ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы обогащения предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Понятие словаря и закономерности развития словарного запаса старших дошкольников 6
1.2. Особенности предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.3. Методические подходы к обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
Глава 2. Методические основы обогащения предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.1. Исследование особенностей предметного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.2. Методические рекомендации по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 41
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы обогащения предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.1. Понятие словаря и закономерности развития словарного запаса старших дошкольников 6
1.2. Особенности предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 12
1.3. Методические подходы к обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 16
Глава 2. Методические основы обогащения предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.1. Исследование особенностей предметного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 23
2.2. Методические рекомендации по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 41
Речевое развитие ребенка является одним из основных факторов становления личности в дошкольном возрасте. Уровень сформированности познавательных и социальных мотивов ребенка, потребностей и интересов, знаний, умений и навыков определяет степень развития этой сферы психики. Бедность словаря ограничивает полноценное общение, а, значит, и общее развитие ребёнка. И напротив, богатый словарь является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Овладение лексическим строем языка неразрывно связано с познавательным развитием ребенка. Оно осуществляется в общении со взрослыми и детьми, в процессе освоения предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др
Нарушения лексического и грамматического компонентов речи являются характерными особенностями речи детей с общим недоразвитием.
Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Если словарь не активизирован, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы, он испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, что в конечном итоге может привести к его замкнутости и самоизоляции. Одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию, является бедность словаря и недостаточная сформированность операций поиска слов, свойственные детям дошкольного возраста с ОНР. Проблема формирования лексико¬грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, в связи с постоянным увеличением числа дошкольников с подобным системным нарушениями речи. Вопрос о методике развития и коррекции лексико-грамматической стороны речи становится одним из самых актуальных. Поэтому мы считаем актуальной тему нашей работы «Логопедическая работа по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬педагогической работы по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить методические условия логопедической работы по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Объект: особенности предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические условия обогащения предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза - работа над обогащением предметного словаря будет эффективна при учете когнитивных и речевых особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи, а также с опорой на закономерности онтогенетического развития лексико-грамматического строя речи.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Выявить основные этапы и разработать методические рекомендации по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью, объектом, предметом и задачами исследования использовались следующие методы исследования:
- теоретический метод (анализ литературных источников по теме исследования),
- метод эксперимента (констатирующий этап),
- аналитический метод (качественный и количественный анализ, обобщение полученных результатов).
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы
авторов А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, в которых описывалось формирование словаря существительных у детей в онтогенезе и работы таких авторов как Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, Г.А.Чиркина, в которых рассматривается развитие номинативного словаря у дошкольников с ОНР.
Экспериментальная база исследования - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» д/с №7 п. Пролетарский, Ракитянского района, Белгородской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Овладение лексическим строем языка неразрывно связано с познавательным развитием ребенка. Оно осуществляется в общении со взрослыми и детьми, в процессе освоения предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М.М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и др
Нарушения лексического и грамматического компонентов речи являются характерными особенностями речи детей с общим недоразвитием.
Овладение словарем является важным условием умственного развития. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Если словарь не активизирован, то ребенок не может грамотно отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы, он испытывает трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, что в конечном итоге может привести к его замкнутости и самоизоляции. Одной из причин, вызывающих школьную дезадаптацию, является бедность словаря и недостаточная сформированность операций поиска слов, свойственные детям дошкольного возраста с ОНР. Проблема формирования лексико¬грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, в связи с постоянным увеличением числа дошкольников с подобным системным нарушениями речи. Вопрос о методике развития и коррекции лексико-грамматической стороны речи становится одним из самых актуальных. Поэтому мы считаем актуальной тему нашей работы «Логопедическая работа по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬педагогической работы по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить методические условия логопедической работы по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Объект: особенности предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: методические условия обогащения предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза - работа над обогащением предметного словаря будет эффективна при учете когнитивных и речевых особенностей дошкольников с общим недоразвитием речи, а также с опорой на закономерности онтогенетического развития лексико-грамматического строя речи.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности развития предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Выявить основные этапы и разработать методические рекомендации по обогащению предметного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью, объектом, предметом и задачами исследования использовались следующие методы исследования:
- теоретический метод (анализ литературных источников по теме исследования),
- метод эксперимента (констатирующий этап),
- аналитический метод (качественный и количественный анализ, обобщение полученных результатов).
