ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Учебные задачи по теме «Баскетбол» на уроках физической культуры 7
Средства и методы подготовки баскетболистов 16
1.3 Особенности обучения баскетболу на уроках физической культуры в 6 классах
1.4 Организация и проведение подвижных игр в баскетболе 30
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1 Методы исследования 37
2.2 Организация исследования 41
2.3 Экспериментальная методика обучению техническим приемам баскетбола на уроках физической культуры 42
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
3.1 Изменение физической подготовленности мальчиков в процессе эксперимента 47
3.2 Динамика показателей техники игры в баскетбол мальчиков на уроках физической культуры 49
ВЫВОДЫ 50
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
В школьной системе физического воспитания баскетбол занимает ведущие позиции. Дело очевидно не только в том, что на настоящее время приходится пик популярности этого вида спорта, как в нашей стране, так и за ее пределами.
Во-первых, широкое применение баскетбола обуславливается, прежде всего, доступностью игры (небольшие средства для приобретения инвентаря и оборудования, возможность самостоятельного строительства площадки и сравнительная простота ее содержания), что немаловажно в условиях экономического кризиса.
Во-вторых, главное, что определяет удельный вес баскетбола в системе физического воспитания, заключается в его ценности как комплексного средства физического развития и воспитания молодежи [8, 9, 17].
Это, прежде всего, коллективность действий, так как баскетбол - командная игра; соревновательный характер; комплексный и разносторонний характер воздействия игры на функции организма и на проявление двигательных качеств (занятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов); непрерывность и внезапность изменения условий игры (помогает развитию у детей способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации); самостоятельность действий (способствует воспитанию творческой инициативы); высокая эмоциональность (способствует решению задач физического воспитания особенно у школьников 5-7 классов) (Бабушкин В.З., 1985).
Тем не менее, преподавание баскетбола в школе довольно проблематичный процесс. С одной стороны, в силу своей специфики (увлеченность спортивной борьбой затрудняет контроль за выполнением технических и тактических приемов), что может привести к неправильному формированию навыков; комплексный характер воздействия на развитие физических качеств затрудняет избирательное воздействие на развитие того или иного качества, то есть проблема в осуществлении дифференцированного подхода; трудность регулирования нагрузки) обучение этому виду игры требует от учителя физической культуры определенной подготовленности. С другой стороны, за короткое время, отведенное программой на овладение навыками баскетбола, предполагается получение ощутимых результатов (Садовский В.А., 1995).
Следовательно, в сложившихся условиях, обучение баскетболу на уроках физической культуры должно основываться на методах и средствах, применение которых максимально соответствовало бы решению задач физического воспитания.
По мере увеличения удельной нагрузки этого вида спорта в школьной системе физического воспитания, появлению программ, делающих упор на изучение баскетбола, проблема совершенствования методов учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры при изучении баскетбола в 5-6 классах приобрела особую актуальность.
Анализ существующей литературы по проблемам обучения баскетболу показал, что значительное внимание уделяется тренировочному процессу юных баскетболистов, занимающихся в секции, в ДЮСШ и т.д. Однако, применительно к школьным урокам по баскетболу можно отметить, что отсутствуют специальные исследования с основной направленностью на формирование технических навыков игры.
Можно констатировать, что особенности изучения комплексной программы преподавания баскетбола в школе освещены недостаточно.
Таким образом, целью исследования является определить, научно обосновать и дополнить методику обучения технике игры в баскетбол на уроках физической культуры в школе.
Объект исследования: процесс овладения навыками игры в баскетбол школьников 6-х классов.
Предмет исследования: методика обучения технике игры в баскетбол на уроках физической культуры у мальчиков 11-12 лет.
Для достижения поставленной цели выделены следующие исследовательские задачи:
1.Определить основные факторы подготовки, способствующие формированию навыков игры в баскетбол.
2. Разработать и обосновать методику формирования навыков игры в баскетбол на уроках физической культуры в 6 классах.
3. Изучить эффективность предложенной методики в процессе педагогического эксперимента.
4. Разработать практические рекомендации для эффективного формирования навыков игры в баскетбол на уроках физической культуры.
Для решения задач, поставленных в работе, применялся комплекс
методов исследования:
- анализ литературы и программных документов;
- педагогическое наблюдение;
- педагогическое тестирование;
- педагогический эксперимент (постановка контрольных и экспериментальных групп в разные условия обучения);
- метод математической обработки результатов исследования. Гипотеза исследования: предполагалось, что освоение технических приемов баскетбола в процессе уроков физической культуры будет более эффективным при использовании подвижных игр в ходе занятий.
Практическая значимость:
- выявлены основные компоненты процесса обучения баскетболу на уроках в 6 классах;
- разработана и экспериментально проверена методика, направленная на обучение технике игры в баскетбол;
- вносит вклад в подготовку учителей физической культуры для проведения уроков по баскетболу в общеобразовательной школе.
Новизна исследования состояла в использовании подвижных игр на уроках физической культуры при обучении технике игры в баскетбол.
1. В результате проведенного исследования установлено, что в структуре школьной программы по физическому воспитанию изучению освоения технических приемов баскетбола на уроках физической культуры отводится недостаточное внимание.
2. Теоретический анализ позволил выявить, что применение подвижных игр позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей, необходимых для формирования спортивной техники. Таким образом, своевременное применение игрового метода в ходе уроков физической культуры позволит эффективно обучать техническим приемам баскетбола.
3. Разработанная методика, основанная на применении подвижных игр в течение 10-15 минут в конце основной части занятия уроков физической культуры, позволила статистически достоверно улучшить показатели технической подготовленности школьников 6-х классов в тестах «скоростное ведение» и «передача мяча».
