Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сестра милосердия в русской культуре

Работа №142375

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы111
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История сестры милосердия в русской культуре 11
1.1. Повседневная жизнь русской женщины XVII-XIX вв 11
1.2. О понятии «милосердие» в христианстве 28
1.3. История благотворительности и сестер милосердия 32
Глава 2. Образ сестры милосердия в русском культурном наследии 53
2.1. Быт сестер милосердия 53
2.3. Образ сестры в песне 71
2.4. Образ сестры милосердия в изобразительном искусстве 75
Глава 3 Система ценностей сестры милосердия в русской культуры 80
3.1. Духовно-нравственное воспитание сестер милосердия 81
3.2. Возрождение общин сестер милосердия 89
3.3. Сестра милосердия в современной культуре Санкт-Петербурга 92
Заключение 97
Список литературы 100

Актуальность для современности. В современных реалиях происходит переосмысление гендерных ролей — сегодня это достаточно существенная составляющая культуры, куда относятся практики, идеологии, мифология. Так, феминистские движения своей актуальностью решительно пошатнули стандарты «мужского» и «женского». Поэтому, совершенно очевидно, что исторический ретроспективный анализ, в том числе анализ российской культурной традиции, позволят прояснить роль женщины в обществе, ценностные основания женского служения через анализ такого феномена русской культуры, как «сестра милосердия».
С другой стороны, наряду с традиционными чертами, такое явление в русской культуре как «сестра милосердия» во многом свидетельствовало об определенномэмансипировании женщины, легитимация ее новой деятельности, содержание которой заключалось в участии женщины как помощницы врача и утешительницы раненых во время войны.Прототипом такой деятельности в истории русской культуры могут быть «сердобольные вдовы», женщины, которые привлекались к уходу за больными и ранеными еще в Древней Руси. Однако следует заметить, что «сестра милосердия» появляется в отечественной культуре на рубеже Х1Х-ХХвв. В современной отечественной культуре происходит возвращение к этой форме женского служения, сформировавшегося под влиянием определенных ценностных установок русской культуры. В связи с этим обстоятельством нам представляется весьма актуальным обращение к феномену «сестры милосердия» с целью не только описать историю возникновения, но и проанализировать ту ценностную основу,нравственную константу, которая позволяет выстраивать современное видение данного культурного феномена в контексте поисков женской роли в обществе, женского служения и ее места в меняющемся мире.Для России уникален возникший феномен «сестры милосердия», строящийся на патриотизме и религиозности. Данное
исследование представляет интерес также в контексте полемики о роли женщины в русской культуре, отстаивает точку зрения, признающую роль женщины в истории, социальной жизни общества, в формировании культурных и нравственных ценностей.
Объектисследования: женское служение в русской культуре
Предмет исследования:феномен «сестры милосердия» в русской культуре.
Степень изученности проблемы.История женщины в русской культуре свидетельствует об их активном участии в жизни общества.Данная проблема представлена в работах отечественного историкаН.Л. Пушкаревой, в частности «Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X — начало XIX в.)», в которой рассматриваются такие повседневные стороны жизни женщины всех сословий, как отношение полов, брак, замужество, отношение детей и родителей и т. д., показывая в общей сложности востребованное женское участие в жизни общества того времени, исходя из религиозных и ценностных ориентиров.
Исследователь А.В. Белова рассматривает проблему женской повседневности, в ее работах особо выделяется чувственный мир женщин во взаимоотношениях полов, семьи и других институтов. В работе С.Н Кайдаш «Сила слабых. Женщины в истории России (XI-XIX вв.)» отмечены факторы женской индивидуальности обозначенного периода.
Для рассмотрения темы сестры милосердия в русской культуре быларазобрана работаА.В. Постернак в «Очерки по истории общин сестер милосердия», где автор описывает не только историю, но быт, условия труда сестер милосердия. А.В. Срибная посвятила свои исследования сестрам милосердия в годы Первой мировой войны, где описывает не только положение и образование сестер, но ибытову сторону их жизни: форму, денежное довольствие и отношение к сестрам в период военных действий и после Февральской революции. В.Д. Орлова в своей работе, указывает, что в основе деятельности Российского Общества Красного Креста (далее — 4
РОКК)лежит принцип христианского милосердия, основная моральная ценность в деятельности сестер милосердия....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Сестра милосердия» в русской культуре - это и особый образ, который запечатлен на старинных фотографиях и портретах, сохранившийся в воспоминаниях и на страницах литературных произведений, узнаваемый в русской культуре и сопряженный с такими ценностными понятиями, как милосердие, милость, служение, женское призвание. Изучение этого женского образа продиктовано стремлением представить нравственный мир и духовные константы русской женщины на протяжении трагической истории России. Сестра милосердия связана в нашем сознании с войной, госпиталями, ранеными, болью и кровью и тем не менее воплощает светлые стороны женской души и характера. Эти размышления стали основой и мотивом данной исследовательской работы.
Итогом исследования является создание целостногопортрета «сестры милосердия» в русской культуре. На основе изучения уже имеющейся исследовательской традиции были рассмотрены положение женщины в русской культуре, ее правовой и общественный статус, исторические предпосылки сестринского служения. Проанализированы такие понятия, как«милосердие», «милоть», «милость», «сестра милосердия», формирующие ценностные смыслы концепта «сестра милосердия». Особое внимание в работе уделено истории становления сестринского служения. История общин, занимающихся милосердными и благотворительными делами , «сердобольных вдов», собственно сестер милосердия, организации их общин позволяет проследить процесс становления особого женского служения - оказания медицинской помощи, ухода за больными и ранеными, воспитании сирот в приютах, помощь страждущим, особенно в периоды войн и эпидемий. История сестер милосердия уже сама посебе представляет особые страницы истории русской культуры, но в контексте поставленных в работе задач, приобретает особое звучание - выявление в исторических реалиях основных ценностных констант, нравственных оснований деятельности
сестер милосердия, формирование того этически значимого идеала женского слежения, который будет востребован и актуализирован в современной культуре, в современной профессии медицинской сестры.
Многообразие исторических судеб, примеры и описания условий быта, показывает внесословностьсестринской деятельности, этого вида женского служения.. Здесь сошлись не просто потребности общества в особой профессии, но потребности прежде всего в женском призвании, в котором, женщина не только не отрицает, но даже выявляет природу женственности, реализует свое женское начало - заботы, милосердия, сочувствия, тех нравственных чувств, которые конституируют женскую душу, ее нравственный и духовный мир. Сестра милосердия воплощала собой не только образ милосердия, но и особую профессиональную компетентность - умение помогать раненым, участвовать в медицинских операциях и оказывать первую медицинскую помощь, что требовало от женщины определенных знаний и навыков.
Яркие образы сестры милосердия мы находим в преимущественно письменных источниках, а затем уже в изобразительном искусстве. Слова, которые находили авторы-современники, как нельзя лучше свидетельствуют о сравнениях сестер с божественно-милосердным, родным и прекрасным. В исторических свидетельствах встречаются разные оценки сестер милосердия от героизации до критического взгляда на присутствие женщины на войне, но это не снижало ценностно наполненного женского образа, сформировавшегося в русской культуре.
Духовное и нравственное начало, заложенное как культурный код, воспитанное общиной и воплощенное в быту и в профессиональной деятельности, наглядно показывает не просто набор качеств «милосердной сестры», но жизнь сестры, где эти самые качества являются органичной составляющей ее образа жизни.Эти качества в дальнейшем наполняет собой реальный образ медицинской сестры, который сегодня общество персонифицирует в сестринском деле, стремясь к воплощению 98
изначальных моделей поведения. Таким образом, система ценностей сестры милосердия есть основной нравственный вектор современной медицинской сестры в ее профессиональном служении и нравственном призвании....


