Введение
Глава 1. Социологический взгляд на карьерные перспективы женщины и мужчины на рынке труда
1.1 Гендерная специфика карьерного роста и стиля руководства и лидерства: взаимовлияние и взаимозависимость
1.2 Психофизиологические и социальные основания лидерства. Обзор актуальных исследований
1.3 Гендер как социальный конструкт……………………………………31-36
Глава 2. Гендерная специфика карьерного роста в крупной компании (на примере PMI)
2.1 Факторы, определяющие карьерный рост в крупной компании
2.2 Гендерная специфика карьерного роста в ТНК «Philipp Morris» по материалам исследования
Список используемой литературы
Приложение
Актуальность темы исследования. Институт лидерства насчитывает уже десятки тысяч лет, начиная с древних времен, общество нуждалось в регламентации деятельности с помощью определенного лидера.
Современными экономическими маркерами развития социума являются предприятия транснационального бизнеса, сфера которого практически не знает границ. В свою очередь это определяет формирование особой социальной группы — так называемой бизнес-элиты, изучение которой как социального феномена интересует исследователей в области экономики, социологии, психологии. Отдельным направлением рассматриваемого проблемного поля является изучение гендерных особенностей менеджмента, связанного с наблюдаемой во всем мире тенденцией к феминизации, которая имеет отчетливый отраслевой характер.
Проблемой гендерной специфики карьерного роста занимались: С.Бэм, разработавшая теорию гендерных схем, и утверждавшая, что мужчины и женщины выбирают модель своего поведения согласно этим схемам, принятым в обществе. К.М.Бартол и Д.С.Мартин, разработавшие концепцию четырех неформальных ролей, которые играет женщина-лидер в мужском деловом мире. Тем самым Бартол и Мартин затронули тему стеклянного потолка, так как все эти роли мешают женщинам занять равное положение среди мужчин, уменьшая возможность продвижения по карьерной лестнице. Е.П.Ильин, занимавшийся дифференциальной психологией и психофизиологией. Он обосновывает типологические особенности и свойства нервной системы, показывая их проявление в поведении, а также влияние на стиль руководства и эффективность деятельности. Е.В.Капусткина и ее определение факторов предпринимательского успеха женщин. А.Е.Чирикова, предвещавшая крах стеклянного потолка. Э.Маккоби и К.Джеклин, систематизировавшие в одной книге все исследования, проведенные на тему гендера. А также Ф.Хоппе, Т.И.Заславская, Д.Роузнер, И.Е.Калабихина. Анализ их публикаций, книг и статей по теме гендера, руководства, уровня притязаний личности и карьерного роста является основой данной работы, состоящей из двух частей.
Первая часть работы называется «Социологический взгляд на карьерные перспективы женщины и мужчины на рынке труда». Она состоит из трех глав и является теоретической частью работы. В этой главе определяется взаимосвязь между понятиями лидерства, карьерного роста и руководства. А также затрагивается проблема стеклянного потолка, которая тесно взаимосвязана с данными понятиями. Во второй главе теоретической части дается краткий обзор и анализ работ, связанных с гендерной спецификой карьерного роста. В третьей главе дается теоретическое обоснование карьерного роста и формального лидерства в контексте социального конструктивизма.
Во второй части работы мы проводим исследование гендерной специфики карьерного роста на примере ТНК «Philipp Morris». Данная часть работы также состоит из двух частей: в первой части рассматриваются факторы, определяющие карьерный рост в крупной компании, а во второй части дается само описание исследования с полученными результатами. В конце работы следует заключение по теоретической и практической части исследования.
Выбор темы исследования обоснован тем, что проблема гендерной специфики лидерства и карьерного роста в транснациональных компаниях (далее по тексту ТНК) на современном этапе развития является одной из актуальных проблем социологии. В современных условиях это обусловлено как трансформацией подходов к институту лидерства, так и активным развитием интеграции и глобализации, что требует новых качеств современных лидеров ТНК. При этом, несмотря на многие достижения правовой регламентации, а также изменение ментальности и взглядов общества на понимание лидерства, по-прежнему сохраняются факты дискриминации по гендерному признаку.
