Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Место крупного бизнеса во внешнеполитическом процессе России

Работа №142462

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Взаимодействие государства и бизнеса во внешней политике: основные теории и концепции 11
1.1 Теории международных отношений и процесс принятия внешнеполитических решений. 12
1.2 Российский вклад в анализ процесса принятия внешнеполитических решений. 24
Глава 2. Устройство системы принятия внешнеполитических решений в РФ 33
2.1 Общая характеристика системы принятия политических решений. 33
2.2 Возможности влияния крупного бизнеса на процесс принятия внешнеполитических решений 43
Глава 3. Место крупного бизнеса в системе принятия внешнеполитических решений: метод анализа конкретных ситуаций (casestudy). 47
3.1 Развитие Северного морского пути: интересы государства и бизнеса. 47
3.2 Строительство Северного потока – 2. 51
3.3 Открытие международных направлений для гражданских рейсов в период пандемии Covid-19. 54
Заключение 62
Список источников 66
Список литературы 72


В первых разделах Концепции внешней политики РФ, принятой в 2016 году, дается развернутая характеристика международных отношений, сложившихся в современном мире и в которых Россия стремится занять одно из ведущих мест. Способы и участники, с помощью которых Россия планирует это сделать, претерпели существенную эволюцию по сравнению с Концепциями 2013 и 2008 годов.
Так, при во многом идентичных целях – защита национальных интересов и безопасности, многополярность в международных отношениях – способы их достижения варьировались от методов многосторонней дипломатии и обеспечения многовекторности до наращивания силового потенциала из-за роста фактора силы в МО.
Вместе с тем, участники эти процессов также меняются. При сравнении Концепций можно отметить конкретизацию участников внешнеполитических процессов (ВП) и процессов принятия внешнеполитических решений (ППВР). Если ранее в Концепциях говорилось о важности общего подхода к ведению внешней политики в области социального, экономического, политического взаимодействия, а также сотрудничества в области безопасности, то в более современной концепции 2016 года указано, что этот процесс конкретно обеспечивают государственная власть, институты гражданского общества, научные круги, религиозные организации и бизнес-сообщества.
Популярность политики санкций, свойственная современным международным отношениям, так же начинает затрагивать все большее количество негосударственных акторов международных отношений. В частности, западные санкции в отношении России все чаще распространяются не только на государственных деятелей, но и на представителей бизнеса или на конкретные компании: в санкционные списки стали попадать такие компании, как Роснефть , Газпром , Транснефть и т.д.
Представленные выше тенденции делают актуальным исследование места негосударственных акторов международных отношений, в том числе степень влияния бизнеса на ППВР.
Основными терминами данной работы являются:
Крупный бизнес – предприятия и организации с большим количеством собственных ресурсов, с государственной, частной или частно-государственной формой владения, масштабным товарооборотом, высоким уровнем капитализации, международным компонентом в деятельности, уровнем годового дохода от 1 млрд долларов , штатом сотрудников более 5000 человек .
Процесс принятия внешнеполитического решения – процесс формирования конкретного решения в той или иной внешнеполитической области с привлечением различных участников и использовании конкретных способов на основе суммы интересов индивидов, групп, коалиций, и затрагивающего национальные интересы государства.
Место в системе принятия внешнеполитических решений – позиция тех или иных индивидов, групп, коалиций, объединений в системе и по отношению к ПВР, а также их способность с помощью конкретных инструментов и способов повлиять на изменение определенного внешнеполитического решения.
Цель работы – выявить место крупного бизнеса в системе принятия внешнеполитических решений в РФ. Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать основные общепринятые теории и концепции, в которых проводится анализ специфики взаимодействия государства и бизнеса во внешней политике, его роли и месте в ППВР.
2. Оценить общепринятые теории и концепции, исследующие взаимодействие между государством и бизнесом во внешней политике на предмет релевантности постсоветской и современной российской практике.
3. Изучить российский теоретический подход к оценке роли и места бизнеса в ППВР России, выделить в нем основные характеристики ППВР и место в нем негосударственных акторов.
4. Выделить особенности устройства системы принятия внешнеполитических решений в РФ: нормативно-правовое обеспечение, особенности взаимодействия основных участников.
5. Определить способы влияния крупного бизнеса на ППВР в России.
6. На примере конкретных кейсов подробнее проанализировать теоретические основы взаимодействия крупного бизнеса и государства в ППВР, определить способы влияния крупного бизнеса на ППВР, условия, при которых представители крупного бизнеса могут стать неотъемлемой частью ППВР.
Объектом исследования является крупный бизнес в РФ.
Предмет исследования – место крупного бизнеса в системе принятия внешнеполитических решений в РФ.
Источниковую базу настоящего исследования можно разделить на несколько групп:
1. Нормативно-правовая база РФ в области внешней политики. На основе Конституции РФ, концепций внешней политики, соответствующих теме работы указов Президента, Положение о МИД РФ и др. автор делает выводы о роли конкретных государственных акторов во внешней политике России, о степени влияния на них конкретных участников, о месте крупного бизнеса как негосударственного актора в вопросах влияния на принятия решений в этой сфере.
2. Публикации в СМИ стали одной из основ сбора информации о ходе анализируемых в главе 3 кейсов о проектах по освоению Северного морского пути, строительства Северного потока – 2, закрытия международных направлений для выполнения рейсов гражданской авиации.
