Глава 1. Историографические и теоретические аспекты музейного дела………………………………………………………………………………...7
1.1 Анализ отечественных историографических работ по музееведению……7
1.2 Обзор источников и литературы по истории музеев Петербурга (1714-1917 гг.)………….……………………………………………………………16
1.3 Периодизация как метод исследования истории музейного дела………..25
Глава 2. История музеев Петербурга XVIII – XIX вв.…………………….35
2.1 Появление первых музеев Петербурга (эпоха Петра I – эпоха Просвещения)……………………………………………………………….35
2.2 Образование специализированных музеев (этап 1796-1856 гг.)…………41
2.3 Возникновение новых профильных групп музеев (эпоха Великих реформ и контрреформ)……………………………………………………………...47
Глава 3. Музейный бум в эпоху Николая II………………………………..61
3.1 Музеи Петербурга в период 1896 - 1900 гг.………………………………..61
3.2 Музеи Петербурга в начале XX века……………………………………….67
Заключение……………………………………………………………………...79
Данная работа посвящена истории петербургских музеев XVIII – начала XX вв. В этот период Петербург был центром политической, экономической и культурной жизни страны. Российские монархи – как правило, образованные люди, интересующиеся отечественной историей, разбирающиеся в искусстве, – наряду с решением государственных задач активно принимали участие и в музейной жизни. Благодаря деятельности императоров, аристократической элиты, научных обществ и передовой интеллигенции в разные эпохи появились: первый российский публичный музей – Кунсткамера, Эрмитаж, Русский музей, первые педагогические музеи, первый технический музей, первые литературные музеи, первый в России и мире Музей почвоведения. Опыт музейного строительства передавался Петербургом другим городам России. Именно тогда возникли новые типы, виды и профили музеев. Значением рассматриваемого периода в истории отечественного музейного дела и обусловлен выбор хронологических рамок диссертации.
К 1917 году в Петербурге по официальным данным функционировал 51 музей (без учёта полковых, заводских, библиотечных и других музеев «местного характера»). Наша диссертация посвящена рассмотрению всей совокупности музеев в хронологической динамике и с использованием основных общенаучных принципов и методов: историзма, анализа и синтеза, сравнения. История создания музеев рассматривается в своем развитии, с учетом предпосылок их появления, целей создания, связи с важнейшими историческими событиями своего времени, государственной политикой в этой области, образованием и культурой Петербурга.
Актуальность темы обусловлена тем, что изучение богатой, но пока ещё недостаточно исследованной истории музеев Петербурга, позволит не только осмыслить опыт предшественников, но и повысить интерес к музею, который и сегодня вносит весомый вклад в науку, культуру и воспитание. Именно через музей реализуется одна из важнейших потребностей общества в сохранении памяти о своей истории, о своём наследии.
Работ по истории отдельных музеев, коллекций, групп музеев, отражающих различные стороны их деятельности, а также по становлению музейного дела, а затем музееведения, написано достаточно много. Это труды А.М. Разгона, В.П. Грицкевича, М.Е. Каулен, Т.Ю. Юреневой и других исследователей. В их работах рассматривается история важнейших петербургских музеев в общем контексте с другими музеями России, а также с зарубежными, в то время как история небольших музеев затрагивается поверхностно или о них вообще ничего не говорится. Например, практически отсутствуют публикации о музее Первого Кадетского корпуса, Интендантском музее, Мясном музее, музее Н.И. Пирогова, музее Л.Н. Толстого и других. Нет среди современных исследователей и единого подхода к научной периодизации истории музейного дела. Её разработка является важнейшей методологической задачей. Недостаточно разработаны в современной музееведческой литературе и вопросы историографии исторического музееведения. По мнению В.П. Грицкевича, «историографические исследования по истории музейного дела сегодня отсутствуют». Все это обусловило необходимость обращения диссертанта к вопросам историографии и периодизации музейного дела.
Таким образом, научная новизна диссертации определяется её комплексным характером, связанным с отсутствием к настоящему времени обобщающих исторических исследований, которые охватывали бы все музеи Петербурга, отражали бы особенности, закономерности и тенденции истории появления музеев от Кунсткамеры до Еврейского музея (1916 г.). В работе решается важная методологическая задача: разработка собственной системы научной периодизации. Имеется в исследовании и источниковедческая новизна: помимо обзора и анализа историографии и опубликованных источников (в частности, материалов периодической печати), автор вводит в научный оборот ряд материалов из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА).
