ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ
ДИВЕРСИФИКАЦИИ 6
1.1 Подходы к определению стратегии диверсификации 6
1.2 Классификация стратегий диверсификации 12
1.3 Бизнес-экосистемы как следствие стратегии диверсификации 18
1.4 Формирование стратегии диверсификации 23
Выводы 28
Глава 2. АНАЛИЗ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЫНКЕ
РОССИЙСКИХ ЭКОСИСТЕМ 30
2.1 Обзор рынка российских экосистем и особенностей диверсификации на нем 30
2.2 Оценка эффективности деятельности ключевых компаний российского рынка
экосистем 41
2.3 Оценка эффективности деятельности платформенных сервисов российского рынка
экосистем 49
Выводы 55
Глава 3. РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЭКОСИСТЕМЫ СБЕР 57
3.1 Общая характеристика экосистемы Сбер 57
3.2 Анализ внешней среды бизнес-экосистемы Сбер 69
3.3 Разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности экосистемы
«Сбер» с применением стратегии диверсификации 77
Выводы 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
Приложение 1 102
Приложение 2 102
Аннотация 104
Стратегия диверсификации является одним из вариантов базовой стратегии фирмы, которая может использоваться в целях роста фирмы, стабилизации её состояния или для сокращения убытков. Она пришла на смену традиционной отраслевой конкуренции в чистом виде, сделала её невыгодной.
Стратегия активно используется в настоящее время. При этом, особая актуальность стратегии диверсификации имеет место за счет трансформации бизнеса в условиях пандемии, когда компаниям стало необходимым пересматривать свои текущие стратегии и искать альтернативные пути развития, становиться более гибкими. Стратегия диверсификации является многоцелевой стратегией, поэтому она может использоваться компаниями в условиях неопределенности, позволяет компаниям быть гибкими, закладывать в свою стратегию альтернативные сценарии развития событий. Многие ведущие компании на российском и мировых рынках выстроили сеть партнерских сервисов, дополняющих их основной бизнес, тем самым создали собственные бизнес-экосистемы, которые позволяют более успешно развиваться входящим в их состав компаниям.
Исследованию процесса диверсификации посвятили свои работы такие исследователи, как М. Горт; К. Эндрюс; Е. Йосихара; Р. Питс; Х. Хопкинс; В. Раманьяма; П. Вадараджана; И. Ансофф; А. Томпсон; А. Дж. Стрикленд; Е. Г. Новицкий; Н. Рудык; Ю.А. Маленков; Е.Е. Румянцева; Э.Р. Кокова и другие.
Тем не менее, процесс формирования стратегии диверсификации недостаточно изучен . Существуют проблемы в отсутствии единого подхода к определению и формированию стратегии диверсификации, к выбору определенного вида стратегии диверсификации в зависимости от целей её использования, не учтены актуальные модели, которые основаны на применении стратегии диверсификации. Выявленные проблемы обуславливают
необходимость дальнейших исследований в данной области.
Целью данной работы является выявление особенностей применения стратегии диверсификации бизнес-экосистемами на российском рынке и разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-экосистемы Сбер путем формирования и развития стратегии диверсификации.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать существующий категориально-понятийный аппарат стратегии диверсификации, методологию её внедрения;
2) изучить подходы к определению понятия бизнес-экосистем, выявить связь с применением стратегии диверсификации;
3) исследовать ведущие бизнес-экосистемы на российском рынке, изучить применение стратегии диверсификации российскими компаниями, входящими в состав бизнес-экосистем;
4) проанализировать бизнес-экосистему Сбер;
5) оценить эффективность применения стратегии диверсификации бизнес-экосистемой Сбер;
6) оценить воздействие факторов ближнего и дальнего окружения на бизнес-экосистему Сбер, выявить существующие возможности и угрозы;
7) разработать рекомендации по совершенствованию деятельности бизнес-экосистемы Сбер с учетом выявленных сильных и слабых сторон Сбера и влияющих на него факторов.
Объектом исследования является бизнес-экосистема Сбер.
Предметом исследования является стратегия диверсификации сервисов бизнес- экосистемы Сбер.
Гипотезой данного исследования является то, что модель бизнес-экосистем представляет собой разновидность использования стратегии диверсификации, с некоторыми отличиями, и высокой эффективностью в актуальной среде.
