Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвопрагматическая характеристика способов манипулирования обще- ственным мнением в американском предвыборном дискурсе 2020 года

Работа №142540

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы117
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ 7
1.1 Дискурс как объект исследования современной лингвистики 7
1.2 Структура понятия «политический дискурс» 12
1.3 Сущность понятия «манипуляция» 17
1.4 Языковые приёмы манипулирования 22
1.5 Прагматические средства выражения манипулирования. Основы
понятий стратегии и тактики 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 34
ГЛАВА II. ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ
МАНИПУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ В АМЕРИКАНСКОМ ПРЕДВЫБОРНОМ ДИСКУРСЕ 2020 ГОДА 36
2.1 Лексико-семантические средства манипулирования 37
2.2 Морфологические средства манипулирования 41
2.2 Синтаксические средства манипулирования 52
2.3 Стилистические средства манипулирования 58
2.4 Прагматические средства манипулирования 62
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
СПИСОК СЛОВАРЕЙ И СПРАВОЧНОГО МАТЕРИАЛА 74
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 75

Политическая деятельность играет важную роль в жизни общества, в связи с чем большое количество лингвистических исследований посвящается исследованию политического дискурса. С развитием современных средств коммуникации и расширением их охвата, растёт также и роль политической коммуникации, её влияние на общество. То, какое мнение складывается у людей по поводу вариантов решения тех или иных социально-экономических проблем, часто зависит от того, какое отражение они находят в языке политического дискурса.
Наиболее сильное воздействие на аудиторию оказывают политические лидеры; к их мнению, как правило, прислушиваются чаще, чем к мнениям других персон, поскольку они играют ключевую роль в принятие решений на государственном и международном уровнях. Имея повышенный авторитет у аудитории, политики используют разнообразные стратегии и тактики для достижения коммуникативных задач, формируя сознание общества и побуждая его членов к тем или иным действиям. Ярко выраженная манипулятивная интенция наиболее часто проявляется в предвыборных выступлениях. Интерес к данной области политического дискурса послужил определяющим фактором для выбора темы исследования: «Лингвопрагматическая характеристика способов манипулирования общественным мнением в американском предвыборном дискурсе 2020 года».
Актуальность выбранной темы исследования продиктована потребностью описания предвыборного политического дискурса с прагматической точки зрения, т.е. с учётом как задействованных в нем когнитивных механизмов, находящихся в основе мыслительной деятельности, так и коммуникативных аспектов воздействия на широкую аудиторию. Вопросы изучения политического дискурса, как одного из оказывающих наибольшее влияние на общественное мнение, а также выделение его прагмалингвистических особенностей выдвигаются в современных условиях на первый план. При этом открытым остаётся вопрос об особенностях реализации манипулятивного воздействия в предвыборных выступлениях политиков перед широкой аудиторией, а также о системе средств, которые позволяют отразить манипулятивную установку политического лидера на разных языковых уровнях.
Объектом исследования выступает предвыборный политический дискурс.
Предметом исследования являются коммуникативные стратегии и тактики, использованные в американском политическом дискурсе в рамках предвыборных кампаний кандидатов, участвовавших в выборах на пост президента США в 2020 году.
Цель исследования - выявить способы и средства манипулирования общественным мнением в американском политическом медиадискурсе на лексическом, грамматическом и стилистическом уровнях.
Сформулированная цель предполагает решения следующих задач:
• изучить понятие дискурса как объекта исследования современной лингвистики;
• рассмотреть структуру понятия «политический дискурс»;
• определить сущность понятия «манипуляция»
• исследовать языковые приёмы манипулирования;
• выявить основы понятий стратегии и тактики манипулирования;
• изучить прагматические средства выражения манипулятивного намерения;
• выявить и проанализировать средства языкового манипулирования, применявшиеся в американском предвыборном дискурсе 2020 года;
• соотнести выделенные лексические, грамматические и стилистические средства манипулирования с обозначенными коммуникативными стратегиями и тактиками.
Материалом для исследования послужили тексты предвыборных речей кандидатов на пост президента Соединённых Штатов Америки Дональда Трампа и Джозефа Байдена. В ходе исследования были проанализированы тексты официальных выступлений, размещённые на официальных сайтах крупных СМИ за 2020 г....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Манипулирование представляет собой отбор и употребление таких языковых средств, с помощью которых можно оказывать скрытое воздействие на адресата речи. Основная цель использования языковых средств манипулятивного воздействия политиками - склонить аудиторию в свою сторону. Практическая часть исследования была посвящена анализу лингвистических и прагматических средств манипулирования общественным мнением в американском предвыборном дискурсе 2020 года. Материалом для исследования послужили предвыборные интервью Д. Трампа и Дж. Байдена. Выборка составила 440 примеров.
Самыми частыми являются морфологические средств, которые позволяют сформировать субъективную модальность. Чаще всего она выражается при помощи личных и притяжательных местоимений, которые позволяют подчеркнуть причастность политиков к общественной жизни, создать у общественности ощущение общности и единства политиков с народом, и подчеркнуть собственные положительные качества, противопоставляя их отрицательным качествам оппонентов. Для Байдена характерным является частое использование личных местоимений «I» и ««you». Это позволяет вывести свою личность на первый план, обращаясь в рамках дискуссии непосредственно к избирателям. В речи Трампа помимо аналогично частого использования «I» заметно чаще чем у Байдена используется «we». Трамп склонен идентифицировать себя с американским народом в целом; он подчеркивает, что разделяет интересы широких слоев американского общества, и открыто противопоставляет себя и своих сторонников истеблишменту Демократической партии.
На втором месте по частоте использования находятся синтаксические средства, к которым относятся инверсии, эллипсисы, синтаксические повторы, включая параллельные конструкции, градация, многосоюзия, противопоставление при помощи союза «but» и обособления. Они акцентируют внимание слушателей на смысловой части высказывания, выполняют эмоционально-оценочные функции в данных выступлениях, усиливают воздействие на адресата и отвечают за эмфатизацию.
Основные лексико-семантические средства воздействия включают в себя идеологемы и положительно окрашенную лексику, позволяющие эмоционально воздействовать на сознание аудитории. Сопоставительный анализ показал, что лексико-семантические средства в большей степени характерны для Трампа; Байден прибегает к ним исключительно редко. Такие средства чаще всего носят эмотивный характер, и это свидетельствует о большей эмоциональности речи Трампа.
К стилистическим средствам манипулирования в анализируемом материале были отнесены метафоры, гиперболы, антитеза, эпитеты, сравнения. Они используются в речи политических деятелей примерно в одинаковом соотношении. Сравнения более характерны для речи Дж. Байдена.
В ходе исследования были выявлены также основные прагматические стратегии и тактики инаугурационной речи, реализованные рассмотренными лингвистическими средствам. В выступлениях были выделены стратегия театральности, которая реализуется тактиками кооперации, побуждения, предостережения и обещания, стратегия на понижение (тактики анализ - «минус», обличения) и стратегия на повышение (тактики анализ - «плюс»).
Лингвопрагматические средства манипулирования позволяют политическим лидерам управлять системой текста и формировать полезные им ценности и убеждения у предполагаемой аудитории.