Цель исследования – на основе историографического обзора литературы провести анализ истории музеев Петербурга, в соответствии с предложенной концепцией периодизации, с выделением предпосылок и целей создания музеев, выявлением тенденций и закономерностей на различных этапах императорского периода.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать существующие историографические работы по музееведению;
- выявить и изучить имеющуюся литературу, периодическую печать, работы учёных по истории петербургских музеев;
- выполнить историографический обзор публикаций по теме, определить видовую тематику и представить группировку работ;
- критически рассмотреть существующие в научной литературе схемы периодизации истории музейного дела и сформулировать свою концепцию;
- в соответствии с предложенной схемой проанализировать в динамике возникновение музеев Петербурга во взаимосвязи с важнейшими историческими событиями, с развитием науки, промышленности, образования.
Объект работы – история и историография музейного дела, включающая историю музееведческой мысли, музейную политику и организацию музейного строительства в различных исторических условиях.
Предмет работы – анализ истории музеев Петербурга, включающий предпосылки, цели и особенности их возникновения в императорский период.
По теме магистерской диссертации автором опубликовано четыре научные статьи:
1. Девейкис М.В. Музеи Петербурга в эпоху Великих реформ и контрреформ // История Петербурга. – СПб., 2014. №1. С. 153-157. 0,5 п.л.
2. Девейкис М.В. Музеи Петербурга на страницах журнала «Русская старина» // Библиотечное дело. – СПб., 2015. №9. С. 22-24. 0,25 п.л.
3. Девейкис М.В. Особенности и тенденции создания музеев Петербурга в императорский период // Международный научно-исследовательский журнал. – Екатеринбург, 2015. №9. C. 99-102. 0,5 п.л.
4. Девейкис М.В. Императорский Сельскохозяйственный музей: исторический опыт и новая концепция его возрождения// Международный научно-исследовательский журнал. – Екатеринбург, 2016. № 12. С. 102-104. 0,4 п.л.
Изучение богатой, но пока ещё недостаточно исследованной истории музеев Петербурга позволяет не только осмыслить опыт предшественников, воскресить забытые имена учёных, музейных деятелей, но и воссоздать целостную картину культурной жизни Санкт-Петербурга, неотъемлемой частью которой являлись музеи.
С целью более глубокого изучения динамики возникновения музеев, нами предложена периодизация. Основой схемы служит смена государственного устройства в стране. Внутри каждого периода выделены отдельные этапы.
1. Императорский период (1714-1917 гг.), включающий в себя: появление первых музеев (эпоха Петра I – эпоха Просвещения); образование специализированных музеев (1796 - 1856 гг.); возникновение новых профильных групп (эпоха Великих реформ и контрреформ); музейный бум конца XIX – начала XX вв. (эпоха Николая II).
2. Советский период (1917-1991 гг.), куда входит: время коренных преобразований в музейном деле (1917-1941 гг.); эпоха войны и послевоенного времени (1941-1960 гг.); музейный бум (1960-1980 гг.); поиск новых путей развития музеев (1980-1990).
3. Федеративный период (с 1991 г.), в котором можно выделить: время демократизации (1991-2000 гг.); новую эру в музейном деле (с 2001 г. по настоящее время).
В работе в соответствии с указанными в схеме этапами рассмотрен первый из трех вышеуказанных периодов истории музейного дела – императорский. По-нашему мнению, это один из важнейших периодов в истории развития музейного дела: возникла музейная потребность и музейная политика, появился новый общественный институт, начали выделяться и развиваться музейные функции, образовались предпосылки для создания музейного законодательства, в печати начал обобщаться опыт функционирования музеев, сформировалась музейная сеть, заложен фундамент для научной и практической разработки актуальных вопросов музееведения.
Во введении обоснована актуальность темы и раскрыта её новизна, выделены задачи, которые следует решить, чтобы достигнуть заявленную цель магистерской диссертации, определены объект, предмет и методы исследования.
