Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ ДАЛЬТОН-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ФИЗИКЕ

Работа №14248

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физика

Объем работы48
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
570
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы применения Дальтон-плана 7
1.1 История возникновения дальтон-плана 7
1.2 Сущность Дальтон-технологии 10
2 Реализация Дальтон-технологии на примере организации изучения выделенного раздела школьной программы по физике 18
2.1 Формирование структуры обучения старшеклассников физике с использованием Дальтон - технологии 18
2.2 Анализ работы обучающихся при использовании Дальтон-технологии .. 38
2.3 Методические рекомендации по организации обучения старшеклассников физике на основе Дальтон-технологии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45



Актуальность темы исследования. Стержневым понятием в педагогике является педагогический процесс как специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Самое главное — школа должна подготовить растущего человека к жизни. Современное содержание общего образования динамично развивается в соответствии с глобальными тенденциями становления информационного, постиндустриального, гражданского общества и потребностями формирования свободной личности в условиях демократизации общества [1].
В информационном обществе образование перестает быть способом усвоения готовых и общепризнанных знаний. Во-первых, в настоящее время критически рассматривается концепция роста знаний как накопления истинных знаний. Совершенствование знания заключается не в получении окончательной истины, а в решении большего числа проблем, а также переосмыслении научного знания, включающего в себя и заблуждения. Систематизация знаний, выяснение их истинности — дело самого учащегося. Во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к насыщению человека готовыми знаниями. Под знанием в структуре традиционного образования понималось, как правило, знание основ наук, которое абстрагировалось от социокультурного контекста. Большинство педагогических теорий XX века и адекватная им образовательная практика ориентировались не на развитие учащегося как субъекта образования, а на достижение им определенного знаниевого стандарта [2].
Из сказанного выше следует, что в условиях информационного общества, закономерным требованием которого стал личностно¬ориентированный подход в образовании, можно констатировать переход к новой образовательной парадигме. В Современном толковом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой парадигма в качестве философской
дефиниции определена как исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию [3]. В современных образовательных условиях смена парадигм выступает как закономерное восхождение к более целостному пониманию самого феномена образованности. Именно поэтому переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность, самостоятельность мышления, формирующей духовно-нравственные ценности, является одним из стратегических направлений в модернизации образования [4]. Гуманитаризация образования предполагает распространение и утверждение в сфере образования идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом, то есть признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Особое значение в этом контексте приобретает идея гуманитаризации образования. Гуманитаризация является частью общего процесса гуманизации системы образования. В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, но и выявление, развитие творческих интересов и способностей каждого учащегося, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности [5]. Во многом реализации этих задач способствуют такие инновационные технологии, как проектная методика, Дальтон-план, модульная технология, исследовательский метод обучения. В начале XXI века наиболее востребованной среди них является проектная методика, которая в лингводидактическом энциклопедическом словаре А. Н. Щукина определена следующим образом: Проектная (от лат. projectus. брошенный вперед) методика - одна из технологий обучения, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. В ее основе лежит личностно-деятельностный подход к обучению. Под проектом понимается самостоятельно планируемая и реализуемая работа [6]. Дальтон-план является одной из технологий реализации системно¬деятельностного подхода в обучении. В практике к методу проектов обращаются чаще, чем к Дальтон-плану, но, по мнению Т. И. Шамовой и Т.М. Давиденко, Дальтон-план обладает огромным потенциалом. Он предполагает учет индивидуальных психологических особенностей учащихся, их способностей, интересов и потребностей [7]. Индивидуализированное обучение, является залогом повышения качества обучения различным дисциплинам, в том числе и физике. В этой связи выбранная нами тема дипломной работы является актуальной.
