Введение
ГЛАВА I. Пояснительная записка
1. Историческая справка
1.1. История создания церкви Успения Богородицы
1.2. Стилевое описание иконостаса церкви Успения Богородицы 5
1.3. Стилевое описание фрагмента царских врат из церкви Успения Богородицы
1.4. Аналоги
1.5. Позолота и серебрение в полихромной пластике
2. Методы консервации-реставрации полихромной пластики
2.1. Мероприятия по консервации авторского материала памятника 11
2.2. Укрепление авторского грунта
2.3. Расчистка поверхности живописи и позолоты
2.4. Заполнение трещин и восполнение утрат основы 14
2.5. Подведение реставрационного грунта
2.6. Тонирование реставрационного грунта
Заключение
Список использованной литературы
Иллюстративный материал
ГЛАВА II. Реставрационная документация
3. Паспорт реставрации памятника истории и культуры
3.1. Приложения к паспорту
3.2. Заключения по лабораторным исследованиям
Реставрация – это всеобъемлющий комплекс различных видов работ и проводимых исследований, направленный на сохранение и предотвращение последующих разрушений памятников материальной культуры. Главной задачей реставрационной деятельности является консервация, а именно сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности. В начале 1960-х годов Чезаре Бранди определил суть понятия консервация - реставрация: «Реставрация составляет методологический момент признания произведения искусства в его физической субстанции и в его двойной полярности – эстетической и исторической, с учётом его передачи в будущее». Вмешательство в авторскую работу производится только в крайних случаях, когда существуют видимые признаки обратимых процессов разрушений. Важно максимально снизить неизбежный риск интерпретации произведения. Вопрос о восстановлении утрат каждый раз должен обсуждаться на реставрационном совете. Немаловажно также подобрать оптимальные условия для хранения и экспонирования объекта в будущем.
В работе представлена реставрация и консервация фрагмента царских врат иконостаса, находящегося на хранении в церкви Успения Богородицы в Столбушино. При поступлении на реставрацию объект находился в аварийном состоянии. После проведения визуального осмотра и лабораторных исследований была разработана методика, на основе которой проводились все необходимые реставрационные мероприятия.
Цель работы – реставрация фрагмента царских врат, придание ему экспозиционного вида с последующей передачей его в Успенскую церковь в Столбушино. Поставленная цель включала следующие задачи:
1. Поиск документации и аналогов по объекту
2. Изучение техники исполнения и методов реставрации-консервации позолоты деревянной резьбы и полихромной росписи
3. Анализ и атрибуция данного памятника истории культуры
4. Выявление степени сохранности объекта
5. Составление реставрационной методологии и применение полученных знаний на практике
6. Работа с реставрационной документацией, представленной в виде аналитических отчётов
Данный подход позволил в полной мере изучить теоретические и практические основы консервации-реставрации, а также различные методы работы в современной реставрационной мастерской.
В данной работе все реставрационные мероприятия были проведены с целью консервации памятника и сохранения его как объекта культуры для будущего изучения. Предваряло практическую деятельность по реставрации изучение архивных данных и аналогов, а также рассмотрение возможных методологий и способов проведения реставрации. Все операции проводились под руководством профессиональных реставраторов и документировались.
Как гласит Венецианская хартия по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест: основная цель реставрации «… сохранение памятников как произведений искусства и как свидетелей истории» (3 статья). К слову, та же Венецианская хартия предусматривает и еще одно условие: «…наслоения разных эпох, привнесенные в архитектуру памятника, должны быть сохранены». При работе необходимо установить следующее: нельзя при реставрации вносить в предмет свои домыслы и добавления, изменяющее его документальность и не являющиеся необходимыми для поддержания целостности данного объекта. «Дополнения могут быть допустимы только в том случае, если они оставляют нетронутыми все примечательные части здания, его традиционное окружение, равновесие композиции и взаимосвязь с окружающей средой» (13 статья). Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза, — на этом положении действующей Венецианской международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест была основана данная дипломная работа.
1. Преображенская Г.А., Резное дерево в храме, Санкт-Петербург, 2011г.
2. Бобров Ю.Г., История реставрации древнерусской живописи, Ленинград, 1987г.
3. Бобров Ю.Г., Бобров Ф.Ю., Консервация и реставрация станковой темперной живописи, Москва, 2008г.
4. Бычков В.В., Духовно-эстетические основы русской иконы, Москва, 1995г.
5. Бобров Ю.Г., Основы иконографии памятников христианского искусства, Москва, 2010г.
6. Исследования в реставрации. Материалы международной научно-методической конференции. Москва 4-6 декабря 2001 г., Министерство культуры РФ, Государственный исследовательский институт Реставрации, Москва, 2002г.
7. Никитин М.К., Мельникова Е.П., Химия в реставрации, Ленинград, 1990г.
8. Каталог «Поздняя русская икона, конец XVIII-XIX век», Санкт-Петербург, 1994г.
9. Цодикович В.К., Церковь Рождества Христова в Нижнем Аблязове. Иконостас, иконы, деревянная скульптура XVIII века, Ульяновск, 2012г.
10. Евангелие от Марка и Луки с предисловием и подробными объяснительными примечаниями Епископа Михаила, Минск, 2000г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
11. Социальный специализированный ресурс информационного содействия в сфере сохранения, консервации и реставрации памятников материальной культуры - http://art-con.ru
12. Энциклопедия православной иконы -http://www.obraz.org/index.php?menu=main
13. Википедия. Свободная инциклопедия - https://ru.wikipedia.org
14. Православная библиотека - https://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija-ili-nastavlenie-v-zhivopisnom-iskusstve-sostavlennoe-ieromonahom-i-zhivopistsem-dionisiem-furnoagrafiotom/1_14