В первой главе проанализированы основные отечественные историографические работы по музееведению, дана их классификация и подчёркнуто, что таких работ крайне мало. Проведён обзор литературы, посвящённой истории музеев Петербурга, за период 1714-1917 гг., выявлена видовая тематика музейных публикаций данного периода: это научная литература (монографии И.Г. Георги и В.С. Иконникова), научно-популярная (работы С.В. Огородникова, Н.В. Покровского и др.), рекламная (путеводители) и нормативная (положения, уставы музеев); прослежена динамика публикационной активности первых работ о музеях. Рассмотрены существующие схемы периодизации истории музейного дела, которых придерживаются в своих исследованиях видные учёные: Н.А. Томилов, В.П. Грицкевич, М.Е. Каулен и другие, проведён их критический анализ. Установлены и обоснованы критерии деления исторического процесса на отдельные периоды, которые легли в основу периодизации: исторические события, государственная власть и материальное производство.
Во второй главе, в соответствии с предложенной схемой периодизации истории музейного дела и входящих в неё этапов, проведен в хронологическом порядке анализ истории появления петербургских музеев – больших и малых, разного профиля и значимости, малоизвестных и незаслуженно забытых в XVIII - XIX вв. В результате исследования выявлены предпосылки и цели создания музеев, вопросы их организации, эволюционные процессы. Первые музеи Петербурга были созданы по инициативе верховной власти. Развитие ранних музеев отличалось прерывистым характером, в дальнейшем музеи возникали в среднем через 4-5 лет. Выявлены общие и частные предпосылки образования специализированных музеев, которые составляют более 60 % от учреждённых музеев того времени. В эпоху Великих реформ и контрреформ прослежена зависимость возникновения музеев от изменчивости государственной политики и других критериев. Заметную роль в жизни столицы и в развитии отечественного сельского хозяйства играл Императорский Сельскохозяйственный музей. На основе изучения опыта его создания и функционирования нами предложена концепция современного Сельскохозяйственного музея, потребность в котором сегодня назрела в связи с проблемой импортозамещения. Согласно нашим подсчетам, ведущее место в XVIII - XIX вв. занимали музеи исторического профиля (33 %), второе - естественнонаучные (20 %), третье - технические (16 %). Следует отметить, что на появление музеев в Петербурге влиял целый ряд факторов: изменение общественных потребностей, организация выставок, развитие наук, искусства, материального производства, философской мысли.
В третьей главе раскрыт важный этап в развитии музейного дела и завершающий этап эволюции музеев императорского периода. Музеи, в первую очередь, были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформулированной этой идеологией. В главе с использованием первоисточников и архивных материалов РГИА наиболее полно вскрыты предпосылки создания музеев и их цели. По сравнению с эпохой Великих реформ и контрреформ в эпоху правления Николая II продолжается рост количества музеев, сформирована музейная сеть. Этот период характеризуется серьёзной подготовительной работой по созданию музеев: строятся специальные здания, создаются особые Комиссии по решению организационных вопросов, заранее разрабатываются качественные нормативные документы. Отмечена значительная роль в образовании музеев петербургских профессиональных обществ. Как показал проведённый анализ, большинство музеев этого этапа (53 %) посвящены выдающимся деятелям науки, культуры и военного дела, а 20 % - правящей элите (Русский музей, музей императора Николая I, Музей имени великого князя Михаила Николаевича), что оказало небольшое влияние на изменение процентного соотношения музеев по профильным группам: первое место занимали музеи исторического профиля (35,4 %), второе - естественнонаучные (15,8 %), третье - художественные (13,7 %), далее идут отраслевые (11, 6 %), технические (9,8 %), литературные (7,8 %) и музыкальные (5,9 %).
Рассмотрев основные черты и особенности музейного строительства в Петербурге в императорский период, следует выделить общие тенденции и закономерности. Во-первых, на каждом этапе наблюдался рост количества музеев, хотя он неравномерен. Имелись объективные причины, которые останавливали, тормозили развитие науки, промышленности, культуры и, конечно, музеев. Это, дворцовые перевороты, Отечественная война 1812 г., эпоха контрреформ. Во-вторых, в истории музеев Петербурга выявились также тенденции: тенденция влияния государственной политики на создание петербургских музеев (промышленная реформа – промышленные музеи, образовательная реформа – педагогические музеи); тенденция отражения в музеях становления национального самосознания, которое проявлялось через интерес к прошлому, к своей истории, патриотизм (Галерея 1812 года в Эрмитаже, Русский музей, музей А.В. Суворова); тенденция воздействия императорской идеологии на создание и функционирование музеев (музей Николая I, музей князя Михаила Николаевича и др., в коллекциях всех музеев присутствуют портреты семей монархов и элиты); тенденция сохранения (увековечивания) кумиров, выдающихся деятелей науки, культуры, военного дела (Лермонтовский музей, Толстовский музей, Музей Д.И. Менделеева и др.). К закономерностям следует отнести: создание новых профильных групп музеев, появление новых функций и видоизменение ранее существующих, строительство специальных зданий, участие общества в пополнении коллекций, образование музеев для повышения качества образования. И, наконец, на протяжении всего времени (с 1714 г.) активно себя проявляют предложенные нами критерии периодизации: исторические события, государственная власть и развитие материального производства, которые взаимодействуют между собой, дополняют друг друга, оказывают влияние на появление и функционирование музеев.