3. Статистические данные Eurostat, Международной организации гражданской авиации, Министерства транспорта РФ для анализа рентабельности освоения ресурсной базы северных регионов России в рамках проекта по развитию СМП, а также для характеристики масштаба потерь для авиационного бизнеса в условиях закрытия границ в период пандемии коронавируса.
4. Находящиеся в открытом доступе документы внутренней переписки ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» с государственными органами, ответственными за открытие международных направлений для выполнения рейсов гражданской авиации с целью выявления способов и каналов влияния бизнеса на решение государства о возобновлении международного авиасообщения.
5. Официальные выступления государственных лиц и представителей крупного бизнеса на тему вовлеченности крупного бизнеса в ППВР для оценки дискурса вокруг темы исследования.
Степень разработанности темы достаточна в зарубежных исследованиях ППВР европейских стран и США, но для российского исследователя все еще ориентирована на рефлексию советского опыта и поиск способов оценки и прогнозирования ППВР в условиях закрытости системы. Для разрешения этого противоречия был проведен анализ соответствующей литературы, которую можно разделить на следующие блоки:
Зарубежные теоретические исследования в области международных отношений – работы в рамках реалистской парадигмы, в частности, посвященные концепции Innenpolitik в рамках теории неоклассического реализма авторства Роуза Г., Рипсмана Н., Лобелла С. и Талиаферро Д. перечисленные исследователи одними из первых в своих работах начали анализировать других внутренних сил, кроме государственных институтов, в ППВР. Также в этом блоке проанализированы работы авторов в рамках либеральной парадигмы МО, в особенности в рамках неоклассического институционализма. Такие исследователи, как Д. Най, Р. Кохейн в своих работах отстаивали один из принципов гарантии добрососедских отношений между государствами, основанный на увеличении взаимозависимости и взаимовыгодности международного сотрудничества за счет вовлечения в ППВР как можно большего количества как государственных, так и негосударственных акторов . В рамках этого блока также рассмотрены несколько подходов. Это ForeignPolicyAnalysis (анализ внешней политики), более предметно сфокусированный исключительно на ППВР. Его основатели - Г. Элисон, В. Хадсон, Р. Снайдер – предлагают сфокусироваться на декомпозиции внешнеполитического решения и отказаться от государство центричности ППВР, предлагая другие акторы – представителей бизнеса, научной сферы . Подход, основанный на единицах принятия решений (decisionunitapproach) под авторством Д. Хагана, в рамках которого ППВР также раскладывается на составляющие и имеет тесную связь с удовлетворением различных групп интересов внутри государства . На основе перечисленных работ проводится аналитика соответствия данных теоретических подходов и концепций российской действительности, а также предлагается оценить представление зарубежных исследователей о ППВР в России. Так, выделены работы С. Файнштайна и Д. Балдони, основным выводом которых стали заключение о следовании реалистской парадигме в российской практике ППВР. В целом, исследователи в данном блоке считают ППВР в общем смысле, и ППВР в России – в частности, подведомственным исключительно государственным органам и сильному лидеру, а интересы крупных заинтересованных групп, в том числе бизнеса, учитываются лишь по причине риска потерять внутриполитическую поддержку таких кругов.
Следующий блок литературы – вклад российских исследователей в теории, анализирующие ППВР в России. В данном блоке исследователи, наоборот, не соглашаются с ограниченным представлением о ППВР в России как подчиняющейся воле исключительно государственных институтов ППВР, и направлены на критику в этом вопросе. Так, подобная критика ограниченности реалистического подхода в исследовании ППВР в России представлена в работе Т. Романовой «Неоклассический реализм и современная Россия» . Конкретные предложения по теоретическому обеспечению современной практики ППВР в России и роли бизнеса в нем можно найти в работе А. Сергунина «ExplainingRussianForeignPolicyBehavior». В частности, автор особенно отмечает бизнес-сообщества в сфере энергетики, транспорта, военной промышленности как неотъемлемые части ППВР в России. Эту тему продолжают исследователи, развивающие концепцию неопатримониализма С. Эйзенштадта, как, например, В. Гельман в своей работе «“Порочный круг” постсоветского неопатримониализма». В ней исследователь говорит о сложившейся в современной России практике ограниченного доступа и круга лиц в ППВР, участники которого представлены в высшем государственном эшелоне и приближенном к нему кругу влиятельных представителей заинтересованных групп (в т.ч. и бизнес-сообществ), которые зачастую закрыты для обновления . В. Аверков в своей работе «Принятие внешнеполитических решений в РФ» поддерживает эту мысль, дополняя ее тезисом о контролируемой искусственно созданной конкуренции между негосударственными акторами ППВР, необходимой государственной власти для сохранения независимой позиции в данном вопросе. В целом, российские исследователи все больше отмечают тенденцию роста влиятельных негосударственных акторов на ППВР в России, в том числе отдельно – бизнес-сообществ, пытаясь спрогнозировать дальнейший рост этого влияния и как он может изменить сложившуюся систему ППВР.
Отдельное внимание уделено аналитическим докладам Коммуникационного холдинга MinchenkoConsulting, который специализируется на аналитике в области ближайшего круга лиц, ответственного за принятие решений в РФ, его составе, причинах его изменений. В частности, в докладах оценивается влияние участия в так называемом Политбюро 2.0. представителей крупного бизнеса, заинтересованных в получении прибыли от высокопотенциальных международных проектов .
Совокупность методов, применяемых в исследовании, определяется его темой и теоретической базой. Помимо общенаучных методов (обобщение, сравнение, анализ и синтез), используются и более специальные. Так, основной методологией исследования является case-study. На основе анализа конкретных кейсов о вовлеченности бизнеса в ППВР в России есть возможность более подробно проверить актуальность для российского ППВР современных теорий и концепций в этой области, а также на основе практических примеров проверить уровень взаимодействия государства и бизнеса во внешней политике в условиях совпадения интересов, их расхождении, а также ситуации использования ресурсов каждой из сторон в интересах друг друга.
