Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тема семьи в автобиографических повестях М.Горького

Работа №142402

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы51
Год сдачи2021
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы раскрытия темы семьи в художественной литературе 6
1.1 Особенности раскрытия темы семьи отечественными авторами 6
1.2 Темы семьи в творчестве зарубежных авторов 20
Вывод по 1 главе 23
Глава 2. Анализ изображения семьи в трилогии М. Горького «Детство» 25
2.1 Отражение семьи у Горького 25
2.2 Образ главного героя 31
Вывод по 2 главе 45
Заключение 45
Список использованных источников


Современным критикам приходится сегодня признать, что имя Максима Горького невозможно вычеркнуть из истории общественной и культурной мысли России.
О Максиме Горьком и его творческом наследии написано много исследований, критических статей такими авторами, как Б.А.Бялик, В.В.Новиков, В.А.Десницкий, А.А.Волков, И.А.Груздев, Б.В.Михайловский, Л.А.Спиридонова, В.С.Барахов. Большое количество монографий, посвященных творчеству М.Горького, были написаны в 1970-х годах, где произведения рассматривались с точки зрения социальной проблематики, а после 70-х годов интерес к писателю снизился.
Максим Горький является знаковой фигурой русской литературы, так как его произведения – это отражение своего времени, а его взгляд на семейные ценности и проблемы семейных взаимоотношений позволяют современникам по-новому посмотреть на эту проблему.
В современном обществе представления о семейных ценностях трансформировались, для семьи характерна родительская позиция, которая строится на новых принципах и правилах, открытости отношений, традициях, а также на изменившихся образцах поведения и отношений.
Современная семья сегодня представлена группой людей, объединенных родственными связями, которые проживают совместно на одной площади. Именно поэтому обращение к изучению темы семьи в произведениях современных отечественных авторов актуально.
Таким образом, актуальность темы обусловлена значимостью, важностью проблемы взаимоотношений в семье, поднятой в произведениях русской литературы.
Объектом исследования является автобиографическая трилогия М.Горького.
Предметом исследования – тема семьи в трилогии М.Горького.
Цель исследования: выявление специфики раскрытия семейной темы в трилогии М.Горького.
Цель реализуется через следующие задачи:
-определить традиции семейной темы в русской и зарубежной литературе;
-раскрыть особенности отражения семьи у М.Горького;
-выявить особенности образа главного героя трилогии «Детство».
В работе использовались следующие методы:
-сравнительно-сопоставительный;
-биографический;
-структурный;
-типологический.
Методологическую базу исследования составляют труды Б.А.Бялика, В.В.Новикова, В.А.Десницкого, А.А.Волкова, И.А.Груздева, Б.В.Михайловского, Л.А.Спиридоновой, В.С.Барахова.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней предпринята попытка анализа реализации темы семьи и семейных отношений в литературе на материале трилогии М.Горького.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут послужить основой для дальнейшего изучения процесса эволюции семейной темы в русской и зарубежной литературе.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленные выводы исследования можно использовать при подготовке к урокам литературы в школе, занятиям элективного курса.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование включает теоретическую, практическую главы, заключение, а также библиографический список, состоящий из источников.
В теоретической главе дан обзорный характер произведений на семейную тему, с выявлением ее специфики в русской и зарубежной литературе. Практическая глава представляет собой анализ изображения семьи в трилогии М. Горького «Детство» через образ главного героя.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы о том, что:
1. Каждая последующая эпоха или этап становления литературы вносила в романы о семейных отношениях и ценностях некие изменения. Мысль о семье преследует многие романы современной литературы и по сей день и конечно же не закончит свое существование, а продолжить вносить коррективы в произведения, претерпевая современные изменения в модели семьи и взаимоотношениях внутри нее.
2. Роман с направленным смыслом о семье и ее жизни как отдельной ячейке направляет читателя на размышления об идеальной модели семейных отношений и развивает интерес в поиске подобного в реальной жизни. Более того, это вызывает большой интерес у читателей, так как это довольно сложный процесс, который характеризуется постоянными изменениями.
3. Началом изучения темы семьи следует считать период Древней Руси, что отмечено в древнерусских произведениях, и данная тема проходит через все временные периоды до современной литературы.
В романах отечественных писателей тема семьи играет важную роль. Произведения отображают семейные связи, а семья отражает все изменения, происходящие в обществе.
В русской литературе XIX века прослеживается четкая тенденция к изображению семьи в ее традиционной форме и традиционном понимании, а отклонение от такой формы ведет к деформации всего общественного уклада. Отмечено, что главной особенностью зарубежной литературы второй половины XIX столетия являются произведения, в которых наглядно отображен ход развития женщины с течением времени и эволюционных законов и норм, преимущественно в области семейных ценностей в романах «Джейн Эйр», «Мельница на Флоссе» и «Миддлмарч».
