Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Редизайн социально-политического печатного издания (на примере регионального СМИ)

Работа №142568

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Современный редизайн: взгляд теоретиков и практиков 9
1.1. Определение и история понятия «редизайн» 9
1.2. Тенденции современного графического и медиадизайна и редизайна 12
1.3. Примеры кейсов редизайна 27
Глава 2. Редизайн регионального средства массовой информации 39
2.1. История и контент газеты «Звезда» 39
2.2. Редизайн газеты «Звезда» 45
2.3. Сопоставление газеты «Звезда» до и после редизайна по концепциям отечественных исследователей и практиков дизайна. 59
2.4. Чем завершился редизайн «Звезды» 63
Глава 3. Этапы проведения редизайна 69
3.1. Фаза подготовки к редизайну 69
3.2. Активная фаза редизайна 72
3.3. Завершающая фаза редизайна 75
Заключение 77
Список литературы 81


Человеческий мир всегда находится в состоянии изменения. В современности, помимо появления новых технических средств особенно актуальна смена внешнего вида товаров, продукции, предметов быта. Иными словами, какой-либо предмет сохраняет свое предназначение и функции, но меняет, например, цвет, эргономичность, форму и т.п.
Редизайн – это общая тенденция, касающаяся в современности самых разнообразных брендов. Внешний вид, логотипы, упаковку, форму меняют бренды пищевой продукции (Кетчуп Heinz в 2013 г.), мировые бренды (Google в 2013 г.), компании, предоставляющие услуги сотовой связи («Мегафон» в ноябре 2013 г.), косметики («Nivea» в 2013 г.), учебные заведения (Пермский государственный национальный исследовательский университет в 2014 г.) и т.д.
Эта тенденция касается не только предметов, ощущаемых тактильно, но и тех, которые человек познает визуально (логотипы, упаковка, печатные издания, сайты, различные медиа).
Мы обратились именно к печатным изданиям потому, что они по-прежнему сохраняют лидирующие позиции. По данным Association of Audited Media (AAM), аудитория газет по платформам распределена так: 56% - имеют только печатную версию, 15% - интернет+печать, 10% - печать+мобильная версия. Остальные издания выпускаются в различных комбинациях печатных, онлайн и мобильных версий.
Актуальность. Редизайн проводится с целью повышения привлекательности издания в первую очередь среди читателей, а также среди рекламодателей и бизнес-партнеров. Это особенно важно в эпоху мультимедиа, когда аудитория печатных изданий переходит к электронным версиям. Так, например, количество просмотров сайта Daily Mail Online составляет 14 миллионов уникальных посетителей в день, тогда как тираж печатной версии этого же издания около 1,5 миллионов экземпляров в день.
Российские газеты активно снижают тиражи и повышают цену. Этот путь оказался успешным для «Коммерсанта» и «Ведомостей», в меньшей степени «РБК» и «Делового Петербурга». «Платные подписки на электронную версию газеты „Ведомости“ в начале 2016 года превысили 20 000 и сравнялись с числом подписок на бумажную версию этого издания». Стоимость подписки на сайт составляет 6490 рублей.
Но издания стремятся не только сохранить прежнюю аудиторию, но и привлечь новую. Актуальность печатной прессы остается высокой, так как в эпоху электронных медиа только слово способно перевести языки других средств мультимедиа «в мономедийный вербальный регистр». Однако ценность газетного слова не умаляет значение работы дизайнера. Так, например, при редизайне немецкой газеты Die Zeit перед дизайнером Марио Гарсиа стояла задача «не убирая замечательный интеллектуальный контент, сделать ее более привлекательной для глаз. Нужно было „одеть“ интеллектуальную газету в такое модное платье, чтобы молодежь ее увидела и захотела».
Редизайн позволяет изданию выйти на новый уровень развития: увеличить аудиторию, найти новых рекламодателей. Иногда в рамках редизайна издания увеличивают количество полос, проводят перераспределение тетрадок в газете.
Сегодня многие издания прибегают к изменению своего внешнего вида. В марте 2017 года «Известия» провели редизайн, до этого - редизайн 2004 года, вызвавший множество споров. Газета «Metro» в России вышла в новом дизайне в начале 2017 года. Меняют свой внешний вид и менее крупные, региональные газеты и журналы. В Перми только за последние 3 года редизайн разной степени провели несколько печатных изданий, в том числе: «Business Class» (октябрь 2012 г.), «Аэропорт Пермь» (сентябрь 2014 г.), «Вкурсе» (июнь – декабрь 2014 г.), «Звезда» (май 2015 г.), частично «Пятница» (май 2015 г.).