При этом стоит отметить, что специфика той или иной ТНК накладывает отпечаток и на понимание и структуру лидерства, в том числе и ее гендерной составляющей. Так, например, в ТНК, учитывая особенности деятельности данных компаний, стоит выделять не только традиционные типы лидеров согласно теоретическим аспектам института лидерства в социологии, но и практическому разделению лидеров в рамках уровневого построения ТНК, так как практическое разделение стилей руководства отличается от теоретического.
Особенности развития современных ТНК диктуют новые условия к пониманию гендерной специфики лидерства в организации. В этом смысле необходимо учитывать специфику данных организаций, а также процессы адаптации персонала, выработки лидерских качеств на основе быстро меняющейся среды той или иной организации. Изучение особенностей формирования института лидерства позволяет составить более глубокое представление как о лидерстве в целом, так и гендерной специфике карьерного роста в ТНК.
Целью работы является выявление основных факторов влияющих на карьерный рост мужчин и женщин сотрудников в крупной компании.
Основные задачи работы:
- рассмотреть проблему гендера в контексте социального конструктивизма;
- выявить основные проблемы на рынке труда, с которыми сталкиваются мужчины и женщины;
- рассмотреть психофизиологические и социальные основания лидерства в исследованиях социологов и психологов;
- выявить факторы, влияющие на гендерную специфику карьерного роста в транснациональной компании.
Объектом исследования является карьерная стратегия
Предметом исследования является гендерная специфика карьерной стратегии
В соответствии с выделенным объектом и предметом исследования была выдвинута следующая рабочая гипотеза: несмотря на сложившиеся в теоретических работах стереотипы относительно барьеров, которые мешают занять должность руководителя, на практике, представители обоих гендеров обладают равными шансами для карьерного роста внутри компании. И хотя между мужчиной и женщиной руководителем прослеживается большая разница в стиле управления и психофизиологических особенностях, тем не менее женщина и мужчина - руководители одинаково воспринимаются рабочим коллективом, вне зависимости от выбранной ими стратегией руководства.
1. Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Женщины в бизнесе // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 76-77.
2. Бендас Т. В. Методика изучения эффективности лидеров разного пола. Практикум по гендерной психологии. – СПб.: Питер, 2003.
3. Бендас Т.В. Перспективы развития гендерной психология лидерства в свете современных научных тенденций // Современная социальная психология. 2011. № 3 (12). С. 85–92.
4. Бергер. П, Лукман. Т Социальное конструирование реальности – М.Медиум, 1995.
5. Вылегжанин Д.А. Гендерные особенности мнений о руководителе -мужчине и женщине//Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. Гендерная психология. 2012. № 1. С. 66 -72.
6. Выявление лидерских качеств у женщин: [Электронный ресурс] // Женщина-лидер. Режим доступа: http://www.effecton.ru/745.html, свободный.
7. Гендерный менеджмент: женщины в менеджменте: Учебное пособие / С.Д. Резник, С.Н.Макарова. Пенза: ПГУАС, 2007.
8. Гендерные различия в реакции на стресс // [Электронный ресурс]:
https://childdevelop.ru/articles/psychology/1/.
9. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация [Teкст] / ЭлхононГолдберг. – М.: Смысл, 2003.
10. Женщина-лидер в российском бизнесе: [Электронный ресурс] // PwC. 2013. Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/hr-consulting/assets/woman-leader-inrussian-business-pwc.pdf, свободный.
11. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся российском обществе / Н. А. Журавлева // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 30-39.
12. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // СОЦИС. 2003. № 11.
13. Ильин Е.П Дифференциальная психофизиология – СПб: Питер, 2003.