В данной работе мы предлагаем адаптировать Дальтон-план к изучению физики в современных образовательных условиях с целью повышения эффективности обучения по данному школьному предмету. Дальтон-план в большей степени применим к дисциплинам, связанным с точными науками, так как для него характерна определенная запрограммированность. Стоит отметить, что идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике реализуется в едином, государственном экзамене, который в современных образовательных условиях приобрел всероссийский масштаб, поэтому запрограмированность Дальтон-плана может положительно сказаться на подготовке к экзамену [8].
На наш взгляд, в 20-е годы XX столетия была сделана попытка перенести американский опыт по реализации Дальтон-плана на советскую почву, трансформируя его на основе идеи о Единой трудовой школе. Опыт не увенчался, успехом. До 90-х годов Дальтон-план не представлял никакого интереса для исследователей. Только после реформ в социальной, экономической и образовательной сфере встал вопрос об — актуализации Дальтон-плана. Его переосмысление, как дидактически оправданной технологии, возможность использования в рамках классно-урочной системы дало ему «новую жизнь». Вместе с тем надо заметить, что отсутствуют методические исследования, свидетельствующие об эффективности использования Дальтон-плана в обучении физике, поэтому можно
констатировать неразработанность данной проблемы для новых условий отечественного образования [9].
Все вышесказанное определило тему дипломной работы «Применение
Дальтон - технологии при обучении старшеклассников физике».
Объектом исследования явился Дальтон-план как инновационная технология и его возможности в повышении качества образования по физике и формирования личности учащихся.
Предметом ис следования стал учебный процесс, организуемый на базе реализации Дальтон-плана в средней школе и основывающийся на индивидуализации о бучения.
Цель исследования состоит в концептуальном обосновании Дальтон- плана как инновационной технологии в новых образовательных условиях и выявлении эффективности обучения физике в рамках традиционной классно-урочной системы с использованием Дальтон-плана.
Реализация поставленной цели связана с решением следующих исследовательских задач:
1) проанализировать теоретические и исторические основы Дальтон- плана;
2) адаптировать Дальтон-план к урокам физики;
3) проверить путем экспериментальной работы качество обучения физике и развития личности школьников в условиях использования Дальтон- плана.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе мы рассмотрели особенности организации обучения старшеклассников физике с использованием Дальтон-технологии.
Основными составляющими этой работы являются теоретическая часть, которая включает в себя обзоры по проблеме исследования и описание предмета исследования, и практическая часть, где описывается порядок внедрения Дальтон-технологии в процесс обучения и анализ результатов внедрения.
В процессе работы нам удалось дать характеристику Дальтон- технологии, выявить особенности проведения учебного процесса с использованием данной технологии . Оценить меру проявления познавательных качеств школьников в учебных ситуациях различного характера. Выяснить какие методы и приемы используются для осуществления процесса обучения физике с использованием технологии Дальтон-плана. Проанализировать методы работы с учащимися для реализации намеченных целей в изучении предмета и конкретной темы. Разработать рекомендации учащимся и педагогам по поводу наиболее благоприятного выбора системы подготовки к урокам с использованием Дальтон-плана. Мы узнали, что Дальтон-технология является одной из формой интеллектуального соревнования учащихся. Так же что данная технология воспитывает в обучающихся такие качества, как ответственность за начатое дело, целеустремленность, трудолюбие. В процессе практической работы нам удалось узнать, как более правильно подавать материал учащимся для его более успешного усвоения. Так же что учащиеся считают, что понимать смысл текста и значения терминов намного легче, устанавливая смысл прочитанного. Так же мы установили, что ученики считают планомерную работу наиболее приемлемой, так как она ведет к наиболее высшему результату.
Дальтон-план — это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанном на трёх принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом — принципом гуманизма, который признан сегодня в научно-педагогическом сообществе «в качестве ведущей основополагающей идеи развития образования на современном этапе» . Внедрение Дальтон- плана в учебный процесс раскрывает большой научно-методический потенциал, способствует появлению возможностей использования различных форм и методов обучения. При использовании технологии Дальтон-плана:
• Достигаются более качественные результаты;
• Интенсивней развиваются мыслительные процессы;
• Повышается активность учащихся на уроке;
• Раскрывается внутренний потенциал учеников.



