Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь представлений о детском опыте и характеристик партнерских отношений у молодых взрослых

Работа №142389

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Обзор литературы 9
1.1 Романтические отношения у молодых взрослых 10
1.2 Влияние ранних отношений на последующие взаимоотношения человека 19
1.3 Теория привязанности и привязанность у взрослых 27
Глава 2. Методы и дизайн исследования 37
2.1 Цели и задачи, гипотезы, предмет и объект исследования 37
2.2 Исследуемая группа 38
2.3 Методы исследования 38
2.3.1 Семантический дифференциал 38
2.3.2 Опросник на травматический опыт 41
2.3.3Методика «Самооценка генерализованного типа привязанности» («RQ») К.Bartholomew и L.Horowitz (адаптация Т.В.Казанцевой). 42
2.3.4 Методика «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли (адаптация Т.В.Казанцевой). 43
2.3.5 Анкета об опыте партнерских отношений 44
2.4 Описание условий и процедуры исследования 45
2.5 Используемые методы математического анализа 45
Глава 3. Результаты исследования 46
3.1 Описание средних значений (анализ первичных статистик) 46
3.1.1 Описание средних значений по результатам социально-демографических данных 46
3.1.2 Описание средних значений по результатам методики семантического дифференциала 47
3.1.3 Описание средних значений по результатам опросника на травматический опыт (JVQ) 48
3.1.4 Описание средних значений по результатам методики «Самооценка генерализованного типа привязанности» («RQ») К.Bartholomew и L.Horowitz (адаптация Т.В.Казанцевой) 49
3.1.5 Описание средних значений по результатам методики «Опыт близких отношений» (Brennan, Fraly, 2000; адаптация Т.В.Казанцевой, 2011). 51
3.1.6 Описание средних значений по результатам анкеты об опыте романтических и сексуальных отношений 52
3.2 Сравнительный анализ 54
3.2.1. Сравнительный анализ исследуемых параметров в связи с социально-демографическими характеристиками участников исследования 54
3.2.2 Сравнительный анализ исследуемых параметров в связи со стилем привязанности по методике «Самооценка генерализованного типа привязанности» («RQ») К.Bartholomew и L.Horowitz (адаптация Т.В.Казанцевой). 57
3.2.3 Сравнительный анализ исследуемых параметров в связи с особенностями поддержания сексуальных отношений. 60
3.3 Корреляционный анализ 63
3.3.1 Анализ взаимосвязей шкал семантического дифференциала и опросника на травматический опыт 63
3.3.3 Анализ взаимосвязей представлений о детском опыте и шкал методики Методика «Опыт близких отношений» (Brennan, Fraly, 2000; адаптация Т.В.Казанцевой, 2011). 68
3.3.4 Анализ взаимосвязей представлений о детском опыте и характеристик партнерских отношений. 69
Обсуждение результатов 72
Выводы 76
Заключение 77
Список литературы 78
Приложение А 81
Приложение В 82
Приложение С 83
Приложение D .85

Продолжительные устойчивые отношения способствуют психическому и физическому здоровью (Burman B, Margolin G., 1992), в то время как неспособность установить или поддерживать тесные связи связана с физическим и эмоциональным дистрессом (1978 Bloom BL, Asher SJ, White SW. ,1978). По данным современных исследований молодые люди практикуют множественные половые контакты (Цветкова Л.А., Антонова Н.А.,2011).
Ознакомившись с литературой об отношениях, нельзя не заметить, что многие авторы видят причины конфликтов и разрыва отношений в особенностях воспитания и взаимодействия с родителями. Перенос отношений с родителем (О.Напье), стремление к зависимости или независимости (Старшенбаум Г., 1991; Ковен К.,1995), инфантильность и эгоизм (Дорно И.В., 1990; Кейли Д.,)
В литературе же о раннем детском опыте, также можно найти результаты влияния взаимодействия взрослого и ребенка на его последующую жизнь: на особенности восприятия (Лисина М.И., 2009), стремления к автономности или зависимости (Малер М.), способности устанавливать контакт и переживать удовольствие от отношений (Кляйн М.,1997; Винникот Д.В.,2007).
Промискуитет рассматривается как следствие неблагоприятного контакта с родителями (Пайнз Д., 1997; М. Кляйн, 1997), причины уклонения от сексуальных контактов - насилие в детстве, чувство стыда (Старшенбаум Г., 2003). Из вышеприведенного следует, что сексуальное поведение также связано с детско-родительскими отношениями.
Особенности влияния опыта взаимодействия на отношения взрослого человека более всего отражено в теории привязанности (Боулби Дж., 2003, Мейн М., Криттенден П.).
Следовательно, для изучения характеристик партнерских отношений молодых взрослых, таких как стремление к созданию новых отношений и смене партнеров (количество романтических и сексуальных партнеров), способность вступать в продолжительные романтические отношения, склонность к случайным связям, необходимо обратиться к их представлениям о детском опыте.
Цель исследования: Изучение взаимосвязи представлений о детском опыте и партнерских отношений у молодых взрослых
Задачи:
1. Изучить представления молодых взрослых о детском опыте
2. Исследовать представления о партнерских отношениях
3. Описать социальные и демографические характеристики партнерских отношений
4. Провести анализ взаимосвязи между представлениями о детском опыте и характеристиками партнерских отношений во взрослом возрасте
Объект исследования: представления о детском опыте и характеристики партнерских отношений
Предмет исследования: характеристики партнерских отношений у молодых взрослых
Гипотезы
1. Молодые взрослые, которые описывают свой детских опыт как негативных и травматичный, устанавливают непродолжительные партнёрские отношения, склонны вступать в случайные связи, характеризуются сложнорганизованными стратегиями привязанности
2. Молодые взрослые, представляющие свой детский опыт как благополучный и нетравматичный склонны к установлению постоянных, длительных партнерских отношений, имеют безопасные и относительно безопасные стратегии привязанности
Методики, измеряющие представление о детском опыте:
1. Семантический дифференциал (Ч. Озгуд) таких понятий как:
«Мои отношения с мамой в детстве»
«Раннее детское воспоминание»
2. Опросник на травматический опыт (JVQ) (Hamby, S.L., Finkelhor, D., Ormrod, R.K., and Turner, H.A., 2005)
Методики, измеряющие партнерские отношения:
 "Самооценка генерализованного типа привязанности“ (Bartholomew, Horowits, 1991)
 Методика «Опыт близких отношений» (Brennan, Fraly, 2000; адаптация Т.В.Казанцевой, 2011).
 Анкета о опыте романтических и сексуальных отношениях
 Социально-демографическая анкета
Математические методы:
1. Сравнительный анализ (критерий t-Стьюдента для независимых выборок)
2. Дисперсионный анализ (ANOVA)
3. Коэффициент корреляции r-Пирсона