Новизна. Редизайн в эпоху мультимедиа является объектом серьезных исследований. Однако работ по редизайну отечественных, а тем более региональных СМИ крайне мало. Поэтому мы считаем важным и актуальным рассмотреть эту проблему на примере крупного регионального печатного издания. Выбор пал на пермскую краевую газету «Звезда», которую подобные исследования пока не коснулись. Это одно из крупнейших и старейших изданий на территории Пермского края. Газета издаётся с 11 ноября (29 октября) 1917 года. Она распространяется на территории региона по подписке и в розницу. У издания есть ряд приложений: «Звезда-online», «Капитал-Weekly», «Усадьба», «Сельское Прикамье», «Политика», «Лукоморье», «Открытый урок».
Гипотеза. Результат редизайна регионального средства массовой информации напрямую влияет: на целевую аудиторию, предпочтительные темы, заинтересованность рекламодателей, интеграцию с веб-ресурсом. Мы предполагаем, что дизайн печатного издания, тесно связанный с его содержанием, способен определить политику издания в целом. Разумеется, нельзя разделять дизайн и содержание, но и отрицать закономерности, определяющей их связь, невозможно. Мы можем предположить, что материалы, опубликованные в печатном издании, заметны для читателя в первую очередь внешним видом и оформлением издания.
Объектом является региональное СМИ (на примере Пермской краевой газеты «Звезда»). Предмет исследования – редизайн региональной газеты «Звезда», произошедший весной-осенью 2015 года.
Цель. Рассмотреть редизайн как явление на примере регионального средства информации.
Для достижения этой цели мы должны решить несколько задач.
- Разобрать понятие «редизайн» и найти определение, наиболее точно подходящее для нашего исследования.
- Отметить актуальные тенденции в дизайне периодических печатных изданий.
- Рассмотреть кейсы редизайнов изданий зарубежных стран, в основе алфавита которых латиница, и России.
- Проанализировать исследуемое издание по нескольким критериям (содержание, дизайн до и после редизайна).
- Составить на основе полученной информации подобие мануала для редакций по тому, как нужно проводить редизайн печатного издания.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. В первой главе дается теоретическая основа таких явлений, как редизайн, отмечается взаимосвязь дизайна и содержания. Также затрагиваются вопросы мультиплатформенности современных СМИ. Кроме того, в этой главе рассмотрены отечественные и мировые тенденции в дизайне печатных СМИ и проведен обзор научных исследований и имеющихся примеров редизайна российских, европейских и американских изданий. Данная выборка осуществлена неслучайно: более репрезентативными являются тексты на основе кириллического и латинского алфавита, по этой причине мы сочли нужным не уделять дополнительного внимания изданиям, в которых представлены публикации на языках других знаковых систем, таких как, например, арабский, японский, китайский.
Вторая глава настоящей работы посвящена описанию исследования выше поставленной проблемы на примере конкретного периодического издания – пермской краевой общественно-политической газеты «Звезда».
Третья глава представляет собой краткий мануал для редакций по тому, как нужно проводить редизайн и какие изменения могут произойти с изданием после него. Данные тезисы помогут дизайнерам, редакторам и управляющим менеджерам периодических изданий пройти этап редизайна «малой кровью», не сделать распространенных ошибок, не потратить силы и финансы на него впустую, и, главное, не потерять, а, возможно и приумножить аудиторию своей газеты. Это особенно актуально в современный век интернетизации, когда печатные издания активно перебираются на web-платформу и вынуждены конкурировать с теми изданиями, для которых интернет – единственная площадка для существования.
В заключении приведены выводы исследования.
Теоретической основой работы являются научные и практические труды отечественных и зарубежных специалистов: Гарсиа, Уайта, Тышецкой, Тулупова, Корольковой, Гордона, Галкина, Картера, Нестеренко, Рудера, Уейншенк, Харровера и других. Кроме того, в работе использованы мнения ведущих мировых дизайнеров, опубликованные не в научной, а в публицистической литературе, прессе. Для исследования также потребовались работы специалистов не только среди журналистов, но и ученых из других областей, например, литературоведения, дизайна. Сложность данной темы заключается в том, что редизайн как явление и понятие не очень разработан среди отечественных исследователей, поэтому нам пришлось обращаться к работам по журналистике и дизайну периодических изданий, а затем проецировать тезисы на наши объект и предмет исследования.
