ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КЕСАРИЯ: ТОПОГРАФИЯ, ГОРОД, ОБЩИНА 16
1.1. Географическое положение и историко - топографическое описание города 16
1.2. Город в системе провинциального управления 24
1.3. Эволюция городского самоуправления 33
ГЛАВА II. КЕСАРИЯ: НАСЕЛЕНИЕ И КОНФЕССИИ 39
11.1. Языческая община 39
11.2. Еврейская община 47
11.3. Христианская община 56
11.4. Община самаритян 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Актуальность исследования. Одной из самых обсуждаемых и актуальных в исторической литературе проблем на настоящий момент является период поздней античности и ранней Византии в различных его проявлениях. Определяется это, прежде всего тем, что эта эпоха представляет собой очень сложное время кардинальных трансформаций и изменений во всех сферах жизнедеятельности общества. Прежде всего, он важен с точки зрения пони¬мания механизмов трансформации античного общества в средневековое. Во многом носителями позднеантичной культуры в этот период выступали го¬рода, в том числе провинциальные. Одним из таких городов является Кесария Палестинская. Однако, судьба этого города в позднеримский и ранневизантийский периоды практически не изучена ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Проблема находится в том, что большинство ученых-историков, ведя речь о Византийской провинции Палестина, в числе крупнейших городов называют и Кесарию, вместе с тем ни кто из них так и не предпринял попытку всестороннего определения роли Кесариии в политической, экономической, культурной или религиозной жизни региона в указанный период.
Источниковая база исследования. Работа опирается на широкий круг источников: письменных, археологических, эпиграфических. Письменные источники можно классифицировать по хронологическому и жанровую принципу. Наиболее ранними среди них являются труды Иосифа Флавия «Иудейские древности» и «Иудейская война» , в которых изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны. Хотя данные истории были написаны ранее описываемых нами событий, в них содержаться ценные сведения об истории города и процессах, которые повлияли на его развитие в дальнейшем.
Как столица провинции и городской центр, Кесария была упомянута время от времени римскими писателями. Среди них следует особо выделить труд Аммиана Марцеллина «Римская история» , сохранившаяся часть исторического труда (книги XIV—XXXI) охватывает период 353—378 годов. Как типичный представитель античной историографии, при написании своего труда Аммиан придерживался веками складывавшихся традиций. Одной из них являлось введение в исторические произведения экскурсов — отступлений от основной темы повествования, в подобным экскурсах географо - эно- географического характера мы содержится несколько замечаний и описаний о Кесарии и ее жителях.
Следующим автором, в трудах которого проливается свет на историю Кесарии является Евнапий, написавший историческую хронику, прослеживающую события до начала V века, а также трактат «Жизни философов и софистов» , который представляет собой собрание биографий знаменитейших философов и софистов конца III—IV веков. Описание города так же представлено в анонимном географическом трактате автора IV в. «Expositio totius Mundi et Gentium» .
Благодаря известности местной христианской общины христианские источники преобладают при изучении города. Наиболее информативными в отношении III века являются труды Оригена . Он провел большую часть последних двадцати лет своей жизни (230-250 гг.) в Кесарии, где он написал многие из своих комментариев, проповедей, писем, увещеваний к мученичеству, небольших трактатов о молитве, Против Цельса, и его величайшего сочинения - Гексапла. Эти источники, в частности, его проповеди, содержат много информации о городе и деятельности местной христианской общины. Многие труды Оригена изданы в сборнике «Patrologia Graeca» , который был издан в 1857—1866 годах в Католической типографии Миня.
Не менее важны сочинения Евсевия Кесарийского - уроженца изучаемого города и его епископа, родоначальника жанра церковной истории. Хронологически жизнь и активная деятельность Евсевия относится еще к периоду поздней античности, однако его работы содержат в себе уже основы ново¬го, христианского, средневекового мировосприятия. Его «Церковная история» посвященная событиям христианского мира до 324 года содержит многочисленные ссылки на местную христианскую общину. К этому источнику примыкает небольшая работа об истории мучеников: «Книга о палестинских мучениках» - представляет собой драматический рассказ о страданиях, перенесенных христианами Палестины и Кесарии, в частности, во время гонений Диоклетиана, проливает свет на состояние местной церкви в изучаемое время.
Кроме того, присутствие Оригена и Евсевия обращали к городу студен¬тов и ученых, в результате чего Кесария часто упоминается также и другими авторами. Следует также назвать Иеронима Стридонского , его «Хроника», в которой он излагает события всемирной истории, начиная с «сотворения мира», основываясь на «Хронике» Евсевия Кесарийского с дополнениями, содержит материалы касающиеся Кесарии.
Начиная с V века, в литературе встречаются лишь изолированные замечания. Ценные сведения о городе можно найти в труде его уроженца Про-копия Кесарийского «Тайная история» . В этот период, как палестинцы (епископ Прокопий Газский ), так и не палестинцы (Малала Антиохийский) проливают свет на историю Кесарии. Уменьшение количества источников может быть связано с политическим и экономическим спадом, понесенным Кесарией и ее различными общинами в рамках византийского правления.
