Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ «ТЁМНОГО» ТУРИЗМА И
СИМВОЛИЗМА 7
1.1 Понятие символизма в туризме и классификация его символики 7
1.2 Взаимосвязь «тёмного туризма» и символизма Китая 12
1.3 Контекст применения символизма в продвижении дестинаций «тёмного туризма» на территории
КНР 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА «ТЁМНОГО» ТУРИЗМА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДЛЯ
ТУРИСТОВ ИЗ КНР 25
2.1 Символизм и историко-культурный потенциал Санкт-Петербурга как основа развития «тёмного» туризма 25
2.2 Анализ «тёмных» ресурсов города Санкт-Петербург и Северо-Западного федерального округа в
частности 31
2.3 Анализ «тёмных» предложений на рынке туристических услуг Санкт-Петербурга и КНР 39
2.4 Проблемы и перспективы рынка «тёмного» туризма КНР и Санкт-Петербурга 46
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТУРПРОДУКТА ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ 59
3.1. Разработка турпродукта с вовлечением мистических сюжетов города 59
3.2. Калькуляция тура 64
3.3. Выводы по туру 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
В последние годы в сфере туризма всё большей популярностью пользуются нишевые виды туризма. Другая актуальная тенденция для многих стран мира заключается в том, что люди заинтересованы в поиске новых ощущений, испытании острых эмоций и чувств, а также в формировании памяти между прошлым и настоящим.
Удовлетворить данные людские потребности позволяет «тёмный» туризм - вид культурно-познавательного туризма, сфокусированный на посещении мест и достопримечательностей, подверженных символизму и связанных историко-событийным характером, имеющим мистическую направленность. Этот вид туризма возник в Древнем Риме и успел завоевать широкую популярность во многих странах мира.
«Тёмный» туризм относится именно к культурно-познавательному туризму, поскольку предусматривает посещение мест и достопримечательностей, связанных со смертью и трагедией, а также расширяет кругозор путешественника и несёт образовательную функцию.
Зарубежный опыт показывает, что «тёмными» туристическими дестинациями являются места, где вместе с тем произошли стихийные бедствия, экологические катастрофы, военные действия, а также территории, окутанные мистическими легендами.
Тема выпускной квалификационной работы — влияние символизма на развитие «тёмного» туризма для граждан КНР в Санкт-Петербурге. В настоящее время в Санкт- Петербурге «тёмный» туризм как отдельный вид туризма развит довольно слабо, а его потенциал изучен не в полной мере. Известно, что полноценных «тёмных» турпродуктов по Санкт-Петербургу не существует в принципе, а на туристическом рынке имеются только тематические экскурсии в составе культурно-познавательных туров. В связи с этим подчёркивается актуальность развития «тёмного» туризма на территории Санкт-Петербурга. Вдобавок, Санкт-Петербург представляется иностранным гостям как город, в котором находится центр классической культуры и впечатление о нём складывается исключительно от посещения «классических» достопримечательностей: музеев, дворцов, памятников, парков, театров и так далее. Однако в реальности Санкт-Петербург может показать себя совершенно с другой стороны.
На историю Санкт-Петербурга огромное влияние оказал городской фольклор, который может быть символом притяжения туристов не только из уголков нашей страны, но и из Китайской Народной Республики. Данная тема также актуальна и потому, что на туристическом рынке существующие турпродукты для иностранных гостей слишком похожи между собой, подобный турпродукт перестаёт интересовать потенциальных туристов, что влияет на их выбор в пользу других туристических дестинаций. За счёт разнообразия турпродукта и включения новых «тёмных» локаций было бы возможно частичное решение вышеуказанной проблемы.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе является «тёмный» туризм, а его предметом - процесс воздействия символизма на «тёмный» туризм.
Целью работы является создание проекта мероприятий по развитию «тёмного» туризма для туристов из КНР.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
1. Проведение теоретического анализа понятий символизма в туризме и «тёмного» туризма с учётом отечественных и зарубежных трактовок;
2. Изучить и описать виды «тёмных» дестинаций;
3. Рассмотреть контекст применения символизма на рынке китайского туризма;
4. Исследовать востребованность «тёмных» турпродуктов среди китайских туристов, а также выявить наиболее популярные;
5. Проанализировать существующие предложения на туристическом рынке Санкт- Петербурга и отметить вовлечённость «тёмной» составляющей в готовые турпродукты;
6. Разработать новый туристический продукт для китайских туристов с включением в него мистической составляющей.
Научная новизна данной работы заключается в слабой изученности «тёмного» туризма на территории Санкт-Петербурга. Тема «тёмного» туризма является в целом малоизвестной и достаточно новой. Существующие в России научные работы посвящены оценке перспектив развития «тёмного» туризма в Санкт-Петербурге, однако не затрагивается влияние на него символизма.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение раскрывает тематику исследования, её актуальность, объект и предмет исследования, цели и задачи исследования, приводит научную новизну работы....
В ходе проведённого исследования было выявлено, что «тёмный» туризм - это довольно неизученное понятие, которое в зависимости от территории и степени влияния символизма может трактоваться по-разному. Потребности туристов в посещении «тёмных» аттракций давно стали главной темой для обсуждения, а этические нормы при посещении мест, связанных со смертью - предметом споров. Несмотря на отсутствие в Санкт-Петербурге природного типа «тёмных» дестинаций, связанных со стихийными бедствиями, которые наиболее популярны в Китае с точки зрения символизма, в городе существует богатая историко-культурная составляющая и обширный мифологический городской фольклор.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были изучены понятия символизма в туризме и выявлено определение «тёмного» туризма с учётом отечественных и зарубежных трактовок, описаны виды «тёмных» дестинаций, а также рассмотрен контекст применения символизма на рынке китайского и российского туризма.
