Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕиФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ГОСУДАРСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГЕРМАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Работа №142566

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Организационная связь между формированием образа государства и академической мобильностью 8
Глава 2. Характеристика деятельности России и Германии в сфере научно-образовательного и культурного сотрудничества для формирования образа государства 15
1. Национальные концепции внешней культурной политики 15
1.1. Концепция внешней культурной политики Германии 15
1.2. Концепция внешней культурной политики России 21
2. История формирования нормативно-правовой базы российско-германского сотрудничества в научно-технической сфере 27
3. Современная нормативно-правовая база российско-германского сотрудничества в сфере академических обменов 29
Глава 3. Деятельность фондов и организаций, способствующих российско-германской академической мобильности, на территории России в деле создания имиджа государства. 39
1. Немецкая служба академических обменов (DAAD) 40
2. Германское научно-исследовательское общество (DFG) 46
3. Общество имени Макса Планка (MPG) 49
4. Фонд Александра фон Гумбольдта и Фонд Фольксвагена 53
5. Межуниверситетское сотрудничество 56
Глава 4. Опыт участников программ академической мобильности между Россией и Германией 58
Заключение 65
Список источников и литературы 69
Приложение А 75
Приложение Б 77
Приложение В 79




В современном мире, охваченном глобализацией, связи между государствами развиваются на всех уровнях и во всех сферах, и образование не стало исключением. Академической мобильности уделяют внимание не только ученые, но и политики, и бизнесмены. Однако количество военных конфликтов в мире чрезвычайно высоко и кажется, что силовые методы их разрешения преобладают. В такой ситуации развитие факторов «мягкой силы» важно, как никогда. В то время, как Россия и Германия заявляют о намерении более близкого сотрудничества, на деле между государствами лишь возрастает число точек непонимания. И именно академическая мобильность может сблизить два государства, создать важные и необходимые связи между их представителями, которые в будущем помогут вывести российско-германское сотрудничество на новый уровень. Все это обуславливает актуальность темы данного исследования.
Предметом данного исследования является вклад академической мобильности в формирование образа государства, а объектом исследования - российско-германское культурное сотрудничество в сфере науки, образования и развития, направленное на установление связей и формирование образа государства.
Цель исследования заключается в оценке эффективности российско-германского сотрудничества по вопросам академической мобильности в процессе формирования образа государства.
Для достижения данной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. найти организационную связь между формированием образа государства и академической мобильностью;
2. определить основных акторов политики России и Германии, нацеленной на формирование международного имиджа соответствующих стран;
3. определить основных участников процесса развития академической мобильности в России и Германии;
4. охарактеризовать деятельность организаций, осуществляющих деятельность в сфере академической мобильности между Россией и Германией;
5. определить взаимосвязь между программами академической мобильности и формированием образа государства на основании опыта и мнений участников программ обмена, реализуемых Россией и Германией.
Методологическая основа исследования. При проведении данного исследования автор руководствовался глобалистическим подходом, с целью верной интерпретации внешней культурной политики по вопросам образования науки Российской Федерации и Германии, на всех стадиях развития российско-германского сотрудничества в этой сфере. В работе использован исторический анализ для хронологической характеристики российско-германского сотрудничества по вопросам науки, образования и развития. Сравнительно-правовой и сравнительный анализ использованы для выявления особенностей развития академической мобильности в Германии и в России, а также для того, чтобы проследить эволюцию российско-германского сотрудничества. Для проведения полевого исследования и характеристики опыта реальных участников академической мобильности был выбран конкретно-социологический метод, а именно анкетный опрос и интервью.
Источниковая база работы ограничена сферами анализа и включает в себя российско-германские соглашения, а также соглашения между организациями, относящимися к данным государствам. Среди данных соглашений: Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии о научно-техническом сотрудничестве от 22 июля 1986 года, Соглашение между Правительством Федеративной Республики Германия и Правительством Российской Федерации о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве от 16 июля 2009 г., Соглашение о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Немецким научно-исследовательским обществом, а также Приложение к нему от 3 июня 1999 г., Соглашение о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Обществом имени Макса Планка от 29 мая 2001 г., Соглашение о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Берлинско-Бранденбургской академией наук от 3 мая 2002 г. и Соглашение о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Обществом немецких научно-исследовательских центров имени Германа фон Гельмгольца от 7 февраля 2005 г. Были рассмотрены также Концепции внешней культурной политики Российской Федерации и ФРГ.