Исследование разделено на 3 главы, в первой из которых проводится анализ вклада зарубежных и российских исследователей в развитие теорий и концепций ППВР, во второй – оценивается роль основных участников ППВР в России и место крупного бизнеса среди них, а в третьей главе более подробно проводится разбор взаимодействия государства и крупного бизнеса во внешней политике на конкретных кейсах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Место крупного бизнеса в процессе принятия внешнеполитических решений в России определяется по многим параметрам.
Во-первых, его местом в теоретическом дискурсе о негосударственных акторах-участниках ППВР. Рассмотренные в данном исследовании теории реалистской и либеральной парадигмы международных отношений, подходы к анализу внешней политики показали, что теории авторства зарубежных исследователей не могут быть однозначно применимы к ППВР в России. Требуется экспертиза и адаптация этих теорий для российской практики, что и стало основой для теории неопатримониализма, например.
Во-вторых, местом бизнеса в нормативно-правовом поле, регулирующем международные отношения. Так, при анализе законодательной базы в этой сфере, было определено, что упоминание роли бизнеса как инструмента достижения определенных целей во внешней политике можно найти в большинстве документов. Учитывая выявленную определяющую роль в ППВР Президента РФ и необходимость иметь канал связи с лидером государства для отстаивания внешнеполитических интересов, крупный российский бизнес, располагающий таким инструментом, занимает важное место в сфере формирования внешнеполитического курса.
Таким образом, можно сделать несколько более подробных выводов о месте крупного бизнеса в ППВР в РФ:
1. Теоретические подходы, изучающие роль и место негосударственных акторов, в том числе и крупного бизнеса, популярны в российской и зарубежной научной сфере. По итогам исследования можно сделать вывод, что теории, концепции и подходы к изучению ППВР стремятся анализировать не только уже готовое внешнеполитическое решение и его результат, но и процесс его оформления. Так, зарубежные авторы неоклассического реализма, неолиберального институционализма, анализа внешней политики, подхода на основе единиц принятия решений, в общем и целом, склонны высоко оценивать роль и место внутригосударственных факторов и таких влиятельных групп, как крупный бизнес, на ППВР. При этом такие зарубежные исследователи, как Д. Балдони и С. Файнштайн склонны видеть в российском ППВР исключительно волю высших государственных органов, а плюрализм мнений представителей других влиятельных сил внутри страны предпочитают не учитывать, так как, по их мнению, закрытость ППВР в России не допускает к процессу представителей гражданского общества. С этим утверждением не соглашаются российские исследователи, отмечающие рост роли в ППВР крупных влиятельных групп, в том числе представителей бизнеса. Даже несмотря на вывод о закрытости системы ПВР в России, исследователи склонны утверждать, что ответственным за ПВР лицам приходится учитывать интересы крупного бизнеса, особенно с международным компонентом, из-за необходимости сохранять баланс его удовлетворенности. Это становится необходимым в условиях, когда такие влиятельные группы, как крупный бизнес, генерируют существенную прибыль для государства в том числе, и внимание к его интересам важно для сохранения внутреннего согласия между ним и государственной властью. К тому же, зачастую, крупный бизнес оказывает мощную поддержку государству и политическому режиму.
2. Упоминание бизнес-структур как влиятельной силы в ППВР в нормативных документах РФ. Так, в Концепции внешней политики 2016 года, соответствующих указах Президента, Концепции государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию напрямую упоминается роль бизнес-структур в осуществлении единого подхода в МО и достижении государственных интересов РФ. Транспортный кейс о закрытии международных направлений для выполнения рейсов гражданской авиации и назначение ПАО Аэрофлот одним из ответственных исполнителей задач по доставке граждан России на родину из-за рубежа, что закреплено было в соответствующем решении Координационного совета при правительстве РФ, является подтверждением этого тезиса.
3. Приближенность к лидеру государства является определяющей в попытке со стороны крупного бизнеса повлиять на ППВР. Анализ государственных институтов ПВР в России показывает, что большинство из них напрямую подчиняются Президенту или отчитываются перед ним. Таким образом, крупному бизнесу необходимо либо иметь представительство в соответствующих государственных органах, либо поддерживать неофициальные связи с лидером государства. И то, и другое свойственно для системы ПВР России, что к примеру, подтверждается членством И. Сечина в комиссии ТЭК при Президенте РФ, а также наличие относительно негласного понятия «Политбюро 2.0», где как минимум четверть приближенного к Президенту кругу лиц составляют представители крупного бизнеса РФ.
4. Бизнес и государство используют ресурсы друг друга для достижения своих интересов. На основе анализа кейсов Главы 3 важно отметить, что не только бизнес стремится к удовлетворению своих интересов, используя государственные рычаги в ППВР, но и государство апеллирует к бизнесу, стремясь сохранить баланс как во внешней, так и во внутренней политике. Доказательством этому служит кейс «Северный морской путь – взаимодействие власти и бизнеса»: крупный российский бизнес одним из первых получает доступ к масштабным потенциальным проектам, имеющим международный компонент, а затем контролирует постепенное внедрение в него зарубежных участников, тем самым сохраняя контроль и главенство интересов государства в этой области.
На основе этих критериев можно сделать вывод о существенном влиянии крупного бизнеса на ППВР в России, значительном его присутствии в ППВР, касающегося влиятельных международных проектов с его непосредственным участием.



Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // Consultant plus — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/7faf10d5db4889ccd421abd45b63fd2b43a3dea7/ (дата обращения: 31.05.2021).
2. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1994// UnitedNations — URL: https://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 31.05.2021).
3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.). // МИД РФ — URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 31.05.2021).
4. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // МИД РФ — URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 31.05.2021).
5. Концепция государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию. // МИД РФ — URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/64542 (дата обращения: 31.05.2021).
6. Основополагающие документы // mid.ru— URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents?p_p_id=101_INSTANCE_CptICkB6BZ29&p_p_lifecycle=0&p_p_state=normal&p_p_mode=view&p_p_col_id=column-1&p_p_col_pos=1&p_p_col_count=2&_101_INSTANCE_CptICkB6BZ29_delta=20&_101_INSTANCE_CptICkB6BZ29_keywords=&_101_INSTANCE_CptICkB6BZ29_advancedSearch=false&_101_INSTANCE_CptICkB6BZ29_andOperator=true&p_r_p_564233524_resetCur=false&_101_INSTANCE_CptICkB6BZ29_cur=1 (дата обращения: 31.05.2021).
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации". // МИД РФ — URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/157626 (дата обращения: 31.05.2021)

Материалы сайтов органов государственной власти и межправительственных организаций