Отдельный пласт источников представляет собой раввинская литература. Сосредоточив внимание на еврейской общине и, в частности, на раввинах и их деятельности, данные источники освещают и многие другие аспекты жизни Кесарии: христианской и самаритянской общин, хозяйственной деятельности и топографии.
Археологические источники значительно помогают изучению и пони-манию жизни города. Хотя далеко не полные, раскопки дают важные данные, касающиеся истории города. В то время как несколько зданий были обнаружены полностью или частично, гораздо большее значение имеет множество надписей, обнаруженных на зданиях, общественных памятниках и погребениях в ходе проведения раскопок в окрестностях Кесарии. Данные эпиграфические источники так же имеют неоценимое содействие в реконструкции истории и жизни города.
Монеты, отчеканенные в городе, являются еще одним важным источником информации. Изготовлявшиеся в течение двух с половиной веков, местные монеты производились по различным образцам и в значительной мере освещают религиозную, культурную и политическую жизнь в Кесарии. В большинстве случаев монеты обеспечивают подтверждение письменных источников. Большинство из этих монет были опубликованы и классифицированы Л. Кадманом, и в то время, страдающая недостатками, его работа классифицирует и вводит в оборот бесценные нумизматические данные .
Выбор источников обуславливался необходимостью комплексного подхода к изучению и анализу отдельных аспектов жизни города в изучаемый период, а также необходимостью выбора доказательного конкретизирующего материала.
Степень изученности темы. Традиционно рассматривается в двух ключах: отечественной и зарубежной историографии. В дореволюционные и советский период нет ни одной специальной работы посвященной истории Кесарии. Даже история Палестины, в данный период, изучена весьма фрагментарно. Следует отметить, что большой вклад в сбор информации, касающейся истории данного региона внесли русские церковные историки. Основ¬ной их интерес составляла Святая земля история христианских святых и паломничество по святым местам. Кесария первых веков нашей эры вызывала интерес церковных историков, т.к. здесь проповедовал апостол Павел. И не-которые страницы его жизни связаны именно с этим городом. Однако, положение Кесарии в III - V веках не освещается.
Единственная монография, которая хоть как-то касается положения Палестины в ранневизантийский период - это монография советского историка Ю.Б. Циркина «История Библейских стран» . Однако, и в ней Палестине уделяется лишь несколько строк в связи с общим положением в Сиро - Палестинском регионе IV - VII веков н.э.
В современной отечественной исторической науке истории Палестины стало уделяться большее внимание. В 2011 г. вышла в свет работа историка искусства Л.С. Чаковской «Воплощенная память о Храме: художественный мир синагог Святой Земли III-VI вв. н.э.» Монография посвящена еврейскому изобразительному искусству поздней античности, где среди прочих упоминаются синагоги и памятники Кесарии Палестинской.
Работа А.Г. Грушевого «Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи» представляет собой единственный в отечественной историографии систематический очерк политической истории, экономической и культурной жизни иудеев и адептов иудаизма в римский и ранневизантийский период. В работе всесторонне анализируются дошедшие до нас источники, позволяющие исследовать историю взаимоотношений иудеев и римского государства, что может быть полезно при исследовании еврейской общины Кесарии Палестинской, составляющей значительную часть населения в изучаемый нами период.
Единственными специальными работами в отечественной историографии, касающимися непосредственно Кесарии Палестинской, являются науч¬ные статьи современных исследователей. Среди них следует отметить работы И. Ю. Ващевой. Ее статья «Кесария Палестинская в III - первой половине VII вв.» представляет собой краткую характеристику политической, религиозной и культурной роли Кесарии Палестинской в ранневизантийский период. Второй работой исследователя, касающейся изучаемого нами города, является статья «Образование в Кесарии Палестинской в III - первой поло¬вине VII вв.» в которой содержаться ценные сведения об образовании и культурной жизни города. Однако данные работы представляют собой краткие очерки и не освящают всего комплекса проблем связанных с таким центром позднеантичной культуры как Кесария Палестинская.
Отметим так же, что в последнее время региональная тематика поздней античности и Ранней Византии, в частности, отдельные аспекты истории Кесарии активно разрабатываются в НИУ «БелГУ» .
Зарубежная историческая наука представляет совершенно иную картину. Здесь серия работ посвящена Святой Земле и ее истории от первых веков нашей эры вплоть до современности. Однако, не многие из них касаются Кесарии в изучаемое нами время. В 30-е гг. XX века была издана общая работа по исторической географии Палестины - двухтомник Ф.М. Абеля (Р.М. АЬе1) «Geographie de la Palestine» . Данная монография рассматривает многочисленные аспекты физической и политической географии Святой Земли. Книга содержит, в том числе алфавитный перечень городов с описанием, а так же многочисленные карты Палестины.