В диссертации применяются следующие методы исследования: сравнительный анализ изданий до и после редизайна, сравнительно-исторический подход к исследованию, анализ рынка, анализ общемировых тенденций дизайна и редизайна, контент-анализ, описание, сравнение, моделирование.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Как зарубежные, так и отечественные издания в последние годы особенно активно прибегают к редизайну. Причины, по которым они начинают этот процесс разные. Одни стремятся привлечь новую аудиторию, расширить ее. В других смена дизайна связана с кадровыми перестановками, слиянию и упразднению редакций. Редизайн бывает разным: в некоторых редакциях происходит полный перезапуск издания либо изменяется айдентика всего, что имеет отношение к изданию: не только полосы издания, но и официальные документы, навигация в офисе и тому подобное.
Исследователи редизайна и дизайнеры-практики не оставляют без внимания любые изменения в композиционно-графической модели наиболее крупных, известных и читаемых газет. Мы рассмотрели теоретические работы исследователей отечественного и зарубежного дизайна и редизайна газет, а так же рассмотрели несколько примеров редизайна газет последних лет. Анализ зарубежных и отечественных кейсов позволил нам понять, через какие этапы проходят издания при смене облика, какие трудности поджидают редакцию. В поле нашего зрения попали издания зарубежные («The Guardian», «The Independent», «Sueddeutsche Zeitung») и отечественные («Свободный курс», «Воронежский курьер», «Metro», «Ведомости», «Известия»).
Мы рассмотрели разные варианты смены дизайна: в части изданий изменения были кардинальными и включали в себя смену айдентики за пределами полос издания. В других кардинальность была связана со сменой владельца газеты. В третьих редизайн был не столь кардинален.
Во второй главе мы рассмотрели историю редизайна регионального социально-политического издания. Мы обратились именно к печатным изданиям потому, что они по-прежнему сохраняют лидирующие позиции. Выбор пал на пермскую краевую газету «Звезда», которую исследования по редизайну пока не коснулись. В целом можно отметить, что работ по редизайну отечественных, а тем более региональных СМИ крайне мало.
«Звезда» - одно из крупнейших и старейших изданий на территории Пермского края. Газета издаётся с 11 ноября (29 октября) 1917 года. Она распространяется на территории региона по подписке и в розницу. Газета распространяется как в розницу, так и по подписке. Кроме того, на сайте издания была возможность приобрести pdf-версию. Ранее газету можно приобрести пополосно, отправив смс-сообщение на короткий номер. С 2017 года покупка pdf-версии отменена, так как на сайте в свободном доступе публикуются скриншоты всех полос номера в цвете, тогда как сама газета печатается черно-белой.
В сентябре 2014 года владельцы печатной «Звезды» запустили новое пермское независимое издание интернет-журнал «Звезда» - http://zvzda.ru. Над его созданием работала отдельная редакция во главе с Сергеем Якуповым. Спустя чуть больше полугода – в мае 2015 года – дизайнеры zvzda.ru провели редизайн вторничного выпуска печатной «Звезды», а затем и ежедневных выпусков, в том числе пятничной «толстушки». Именно этот редизайн стал интересен нам для исследования.
Перед командой газеты «Звезда» стояло несколько задач: увеличить аудиторию за счет молодежи, дать изданию новую линию развития, дать возможность взаимодействовать с аудиторией. При этом было важно соблюсти баланс между старой версией и новой. Требовался плавный переход от старой версии к новой, поэтому было принято решение изменить сначала внешний вид вторничного выпуска газеты. Нужно было предоставить постоянной аудитории то, что она хочет видеть на страницах издания, оставить то, что она привыкла видеть и добавить то, что привлечет новую аудиторию.
Редизайн в «Звезде» проходил ни один месяц. Он начался с изменения вида вторничного выпуска, который впоследствии стал спецвыпуском, посвященным Перми. Этот номер шокировал аудиторию: от прежней газеты практически ничего не осталось. Газета стала терять читателей по подписке.
Редизайн «Звезды» пришелся на период частой смены владельцев издания. Отчасти это сыграло отрицательную роль, так как редакция «Звезды» невольно соотнесла появление в жизни газеты новых идей со сменой владельца.
Команда дизайнеров во главе с редактором Якуповым пришли в печатную «Звезду» из интернет-журнала «Звезда». Появление на пермском медиарынке двух изданий с одинаковым названием начало размывать бренд печатной «Звезды». В издании начался кризис, в котором были потеряны сотрудники и часть аудитории. Редизайн не спас положение, а усугубил его. Оставшаяся редакция частично вернула старый макет на полосы. Сейчас «Звезда» выходит в новом облике, который сочетает в себе элементы вида до редизайна и после, поэтому сказать однозначно был редизайн удачным или нет, нельзя.
В нашем исследовании мы обратились к работам нескольких дизайнеров-практиков, которые рассматривали различные типы редизайна и его этапы. В поле нашего зрения попали работы Джесси Чейн, Сергея Мешавкина, Ильи Трегубова. На основе информации, подчерпнутой из работ вышеуказанных авторов и анализа газеты «Звезда», мы составили примерный мануал по тому, что должна делать редакция, чтобы провести редизайн своего издания.