К основным итогам проведённой работы можно отнести следующее:
• Были определены главные мистические аттракции Санкт-Петербурга, которые представляют интерес для китайских туристов в настоящее время. На основе проведённого метода аналогий, анализа китайских социальных сетей, частоты запросов в китайских поисковых системах и отзывах были отобраны самые популярные «тёмные» аттракции.
• Потенциал «тёмного» туризма может использоваться для развития культурнопознавательного вида туризма и нишевых видов туризма, а также при разработке как классических туров, так и нестандартных. «Тёмные» объекты показа включают в себя разнообразные образы, которые могут быть использованы при погружении в культурную составляющую города.
• «Тёмные» достопримечательности Петербурга в настоящий момент довольно активно посещаются жителями и гостями города, однако существует проблема в том, что турист не подозревает о том, что участвует в «тёмном» виде туризма. К сожалению, не существует подробной статистики о мотивах посещения «тёмных» дестинаций и в целом количества туристских потоков с данной целью, поскольку практически все места, связанные с «тёмным» туризмом включены в культурно-познавательный вид туризма. Также стоит отметить, что на официальном туристском портале города «Visit Petersburg» «тёмный» туризм не выделен как отдельный тематический вид туризма, однако на сайте присутствуют маршруты, сочетающие в себе мифологическую тематику.
• Разработка нового туристического продукта для китайских туристов с включением в него мистической составляющей является целесообразной. Знакомство с «тёмными» местами представляется интересным как туристам, которые ещё не посещали Санкт-Петербург, так и повторным.
• Рассмотрены сильные стороны «тёмного» туризма в Санкт-Петербурге и в СевероЗападном округе в частности, так и его слабые места, которые требуют дальнейшего развития.
Главным итогом выпускной квалификационной работы стала разработка перспективного маршрута с вовлечением мистической составляющей Петербурга. Его конкурентным преимуществом является уникальность, поскольку на туристическом рынке не существует в целом подобных предложений. К тому же, данный туристический продукт включает в себя тематические легенды, которые подтверждают главный образ Петербурга - таинственный величественный императорский город на Неве, полный тайн, символов и загадок.
По мнению автора, влияние символизма на развитие «тёмного» туризма в Санкт- Петербурге очевидно, а существование свободной ниши туризма на такой насыщенной местами притяжения территории, это исключительно вопрос времени.
1. Joan E. Manley. Symbol, ritual, and doctrine: The cultural ‘tool kit’ of TQM [электронный
ресурс] // Journal of Quality Management, 1998. №3 (2). URL:
https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S10848568998011267via%3Dihub
2. Mats Alvesson. The business concept as a symbol [электронный ресурс] // International
Studies of Management & Organization, 1998. №28 (3). URL:
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00208825.1998.11656741
3. I-Chieh Michelle Yang, Juliana French, Christina Lee, Motoki Watabe. The symbolism of international tourism in national identity [электронный ресурс] // Annals of Tourism Research, 2020. №83.
URL: https://ideas.repec.org/a/eee/anture/v83y2020ics0160738320301109.html
4. Hakan Sezerel, Birgul Ta§delen. The Symbolic Representation of Tourism Destinations: A Semiotic Analysis [электронный ресурс] // e-Consumers in the Era of New Tourism, 2016. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-981-10-0087-4_5
5. Hartline, M.D. and Jones, K.C. Employee Performance Cues in a Hotel Service Environment:
Influence on Perceived Service Quality, Value, and Word-of-Mouth Intentions [электронный ресурс] // Journal of Business Research, 1996. №35 (3). URL:
https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/01482963950012637via%3Dihub
6. Гирц Д. К. Интерпретация культур // М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 560 с.
7. Philip R. Stone. A dark tourism spectrum: Towards a typology of death and macabre related
tourist sites, attractions and exhibitions [электронный ресурс] // Tourism, 2006. №54 (2).
URL: http://web.mnstate.edu/robertsb/390/A%20dark%20tourism%20spectrum.pdf
8. Lewis, H., Schrier, T. and Xu, S. Dark tourism: motivations and visit intentions of tourists
[электронный ресурс] // International Hospitality Review, 2021. URL:
https://www. emerald.com/insight/content/doi/10.1108/IHR-01 -2021 -0004/full/html
9. Wuhan tops travelers' wish lists in 2020 [электронный ресурс]. URL: http://www.china.org.cn/travel/2020-04/30/content_75994706.htm
10. М. Ермаков. Культ предков в Китае: прошлое - настоящее - будущее [электронный ресурс] // Звезда, 2007, №5. URL: https://magazines.gorky.media/zvezda/2007/5
11. Мавзолей Мао Цзэдуна. [электронный ресурс] // Туристер, 2020. URL: https://www.tourister.ru/world/asia/china/city/beijing/placeofmterest/2410
12. Fun doubles when jubensha goes on during a trip. [электронный ресурс] // China Daily, 2021. URL: https://www.chinadaily.com.cn/a/202111/17/WS619458f3a310cdd39bc75c75.html
13. Биржаков М.Б. Введение в туризм // СПб.: ИТД «Герда», 2000.
14. Фридман В. Б. Культурно-познавательный туризм и музеи // Мир экскурсий, 2009, № 6. с. 60-61.
15. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства, и основные направления реализации туристского // М.: Федеральное агентство по туризму, 2014....38