К числу крупных американских ученых середины ХХ века в области Римской истории и, в особенности, Ближнего Востока принадлежит Глэнвилл Дауни (Glanville Downey). Его плодотворная работа нашла отражение в многочисленных научных трудах. Он внёс весомый вклад в исследование античных городов, в том числе опубликовал несколько статей посвященных христианской церкви Кесарии и христианским школам Палестины .
Единственным обстоятельным трудом, отражающим многообразие проблем связанных с историей Кесарии является монография специалиста по еврейской истории Ли Левина (Levine, Lee I.) «Caesarea under Roman Rule» , вышедшая в 1975 г. Автор в данном исследовании, делая упор на изучение кесарийской еврейской общины, рассматривает историю города в целом, его происхождение, изменения в его политическом статусе и его экономической и социальной жизни. В отличие от данной работы наше исследование подразумевает более широкие хронологические рамки (III - V вв.), в то время как Л. Левин заканчивает свое повествование на начале IV века. Кроме того, автор делает упор на еврейские источники и наибольшее внимание уделяет еврейской общине, в то время, как мы, помимо этно-конфессиональной структуры города, рассматриваем вопросы топографии, провинциального и муниципального управления, опираясь на комплекс источников (римских, христианских и иудейских).
Автором наиболее общего исследования по истории палестинского региона является профессор Университета штата Канзас Хагит Сиван (Hagith Sivan). В своем труде «Palestine in Late Antiquity» он предлагает нетрадиционный способ изучения одного из уголков Римской империи в поздней античности, сплетённый нитями конфликтов, разнообразных историй, народов и мест, подчёркивая в Палестине полиэтническое, культурное, религиозное, топографическое и архитектурное многообразие. Более частный характер исследования направлен на изучение диаспоры евреев, их взаимоотношению между мужчинами, женщинами и Богом.
Современным исследователем, в область научных интересов которого входит Кесария Палестинская является профессор Кеннет Холум (Kenneth Holum). С 1989 года он руководил объединённой Кесарийской экспедицией, итоги работ которой представлены в нескольких монографиях и статьях . Комплексный анализ археологических данных представлен в монографии «Caesarea maritima: a retrospective after two millennia» , редактором которой является К. Холум. В 2000 г. вышла монография «The Greek and Latin Inscrip-tions of Caesarea Maritima» в соавторстве с Клейтон Леманн. 411 надписей, включенных в это издание, представляют открытия, сделанные в результате исследования данной местности, на которые понадобилось четверть века.
Не менее интересна работа «Caesarea reports and studies: excavations 1995-2007 within the old city and the ancient harbor» (совместно с Дженнифер Стеблер и Эдвардом Рейнхардтом), представляющая собой четвертую публикацию промежуточных отчетов раскопок на суше и под водой в Кейсарии. Результаты охватывают весь спектр поселений, IV-XIX вв., но с выраженным акцентом на византийский и раннеисламский периоды .
Таким образом, более или менее полного исследования по истории палестинского региона и, тем более, о жизни конкретного города, т.е. Кесарии в изучаемый нами период в отечественной историографии нет. Вероятнее все¬го, это связано с идеологическими причинами, ведь, как известно, большевистская идеология отрицает саму идею религиозного участия в общественной жизни. Поэтому большую часть XX века тема Византии, а уж тем более
Палестины, из интересов исторической науки была фактически исключена. С началом XXI века тематика отдельных регионов и центров позднеантичной культуры стала более популярной. Однако, так и не предпринята попытка систематического изложения комплекса проблем связанных с тем или иным го-родом в изучаемый нами период.
Зарубежная историография включает в себя большее количество исследований по нашей теме, но они не совпадают с нашей работой либо хронологически, либо тематически. Наиболее освещенной в зарубежных исследованиях являются вопросы топографии города, т.к. здесь достаточно давно ведутся археологические раскопки и уже накоплен достаточный материал.
Таким образом, многие аспекты провинциального и муниципального управления, этно - конфессиональных отношений, культурной и религиозной жизни города остаются не освещенными в настоящее время и могут быть предметами отдельных специальных исследований.
Целью работы является изучение Кесарии Палестинской в III - V вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
1) рассмотреть географическое положение города и составить его историко - топографическое описание;
2) охарактеризовать место города в системе провинциального управления в III - V вв.;
3) описать эволюцию городского самоуправления Кесарии в рассматриваемый период;
4) проанализировать различные аспекты существования в городе этно- конфессиональной группы язычников;
5) изучить характерные черты функционирования в городе еврейской общины;
6) проследить особенности формирования и усиления в городе христианской общины;
7) исследовать одно из этноконфессиональных меньшинств Кесарии - самаритян.