8. Sustainable Development Goals // United Nations — URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/sustainable-development-goals/ (дата обращения: 31.05.2021).
9. Внешнеполитическое досье // МИД РФ — URL: https://www.mid.ru/ru/vnesnepoliticeskoe-dos-e (дата обращения: 31.05.2021).
10. Государственный Совет // Президент России — URL: http://www.kremlin.ru/structure/state-council (дата обращения: 31.05.2021).
11. Комиссии при Президенте // Президент России — URL: http://www.kremlin.ru/structure/commissions#institution-29 (дата обращения: 31.05.2021).
12. О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 26.03.2020 // Правительство РФ — URL: http://government.ru/orders/selection/401/39276/ (дата обращения: 31.05.2021).
13. Оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации // Правительство РФ — URL: http://government.ru/department/556/events/ (дата обращения: 31.05.2021).
14. Подразделения Администрации Президента // Президент России — URL: http://www.kremlin.ru/structure/administration/departments (дата обращения: 31.05.2021).
15. Порядок рассмотрения внешнеполитических вопросов // Государственная Дума — URL: http://duma.gov.ru/duma/about/regulations/chapter-25/ (дата обращения: 31.05.2021).
16. Порядок рассмотрения Советом Федерации вопросов внешней политики и межпарламентского сотрудничества (статьи 200–2051) // Совет Федерации — URL: http://council.gov.ru/structure/council/regulations/32801/ (дата обращения: 31.05.2021).
17. Правительство Российской Федерации Распоряжение // Правительство РФ — URL: http://static.government.ru/media/files/itR86nOgy9xFEvUVAgmZ3XoeruY8Bf9u.pdf (дата обращения: 31.05.2021).
18. Обращение Президента Российской Федерации. // Kremlin.ru — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/20603 (дата обращения: 31.05.2021).


Материалы сайтов компаний и бизнес-ассоциаций

19. ACI Airport Health Accreditation Programme // ACI — URL: https://aci.aero/about-aci/priorities/health/aci-airport-health-accreditation-programme/ (дата обращения: 31.05.2021).
20. Recognizing the world's best airports in customer experience // ACI — URL: https://aci.aero/customer-experience-asq/asq-awards-and-recognition/asq-awards/ (дата обращения: 31.05.2021).
21. Overview - The Community of Airports // ACI — URL: https://aci.aero/about-aci/overview/ (дата обращения: 31.05.2021).
22. Проект «Ямал СПГ» // Ямал СПГ — URL: http://yamallng.ru/project/about/ (дата обращения: 31.05.2021).
23. Работа Аэропорта Пулково В Период Covid-19 // Аэропорт Пулково URL: https://pulkovoairport.ru/covid-19/ (дата обращения: 31.05.2021).
24. Дирекция Северного морского пути Росатома и Пограничная служба ФСБ РФ заключили соглашение о взаимодействии // Росатом - URL: https://www.rosatom.ru/journalist/news/direktsiya-severnogo-morskogo-puti-rosatoma-i-pogranichnaya-sluzhba-fsb-rf-zaklyuchili-soglashenie-o/ (дата обращения: 31.05.2021).
25. Restrictions for passengers on international flights // Aeroflot — URL: https://www.aeroflot.ru/ru-en/covid-19 (дата обращения: 31.05.2021
26. «Россия» признана лидером по трансферу через Санкт-Петербург // Россия — URL: https://www.rossiya-airlines.com/about/news/russia_is_recognized_as_a_leader_in_the_airport_transfer_through_st_petersburg/ (дата обращения: 31.05.2021).
27. Аэропорт Шереметьево подготовил инфраструктуру и технику для устойчивого функционирования в осенне-зимний период // Шереметьево — URL: https://www.svo.aero/ru/press_center/press_releases/sheremetyevo-airport-has-prepared-infrastructure-and-equipment-for-sustainable-operation-in-the-autumn-winter-period (дата обращения: 31.05.2021).
28. Северный морской путь (NorthernSeaRoute) // Korabel.ru — URL: https://www.korabel.ru/sevmorput/about.html (дата обращения: 31.05.2021).