Анализ истории петербургских музеев позволяет нам построить следующую общую схему их появления: зарождение и обсуждение мысли о музее, сбор денежных средств, приобретение экспонатов и создание коллекций, подборка помещения или земельного участка для строительства, согласование проекта с органами власти, подготовка нормативных документов (устав, положение), строительство (переоборудование) здания, укомплектование штатов музейных работников, объявление об открытии музея.
Таким образом, следует особо отметить важное значение императорского периода в развитии музейного дела для последующих этапов. Он явился экспериментальной базой для дальнейших теоретических изысканий и становления музееведения как науки.
1. РГИА. Ф. 150 (Петроградское общество заводчиков и фабрикантов). Оп. 1. Д. 174 (Положение и провиза о музее изобретений и усовершенствований).
2. РГИА. Ф. 400 (Кустарный музей МЗ). Оп. 1. Д. 4 (Дело о целях и задачах кустарных музеев).
3. РГИА. Ф. 477 (Придворная Конюшенная часть МИДв). Оп. 8. Д. 137 (Ведомость об устроении в пятом Конюшенном корпусе Музеума).
4. РГИА. Ф. 549 (Управление делами Вел. князя Николая Михайловича МИДв). Оп. 1. Д. 80 (Дело об устройстве и деятельности музея имени Великого князя Михаила Николаевича).
5. РГИА. Ф. 565 (Департамент Государственного Казначейства МФ). Оп. 6. Д. 24373 (Дело о Положении и штате Кустарного музея и об отпуске кредита на устройство сего музея).
6. РГИА. Ф. 575 (Главное Управление неокладных сборов и казённой продажи питей МФ). Оп. 3. Д. 4137 (Дело об образовании при Главном Управлении музея попечительства о народной трезвости).
7. РГИА. Ф. 1364 (Гражданский кассационный Департамент Сената). Оп. 15. Д. 168 (Дело по Обер-прокурорской части по сбору пожертвований в пользу учреждений в память А.С. Пушкина и гр. Суворова).
Опубликованные источники
8. Аделунг Ф.П. Предложение об учреждении Русского национального музея // Сын Отечества. – СПб., 1817. Ч. 37. С. 54-75.
9. Бакмейстер И.Г. Опыт о библиотеке и кабинете редкостей и истории натуральной С.-Петербургской Императорской академией наук. – СПб., 1779.
10. Беляев О.П. Кабинет Петра Великого. – СПб., 1800.
11. Бенуа А.Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. – СПб., 1911.
12. Бильдерлинг А.А. Лермонтовский музей в Николаевском Кавалерийском училище в С.-Петербурге, основанный в 1881г. // Русская старина. – СПб., 1881. Т. 30. В. 1-4. С. 709-714.
13. Бильдерлинг А.А. Лермонтовский музей в С.-Петербурге // Русская старина. – СПб., 1884. Т. XLII. С. 426.
14. Булгаков Ф.И. Лермонтовский музей // Исторический вестник. – СПб., 1884. Т. 15. янв. С. 225-228.
15. Вихман Б.Г. Российский Отечественный музей // Сын Отечества. – СПб., 1821. Ч. 71. С. 289-310.
16. Временник Пушкинского дома. – СПб., 1913
17. Временник Пушкинского дома. – Петроград, 1914.
18. Георги И.Г. Описание столичного города С.-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. – СПб., 1794.
19. Иванов Д.Д. Объяснительный Путеводитель по художественным собраниям Петербурга. – СПб., 1904.
20. Императорский Сельскохозяйственный музей: [Цели, состав коллекций и план Музея]. - СПб., 1895.
... Всего источников –80