МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 14-15 ЛЕТ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Учебные задачи по теме «Баскетбол» на уроках физической культуры 7
Средства и методы подготовки баскетболистов 16
1.3 Особенности обучения баскетболу на уроках физической культуры в 6 классах
1.4 Организация и проведение подвижных игр в баскетболе 30
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 41
2.3 Экспериментальная методика обучению техническим приемам баскетбола на уроках физической культуры 42
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
3.1 Изменение физической подготовленности мальчиков в процессе эксперимента 47
3.2 Динамика показателей техники игры в баскетбол мальчиков на уроках физической культуры 49
ВЫВОДЫ 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Учебные задачи по теме «Баскетбол» на уроках физической культуры 7
Средства и методы подготовки баскетболистов 16
1.3 Особенности обучения баскетболу на уроках физической культуры в 6 классах
1.4 Организация и проведение подвижных игр в баскетболе 30
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 41
2.3 Экспериментальная методика обучению техническим приемам баскетбола на уроках физической культуры 42
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
3.1 Изменение физической подготовленности мальчиков в процессе эксперимента 47
3.2 Динамика показателей техники игры в баскетбол мальчиков на уроках физической культуры 49
ВЫВОДЫ 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
В школьной системе физического воспитания баскетбол занимает ведущие позиции. Дело очевидно не только в том, что на настоящее время приходится пик популярности этого вида спорта, как в нашей стране, так и за ее пределами.
Во-первых, широкое применение баскетбола обуславливается, прежде всего, доступностью игры (небольшие средства для приобретения инвентаря и оборудования, возможность самостоятельного строительства площадки и сравнительная простота ее содержания), что немаловажно в условиях экономического кризиса.
Во-вторых, главное, что определяет удельный вес баскетбола в системе физического воспитания, заключается в его ценности как комплексного средства физического развития и воспитания молодежи [8, 9, 17].
Это, прежде всего, коллективность действий, так как баскетбол - командная игра; соревновательный характер; комплексный и разносторонний характер воздействия игры на функции организма и на проявление двигательных качеств (занятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов); непрерывность и внезапность изменения условий игры (помогает развитию у детей способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации); самостоятельность действий (способствует воспитанию творческой инициативы); высокая эмоциональность (способствует решению задач физического воспитания особенно у школьников 5-7 классов) (Бабушкин В.З., 1985).
Тем не менее, преподавание баскетбола в школе довольно проблематичный процесс. С одной стороны, в силу своей специфики (увлеченность спортивной борьбой затрудняет контроль за выполнением технических и тактических приемов), что может привести к неправильному формированию навыков; комплексный характер воздействия на развитие физических качеств затрудняет избирательное воздействие на развитие того или иного качества, то есть проблема в осуществлении дифференцированного подхода; трудность регулирования нагрузки) обучение этому виду игры требует от учителя физической культуры определенной подготовленности. С другой стороны, за короткое время, отведенное программой на овладение навыками баскетбола, предполагается получение ощутимых результатов (Садовский В.А., 1995).
Следовательно, в сложившихся условиях, обучение баскетболу на уроках физической культуры должно основываться на методах и средствах, применение которых максимально соответствовало бы решению задач физического воспитания.
По мере увеличения удельной нагрузки этого вида спорта в школьной системе физического воспитания, появлению программ, делающих упор на изучение баскетбола, проблема совершенствования методов учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры при изучении баскетбола в 5-6 классах приобрела особую актуальность.
Анализ существующей литературы по проблемам обучения баскетболу показал, что значительное внимание уделяется тренировочному процессу юных баскетболистов, занимающихся в секции, в ДЮСШ и т.д. Однако, применительно к школьным урокам по баскетболу можно отметить, что отсутствуют специальные исследования с основной направленностью на формирование технических навыков игры.
Можно констатировать, что особенности изучения комплексной программы преподавания баскетбола в школе освещены недостаточно.
Таким образом, целью исследования является определить, научно обосновать и дополнить методику обучения технике игры в баскетбол на уроках физической культуры в школе.
Объект исследования: процесс овладения навыками игры в баскетбол школьников 6-х классов.