Хронологические рамки исследования включают в себя период с III по V века н.э. Нижняя граница определяется, прежде всего, началом в Кесарии важнейших религиозных и этнических трансформаций, приведших к складыванию уникальной для данного региона этноконфессиональной кар¬тины. Кроме того в данный период в городе осуществляется монументальное строительство, что является показательным в отношении устойчивости города к кризисным явлениям III века. Верхняя граница обусловлена завершением процесса христианизации в регионе, что в дальнейшем привело к численному перевесу христиан и искажению этноконфессиональной структуры го¬рода. Так же, этот период наиболее показателен в изучении отношений городского самоуправления с центральным, т.к. картина муниципальной жизни еще не искажена государственным этатизмом.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию города Кесария Палестинская, который находился на Средиземноморском побережье Палестины, к югу от горы Кармил. В современном Израиле Кесария находится на полпути между Тель-Авивом и Хайфой, на израильской прибрежной равнине недалеко от города Хадера.
Объект исследования ранневизантийский город, расположенный на восточном берегу Средиземного моря - Кесария Палестинская.
Предмет исследования историческая эволюция отдельных аспектов связанных с историей города (положения в системе провинциального управления, городского самоуправления и этно-конфессионального состава).
Методологическая основа исследования в качестве методологической основы исследования признаётся принцип объективности, предполагающий беспристрастное изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы развития города, а так же рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости. В нашем исследовании также особое место занимает принцип историзма, который позволяет изучать процессы происходившие в Кесари Палестинской с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин они возникли, какими были вначале, как оценивались, как развивались в связи с изменением общей обстановки.
Для нашей работы характерен аспектный подход, характеризующийся выбором граней проблем по принципу важности. Таким образом, в исследовании рассматривается историческая эволюция отдельных процессов протекавших в изучаемый период в Кесари Палестинской.
Изложение материала построено с помощью следующих методов, применимых для изучения истории исторической науки:
1. сравнительно-исторический метод, позволяющий проводить сравнения в становлении и развитии этноконфессиональных групп города;
2. историко-генетический метод позволяет рассмотреть происхождение и выделить этапы развития того или иного рассматриваемого аспекта истории Кесарии;
3. историко-типологический метод - при работе с большим количеством источников позволяет выявлять общих черт в работах разных авторов;
4. метод логического анализа - предполагает воссоздание исследуемого объекта именно в качестве системы, т.е. во всей сложности и во всем многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей.
Научная новизна исследования
1. Исследование представляет собой первый систематический очерк истории Кесари Палестинской в III - V вв. н.э.;
2. В работе впервые поднимается ряд узких проблем - место города в системе провинциального управления империей, эволюция городского самоуправления, этноконфессиональные процессы;
3. Изучение представленных в городе этноконфессиональных общин базируется на комплексном привлечении источников по истории каждо¬го из меньшинств, не делая акцент на материалах, содержащиеся в источниках по истории какой-либо одной группы.
Положения выносимые на защиту.
1. В работе доказывается, что Кесария была полиэтноконфессиональным городом в рассматриваемый период, и состояла из нескольких общин.
2. Кесария являлась центром провинции, но сохраняла при этом муниципальное самоуправление.
3. Кесария была важнейшим региональным центром Восточного Средиземноморья позднеримского и ранневизантийского времени.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
Апробация материалов и выводов работы была проделана в виде ряда докладов на международных, всероссийских и региональных научных конференциях в Белгороде, Харькове, Воронеже, Пскове а также отражена в ряде публикаций.
Проведенное в выпускной квалификационной работе исследование имело основной целью комплексное изучение проблем, связанных с жизнью города Кесария, расположенного в Палестине в III - V вв. н.э. В соответствии с задачами исследования, в первой главе были рассмотрены вопросы топографии города, его место в провинциальном управлении империей и аспекты городского самоуправления в его пределах.
Кесария Палестинская в III - V вв. представляла собой крупный городской центр, находившийся на средиземноморском побережье Палестины. В географическом и экономическом делении региона Кесария включалась в наиболее развитую прибрежную зону.
Археологическое исследование Кесарии Палестинской началось со второй половины прошлого столетия. Исследованиями здесь руководили такие ученые как Дж. Ори, М. Ави-Йона, А. Фрова, А. Негев, Э. Линк, К. Холум. За длительный период изучения города накоплен значительный матери¬ал, позволяющий судить об экономической, социальной и политической жизни Кесари. Важнейшими археологическими памятниками города являются портовая гавань, храм Августа, Акведуки, театр, ипподром и дворец губернатора. В настоящее время Кесарию продолжают активно археологически исследовать, хотя сегодня только 15% территории городища находится внутри позднеантичных стен и доступно для раскопок.
Главное в существовании города в III - V вв. определялось административным фактором. Статус метрополии, столицы провинции, положение крупнейшего города Палестины и сохранение муниципальной организации делало Кесарию местом сохранения античных традиций. Город никогда в пе-риод римского и византийского владычества не лишался столичных прав. На рубеж III - IV веков приходится пик расцвета города, когда он является сто¬лицей объединенной провинции Сирия Палестина. Политическое значение
Кесарии несколько пострадало в середине IV века, когда Палестина была разделена на две провинции, а в начале V века на три.
В городе располагалась провинциальная администрация. Возглавляет ее наместник, позднее эта должность стала именоваться президом. Он осуществлял управление провинцией, обладал фискальной, судебной, и административной властью на ее территории. Кроме того, Кесария в этот период является резиденцией верховного суда в провинции.