Сообщения информационных агентств

29. Aeroflot Still Flying Abroad Despite Russia's International Travel Ban – Vedomosti // The Moscow Times — URL: https://www.themoscowtimes.com/2020/06/25/aeroflot-still-flying-abroad-despite-russias-international-travel-ban-vedomosti-a70694 (датаобращения: 31.05.2021).
30. «В соответствии с полученными согласованиями»: в Дании продолжилась укладка «Северного потока — 2» // RT — URL: https://russian.rt.com/world/article/825469-daniya-rabota-sevpotok-stroitelstvo (дата обращения: 31.05.2021).
31. «Газпром» переведет экспорт газа в Европу с Украины на «Северный поток – 2». // Ведомости — URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/06/17/645699-gazprom-perevedet-eksport-gaza-evropu-ukraini-severnii-potok-2 (дата обращения: 31.05.2021).
32. «Роснефть» расширяет планы перевалки в бухте Север // Коммерсант — URL: https://www.kommersant.ru/doc/4541156 (дата обращения: 31.05.2021).
33. Авиаперевозки внутри России вышли на «доковидный» уровень // Ведомости — URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2020/07/30/835654-aviaperevozki-vnutri-rossii-vishli-na-dokovidnii-uroven (дата обращения: 31.05.2021).
34. Запасы нефти и конденсата в России по итогам ГРР за 2019 г. выросли почти на 2 млрд т, газа - на 1,3 трлн м3. // Neftegaz — URL: https://neftegaz.ru/news/gas/545173-zapasy-nefti-i-kondensata-v-rossii-po-itogam-grr-za-2019-g-vyrosli-pochti-na-2-mlrd-t-gaza-na-1-3-tr/ (дата обращения: 31.05.2021).
35. Президентская комиссия по ТЭК соберется впервые за три года // РБК — URL: https://www.rbc.ru/business/02/07/2018/5b3a26ab9a794785b2756157 (дата обращения: 31.05.2021).
36. Пулково получил международный сертификат санитарной безопасности // ATO —URL: http://www.ato.ru/content/pulkovo-poluchil-mezhdunarodnyy-sertifikat-sanitarnoy-bezopasnosti (дата обращения: 31.05.2021).
37. Референдум в Крыму о статусе автономии (2014). // РИА новости — URL: https://ria.ru/20150316/1052210041.html (дата обращения: 31.05.2021).
38. Россия и Украина подписали контракт на транзит газа // РИА — URL: https://ria.ru/20191231/1563035576.html (дата обращения: 31.05.2021).
39. Россия отложит разработку шельфа минимум на 15 лет // Ведомости — URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/04/11/865485-rossiya-otlozhit (дата обращения: 31.05.2021).
40. Россия разрешила летать в Турцию, Великобританию и Танзанию. Главное // РБК — URL: https://www.rbc.ru/society/24/07/2020/5f171e1c9a794765905f816e (дата обращения: 31.05.2021).
41. Свыше 90% россиян согласны с присоединением Крыма к РФ, показал опрос. // РИА новости : — URL: https://ria.ru/20140317/999843494.html (дата обращения: 31.05.2021).