1. «ОСТРОВ-3» Центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции для детей, нуждающихся в медико­социальной и психолого-педагогической помощи. Санкт-Петербург. Энциклопедия: сайт. - Санкт Петербург, - Обновляется в течении суток. - URL: ййр://епс8рЬ.ги/оЬ1ес1/2814523869?1с=ги(дата обращения: 20.03.2022). - Текст : электронный.
2. «Покровская община» Санкт-Петербургская общественная благотворительная организация. Санкт-Петербург. Энциклопедия: сайт. - Санкт Петербург, - Обновляется в течении суток. - URL: http://encspb.ru/object/2812192906?lc=ru (дата обращения: 20.03.2022). - Текст : электронный.
3. Адонина Л.В., Моря Л.А. Речевые образы Крымской войны и Севастополя в «Севастопольских Рассказах» Л.Н. Толстого/Социокультурные исследования: история и современность Сборник научных и учебно-методических статей. Москва, 2016 Изд.: Издательство «Перо» (Москва), 2016. 193-202с.
4. Анискович Л. И. Храм милосердия. Русские женщины./ М., 2008.
5. Аронзон А.Л. Сестра милосердия: Патриотические боевые песни/ Собр. и изд. А.Л. Аронзон. - Одесса, 1917. - 8 с.
6. Артюхов А. С. Клименко Г. Я., Никитин А. В. История развития сестринского дела в России и за рубежомМетодическое пособие для сестер милосердия и студентов факультетов высшего сестринского образования. Воронеж, 1998.
7. Асташов А.Б. Сестры милосердия в годы первой мировой
войны: повседневность и труд// Вестник РГГУ. Серия:
Литературоведение. Языкознание. Культурология № 10, 2020. С. 118­134
8. Бабенко, Л. В. Педагогические условия формирования чувства милосердия в учениках профтехучилищ: дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Бабенко. - Киев, 1993.
9. Белова А.В. «Четыре возраста женщины». Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII - середины XIX / А. В. Белова. — СПб. : Алетейя, 2014. 480 с.
10. Белова А.В. Повседневная жизнь провинциальной дворянки центральной россии (XVIII - середина XIX в.) Автореф. ... дис. д-ра пед. наук. - М., 2009. 67 с.
11. Белова А.В. Русская девушка-дворянка: сексуальность и гендерная идентичность (XVIII первая половина XIX вв.) // Новый исторический вестник Учредители: Российский государственный гуманитарный университет, Ипполитов Сергей Сергеевич
12. Беляковы Е. В. и Н. А. Диакониссы в Русской
Православной Церкви // История. 2002. № 9. С. 1-5.
13. Бирюкова Е.В., Казерова Е.В Страницы истории развития сестринского дела в России от истоков до настоящего времени.// «QUANTUM SATIS» том 1. 2019. С.230-235.
14. Благотворительность в России и ее роль в общественно - культурной жизни на рубеже XIX-XX веков. М., 1996.
15. Благотворительные общества при Санкт-Петербургских городских больницах, родильных приютах и начальных училищах. СПб, 1892....105


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