Изучаемый нами период в истории Кесарии Палестинской, показателен в плане устойчивости античного муниципального самоуправления в городе. В этот период оно еще не сломлено государственным этатизмом, хотя определенные предпосылки этого процесса уже существуют и активно развиваются. На примере Кесарии прослеживаются черты распада античного полисного строя и элементы феодализации политической организации ранневизантийского города.
Задача второй главы заключалась в изучении этноконфессиональной структуры города в изучаемый период. Удалось установить, что в III - V вв. в городе складывается уникальная для данного региона ситуация: в его пределах проживают четыре отдельные этноконфессиональные группы: язычники, евреи, христиане и самаритяне. Особо следует подчеркнуть, что начиная с III века, общины становятся сопоставимыми по размерам и влиянию, хотя для каждой из них можно проследить ее присутствие на самых ранних этапах истории города.
Одной из самых древних в городе является община язычников. Не смотря на некоторый упадок языческой религии в связи с распространением христианства, в Кесарии Палестинской в изучаемый нами период, мы не можем отнести языческое сообщество к второстепенным. Даже признавая определенную апатию язычников к официальным культам, многие языческие учреждения вполне активно существовали. Примечательно так же, что жите¬ли города в III - V вв. были эллинизированы, как внешне (язык, платье, манеры и т.д.), так и внутренне путем участия в этих учреждениях. Это свидетельствует о сохраняющейся энергии и привлекательности многих аспектов языческой жизни. Таким образом, в III - IV веке языческая жизнь в Кесарии, продолжает процветать, несмотря на усиление других крупных общин.
Еврейская община, как и языческая, существовала в городе с начала его истории. Из нескольких общин, проживавших в Кесарии в изучаемый нами период, наша информация о евреях является наиболее полной благодаря обширной раввинской литературе. После Иудейской войны евреи возвращаются в город с начала II века. В течение II века община продолжала существовать, хотя не становилась важным центром еврейской жизни. Только с рубежа III века община стала быстро увеличиваться и, предположительно, заняла центральное место в жизни палестинской еврейской общины. Возвращению евреев в Кесарию способствовало несколько факторов: во-первых, истощение южной части Палестины вследствие соперничества за престол между Септимием Севером и Песценнием Нигером в 193-194 гг.; во-вторых повлияло сближение между евреем и римлянами наблюдавшееся при Северах. Кроме того, существовали стимулы, которые делали город привлекательным со строго еврейской точки зрения.
Как и в других городах Римской империи, евреи Кесарии, вероятно, бы¬ли организованы в politeuma, квазиавтономную гражданскую общину, похожую на греческую городскую организацию. Представители общины были значительно дифференцированы по имущественному и профессиональному признаку. Они были заняты как в провинциальных, так и в муниципальных органах власти, участвовали как в местной, так и во внешней торговле, а так же были вовлечены в мир развлечений, работая в театрах и участвуя в спортивных мероприятиях.
Еще одним этноконфессиональным меньшинством в городе были христиане. Известно, что организационный центр христианской церкви в Палестине со II века находится в Кесарии, так как Иерусалим пока не играет роли главного христианского центра. Поэтому, епископы Кесарии вплоть до сере¬дины VI века были очень влиятельны. Они занимали заметное место в богословской мысли того времени, в догматических спорах и выработке официальной идеологии христианской церкви. Наши сведения о сообществе кесарийских христиан в течение III-IV веков связаны с сочинениями двух отцов церкви - Оригена и Евсевия. Христианская община в Кесарии, в изучаемый нами период, представляла собой большое и влиятельное сообщество. Христиане в городе были заняты в экономической, хозяйственной, административной сферах.
На протяжении IV века епископат Кесарии был полем битвы между православными и арианскими силами. Как и другие христианские общины, сообщество Кесарии на протяжении III - IV вв. было подвергнуты гонениям.
Менее всего мы осведомлены об общине самаритян. В то же время как она была крупнейшим этноконфессиональным меньшинством в Кесарии (а в определенном смысле и в Палестине в целом) в III-V вв. Многие самаритяне служили в администрации губернатора, но занимали в основном лишь низшие должности. Поселения самаритян составляли значительную часть сельской округи Кесарии. Многие самаритяне III - V вв. были в той или иной мере эллинизированны.
Важным аспектом этноконфессиональных отношений являются взаимоотношения между самаритянами и евреями. Целые столетия истории евреев и самаритян полны примеров чередования сотрудничества и антагонизма вплоть до окончательного разрыва между ними, который произошел в Кесарии на рубеже IV в. Непосредственной причиной раскола были сложные политические, социальные и религиозные факторы. Разрыв между самаритянами и евреями развивался на протяжении последующих столетий.
Таким образом, при помощи поставленных задач удалось добиться реализации основной цели нашего исследования: проанализировать отдельные аспекты исторической эволюции такого центра позднеантичной культуры, как Кесария Палестинская.
1. Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни под ред. Л. Ю. Лукомского. - СПб.: Алетейя, 1994. - 558 с.
2. Анонимный географический трактат "Полное описание вселенной и народов" // Византийский временник - Т. 8. - М., 1956. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -URL.: http://krotoy.info/acts/04/2/346opisame.htm
3. Вавилонский Талмуд: Антология аггады Т. 1-2. / Перевод и комментарии У. Гершовича и А.Б. Ковельмана. - Иерусалим, Москва: Израильский институт талмудических публикаций, 2001-2004. - Т. 1 - 326 с.; Т. 2 - 266 с.
4. Евнапий. Жизни философов и софистов / Пер. с греч. Е. В. Дарк и М. Л. Хорькова. // Римские историки IV века. Отв. ред. М. А. Тимофеев. - М.: Росспэн, 1997. - 384 с.
5. Евсевий Кесарийский. Книга о палестинских мучениках [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: https://knigogid.ru/books/534592- istoriya-palestinskih-muchenikoy/toread
6. Евсевий Кесарийский. Церковная история / Вводная статья, комм., библ. список и указатели И. В. Кривушина. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. - 544 с.
7. Иоанн Малала. Хронография. Книги VII-XII / Мир поздней античности. Документы и материалы. Выпуск 7 / Отв. ред. Н.Н. Болгов. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2016. - 100 с.
8. Иосиф Флавий. Иудейские древности в 2 т. / Пер. Г.Г. Генкеля.- СПб., 1900. - Т. 1. - 717 с.; Т. 2. - 420 с.
9. Иосиф Флавий. Иудейская война. / Пер. с древнегреч. М. Финкельберг и А. Вдовиченко. Под ред. А. Ковельмана. (Серия «Библиотека Флавиана»). - М.: Мосты культуры — Иерусалим: Гешарим, 1992. - 522 с.
10.Ориген. Против Цельса [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL.: https: //azbyka.ru/otechnik/Ori gen/protiv_cel sa/
11. Иероним Стридонский. Изложение Хроники Евсевия Памфила. Хроника блаж. Иеронима [частичный перевод]. Перевод книги Дидима о Св. Духе. 1879. — 481 с.; 2-е изд. 1910. — 443 с.
12. Прокопий Газский. Панегирик императору Анастасию / Пер. Н. Н. Бол¬гова, А. М. Болговой // Классическая и византийская традиция. 2016. — Белгород, 2016. — С. 143—161.
13. Прокопий Кесарийский. Тайная история / Пер. С. П. Кондратьева.// ВДИ. -1938. - № 4. - С. 273—360.
14. Путешествие блаженного Иеронима с Павлою и ее спутниками по святым местам Востока в 385-388 гг. // Труды Киевской Духовной Академии. - Киев, 1869. -Т.3. - С. 23 - 44.
15. Сократ Схоластик. Церковная история / Пер. СПбДА под ред. И. В. Кривушина. - М.: Росспэн, 1996. - 368 с.
16. Талмуд. Мишна и Тосефта / Избр. пер. Н. Перферковича в 7 т. - СПб.: Издательство П.П. Сойкина. 1902-1905. - 3442 с.
17. Творения блаженного Иеронима Стридонского. (Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западной). - Киев: Киевская Духовная академия, 1879 - 1903. - 6904 с.
18. Migne J.P. Patrologia Graeca. - Brussels, Paris, 1857-1866.
19. Scriptores Historiae Augustae. Властелины Рима: Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана / Пер. С. Н. Кондратьева. - М.: Наука. - 1992. - 384 с.
II. Исследования
20. Болгов, Н. Н. К истории Кесарии Палестинской в ранневизантийское время / Н.Н. Болгов, А.М. Болгова, Ю.Н. Агаркова // Кондаковские чтения - IV. - Белгород, 2013. - С. 78-83.
21. Болгова, А. М. Обобщающее исследование по истории ранневизантийской Палестины / А.М. Болгова, А.Ю. Рышковская, В.Н. Шилов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2013. - №15 (158) - С. 52-54.
22. Ващева, И. Ю. Кесария Палестинская в III - первой половине VII вв. / И.Ю. Ващева // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Серия История. Вып. 1(4). -2005. - С. 13-25.
23. Ващева, И. Ю. Концепция поздней античности в современной исторической науке / И.Ю. Ващева // Вестник ННГУ. 2009. - №6-1 - С.220-231.
25. Ващева, И. Ю. Образование в Кесарии Палестинской в III - первой половине VII вв. / И.Ю. Ващева // Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С. И. Архангельского. - Н. Новгород, 2005. - С. 72-80.
26. Гийу, А. Византийская цивилизация / А. Гийу. - Екатеринбург: У- Фактория, 2005. - 552 с.
27. Гордиенко, В.Н. Община самаритян Кесари Палестинской в III - VI вв. / В.Н. ГорДиенко, Н.Н. Болгов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - 2016. - №15 (236) - С. 47-51.