Статистические данные

42. Crude Oil Price Forecast: 2021, 2022 and Long Term to 2050 // Knoema — URL: https://knoema.ru/infographics/yxptpab/crude-oil-price-forecast-2021-2022-and-long-term-to-2050 (датаобращения: 31.05.2021).
43. Natural gas supply statistics // Eurostat — URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=Natural_gas_supply_statistics#Consumption_trends (датаобращения: 31.05.2021).
44. U.S. average gasoline prices before Memorial Day are the highest since 2014 // EIA — URL: https://www.eia.gov (датаобращения: 31.05.2021).
45. Динамика реализации газа в Европу // Газпром — URL: http://www.gazpromexport.ru/statistics/ (дата обращения: 31.05.2021).
46. Перевозки пассажиров в России - итоги 2020 года // Aviastat — URL: https://www.aviastat.ru/statistics/73-perevozki-passazhirov-v-rossii-itogi-2020-goda (дата обращения: 31.05.2021).
47. Показатели аэропорта // Аэропорт Пулково — URL: https://pulkovoairport.ru/about/performance/ (дата обращения: 31.05.2021).

Список литературы

Научные статьи и монографии

48. Alexander, Sergunin Explaining Russian Foreign Policy Behavior / — 147. — Stuttgart : ibidem-Verlag, 2016. — 239 p.
49. Gero, Erdmann,and,Ulf Neopatrimonialism Revisited – Beyond a Catch-All Concept // Legitimacy and Efficiency of Political Systems. — 2006. — № 16. — pp. 55-82.
50. Giovanni, Baldoni A Theoretical Analysis of Russian Foreign Policy: Changes Under Vladimir Putin / — : E-International Relations, 2016. — 26 p.
51. Graham, T. A. The Essence of Decision: Explaining the Cuban Missile Crisis / T. A. Graham. // The Oxford Handbook of Classics in Public Policy and Administration. — 2015. — P. 1-34.
52. Joe, D. H. Domestic Political Systems and War Proneness / D. H. Joe. // Political Science. — 1994.. — pp. 13-44.
53. Johan Van Overtveldt, The Chicago School. How the University of Chicago Assembled the Thinkers who Revolutionized Economics and Business, Agate Publishing, Chicago, 2007, 432 p.
54. Joseph, S. N. Soft Power // Foreign Policy. — 1990. — № 80. — pp. 153-171
55. Kenneth, N. W. Theory of International Politics / N. W. Kenneth. — : Addison-Wesley Publishing Company, 1979. — 280 p.
56. Margaret, G. H. How Decision Units Shape Foreign Policy: A Theoretical Framework / G. H. Margaret // Wiley. — 2001. — № 2. — pp. 47-81.
57. Mark, D. N. In search of growth: neoliberal and institutional models for economic growth in an age of globalization // IOWA State university. — Iowa-City, 2008. — 61 p.
58. Michele, M. B. NGO Diplomacy: The Influence of Nongovernmental Organizations in International Environmental Negotiations / M. B. Michele. — : The MIT Press, 2007. — 302 p.
59. Neoclassical Realism, the State, and Foreign Policy / Lobell, E. S, Ripsman [и др.]. — : Cambridge University Press, 2009. — 310 c.
60. Nic, Cheeseman A Dictionary of African Politics / — : Oxford University Press, 2019. — 347 p.
61. Norrin, M. R. Neoclassical Realism / International Studies, 2017, С. 3.
62. Prof, J. M. Foreign Policy Analysis A Toolbox / 2018. — 267 p.
63. Richard,C, Snyder H,W, Bruck Burton // Foreign Policy Decision-Making / 2002. — 186 p.
64. Rose, Gideon. “Neoclassical Realism and Theories of Foreign Policy.” World Politics, vol. 51, no. 1, 1998, Accessed 31 May 2021. pp. 144–172
65. Scott, G,Feinstein,&,Ellen,B Testing the world order: strategic realism in Russian foreign affairs // International Politics . — 2021. — № . — pp. 14-46.
66. Tarik, Oğuzlu Balance of power politics are now more visible than ever / Oğuzlu Tarik. — // Daily Sabah. — 2020. — p. 1-7.
67. Tatiana, A. R. Neoclassical Realism And Today’s Russia // Russia in global affairs. — 2012. — pp. 13-38.
68. Tsebelis, G. Veto Players: How Political Institutions Work / G. Tsebelis. — : Princeton, 2002. — 344 p.
69. Valerie, M. H. Foreign Policy Analysis: Actor-Specific Theory and the Ground of International Relations // Foreign Policy Analysis . — 2005. — № 1. — P. 30.
70. Аверков, В. Принятие внешнеполитических решений в России // Международные процессы. — 2012. — С. 111-124.
71. Гельман, В. Я. “Порочный круг” постсоветского неопатримониализма // Общественные науки и современность. — 2015. — № 6. — С. 34-41.
72. Жизнин С. З., Тимохов В. М. Экономические и геополитические аспекты «Северного потока — 2» // Балтийский регион. 2019. Т. 11, No 3. С. 25—42.
73. Най Дж.С. (мл.) Взаимозависимость и меняющаяся международная политика // Мировая экономика и международные отношения, 1989, стр 76-94
74. Фисун, А. Постсоветские неопатримониальные режимы: генезис, особенности, типология // Отечественные записки. — 2007. — № 6. — С. 8-28.