4. В тесте «штрафные броски», несмотря на более высокую результативность, достоверного улучшения показателей точности у мальчиков 6-х классов в экспериментальной группе (на 6%) относительно контрольной не выявлено.
5. Разработанная экспериментальная методика изучения элементов этой спортивной игры определила пути расширения существующих способов решения проблемы обучения баскетболу в школе.
1. Актуальные проблемы теории физической культуры как учебной дисциплины: Сб. науч. тр. (Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта (Под редакцией В.М Выдрина,- Л., ГДОИФК, 1986.- 281 с.
2. Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978.- 281 с.
3. Бабушкин В.З. Подготовка юных баскетболистов. - Киев, Здоровье, 1985 - 238 с.
4. Бабушкин В.З. Баскетбол на уроках в школе (Физическая культура в школе). - 1988. №4- с 12-16.
5. Баскетбол. /Львов Ю.Н., Портнов Ю.М. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 294 с..
6. Башкин С.Г. Уроки по баскетболу. - М.: Физкультура и спорт, 1966. - 182 с.
7. Буйлин Ю.Ф., Портных Ю.Н. Мини-баскетбол в школе.- М.: Просвещение. 1976. - 110 с.
8. Бондарь А.Н., Островский Г.Л. Баскетбол в школе. - Минск, Нор. Освета, 1982. - 144 с.
9. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол. - Минск, Полымя, 1986. -127 с.
10. Би К, Нортон К. Упражнения в баскетболе /сокр. пер. с англ./. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 122 с.
11. Говорят тренеры по баскетболу. Сборник статей. Вып. 1. - М.,ФИС, 1960. - 98 с.
12. Грасис А.И. Специальные упражнения баскетболистов. - М., ФИС, 1960. - 98 с.
13. Григорьев Г.Н. Для прохождения раздела «Баскетбол» в УШ классах. (Физическая культура в школе. - 2008. - №1. - с.19-24.)
14. Дулин А.Л. Баскетбол в школе: Пособие для учителей физической культуры (ин-т усовершенст. учителей Удм. АССР). - Ижевск, Удмуртия, 1989. - 48 с.
15. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2001. - 264 с.
16. Зинин А.М. Первые шаги в баскетболе. - М.: Физкультура и спорт,1972. - 160 с.
17. Зельдович Т.А., Кераминас С.А. Подготовка юных баскетболистов. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - 218 с.
18. Коротков Н.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 88 с.
19. Линдберг Ф. Баскетбол: игра и обучение. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 314 с.
20. Левин В.М. Баскетбольные упражнения для совершенствования навыка владения мячом. /Физическая культура в школе. - 1983. - №3.- с.39¬42.
21. Лях В.Н., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся с направленным развитием двигательных способностей. /Физическая культура в школе. - 1994. -№8. - с.28-37.
22. Лях В.Н. Общий спортивно-двигательный тест (для оценки двигательных способностей школьников). /Физическая культура в школе. - 1992. - №2/319. - С. 47-53.
23. Морозов В.П. Волейбольная сетка при обучении баскетболу. /Физическая культура в школе. - №4. -с.37-38./
24. Нестеровский Д.Н., Арчибасова Е.И. Баскетбол в 5 классе. /Физическая культура в школе. - 2004. - №5. - с.22-27.
25. Нестеровский Д.Н. Особенности вводной части уроков баскетбола.
/Физическая культура в школе. - 2002. - №1. - с.26-29.
26. Нестеровский Д.Н., Арчибасова Е.И. Баскетбол в 5 классе: конспекты уроков 1-4. /Физическая культура в школе. - 1994. - №1. - с.10-16.
27. Нестеровский Д.Н. Баскетбол в 6 классе: конспекты уроков 4-6. /Физическая культура в школе. - 2015. - №4. - с.15-20.
28. Особенности комплексного педагогического контроля в спортивных играх: Сб. науч. тр. / Гос. ин-т физич. Культуры им. П.Ф. Лесгафта /Под ред. Ю.И.Портных. - Л., ГДОИФК, 1985. - 94 с.
29. Пинхолстер Г. Энциклопедия баскетбольных упражнений. Сокр. Пер. с англ. Ю.Н. Портных. - М.: Физкультура и спорт. - 269 с.
30. Поляков М.М. Учимся играть в баскетбол: из опыта работы. /Физическая культура в школе. - 1995. - №1. - с.16-22./
31. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры / И.М. Коротков, Л.В. Былеева, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева и др. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 229 с
32. Раухмауль З. Сто маленьких игр. Пер. с немецкого. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 48 с.
33. Садовский В.А., Накланов Ю.Н. Баскетбол на уроках в 5-6 классах. /Физическая культура в школе. - 1990. - №1. - с.18-22.
34. Современный урок: допустим ли тренировочный подход? /Физическая культура в школе. - 1995. - №3. - с.6-7.
35. Садовский В.А. Обучаем баскетболу /Физическая культура в школе. - 1995. - №1. - с.20-23.
36. Спортивные игры / Под ред. Н.П. Воробьева. - М., Просвещение, 1981. - 312 с.
37. Спортивные игры и методика преподавания. / Ю.Н. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 245 с./
38. Туркунов Б.Н. Обучение баскетболу: 5-6 классы / Физическая культура в школе. - 1993. - №5. - с.18-23./
39. Федосов В.В. На уроках баскетбола /Физическая культура в школе. - 1995. - №2. - с.26-27./
40. Чистопалов В.Н., Чистопалов С.В. Для уроков баскетбола. (О специальных подвижных игра) /Физическая культура в школе. - 1996. - №6. - с.43
41. Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Яхонтов Е.Р. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 172 с.