Академическую мобильность со стороны Германии реализуют независимые организации, такие как DAAD, DFG, Общество имени Макса Планка, Фонд Александра фон Гумбольдта, Фонд Фольксвагена. Со стороны России, посредством сотрудничества с перечисленными немецкими организациями, академической мобильности способствуют отдельные институты Российской Академии Наук, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), Российская академия медицинских наук (РАМН), Фонд поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российский фонд технологического развития (РФТР), крупные российские университеты (в том числе Санкт-Петербургский Государственный Университет, Московский Государственный Университет, а также Санкт-Петербургский технический университет, Томский государственный университет и т.д.), Международный научный и технологический центр, Объединённый институт ядерный исследований в г. Дубна, и прочие структуры, многие из которых возникают на базе давно существующих исследовательских институтов. Перечисленные организации были выбраны, т.к. они специализируются именно на академической мобильности, а не на краткосрочных программах, их официальные сайты и годовые отчетыбыли изучены в ходе исследования. Особенность их изучения, однако, заключается в том, что по DFG и Обществу им. Макса Планка в открытом доступе имеется лишь отчет за 2015 год (и более ранние), вся официальная информация тоже датируется этим годом.
Степень изученности темы. Отдельные аспекты данного исследования были достаточно подробно изучены. Так при характеристике процесса формирования образа государства были использованы работы С. Анхольта и Т.Э. Гринберг. Вопросы российско-германского сотрудничества в сфере образования интерес представляют В.Б. Белова, А.В. Келлера, И.Н. Киселева, а также немецких авторов Т. Кунце и Т. Фогель. Анкетный опрос и интервьюирование как метод описаны в работе Добренькова В.И. и Кравченко А.И. Вопросы культурных обменов в целом представлены со стороны московской школы международных отношений в лице Торкунова А.В. и петербургской школы международных отношений в лице Боголюбовой Н.М. и Николаевой Ю.В.
Новизна данного исследования обусловлена тем, что в нем впервые академическая мобильность представлена именно как механизм международного пиара, способный сформировать стабильный образ государства на примере именно российско-германских отношений.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем подтверждается эффективность и целесообразность использования академической мобильности в качестве механизма формирования образа государства. Отдельные аспекты данной работы подходят для использования при подготовке других научно-исследовательских работ и методических рекомендаций.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образ государства играет важную роль в современной политике и состоянии международных отношений. Он влияет на формирование точки зрения граждан своего и других государств относительно проблем и личностей, следовательно, путем определенного образа и правильной подачи информации можно манипулировать общественным мнением и реакцией аудитории. Именно этот факт дает почву для политического пиара, политической пропаганды и информационных войн. Зачастую на мировой арене большую роли играет не реальное положение вещей, а то, как они представляются. Академическая мобильность играет в этом процессе важную роль, так как ее положительные последствия способны решать задачи, поставленные перед успешным имиджем государства.
Для Германии внешняя политика в сфере культуры и образования является очень важным аспектом внешней политики, ее «третьим столпом» и регулируется четырьмя министерствами. Главная цель – создать образ Германии как мощного мирового научного центра. Для того, чтобы укрепить позиции на мировой арене и заручиться партнерскими контактами за рубежом, а также привлечь лучшие кадры со всего мира, Федеральное правительство инвестирует крупные суммы в развитие национальной образовательной системы, создание международных образовательных программ и программ обмена, создание международных образовательных и исследовательских центров и в прочие формы сотрудничества.
В документах, формулирующих внешнюю политику Российской Федерации, по-прежнему преобладают силовые факторы. Тем не менее, академической мобильности тоже нашлось место, хотя и уделяется ей гораздо меньше внимания, чем в Германии. Преследуемые цели совпадают: укрепить позиции на мировой арене, способствовать развитию национальных кадров и привлекать лучшие мировые кадры. Тем не менее, лишь в Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом говорится о формировании положительного образа России как о конечном результате международного образовательного сотрудничества. Основная цель, которую преследует наше государство, – развитие международного диалога и укрепление взаимопонимания.
История академического и культурного сотрудничества между Советским Союзом, правопреемницей которого является Российская Федерация, и германскими государствами началась еще в конце 1950-х. Однако сотрудничество это не было стабильным и правовое регулирование данного вопроса было связано с всевозможными сложностями, как правило в силу холодной войны и политической нестабильности отношений между государствами. Тем не менее, Соглашения, подписанные в данный период, дали развитие культурному сотрудничеству и стали базой соглашений, заключаемых на современном этапе.
Анализ современных правовых документов показал, что сотрудничество в сфере академических обменов стало более широким и охватывает все возможные области науки. Самих документов стало гораздо больше, выросло и количество субъектов, заключающих специализированные и другие соглашения о сотрудничестве. Также стоит отметить, что современные документы решают не только вопросы, связанные с наукой и организацией научных мероприятий, условия отбора и т.п., но и помогают решить бюрократические проблемы, которые могут возникнуть у участников различных программ и грантополучателей, что повышает интерес к данным программам и увеличивает количество участников программ академического обмена. Особого внимания заслуживает тот факт, что во всех двусторонних Соглашениях между РФ и ФРГ в преамбуле формулируется стремление к укреплению отношений между государствами и развитию добрососедства. Подобная формулировка отсутствует только в Соглашении 2009 года, однако в нем стороны ссылаются на Заявление 2005 года, в котором она находит отражение.