Предмет исследования: методика обучения технике игры в баскетбол на уроках физической культуры у мальчиков 11-12 лет.
Для достижения поставленной цели выделены следующие исследовательские задачи:
1.Определить основные факторы подготовки, способствующие формированию навыков игры в баскетбол.
2. Разработать и обосновать методику формирования навыков игры в баскетбол на уроках физической культуры в 6 классах.
3. Изучить эффективность предложенной методики в процессе педагогического эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации для эффективного формирования навыков игры в баскетбол на уроках физической культуры.
Для решения задач, поставленных в работе, применялся комплекс
методов исследования:
- анализ литературы и программных документов;
- педагогическое наблюдение;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент (постановка контрольных и экспериментальных групп в разные условия обучения);
- метод математической обработки результатов исследования. Гипотеза исследования: предполагалось, что освоение технических приемов баскетбола в процессе уроков физической культуры будет более эффективным при использовании подвижных игр в ходе занятий.
Практическая значимость:
- выявлены основные компоненты процесса обучения баскетболу на уроках в 6 классах;
- разработана и экспериментально проверена методика, направленная на обучение технике игры в баскетбол;
- вносит вклад в подготовку учителей физической культуры для проведения уроков по баскетболу в общеобразовательной школе.
Новизна исследования состояла в использовании подвижных игр на уроках физической культуры при обучении технике игры в баскетбол.
Во-первых, широкое применение баскетбола обуславливается, прежде всего, доступностью игры (небольшие средства для приобретения инвентаря и оборудования, возможность самостоятельного строительства площадки и сравнительная простота ее содержания), что немаловажно в условиях экономического кризиса.
Во-вторых, главное, что определяет удельный вес баскетбола в системе физического воспитания, заключается в его ценности как комплексного средства физического развития и воспитания молодежи [8, 9, 17].
Это, прежде всего, коллективность действий, так как баскетбол - командная игра; соревновательный характер; комплексный и разносторонний характер воздействия игры на функции организма и на проявление двигательных качеств (занятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов); непрерывность и внезапность изменения условий игры (помогает развитию у детей способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации); самостоятельность действий (способствует воспитанию творческой инициативы); высокая эмоциональность (способствует решению задач физического воспитания особенно у школьников 5-7 классов) (Бабушкин В.З., 1985).
Тем не менее, преподавание баскетбола в школе довольно проблематичный процесс. С одной стороны, в силу своей специфики (увлеченность спортивной борьбой затрудняет контроль за выполнением технических и тактических приемов), что может привести к неправильному формированию навыков; комплексный характер воздействия на развитие физических качеств затрудняет избирательное воздействие на развитие того или иного качества, то есть проблема в осуществлении дифференцированного подхода; трудность регулирования нагрузки) обучение этому виду игры требует от учителя физической культуры определенной подготовленности. С другой стороны, за короткое время, отведенное программой на овладение навыками баскетбола, предполагается получение ощутимых результатов (Садовский В.А., 1995).
Следовательно, в сложившихся условиях, обучение баскетболу на уроках физической культуры должно основываться на методах и средствах, применение которых максимально соответствовало бы решению задач физического воспитания.
По мере увеличения удельной нагрузки этого вида спорта в школьной системе физического воспитания, появлению программ, делающих упор на изучение баскетбола, проблема совершенствования методов учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры при изучении баскетбола в 5-6 классах приобрела особую актуальность.
Анализ существующей литературы по проблемам обучения баскетболу показал, что значительное внимание уделяется тренировочному процессу юных баскетболистов, занимающихся в секции, в ДЮСШ и т.д. Однако, применительно к школьным урокам по баскетболу можно отметить, что отсутствуют специальные исследования с основной направленностью на формирование технических навыков игры.
Можно констатировать, что особенности изучения комплексной программы преподавания баскетбола в школе освещены недостаточно.
Таким образом, целью исследования является определить, научно обосновать и дополнить методику обучения технике игры в баскетбол на уроках физической культуры в школе.
Объект исследования: процесс овладения навыками игры в баскетбол школьников 6-х классов.