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы стало изучение взаимосвязи представлений о детском опыте и партнерских отношений у молодых взрослых. Были выдвинуты гипотезы, что у молодых взрослых в зависимости от характера представлений и травматичности детского опыта партнерские отношения во взрослом возрасте будут различаться по продолжительности, различия будут также в склонности вступать в случайные связи и стилях привязанности.
В результате исследования были выявлены взаимосвязи между качеством романтических отношений и особенностей поддержания сексуальных отношений с представлениями о детском опыте и травматических событиях детства.
Результаты исследования показывают значимость детского опыта для формирования отношений во взрослом возрасте, и могут быть использованы для проведения коррекции сложностей при построении межличностных отношений у молодых взрослых.



1. Аникина В.О. Изучение привязанности у взрослых. Анализ случая / /Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития/ Под ред. Р.Ж. Мухамедрахимова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008. – 312с.
2. Блонский П.П. Очерки детской сексуальности, Ленинград, 1935.
3. Боулби Дж. Привязанность/Перевод с английского Н.Г.Григорьевой и Г.В.Бурменской, МОСКВА 2003
4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей/Пер.с англ. В.В. Старовойтова – 2-е изд.-М.: Академический Проект, 2004. – 232 с.
5. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. Пер. с нем.-М.: Когито-Центр, 2012.-316 с.(Клиническая психология)
6. Васильева Н.Л. Теория и методология современного детского психоанализа. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2005. – 160 с.
7. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери/Пер. с англ. Н.М.Падалко.-М.: Независимая фирма «Класс», 2007.-80с. – (Библиотека психологии и психотерапии)
8. Винникот Д.В. Разговор с родителями/Пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В.Тимофеева. -М.: Независимая фирма «Класс», 2007.-96с. – (Библиотека психологии и психотерапии)
9. Дорно И. В. Современный брак: проблемы и гармония. - Москва : Педагогика, 1990. - 267, [5] с.
10. Галимзянова М.В. Отношения в родительской семье и выбор партнера. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.12.2009.Вып.2.Ч.1.
11. Галимзянова М.В., Романова Е.В. Эмоциональные переживания, связанные с событиями детства и партнерскими отношениями. Вестник СПбГУ. Сер.12.2011.Вып.1.
12. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. — 351,[1] с, — (Высшая школа).
13. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. 176 с.
14. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
15. Казанцева Т.В. Социально-психологические детерминанты межличностной привязанности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 2011
16. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики,2004.-320 с.
17. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Перевод с английского А.Ф. Ускова.- СПб.: Б.С.К. 1997.-96с.
18. Ковен, К. Супружеская дружба: Она и он [Текст] / К. Ковен, М. Киндер // Семья и школа. ¬ 1995. ¬ N 12. ¬ С. 10¬-12
19. Кон И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1989.- 336 с.
20. Косаревская Т.Е. Психосемантический подход к исследованию индивидуального сознания: методические рекомендации / Т.Е. Косаревская, Р.Р. Кутькина. Витебск: УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2009. – 61 с.
21. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чешск. - М.: Медицина, 1991, 336 с.
22. Кудряшов А.Ф. «Лучшие психологические тесты». Петрозаводск, изд. « Петроком» , 1992.
23. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009, 320с.
24. Мясищев В.Н. Психология отношений // Избр. психол. труды. М.; Воронеж, 1998.
25. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Психоаналитический подход. Б.С.К., Восточно-Европейский институт психоанализа. СПб, 1997
26. Плешкова Н.Л. Психологическое взаимодействие и привязанность матери и ребенка: Учебно-методическое пособие. - СПб.,2011.-40с.