28. Грушевой, А.Г. История формирования провинции Палестина Третья / А.Г. Грушевой // Византийский временник. - М.: Наука, 1991. - Т. 51. - С. 124-131.
29. Грушевой, А. Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи / А.Г. Грушевой. - СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. - 484 с.
30. Кулаковский, Ю.А. История Византии. Том 1: 395-518 годы / Ю.А. Кулаковский. - СПб.: Алетейя, 2003. - 492 с.
31. Курбатов, Г.Л. Ранневизантийский город: (Антиохия в IV в.) / Г.Л. Курбатов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1962. - 286 с.
32. Курбатов, Г.Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города в IV—VII вв.: (Конец античного города в Византии) / Г.Л. Курбатов. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. - 220 с.
33. Курбатов, Г.Л. История Византии: От античности к феодализму / Г.Л. Курбатов. - М.: Высшая школа, 1984. - 207 с.
34. Лебедев, А.П. Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до X века / А.П. Лебедев. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. - 443 с.
35. Моммзен, Т. История Рима. Т V. Кн. 8: Страны и народы от Цезаря до Диоклетиана / Т. Моммзен. - Ростов - на - Дону, 1997. - 636 с.
36. Полянский, Е.Я. Творения блаженного Иеронима, как источник для библейской археологии / Е.Я. Полянский. - Казань: Центр. тип., 1908. -583 с.
37. Ранович, А. Восточные провинции Римской империи в I—III вв. / А. Ранович. - М.: Рипол Классик, 2013. - 270 с.
38. Розанов, Н. П. Евсевий Памфил, еп. Кесарии палестинской / Н.П. Розанов. - СПб.: Аксион эстин, 2009. - 232 с.
39. Снегирев, Р. Библейская археология / Р. Снегирев. - М: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. - 576 с.
40. Циркин, Ю.Б. История библейских стран / Ю.Б. Циркин. - М.: Аст- рель: АСТ, 2003. - 576 с.
41. Цмилянич, М. Концепция континуитета византийского города в трудах Г. Л. Курбатова / М. Цмилянич // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая ис¬тория. - 2012. - №4. - С.104-113.
42. Чаковская, Л.С. Воплощенная память о Храме: художественный мир синагог Святой Земли III-VI вв. н.э. / Л.С. Чаковская. - М.: Индрик, 2011. - 368 с.
43. АЬе1, Р. -М. Geographie de la Palestine. Tome I. / Р.-М. АЬе1. - Les- villes. Paris, 1933. - 505 p.
44. АЬе1, Р. -М. Geographie de la Palestine. Geographie politique. Tome II. / Р.-М. АЬе1 - Lesvilles. Paris, 1938. - 538 p.
45. Allon, G.A History of the Jews in Palestine During the Period of the Mishnah and Talmud / G.A. Allon. - Tel Ayiy, 1961. - 386 p.
46. Antoninus Martyr (570). Itinera Hiersolymitana et Descriptiones Terrae Sanctae / ed. T. Tobier, A. Molinier. 2 yols. - Geneya: J.-G. Fick, 1879-1985. - 563 p.
47. Avi-Yonah, M. The Holy Land from the Persian to the Arab Conquests (536 B.C. to A.D. 640): A Historical Geography / M. Avi-Yonah. - Grand Rapids, 1966. - 231 p.
48. Baer, F. Israel, the Christian Church and the Roman Empire / F. Baer // Scripta Hierosolymitana - VII. - 1961. - P. 86-95.
49. Blumberg, H.J. Saul Lieberman on the Talmud of Cesarea / H.J. Blum- berg // The Formalion of the Babylonian Talmud / ed. J. Neusner. - Leiden, 1970. - P. 238-249.
50. Brunt, P.A. Charges of Proyincial Maladministration under the Early Principate / P.A. Brunt // Historia - X. - 1961. - P. 189-227.
51. Caesarea Maritima: a retrospectiye after two millennia / K. Holum, A. Raban. - Leiden [etc.]: Brill, 1996. - 694 p.
52. Downey, G. Caesarea and the Christian Church / G. Downey // Studies in History of Caesarea Maritima. - Missoula: Scholar Press, 1975. - P. 23-42.
53. Downey, G. The Christian Schools of Palestine: A Chapter in Literary History / G. Downey // Haryard Library Bulletin. - 1958. - XII. - P. 297—319.
54. Frend, W.H.C. Martyrdom and Persecution in the Early Church. - Gar¬den City, NewYork, 1967. P. 300 - 305.
55. Holum, K. Caesarea reports and studies: excayations 1995-2007 within the old city and the ancient harbor / Kenneth Holum, Jennifer A. Stabler, Eduard G. Reinhardt. - Oxford: Archaeopress, 2008. - 269 p.
56. Holum, K. Identity and the Late Antique City: The Case of Caesarea / K. Holum // Religious and Ethnic Communities in Later Roman Palestine. - Bethesda, 1998. - Р. 157-177.