14. Ильиных С. А. Гендерный фактор в карьере: «стеклянный потолок» и/или топ–менеджмент // [Электронный ресурс]:
http://www.rusnauka.com/13_EISN_2014/Psihologia/14_168245.doc.htm
15. Исследования Catalyst: эпоха женщин в бизнесе наступила: [Электронный ресурс] // Портал Iteam, Технологии корпоративного управления. http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_33/article_1449/
16. Казаков М.А., Зубкевич А.А. Гендерные аспекты лидерства в практиках молодежной политики современной России//Регионология. 2015. № 4.
17. Калабихина И. Е. Гендерный фактор в экономическом развитии России [Teкст] / Калабихина И. Е. – М.: МАКС Пресс, 2009.
18. Клецина И. C. Гендерная социализация. – СПб., 1998. С. 17.
19. Кэхилл Л. Его мозг, ее мозг // [Электронный ресурс]: https://scisne.net/a-
548
20. Котляров И.В Социология лидерства, - Минск.: Белорусская наука, 2013.
21. Лейченко, О.Ф «Женское лидерство в современном мире»
22. Лимбическая система мозга // [Электронный ресурс]:
http://mozgius.ru/stroenie/limbicheskaya-sistema.html
23. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
24. Логвинов И.Н. Гендерная психология лидерства: современные исследования и тенденции//Научный журнал КубГАУ. 2014. № 97 (03)
25. Мингазова А.И., Хайруллина Я.Ф., Хайруллина А.Д. Гендерные особенности лидерского поведения//Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-1
26. Модная должность. Американские компании нашли главного среди независимых директоров: [Электронный ресурс] // Resume Bank. Режим доступа: http://www.resume-bank.ru/content/articles/article714.html , свободный.
27. Мужчины и женщины управляют по-разному: [Электронный ресурс] // Деловые тесты. Режим доступа: http://www.businesstest.ru/art.asp?id=221, свободный.
28. Петрушихина Е.Б. Влияние эмоционального интеллекта на управленческую деятельность руководителя // Мат-лы XV Междунар. чтений памяти Л.С. Выготского «Мышление и речь: подходы, проблемы, решения». М.: Левъ, 2014. Т. 1. С. 276–281.
29. Пикулёва О.А., Чикер В.А. Тактики самопрезентации. Психология менедж- мента / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2010. С. 305–317.
30. Правда ли, что женщины руководители лучше мужчин: [Электронный ресурс] // Harvard Business Review. Режим доступа: http://hbrrussia.ru/blogs/98/3577, свободный.
31. Резник С. Д. Гендерный менеджмент: женщины в управлении / С. Д. Резник, С. Н. Макарова. М. Финансы и статистика, 2009. 416 с.
32. Рощин С. Ю. Кто преодолевает «стеклянный потолок»: вертикальная гендерная сегрегация в российской экономике. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.
33. Рэйвин К. Гендер и власть. Общество, личность и гендерная политика./Рэйвин Коннелл; авториз. пер. с англ. Т. Барчуновой; науч. ред. перевода И. Тартаковская; подготовка русской версии примечаний и библиографии О. Ечевской. М.: Новое литературное обозрение, 2015.
34. Самарцева О., Фомина Т. Особенности женского менеджмента // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. М.: ИСИ РАН, 2000.
35. Тайкова Л.В., Тайков С.М. Лидерство как инструмент эффективного управления // Вестник Новгородского государственного университета им.Ярослава Мудрого.
36. Фернхем, А. Личность и социальное влияние / А. Фернхем, П. Хейвен. – СПб., 2001.
37. Хохлова Т.П. Выявление гендерных аспектов менеджмента – фактор повышения эффективности управления // Менеджмент в России и за рубежом : Все о теории и практике управления бизнесом, финансами, кадрами. 2001. №2. С. 67-74.
38. Чирикова А. Е. Женщина во главе фирмы. М.: Институт Социологии РАН, 1998. С. 119.