Предмет исследования: методика обучения технике игры в баскетбол на уроках физической культуры у мальчиков 11-12 лет.
Для достижения поставленной цели выделены следующие исследовательские задачи:
1.Определить основные факторы подготовки, способствующие формированию навыков игры в баскетбол.
2. Разработать и обосновать методику формирования навыков игры в баскетбол на уроках физической культуры в 6 классах.
3. Изучить эффективность предложенной методики в процессе педагогического эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации для эффективного формирования навыков игры в баскетбол на уроках физической культуры.
Для решения задач, поставленных в работе, применялся комплекс
методов исследования:
- анализ литературы и программных документов;
- педагогическое наблюдение;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент (постановка контрольных и экспериментальных групп в разные условия обучения);
- метод математической обработки результатов исследования. Гипотеза исследования: предполагалось, что освоение технических приемов баскетбола в процессе уроков физической культуры будет более эффективным при использовании подвижных игр в ходе занятий.
Практическая значимость:
- выявлены основные компоненты процесса обучения баскетболу на уроках в 6 классах;
- разработана и экспериментально проверена методика, направленная на обучение технике игры в баскетбол;
- вносит вклад в подготовку учителей физической культуры для проведения уроков по баскетболу в общеобразовательной школе.
Новизна исследования состояла в использовании подвижных игр на уроках физической культуры при обучении технике игры в баскетбол.
1. В результате проведенного исследования установлено, что в структуре школьной программы по физическому воспитанию изучению освоения технических приемов баскетбола на уроках физической культуры отводится недостаточное внимание.
2. Теоретический анализ позволил выявить, что применение подвижных игр позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники. Таким образом, своевременное применение игрового метода в ходе уроков физической культуры позволит эффективно обучать техническим приемам баскетбола.
3. Разработанная методика, основанная на применении подвижных игр в течение 10-15 минут в конце основной части занятия уроков физической культуры, позволила статистически достоверно улучшить показатели технической подготовленности школьников 6-х классов в тестах «скоростное ведение» и «передача мяча».
4. В тесте «штрафные броски», несмотря на более высокую результативность, достоверного улучшения показателей точности у мальчиков 6-х классов в экспериментальной группе (на 6%) относительно контрольной не выявлено.
5. Разработанная экспериментальная методика изучения элементов этой спортивной игры определила пути расширения существующих способов решения проблемы обучения баскетболу в школе.
2. Теоретический анализ позволил выявить, что применение подвижных игр позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники. Таким образом, своевременное применение игрового метода в ходе уроков физической культуры позволит эффективно обучать техническим приемам баскетбола.
3. Разработанная методика, основанная на применении подвижных игр в течение 10-15 минут в конце основной части занятия уроков физической культуры, позволила статистически достоверно улучшить показатели технической подготовленности школьников 6-х классов в тестах «скоростное ведение» и «передача мяча».
4. В тесте «штрафные броски», несмотря на более высокую результативность, достоверного улучшения показателей точности у мальчиков 6-х классов в экспериментальной группе (на 6%) относительно контрольной не выявлено.
5. Разработанная экспериментальная методика изучения элементов этой спортивной игры определила пути расширения существующих способов решения проблемы обучения баскетболу в школе.
Подобные работы
- МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 13-15 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - Влияние инновации учебно-тренировочного процесса на повышение уровня физической подготовленности у лыжников-гонщиков
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Воспитание выносливости у лыжников- гонщиков 14-15 лет (Башкирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2023 - Развитие скоростно-силовых способностей лыжников-двоеборцев на учебно-тренировочном этапе многолетней подготовки (Чайковская Государственная Академия Физической Культуры и Спорта)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Развитие скоростной выносливости у лыжников-гонщиков 12-13 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БИАТЛОНИСТОВ 14-15 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Методика технико-тактической подготовки лыжников-гонщиков 14-15 лет (Физкультурное образование, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ
ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 17-18 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Развитие скоростно-силовых способностей учащихся старших классов занимающихся в секции лыжных гонок
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БИАТЛОНИСТОВ 15-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