1. .Арямов И. А. Рефлексология и педагогика / И. А. Арямов — М.: Работник просвещения, 1929. - 259 с.
2. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю. К. Бабанский // Избранные педагогические труды. М. 1989. — С. 318.
3. Ефремова Д.О. Современный толковый словарь / Д.О. Ефремова - М.: Наука, 2006. - С. 560.
4. Андреев И. Д. О методах научного познания / И.Д. Андреев - М.: Наука, 1964. — 780 с.
5. Беспалько В. П. Программированное обучение (Дидактические основы) / В.П. Беспалько- М.: Высшая школа, 1970. - 300 с.
6. Щукин А.Н. Лингводидактический словарь / А.Н. Щукин - М.: Просвещение, 2008. - 608 с.
7. Шамова Т. И. Дальтон-план, как основа современной школы / Т.И. Шамова, Т.М. Давиденко - М.: Наука, 2008. - 150 с.
8. Баранова Т. И. Исследовательский-метод обучения в теории и практике общеобразовательных школ РСФСР (1917-1931 гг.): дис.. канд. пед. наук / Т.И. Баранова - Москва, 1974. -212 с.
9. Благодарев О. А. Российское образование в 20-е годы XX века / О.А. Благодарев - Таганрог, 1999. — 125 с.
10. Блонский П. П. Что нам взять от Долтонского плана / П.П. Блонский // На путях к новой школе. 1924. — N 3. — С. 621.
11. Абасов З. А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников / З.А. Абасов // Школьные технологии. — 2002. — N 5. — С. 981
12. Аверьянов А. Н. Система: философская категория и реальность/ А. Н. Аверьянов - М.: Мысль, 1976.- 188 с.
13. Богоявленский Л. П. Интересные методические моменты в книге Эв. Дьюи / Л.П. Богоявленский //Дальтонский лабораторный план - М., 1924. - С. 713.
14. Богуславский М. В. Творческое использование западных педагогических технологий в обучении / М.В. Богуславский // История педагогической технологии: Сб. науч. трудов. М., 1992. —С. 159.
15. Ворончихина В. Г. Сравнительный анализ Дальтон-плана и метода проектов как дидактических систем в теории и практике отечественного образования в 20-е годы XX столетия / В. Г. Ворончихина - Ижевск, 2005. - 219 с.
16. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. Педагогика третьего тысячелетия / В.П. Беспалько - М.: Издательство Московского психолого - социального института- Воронеж, 2002. — 352 с.
17. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
18. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский // Избранные педагогические труды. М., 1989. — С. 546.
19. Богомолова Л. И. Сравнительный анализ двух педагогических технологий 20-х гг. / Л.И. Богомолова // История педагогической технологии: Сб. науч. Трудов - М., 1992. -С. 223.
20. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский — М., 1935. -317 с.
21. Садовский В. Н. Системный подход всовременной науке / В.Н.Садовский, Э.Г. Юдин, И.В. Блауберг // Проблемы методологии системного исследования М., 1970. — С. 748.
22. Вендровская Р. Б. Школа 20-х годов: поиски и результаты / Р.Б. Вендровская // Межд. пед. акад. М., 1993. — 381 с.
23. Асмолов А. Г. От практической психологии — к развивающему образованию /А.Г. Асмолов //Дет. практ. психолог. 1996. — N° 1-2. — С. 43
24. Мартишина Н.В. Современные воспитательные системы / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина // Классный руководитель. 1998. - №3. - С. 44.
25. Васильева Л. И. Проблема развития познавательной активности учащихся в теории советской педагогики / Л.И. Васильева - М.: Просвещение, 2003. -333 с
26. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в школе / Ш. А. Амонашвили — М.: Вопросы психологии, 1984.- № 5. — С. 178.
27. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский - М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
28. Адамский А. Бегство от Коменского / А. Адамский // Первое сентября. 2000. — N° 17.
29. Марков А. С. Далтонский план организации школьной работы / А.С. Марков //Методы индивидуализирующего труда. - 1925. — С. 250.
30. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько -М.: Педагогика, 1989. — 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