1. Арутюнова М.А. Теория и практика политической коммуникации // Вестник МУ. - Сер. 25. - №3. - 2010. - С. 145-159.
2. Архипова Е.С. Реализация коммуникативных стратегий и тактик в рекламном дискурсе (на материале рекламных текстов автомобилей) // Lingua mobilis, 2013. - № 7 (46). - С. 17-22.
3. Баранов А.Н., Казакевич Е.Г. Парламентские дебаты: традиции и новации. - М.: Знание, 1991. - 64 с.
4. Борботько В.Г. Элементы теории дискурса. - Грозный: Издательство Чечено-Ингуш. гос. ун-та, 1981. - 113 с.
5. Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. - Екатеринбург, 1996. - С. 21-48.
6. Виноградова С.А. Инструменты речевой манипуляции в политическом медиадискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2010. - Вып. 2. - С. 97-101.
7. Гийом Ж., Мальдидье Д. О новых приёмах интерпретации, или проблема смысла с точки зрения анализа дискурса. - М.: Прогресс, 1999. - С. 124­136.
8. Голубева А.В., Максимов В.И. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров. - 2-е изд., пер. и доп. - М., 2012. - 358 с.
9. Гурочкина А.Г. Манипулирование в лингвистике // Известия Российского педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2003. - Вып. № 5 (3). - С.136-141.
10. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. - М.: Высшая школа, 2003. - С. 393.
11. Данилова А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. - М.: Добросвет, 2009. - 234 с.
12. Данилова С.А. Типология дискурса // Гуманитарные, социально­экономические и общественные науки. - № 1. - 2015. - С. 345-349.
13. Дейк ван Т.А. Дискурс и власть. - М.: Либроком, 2013. - 344 с.
14. Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
15. Демьянков В.З. Аргументирующий дискурс в общении // Речевое общение: Проблемы и перспективы. - М.: ИНИОН, 1983. - С. 114-131....58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