. Во-вторых, был составлен примерный указатель ветхо- и новозаветных образов, встречающихся в поэзии Шварц, Седаковой и Стратановского в 60-80-е годы. На его основе были выделены ведущие мотивы в творчестве каждого из трёх поэтов и проанализированы сюжеты, общие для всех – в частности, образ Бога. Решение этих двух задач приводит нас к достижению поставленной цели. Причина обращения поэтов советского андеграунда к библейской тематике в своих стихотворениях связана с особенностями эпохи, в которую им довелось жить. Лирика была одним из полей искания Бога – как в жизни, так и в художественном мире. Сказалось и влияние поэтики Серебряного века – фигуры ленинградского андеграунда унаследовали её в стремлении прибегать к библейским образам для решения вопросов современности – и создания новых смыслов. Подпольное положение поэтов в стране, с одной стороны, и возвышенно-библейское – их стихотворений, минуя политическую систему и цензуру (с помощью самиздата), с другой, привели к появлению обозначенных ранее «метамиров» в творчестве поэтов «второй культуры». Неудовлетворенные существующей властью, они писали, чтобы добиться истины для себя и чтобы показать её другим – с помощью метафоричного поиска Бога в своих стихотворениях. Результатом стало установление баланса между советскостью эпохи и её мифичностью, к достижению которой и стремились поэты ленинградского андеграунда – и достигли, по крайней мере, в глазах последующих поколений.



1) Шварц Е. Сочинения Елены Шварц. Том I. – СПб.: «Пушкинский фонд», 2002. – 464 с.
2) Седакова О.А. Четыре тома. Том I. Стихи. – М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. – 432 с.
3) Стратановский С. Иов и араб. Книга стихотворений. – СПб.: «Пушкинский фонд», 2013. – 32 с.
4) Мандельштам О. Том 1: Стихотворения, переводы/ Сост. С. Аверинцев, П. Нерлер// Сочинения в 2-х тт. – Т.1. – М.: Художественная литература, 1990.
5) Ахматова А. Стихотворения. 1904-1941// Собр. соч. в 6 томах. – Т.1. – М.: Эллис Лак, 1998. – 968 с.
6) Бунин И.А. Том 1. Стихотворения (1888-1911); Рассказы (1892-1901)// Бунин И.А. Полное собр. соч. в 13 томах. – Т.1. – М.: Воскресенье, 2006. – 576 с., илл.
7) Ахмадулина Б.А. Сборник «Нежность». Стихи и песни. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
II. Научно-критическая литература:
8) Савицкий С. Андеграунд. История и мифы ленингр. неофиц. лит. – М., Хельсинки: Новое лит. обозрение. Каф. славистики Ун-та Хельсинки, 2002. - 223 с., с илл.
9) Сумерки «Сайгона»/ Сост. и общ. ред. Ю.М. Валиева. – СПб., 2009. – 832 с., 157 илл. (Творческое объединение Ленинграда).
10) Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. – изд. 2-е, испр. – М.: Новое литературное обозрение, 1998. – 368 с., с илл.
11) Самиздат Ленинграда. 1950-е – 1980-е. Литературная энциклопедия/ Под общей редакцией Д. Северюхина; авт.-сост.: В.Долинин, Б. Иванов, Б. Останин, Д. Северюхин. – М.: Новое литературное обозрение, 2003. – 624 с.
12) Иванов Б. И.История Клуба-81. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015. – 496 с.
13) Петербургская поэзия в лицах: очерки/ Сост. Б.И. Иванов. – М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 392 с.
14) Луцевич Л. Ленинградский религиозно-мистический круг 1970-х годов (к проблеме культурной памяти)// Пространство культуры. – Варшава, 2010. (Варшавский университет).
15) Медведева Н.Г. «Тайные стихи» Ольги Седаковой/ Отв. ред. Д.И. Черашняя. – Ижевск: Издательство «Удмуртскийуниверситет», 2013. – 267 с.
16) Антология самиздата, неподцензурная литература в СССР, 1950-е – 1980-е/ Авт. проекта и сост. М.Ш. Барбакадзе; под общ. ред. В.В. Игрунова. – М.: Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005.
17) Баевский В.С.История русской поэзии. 1730 – 1980. Компендиум. – М.: Интерпракс, 1994.
18) Зубова Л.В. Языки современной поэзии. – М.: Новое литературное обозрение, 2010.
19) Гинзбург Л.Я. О лирике. – М.: Интрада, 1997.
20) Эткинд Э. Материя стиха. – репринт. – СПб.: Издательство «Гуманитарный союз», 1998.
21) Христианство и русская литература: Сборник/ Отв. ред. Котельников В.А. – СПб.: РАН. Ин-т рус. лит. Пушкинский Дом, издательство «Наука», 2002. – 535 с.
III. Журнальные статьи:
22) Седакова О. L’antica fiamma Елена Шварц// Новое литературное обозрение, 2010. – № 103.
23) Седакова О. Сергей Сергеевич Аверинцев: воспитание разума// Континент, 2005. – № 126.
24) Стратановский С. Семидесятые – преодоление страха// Пчела, 1998. – № 12.
25) Шубинский В. Договор, которого не было (Борис Иванов. История Клуба-81)// Новый мир, 2016. – №4.
26) Ванталов Б. Памяти невозможного// Новое литературное обозрение, 2010. – № 103.
27) Копелиович М. Путешествие в глубину, или Пламенная филология Ольги Седаковой// Континент, 2002. – № 114.
28) Айзенштейн Е. «Вдоль островов высоких и веселых»: о поэзии Ольги Седаковой// Нева, 2014. – № 12.
29) Рогов О. О поэзии Сергея Стратановского (Очерки русской неподцензурной поэзии второй половины XX века. Статья вторая)// Волга, 1999. – № 9.
30) Татаринова Л.Н. Христианские антиномии в современной духовной поэзии// Российский гуманитарный журнал, 2014. – Т.3. – № 1.
IV. Интернет-ресурсы:
31) Кузьминский К.К., Ковалев Г.Л. Антология новейшей русской поэзии у Голубой лагуны в 5 томах. http://kkk-bluelagoon.ru (22.03.2017).
32) Русская виртуальная библиотека: Неофициальная поэзия. http://rvb.ru/np/ (11.05.2017).
33) Arzamas. Хрестоматия андеграундной поэзии. Курс № 41. Русская литература XX века. Сезон 5. http://arzamas.academy/materials/1243 (10.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