57. Holum, K. The Greek and Latin inscriptions of Caesarea Maritima / Kenneth Holum, Clayton Miles Lehmann. - Boston, Mass.: American Schools of Oriental Research, 2000. - 292 p.
58. John Rich. The City in Late Antiquity / edited by John Rich. - Routledge, 1996. - 216 p.
59. Jones, A.H.M. The Urbanization of Palestine / A.H.M. Jones // The Jewish Quarterly Reyiew. - XXI. - 1931. - P. 75-82.
60. Jolowicz, H.F. Historical Introduction to Roman Law / H.F. Jolowicz. - Cambridge: Cambridge uniyersity press, 1939. - 528 p.
61. Kadman, L. The Coins of Caesarea Maritima. Corpus Nummorum Pa- laestinensiun II / L. Kadman. - Tel Aviv, 1957. - 370 p.
62. Klein, S. The Land of the Samaritans in the Time of the Talmud / S. Klein. - Jerusalem, 1913. - 255 p.
63. Levine, I., Caesarea under Roman Rule / I. Levine. - Leiden: Brill, 1975. - 298 p.
64. Lebreton, J.; Zeiller, J. A History of the Early Ghurch / J. Lebreton, J. Zeiller. - New York, 1962. - Vol. 4. - 274 p.
65. Lieberman, S. Emendations in the Yerushalmi (Hebrew). / S. Lieberman // Tarbiz. - II. -1931-1932. - P. 205-212.
66. Lieberman, S. How Much Greek in Jewish Palestine? / S. Lieberman // Biblical and Other Studies / Edited by A. Altmann. - Cambridge, 1963. - P. 123¬131.
67. Lieberman, S. Martyrs of Caesarea / S. Lieberman // ТАПП^НС de l'in- stitut de philologie et d'histoire orientaleset slaves, VII. - 1939-1944. - P. 409 - 419.
68. Lieberman, S. Palestine in the Third and Fourth Centuries / S. Lieber¬man // The Jewish Quarterly Review. -XXXVI-XXXVII. - 1946-1947. - P. 329¬370.
69. Lifschitz, B. Donateurs et fondateurs dans les synagogues juives (Ca- hiers de la Revue Biblique VII) / B. Lifschitz. - Paris, 1967. - 486 p.
70. Middle Eastern cities: a symposium on ancient, Islamic, and contempo¬rary Middle Eastern urbanism / edited by M. Lapidus. - Berkeley: University of California Press, 1969. - 206 p.
71. Montgomery, J.A. The Samaritans / J.A. Montgomery. - Philadelphia: The J.C. Winston Co, 1973. - 264 p.
72. Patrich, J. Studies in the archaeology and history of Caesarea Maritima Caput Judaeae, Metropolis Palaestinae / J. Patrich. - Leiden: Brill, 2011. - 340 p.
73. Reid, J. The Municipalities of the Roman Empire / J. Reid. - Cam¬bridge.: University press, 1913. - 441 p.
74. Safrai, Z. The Economy of Roman Palestine / Z. Safrai - London: Root- ledge, 1994. - 291 p.
75. Schemmel, F. Die Schule van Caesarea in Palastina / F. Schemmel // Philologische Vochenschrift. - XLV. - 1925. - P. 1277-1280.
76. Schwabe, M.A. Caesarean Synagogue and its Inscriptions (Hebrew) / M.A. Schwabe // Alexander Marx Volume: Jubilee Volume on the Occasion of His Seventieth Birthday. - New York, 1950. - 378 p.
77. Simon, M. Problemes du Judeo-Christianisme / M. Simon // Aspects du judeo-christianisme, Colloque de Strasbourg, 23-25 avril 1965. - Paris, 1965. - P. 5-16.
78. Sivan, H. Palestine in Late Antiquity / H. Sivan. - Oxford - New York, 2008. - 430 p.
79. Smith, M. Palestinian Judaism in the First Century / M. Smith // Israel: Its Role in Civilization / Edited by M. Davis. - New York, 1956. - P. 67-81.
80. Urbach, E.E. The Rabbinical Laws of Idolatry in the Second and Third Centuries in the Light of Archaeological and Historical Facts / E.E. Urbach // Isra¬el Exploration Journal. - IX. -1959. - P. 158-165.
III. Информационно-справочные ресурсы
81. Гид по Израилю [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://www.israel-gid.org/1579/
82. Кесария Палестинская фотоальбом [Эл. Ресурс]. Электрон. дан. -
URL.:
http://ancientlife.ru/gallery/%D0%BA%D0%B5%D1%81 %D0%B0%D1%80%D0%B8%D 1 %8F%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B8%D0%BD%D 1 %81 %D0%BA%D0%B0%D 1 %8F/
83. Путеводитель по Израилю [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://guide-israel.ru/places/36636-palestina/
84. Путешествия по Израилю. Кесария [Электронный ресурс]. - Элек¬трон. дан. - URL: https://kezling.ru/travels/israel-5/
85. Caesarea National Park [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. URL: http://www.parks.org.il/sites/English/ParksAndReserves/caesarea/Pages/default.as
px#inter