Теоретико-методологическую базу исследования составили работы
авторов А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, в которых описывалось формирование словаря существительных у детей в онтогенезе и работы таких авторов как Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева, Г.А.Чиркина, в которых рассматривается развитие номинативного словаря у дошкольников с ОНР.
Экспериментальная база исследования - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» д/с №7 п. Пролетарский, Ракитянского района, Белгородской области.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Развитие речи в дошкольном возрасте играет огромную роль в умственном развитием детей, и особенно в развитии мышления. Эта взаимосвязь свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Обучение дошкольников с ОНР полноценному овладению языком также создает благоприятные условия для их нравственного, эстетического и художественного развития.
Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Здоровые, развитые дети быстро накапливают словарный запас и активно пользуются им. Дети же с ОНР при стихийном речевом развитии не достигают этого уровня.
Анализ литературы, данные экспериментальных исследований показали, что у них отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря.
В результате проведения обследования состояния предметного словаря у детей, имеющих общее недоразвитие речи было выявлено, что ни пассивный, ни активный словарь не сформированы достаточно возраста детей: Проведенные исследования показали, что необходимо разработка системы разнообразных форм, методов и приемов по обогащению предметного словаря старших дошкольников с ОНР, что в свою очередь послужит основой развития речи детей.
По результатам проведенного исследования можно сделать выводы:
Словарный запас дошкольников с ОНР имеет свои особенности и отличия. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Даже выполнение заданий на группировку слов, семантически далеких, вызывает у некоторых из них определенные трудности. Выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается еще большим количеством ошибок.
Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.
Для обогащения и активизации словаря необходима целенаправленная совместная работа логопеда и воспитателя, в которой можно использовать произведения художественной литературы. Для обогащения и активизации словаря нами был подобран материал, который состоит из произведений художественной литературы (рассказов, сказок, стихов, загадок, пословиц). На основе этого материала было разработано примерное тематическое планирование, с использованием разнообразных видов деятельности детей. В планировании предусмотрены виды работы не только логопеда, но также воспитателя и самостоятельной деятельности детей.
Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Здоровые, развитые дети быстро накапливают словарный запас и активно пользуются им. Дети же с ОНР при стихийном речевом развитии не достигают этого уровня.
Анализ литературы, данные экспериментальных исследований показали, что у них отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря.
В результате проведения обследования состояния предметного словаря у детей, имеющих общее недоразвитие речи было выявлено, что ни пассивный, ни активный словарь не сформированы достаточно возраста детей: Проведенные исследования показали, что необходимо разработка системы разнообразных форм, методов и приемов по обогащению предметного словаря старших дошкольников с ОНР, что в свою очередь послужит основой развития речи детей.
По результатам проведенного исследования можно сделать выводы:
Словарный запас дошкольников с ОНР имеет свои особенности и отличия. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Даже выполнение заданий на группировку слов, семантически далеких, вызывает у некоторых из них определенные трудности. Выполнение заданий на группировку семантически близких слов сопровождается еще большим количеством ошибок.
Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.
Для обогащения и активизации словаря необходима целенаправленная совместная работа логопеда и воспитателя, в которой можно использовать произведения художественной литературы. Для обогащения и активизации словаря нами был подобран материал, который состоит из произведений художественной литературы (рассказов, сказок, стихов, загадок, пословиц). На основе этого материала было разработано примерное тематическое планирование, с использованием разнообразных видов деятельности детей. В планировании предусмотрены виды работы не только логопеда, но также воспитателя и самостоятельной деятельности детей.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ АНТОНИМАМИ
СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ АНТОНИМОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