Роман с семейным направлением изложения видоизменялся с каждым новым веянием эпохи и времени. Каждый последующий отличался от предыдущего специфическими особенностями жанра, формата изложения, современных слов и определений.
Семья в художественном мире М. Горького представлена в социально-нравственном, философском и эстетическом контексте.
Трилогия «Детство» -это автобиографическое сочинение, где понять и глубже раскрыть характер главного героя помогает образ семьи.



1. Ахматова Р. Язык и стиль пьесы Горького «Последние»: автореф. дис. …канд. филол. наук. Л.: 1964. С. 21.
2. Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель)// Вопросы философии 1991. № 8. С. 54–74.
3. Анализ художественного произведения в контексте творчества писателя. Книга для учителя / под ред. М. Л. Семановой. М.: Просвещение, 1987.
4. Аццреева М. Ф. Первая читка «На дне». М.: Искусство, 1968. С.47–49.
5. Бабаян Э. И. Ранний Горький: У идейных истоков творчества. М.: Худож. лит., 1973.
6. Басинский П.В. Какой черт сидел во мне (Эпизоды из жизни М. Горького) // Октябрь 1999. № 10. С. 188–190.
7. Басинский П. В. Горький: Страсти по Максиму. М.: АСТ, 2018.
8. Басинский П. В. К вопросу о ницшеанстве М. Горького // Известия Российской АН. Сер. лит. и яз. 1993. Т. 52. № 4. С. 26–33.
9. Басинский П. В. Трагедия М. Горького // Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика М.: ACT; Олимп, 1996. С. 7–51.
10. Батюшков Ф. Д. В мире босяков // Космополис 1898. Т. 12. № 11. С. 95–120.
11. Боцяновский В. Л. В погоне за смыслом жизни// Критические статьи о произведениях Максима Горького. СПб.: Гринберг, 1901. С. 161–180.
12. Волынский А. О некоторых мотивах творчества М.Горького // Волжский А. С Из мира литературных исканий. СПб.: Д. Е. Жуковский, 1906. С. 135–152.
13. Воровский В. В. Статьи о русской литературе. М.: Художественная литература, 1986.
14. Воровский В. В. О М. Горьком. // Воровский В. В. Литературно-критические статьи. М.: Литературы, 1956. С. 49–66.
15. Иванова Л. М. Трагическое начало в романе «Фома Гордеев» // Максим Горький: взгляд из XXI века. Материалы Международной конференции: Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2010. С. 319–324.
16. Кабак М. А. Тема семьи в творчестве М. Горького: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2005.
17. Красунов В. К. Концепция цельной личности в раннем творчестве М. Горького: автореф. дис. … канд. филол. наук. Горький, 1984.
18. Савинкова Т. В. Цикл М. Горького «Публицистические статьи»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 1993.
19. Скабичевский А. Новые черты в таланте М. Горького // Критические статьи о произведениях Максима Горького. СПб.: Гринберг, 1901. С. 125–145.
20. Толмачева Н. Ю. Нижний Новгород в раннем творчестве М. Горького: автореф. дис. … канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2001.
21. Трубецкой С. Н. Лишние люди и герои нашего времени // Научное слово 1904. С. 31–46.
22. Шайкевич М. О.Психопатологические черты героев Максима Горького. СПб.: [Б. и.], 1904.
23. Бабаев, Э.Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого [Текст]/ Э.Г. Бабаев. - М.: Художественная литература, 1978. – 158 с.
24. Бабаян, Э.И. Ранний Горький:У идейных истоков творчества [Текст] / Э.И. Бабаян. – М.: Худож. лит.,1973. – 232 с.
25. Баранов, В.И. Максим Горький: подлинный и мнимый [Текст] / В.И. Баранов. – М.: Просвещение, 2000. – 111 с.
26. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Искусство, 1975. 478с .
27. Бялик Б.А. Развитие традиций русской классической литературы в творчестве М. Горького и вопросы социалистического реализма. М.: Изд-во АН СССР, 1958. 429 с.
28. ВоловойГ. «Ася» Тургенева – тайна повести. Анализ зашифрованного текста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.proza.ru/2007/08/01-132
29. Гнюсова И. Ф. Традиции семейного романа в творчестве Л.Н. Толстого [Электронный ресурс]. URL: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_ 2007/19/gnjusova_if.doc.pdf (дата обращения 5.05.2021)
30. Горький М. Детство. В кн.: Горький А.М. Полн. собр. соч. Худ. произв. В 25 т. Т.15. М.: Наука, 1972. C.7-211.