Научной новизна работы обусловлена:
• описанием бизнес-экосистем как актуальной модели бизнеса, создание которой предполагает использование стратегии диверсификации, которая учитывает актуальные тренды и запросы общества;
• авторской разработкой классификации стратегии диверсификации в зависимости от причин ее использования, технологии производства, отличий от базового продукта, целевой аудитории, стадии жизни фирмы, подготовленная на основе анализа подходов различных авторов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования бизнес-экосистемами на российском рынке, в том числе Сбером, результатов анализа бизнес- экосистем и компаний, входящих в состав бизнес-экосистем на российском рынке, их сильных и слабых сторон, выявленных возможностей и угроз, потенциальных направлений по выходу на новые рынки. Сбером могут быть использованы предложенные рекомендации расширению и сокращению компаний, входящих в его состав.
Теоретической основой исследования послужили работы зарубежных и российских исследователей в области стратегического менеджмента, маркетинга, теории отраслевых рынков.
Среди методологических подходов к проведению исследования можно выделить: системный, стратегический, проблемный подходы, сравнительный анализ, эконометрическое моделирование, анализ финансовых показателей, методы анализа внутренней и внешней сред и другие....
В рамках осуществления цели выпускной квалификационной работы проведен анализ результатов наиболее значимых теоретических и прикладных исследований, посвященных стратегии диверсификации. В результате были предложены определенные критерии реализации стратегии диверсификации, которые могут помочь компаниям с выбором определенного вида стратегии диверсификации в зависимости от целей компании, его клиентов, типа рынка и возможностей компании.
Анализ теоретических и прикладных исследований, посвященных модели бизнес- экосистем, позволил выявить и описать связь с применением стратегии диверсификации - это создание товаров и услуг, отличных от базовых. Отличия модели бизнес-экосистем от стратегии диверсификации заключаются в наличии ядра бизнес-экосистемы, различных агентов бизнес-экосистемы, правил функционирования и сетевом эффекте для участников бизнес-экосистемы.
Определено, что для успешной реализации стратегии диверсификации в долгосрочном периоде, организации должны работать над собственной организационной структурой, быть гибкими по отношению к трендам, следовать инновациям.
Таким образом, на основе системной модели процесса эффективного стратегического менеджмента, были предложены инструменты, систематизированы критерии, определены направления развития и ключевые составляющие реализации и контроля, необходимые при разработке и реализации стратегии диверсификации.
Определено, что для российских экосистем характерна гибридная модель входа, предполагающая открытый и закрытый доступ в состав экосистем. Помимо этого, российский рынок экосистем имеет 4 направления (платформы): финансовая платформа, платформа информационных технологий, платформа электронной коммерции и платформа образ жизни.
Исследование бизнес-экосистем на российском рынке показало, что ведущими российскими бизнес-экосистемами являются Сбер, Яндекс, VK, Тинькофф, МТС и ВТБ. Компании включают в состав бизнес-экосистем преимущественно те сервисы, что дополняют деятельность ключевого бизнеса. Сбер, ВТБ и Тинькофф являются лидерами по количеству сервисов финансовой платформы, Яндекс - лидер по количеству сервисов информационных технологий, VK имеет наибольшее количество контент-сервисов. Исключением является Сбер, который не только включает в свой состав большое количество сервисов, связанных с банковским сектором, но также активно расширяется в рамках всех вышеуказанных платформ.
Анализ эффективности ключевых компаний бизнес-экосистем показал, что показатель прироста выручки оказался лучшим у Тинькофф, а по остальным анализируемым показателям Тинькофф входит в тройку лучших. Следующими за ним в рейтинге, в порядке убывания, идут Яндекс, Сбербанк, МТС, ВТБ и VK.
В результате анализа компаний экосистем, не являющихся ключевыми, выяснилось, что, несмотря на изменения, вызванные пандемией Covid-19, большинство компаний являются рентабельными, 25% обладают высокой платежеспособностью, лишь 15% имеют низкую рентабельности активов, капитала и/или продаж, однако, данные компании являются представителями наиболее быстрорастущих сегментов в условиях пандемии и падение рентабельности вызвано ростом затрат на масштабирование бизнеса.
Можно сделать вывод о целесообразности применении стратегии диверсификации каждый из вышеуказанных экосистем. Несмотря на возникшие в условиях пандемии трудности, компании приносят деньги экосистеме, а использование стратегии диверсификации позволило быстро занять новые быстрорастущие сегменты рынка, прогнозирование роста которых было невозможно из-за возникшего «черного лебедя» в виде пандемии Covid-19.
Анализ бизнес-экосистем российского рынка показал, что Сбер является бизнес- экосистемой, выстроенной вокруг крупнейшего банковского бизнеса Российской Федерации - Сбербанка. В настоящее время Сбер является лидирующей российской бизнес-экосистемой, лидером по количеству сервисов финансовой и e-commerce платформ.