Аналитические доклады

75. Баев, П. Роснефть, Газпром и государство: треугольник принятия решений в российской энергетической политике // IFRI. — 2014. — № 75. — С. 3-22.
76. Минченко, Е. Политбюро 2.0 и антиистеблишментная волна // MinchenkoConsulting, 2019. — С. 1-17.
77. Нефть и газ в российской Арктике // Аналитический центр при правительстве РФ — URL: https://ac.gov.ru/files/content/10406/neft-i-gaz-v-rossijskoj-arktike-pdf.pdf (дата обращения: 31.05.2021)
78. ТЭК России — 2019 // Статистический сборник. — Аналитический центр при Правительстве РФ, 2019. — С. 2-61.

Публикации в СМИ

79. Дания водит «Северный поток-2» кругами // Коммерсант — URL: https://www.kommersant.ru/doc/3924975 (дата обращения: 31.05.2021).
80. Зеленский назвал "Северный поток - 2" "ловушкой для Европы"// DW — URL: https://www.dw.com/ru/zelenskij-nazval-severnyj-potok-2-lovushkoj-dlja-evropy/a-56682495 (дата обращения: 31.05.2021).
81. МаттиасВарниг проконсультирует по недвижимости в России // Коммерсант — URL: https://www.kommersant.ru/doc/2047066 (дата обращения: 31.05.2021).
82. Министр транспорта Савельев остался владельцем акций «Аэрофлота» после ухода из компании. // Forbes — URL: https://www.forbes.ru/obshchestvo/426681-ministr-transporta-savelev-ostalsya-vladelcem-akciy-aeroflota-posle-uhoda-iz (дата обращения: 31.05.2021).
83. На Украине сообщили о снижении транзита газа "Газпромом" в начале года // Интерфакс — URL: https://www.interfax.ru/business/744159 (дата обращения: 31.05.2021).
84. Политологи зафиксировали трансформацию «ближнего круга» Путина // РБК — URL: https://www.rbc.ru/politics/05/06/2019/5cf683ba9a7947db4b1ea91f (дата обращения: 31.05.2021).
85. Президент укрепил внешнюю политику американистом // Ведомости — URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/09/30/782389-ukrepil (дата обращения: 31.05.2021).
86. Путин заявил о давлении США на Данию в связи с "Северным потоком 2" // Интерфакс — URL: https://www.interfax.ru/world/678851 (дата обращения: 31.05.2021).
87. Путинское «Политбюро 2.0» может не пережить новых вызовов // Ведомости — URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/06/04/803347-putinskoe-politbyuro (дата обращения: 31.05.2021).
88. Рулевые ТЭК: Путин, Сечин и ещё 44 фамилии // Neftegaz —URL: https://neftegaz.ru/news/gosreg/262898-rulevye-tek-putin-sechin-i-eshchye-44-familii/ (дата обращения: 31.05.2021).
89. Трутнев допустил участие иностранцев в освоении шельфа Арктики // РБК — URL: https://www.rbc.ru/business/04/03/2019/5c7d08939a79477479a30953 (дата обращения: 31.05.2021).
90. Эксперты: налоговые льготы для Арктики привлекут крупные компании и помогут развитию МСБ // ТАСС — URL: https://tass.ru/msp/7783545 (дата обращения: 31.05.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