31. Гудзий, Н.К. Лев Толстой: Критико-биографический очерк [Текст]/ Н.К. Гудзий. - М.: Художественная литература, 1960. – 215 с.
32. Даль В. Толковый словарь великорусского языка. Т.1–4. М.: Гос. изд-во иностранных и нац. словарей, 1955.
33. Домострой. – Москва: Худ. лит., 1991. – С. 113.
34. Жид Андре. Цит. по: Примечания. В кн: Горький М. Полн. собр. соч. Худ. произв. В 25 т. Т.15. М.: Наука, 1972.
35. Кабак М.А. Начало драматургического пути М.Горького // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - М., 2000. - С. 198-202
36. Кабак М.А. Проблема взаимоотношений поколений в драматургии М.Горького 1908-1916 гг. // Мировая словесность для детей и о детях. Материалы научно-практической конференции. Вып. 6. - М., 2001.-С.81-83
37. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. / гл. ред. А. А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1962–1978.
38. Кудряшова А.А. Универсальные мотивы в русской автобиографической прозе XIX века: особенности стиля С.Т. Аксакова и М.Е. Салтыкова-Щедрина // Вестник Угроведения. — 2010. — № 2 (7). —С. 76-79
39. Лебедев, Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» [Текст]/ Ю.В. Лебедев. - М.: Просвещение, 1996-123 с.
40. Леднева, Т.П. Проблема поэтики раннего М. Горького в критическом и историко-литературном осмыслении 1945-1960-х гг. (статья вторая) [Текст] / Т.П. Леднева // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2008. – Вып.3. – С.109-156
41. Литературный энциклопедический словарь / под. общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987.
42. Мясников А.С. Ранние рассказы М. Горького и их художественные особенности [Текст] / А.С. Мясников // Горький в школе. Сб.статей. – 1985. – С. 278-279
43. Неведомский М. М. Горький. Детство // Голос минувшего, 1995, № 4. С. 12-24.
44. Никольский Е. В. Жанр романа семейной хроники в русской литературе рубежа тысячелетий//Вестник Адыгейского госуниверситета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2012. № 9.
45. Ничипоров И. Б. «Мысль семейная» в романе М. Горького «Дело Артамоновых» // Художественный текст: варианты интерпретации: Труды ХIII Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. Ч. 2. Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2005. С.7 – 10
46. Осьмухина О. Ю. Специфика воплощения темы рода в отечественной прозе рубежа XX‒XXI вв. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 5. С. 225-279
47. Переписка Горького: В 2-х томах. - М.: Прогресс, 1975. - Т. 1. С.402
48. Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста [Текст]/ Н.И. Пруцков. - М.; Л.: Издательство Академии наук СССР, 1975. – 245
49. Пушкин А. С. Избранные сочинения: в 2 т. / А. С. Пушкин. – Москва : Худ. лит., 1976. – Т. 7 – С. 465
50. Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Т. 1–5 / ред. П. А. Николаев. М.: Советская энциклопедия, 1989–2007.
51. Словарь литературоведческих терминов / ред. Л. Тимофеев и С. Тураев. М.: Просвещение, 1974.
52. Спиридонова Л. М.Горький: новый взгляд. – М.: 2009
53. Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи. М.: Наука, 1994 137 с.
54. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: А ТЕМП, 2006.
55. Толстая Т. Круг. Рассказы [Текст]/ Т. Толстая. – М.: Эксмо, 2009 с.44
56. Усенко Е.А. Эволюция представлений о своеобразии М. Горького – художника в филологической науке рубежа ХХ – ХХI веков (к истории вопроса) [Текст] / Е.А. Усенко // Известия Самарского научного центра РАН. – 2005. – №4/8. – С.740-745
57. Хунарикова П.Х. Место творчества М. Горького в русской реалистической литературе конца 19 – начала 20 вв. [Текст] / Х.П. Хунарикова, И.Б. Бачалова // Символ науки. – 2017. – №123. – С.66-68
58. Хьетсо Г. Максим Горький. Судьба писателя. - М.: Прогресс, 1995. 18с.
59. Шамина Н. В. Исследование проблемы женского становления личности в литературных произведениях в эпоху викторианского строя / Н. В. Шамина // Материалы IX научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева: в 2 ч. – Саратов 2009. – Ч. 1: Гуманитарные науки. – С. 66-69.
60. Шаповаленко Ю.В. Средства характеризации героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» /Автореф. дисс. канд. филол. наук. – Москва: МГОУ, 2009 – 28 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