27. Ростовцев В.Н., Протько Н.Н., Марченкова И.Б. Поведенческие риски и нравственные ценности//Белорусский медицинский журнал. 2005. №1(11). Страницы: 81-82
28. Старшенбаум Г. В. Любовь против одиночества / Москва : Знание, 1991 . – 64 с.
29. Старшенбаум Г. В. Сексуальная и семейная психотерапия. - Москва.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003 . – 300 с.
30. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости. / перевод с английского А.А. Чеславской / - М.: Независимая фирма "Класс", 2002. — 224 с. — (библиотека психологии и психотерапии, вып. 103).
31. Фрейд З. Очерки по теории сексуальности:[пер. с нем.]/Зигмунд Фрейд.- М.:АСТ: Астрель, 2011. -285, [3] с. – (Философия. Психология).
32. Фромм Э. Искусство любить. СПб.: ИД «Азбука – классика», 2007.
33. Хейли Дж., Эриксон М. Стратегии семейной терапии/ Перевод с англ. - М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001 – 448 с.
34. Цветкова Л.А., Антонова Н.А. Риск распространения ВИЧ в среде студенческой молодежи//Ананьевские чтения – 2011. Социальная психология и жизнь: Материалы научной конференции, 18–20 октября 2011 г., Санкт-Петербург / Отв. ред. А.Л. Свенцицкий. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 440 с. стр. 368-370.
35. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с англ./- М.: Флинта : МПСИ : Прогресс, 2006.-352 с.
36. Acevedo BP, Aron A, Fisher HE, Brown LL. Neural correlates of long-term intense romantic love. Soc Cogn Affect Neurosci 2011 [PMC free article] [PubMed])
37. Ainsworth, M. Object relations, dependency and attachment: a theoretical review of the infant-mother relationships. Child Development, 1969, 40, 969-1025.
38. Bartolomew K., Horowitz L. M. , Attachment Styles Among bung Adults A Test of a Four-Category Model // Journal of Personality and Social Psychology, 1991, Vol. 61, № 2, 226-244
39. Brennan K., Clark C., Shaver, P. Self-report measurement of adult romantic attachment: An integrative overview // Attachment theory and close relationships / Ed. by Simpson J.A., Rholes W.S. – N.Y.; L., 1998. pp. 46-76.
40. Burman B, Margolin G. Analysis of the association between marital relationships and health problems: an interactional perspective. Psychol Bull. 1992;112:39–63. [PubMed]
41. Dirk Scheele, Nadine Striepens, Onur Güntürkün, Sandra Deutschländer, Wolfgang Maier, Keith M. Kendrick, René Hurlemann. Oxytocin modulates social distance between males and females // The Journal of Neuroscience. V. 32. P. 16074–16079
42. Fraley R. Chris /Attachment stability from infancy to adulthood: meta-analysis and dynamic modeling of developmental mechanisms // Personality and Social Psychology Review 2002, Vol.6, No.2, 123-151
43. Fries AB, Ziegler TE, Kurian JR, Jacoris S, Pollak SD. Early experience in humans is associated with changes in neuropeptides critical for regulating social behavior. Proc Natl Acad Sci U S A 2005; 102:17237 – 17240
44. Hamby, S.L., Finkelhor, D., Ormrod, R.K., and Turner, H.A. (2005). The Juvenile Victimization Questionnaire (JVQ): Administration & Scoring Manual. Durham, NH: Crimes against Children Research Center.
45. Hazan C., Shaver P. R. Romantic love conceptualized as an attachment process. Journal of Personality and Social Psychology, 1987, 52, 511-524.
46. Fisher H.E., Lust, attraction, and attachment in mammalian reproduction// Human Nature,1998 Vol.9, №1.,pp. 23-52/
47. Lampert A. The Evaluation of love Westport, Praeger Publ.,1997.
48. Schneiderman, Zagoory-Sharon O, Leckman JF, Feldman. Oxytocin during the initial stages of romantic attachment: relations to couples’ interactive reciprocity// Psychoneuroendocrinology 2012 Aug; 37(8): 1277–1285.).
49. Sternberg R.J. A triangular theory of love.Psychological Review, Vol 93(2), Apr 1986, 119-135.
50. Weisman O, Feldman R, Goldstein A. Parental and romantic attachment shape brain processing of infant cues. Biol Psychol 2011 [PubMed]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