39. Эрминия Ибарра. Пробиться в мире мужчин [Текст] / Э. Ибарра // Harvard Business Review. Россия.- 2013.- № 10 (92).- С. 78-80.
40. Afolabi A.O. Stereotypes against women: how do subordinates perceive the job performance and level of achievement of their leaders? // Gender and Behaviour. 2013. Vol. 11. № 2. P. 5698–5706.
41. Ayman R., Korabic K. Leadership. Why gender and culture matter // American Psycologist. 2010. ol. 65. № 3. P. 157–170.
42. Bongiorno R., David B. Gender and the categorization of powerful others // Australian Journal of Psychology. Supplement. 2003. P. 34.
43. Eagly A.H., Johannesen-Schmidt M.C., Engen M.L. van. Transformational, transactional and laissez-faire leadership styles: a meta-analysis comparing women and men // Psychological Bulletin. 2003. Vol. 129. № 4. P. 569–591.
44. Foldy E.G. Something of collaborative manufacture: the construction of race and gender identities in organizations // Journal of Applied Behavioral Science. 2012. Vol. 48. № 4. P. 495–524.
45. Graves,L.M.,&Powell,G.N. An investigation of sex discrimination in recruiters’ evaluation of actual applicants. Journal of Applied Psychology, 1988. №
74. Р. 935.
46. Kanter R.M. Men and Women of the Corporation / R.M. Kanter. NewYork:
Basic Books, 1977. P. 78-80. Р. 78.
47. Kesner, I. F. Directors’ characteristics and committee membership: An investigation of type, occupation, tenure, and gender. Academy of Management Journal 1988. № 31. Р. 69.
48. Koenig A.M., Mitchell A.A., Eagly A.H., Ristikari T. Are leader stereotypes masculine? A meta-analysis of three research paradigms // Psychological Bulletin. 2011. Vol. 137. № 4. P. 616–642.
49. Lewin, Kurt; Lippitt, Ronald; White, Ralph (1939). «Patterns of aggressive behavior in experimentally created social climates». The Journal of Social Psychology
49. Lips H.M., Keener E. Effects of gender and dominance on leadership emergence: incentives make a difference // Sex roles. 2007. Vol. 56. № 9/10. P. 563–571.
50. Loong K.L The organizational commitment: the study of mentoring and leader member exchange (Lmx) among auditors in Malaysia-moderating effects of gender // The International Journal of Interdisciplinary Social Sciences. 2011. Vol. 6. № 1. P. 123–145.
51. Lupano P.M.L., Castro S.A. Intergroup anxiety, cultural sensitivity and socio-cultural diverse leaders’ effectiveness // The International Journal of Psychological Research. 2015. Vol. 8. № 1. P. 36–45.
52. Sergio Rubio and Jesús Pérez Mayo Academic entrepreneurial intention: the role of gender.
http://proxy.library.spbu.ru:2155/doi/pdfplus/10.1108/IJGE-10-2016-0037, 2015.
P6
53. Tannenbaum R. HowtoChoose a Leadership / R. Tannenbaum, W.H. Schmidl // Harvard Business Review. May-June 1973. P. 92-93. Р. 92.
54. Thoroughgood C.N., Sawyer K.B., Hunter S.T. Real men don’t make mistakes: investigating the effects of leader gender, error type, and the occupational context on leader error perceptions // Journal of Business and Psychology. 2013. Vol. 28. P. 31–48.
55. Tziner A., Barsheshet-Picke L. Authentic management as a moderator of the relationship between the congruence of gender role identity – gender management characteristics, and leader-member exchange // Journal of Work and Organizational Psychology. 2014. Vol. 30. P. 49–60.
56. Zubin R.M., Venkat R.K. Tranformational leadership and Karma-Yoga: enhancing followers duty-orientation and indiff erence to rewards // Psychology and Developing Societies. 2012. Vol. 24. № 1. P. 85–117.