Главными акторами академической мобильности являются, разумеется, организации ее реализующие. Так, за 91 год существования DAAD преобразовалась в одну из крупнейших организаций, занимающихся академическими обменами в мире. Среди фондов и организаций, представленных в Российской Федерации, DAAD также одна из крупнейших не только по географическому охвату, но и по масштабам своей деятельности. На данный момент, для российских ученых, заинтересованных в обмене научным опытом с представителями Германии, стипендии, предоставляемые DAAD – один из самых реальных шансов получить финансирование на осуществление научной деятельности на территории ФРГ. Девяносто лет существования DFG в мире и тринадцать лет присутствия организации в России показывают, насколько важно понимать науку и научную политику на фоне исторических и в особенности общественных рамочных условий и политического развития. DFG является чуть более закрытой организацией, в отличие от DAAD, однако, научное сотрудничество всегда проходит на самом высоком уровне. Некая автономность членов Немецкого научного сообщества также является его особенностью, однако это идет лишь на пользу самой организации и не является проблемным моментом при принятии решений, а наоборот повышает качество принятых решений благодаря тому, что учитывается мнение представителей различных научных учреждений. Особое место в общей картине российско-германских академических обменов занимает Общество Макса Планка. Общество является одним из членов Немецкого Научного Сообщества (DFG) и само по себе имеет очень разветвленную структуру, что способствует более высокой организации деятельности Общества. Несмотря на то, что Россия или страны бывшего Советского Союза не выделяются в регион интересов официально, русские ученые очень часто получают гранты от Общества Макса Планка на проведение своих исследований, а также занимают различные должности практически в каждом из институтов Общества. Фонд Александра фон Гумбольдта и Фонд Фольксвагена также играют важную роль в академическом обмене Германии именно с Россией. Представляя собой меньшие структуры, чем, например, DAAD или DFG, они тем не менее ведут достаточно широкую и активную деятельность, особенно на территории Российской Федерации и стран, ранее входивших в состав бывшего Советского Союза. Межуниверситетский обмен занимает особое место в общей системе российско-германских академических обменов. Такая форма сотрудничества более проста и оперативна. Университеты могут более быстро принять решения между собой на основе заключенных между ними соглашений. Плюс меньшее количество людей, участвующих в конкурсе, а также возможность лично отследить академические успехи конкурсантов позволяют поучаствовать в академическом обмене тем студентам и ученым, которых большие фонды и организации могли бы упустить по каким-либо причинам.
В ходе исследования были проведены анкетный опрос и интервью. Их результаты позволили решить сразу несколько задач исследования. Во-первых, участие в программе академической мобильности является действительно важным и положительным событием в жизни. Во-вторых, такие программы позволяют преодолевать стереотипы, что влияет на формирование образа государства. В-третьих, образ принимающей страны формируется не только у самих участников программ, но и у их знакомых, что делает охват аудитории, затронутой программами, более массовым. В-четвертых, и это, нам кажется самым главным, больше половины выпускников делают вклад в дальнейшее развитие связей между Россией и Германией.
Можно говорить о том, что академическая мобильность действительно является эффективным механизмом создания образа государства. Сложившийся в результате образ является устойчивым и положительным. Особо ценно то, что влияние оказывается не только у самих участников программ академического обмена, но и у их окружения. Это говорит о том, что академическая мобильность носит, в определенной степени, массовый эффект. Более того, около половины выпускников вовлечены в организацию мероприятий, способствующих дальнейшему развитию российско-германского сотрудничества.



Источники
Актовые документы
1. Концепция внешней политики Российской Федерации // Министерство иностранных дел РФ. http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/- /asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/102086 (дата обращения: 10.01.2017).
2. Концепция развития академической мобильности в Российской Федерации // Национальный фонд подготовки кадров. http://intpr.ntf.ru/p43aa1.html (дата обращения: 11.01.2017).
3. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // Министерство иностранных дел РФ. http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/102086 (дата обращения: 11.01.2017).
4. План деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации на период до 2018 год // Министерство иностранных дел РФ. http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/102086 (дата обращения: 11.01.2017).
5. Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам членам по академической мобильности (Страсбург, 2 марта 1995 г.) // Российская академия наук. URL: http://www.ras.ru/about/cooperation/intagreements.aspx (дата обращения: 12.02.2017).
6. Совместное заявление о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия в области образования, научных исследований и инноваций. (Ганновер, 10 апреля 2005 года) // Президент РФ. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3631 (дата обращения: 12.01.2017).
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о культурном сотрудничестве (Заключено в г. Москве 16.12.1992). // Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-53/48597 (дата обращения: 10.01.2017).
8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве. (Мюнхен, 16 июля 2009 года). // Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-103/45460 (дата обращения: 12.01.2017).
9. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германии о научно-техническом сотрудничестве от 22 июля 1986 года. // Сборник международных договоров СССР, Вып.  XLIII.-  М.: Международные отношения,  1989. – 408 с.
10. Соглашение о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Немецким научно-исследовательским обществом от 13 июня 1999 года. // Российская академия наук. URL: http://www.ras.ru/about/cooperation/intagreements.aspx (дата обращения: 12.01.2017).
... Всего источников –69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