Мы считаем, что процесс редизайна может быть разделен на три фазы: подготовка (понимание, работа с аудиторией и редакцией, анализ полученных данных, определение стратегий и целей редизайна), активная фаза (работа над айдентикой, переосмысление контентной составляющей издания, расчет и разработка сетки издания, работа над созданием новой графической модели, основными принципами инфорграфики и графических элементов, разработка навигации в издании, подбор шрифтового расписания, работа с иллюстрациями и фотобанком, подготовка и выпуск номера в новом дизайне, получение обратной связи от аудитории и редакции после редизайна, внесение правок в новый макет, завершающая фаза (создание письменной концепции издания, переход на новый макет).
Этот примерный мануал может быть применен в редакциях печатных изданий при проведении редизайна. Список этапов и действий во время их выполнения может быть дополнен и расширен.



1. Известия отмечают столетие редизайном электронной и бумажной версий / Известия URL: https://izvestia.ru/news/670349 (Дата обращения: 22.03.2017)
2. Мирошниченко Д. Обзор рынка: издательское дело. / Ведущий российский портал бизнес-планов, руководств и франшиз. URL: http://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-izdatelskoe-delo/ (дата обращения: 14.05.2017)
3. SmartMoney меняет дизайн / Новости бизнеса. URL: http://www.infox.ru/business/media/2008/10/21/sm_print.phtml (Дата обращения: 22.03.2017)
4. Объем крупнейших региональных рекламных рынков России в первом полугодии 2015 года / Ассоциация коммуникационных агентств России. URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id6012/(дата обращения: 22.12.2016)
5. Бобров Е. В смокинге, а не в драной майке-алкоголичке / Журналистика и медиарынок. – 2016 - № 6. – с. 6-13
6. Бобров Е. Редизайн газеты «Свободный курс» / slideshare URL: http://www.slideshare.net/bocharsky/ss-3710035 (Дата обращения: 28.02.2017)
7. Британская газета «Гардиан» перешла на уменьшенный формат / Международное информационное агентство «Россия cегодня». URL: http://ria.ru/media/20050912/41373831.html (дата обращения: 10.04.2017)
8. Газета — «живой организм». Несколько слов о газетном дизайне / Союз издателей ГИПП. URL: http://www.gipp.ru/viewer.php?id=47937 (дата обращения: 10.04.2017)
9. Газета Metro сменила дизайн / Наука о рекламе. URL: http://www.advertology.ru/article140174.htm (Дата обращения: 28.02.2017)
10. Газета Metro-Россия кардинально меняет свой дизайн / Газета Metro. URL: http://www.metronews.ru/money/reviews/gazeta-metro-rossiya-kardinalno-menyaet-svoy-dizayn-1104837/ (Дата обращения: 28.02.2017)
11. Газета Sueddeutsche Zeitung изменилась в лице / СМИ о СМИ. URL: http://www.media-day.ru/topnews/11264/ (дата обращения: 10.04.2017)
12. Газету "Ведомости" ожидает редизайн / Состав. URL: http://www.sostav.ru/news/2007/08/28/r7/ (Дата обращения: 22.03.2017)
13. Галкин С. И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала: Учебное пособие / С. И. Галкин — М.: 2005 — 215 с.
14. «У вас нет и 45 секунд, чтобы соблазнить меня» / Московские новости. URL: http://www.mn.ru/society/67648 (Дата обращения: 20.12.2016)
15. Гарсиа М. Марио Гарсиа в Москве: «Ставьте на мобильные телефоны» / беседовал А. Уткин. URL: http://www.mn.ru/society/20130201/336678413.html. (дата обращения: 20.12.2016)
16. Головко С. Б. Дизайн российских газет: генезис, современное состояние и тенденции развития: автореф. диссер … канд. филол. наук / С. Б. Головко — М.: 2011. — 28 с.
17. Гордон Ю. Книга про буквы от Аа до Яя / Ю. Гордон — М., 2006. — 384 с.
18. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе: Учебное пособие / А.А. Грабельников - М.: РИП-холдинг, 2004. - 274 с.
19. Дегтяренко Д. МЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ Или ребрендинг СМИ как русская рулетка // Реклама. Теория и практика. – 2009. - № 3.
20. Дизайн спасает прессу / Профи-центр. Образовательный центр Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. URL: http://spbsj.ru/lekczii/221-gazetnyj-dizajn/3800-dizajn-spasaet-pressu.html. (дата обращения: 22.12.2016)
... Всего источников –79


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