Анализ сервисов, входящих в Сбер, показал высокую эффективность подавляющего большинства, что позволяет сделать вывод об успешной реализации стратегии диверсификации Сбером.
Анализ внутренней среды показал, что Сбер является сильной бизнес-экосистемой с отлаженными процессами создания и управления сервисами, четкими проработанными, регулярно пересматриваемыми стратегиями, которые опираются на принципы ESG и устойчивого развития....
1. Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. - Правительство России. - 2018. - URL: http://government.ru/news/34168/;
2. Программа "Цифровая экономика Российской Федерации". - Правительство
Российской Федерации. - 2017. - URL:
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf;
Книги
3. Котляревская И.В. Рыночные возможности перехода промышленного предприятия к стратегии диверсификации: монография / И.В. Котляревская, М. А. Илышева, К. В. Смирнов.
• Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018.— 104 с. - Текст: электронный. - URL:
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/66221/1/978-5-7996-2505-4 2018.pdf (дата обращения
28.04.2022). - Текст: электронный;
4. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент/ Ю.А. Маленков. - М: Проспект, 2009.
• 224 с. - Текст: электронный. - URL: https://studfile.net/preview/7658664/ // Studfiles: файловый архив студентов (дата обращения 28.04.2022). - Текст: электронный;
5. Леонов, А. В. Управление созданием высокотехнологичной продукции в государственных программах и проектах: монография / А.В. Леонов, А.Ю. Пронин. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 360 с. - URL: https://proxy.library.spbu.ru:7813/catalog/product/. - (дата обращения 28.04.2022). - Текст: электронный;
6. Маркова, В. Д. Цифровая экономика: учебник / В.Д. Маркова. — М.: ИНФРА-М, 2021.
• 186 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - URL:
https://znanium.com/catalog/document?id=367921. - (дата обращения 28.04.2022). - Текст: электронный;
7. Махновская Е.Е. Разработка и реализация стратегии диверсификации в
производственных системах / Е.Е. Махновская // М.: диссертация на соискание учетной степени к.э.н. - 2019. - 217 с. - URL: http://ords.rea.ru/wp-
content/uploads/2019/05/Makhnovskaya.pdf. - (дата обращения 28.04.2022). - Текст:
электронный;
8. Новицкий Е. Г. Проблемы стратегического управления диверсифицированными корпорациями: монография / Е.Г. Новицкий. - М.: БУКВИЦА, 2001. - 163 с. - URL: http://www.twb.com.ua/files/economic/diversific_corporation.pdf. - (дата обращения 28.04.2022).
• Текст: электронный;
9. Пахомова, Н. В. Экономика отраслевых рынков: учебник / Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер. — Санкт-Петербург: СПбГУ, 2019. — 640 с. — ISBN 978-5-288-05956-8. — URL: https://e.lanbook.com/book/133858. - (дата обращения 28.04.2022). - Текст: электронный;
10. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. - 4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 882 с. - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=356142. - Режим доступа: по подписке. - (дата обращения 28.04.2022). - Текст: электронный;
11. Шиткина И.С. Корпоративное право в таблицах и схемах / И.С. Шиткина. - 3-е
издание. - Юстицинформ, 2017. - Текст электронный. - URL:
http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/shitkina_is_korporativnoe_pravo_v_ta blicakh_i_skhemah. - (дата обращения 28.04.2022). - Текст: электронный;
12. Экономический словарь / А.И. Архипов [и др.] отв. ред. А.И. Архипов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 672 с. - URL: https://b-ok.global/book/2659837/ad6cd2. - (дата обращения 28.04.2022). - Текст: электронный;
Статьи в журналах
13. Баттилана Д. Двойные намерения / Баттилана Д., Анн-Клэр Паш, М. Сенгул, М. Кимси // Harvard Business Review (Россия): журнал для лидеров бизнеса. - 2019;
14. Гребёнкин И. В. Влияние уровня диверсификации на инновационную активность в обрабатывающей промышленности / И.В. Гребенкин // Экономика региона. — 2018. — Т. 14, вып. 2. — С. 600-611. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35534883 // ELibrary: научноэлектронная библиотека;
15. Методический инструментарий диагностики диверсификации сельской экономики /
В. Г. Закшевский, И. Н. Меренкова, И. И. Новикова, Е. С. Кусмагамбетова // Экономика региона. — 2019. — Т. 15, вып. 2. — С. 520-533. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38558090 // ELibrary: научно-электронная библиотека;...72