Введение 3
Глава 1. Антивоенный роман в США 6
1.1. Эрнест Хемингуэй: беспечность и война как привычка 11
1.2. Луи-Фердинанд Селин: дистанцирование от войны и мизантропия .. 17
1.3. Норман Мейлер: Интерес к личности солдата и его жизни до войны 23
1.4. Курт Воннегут: Рефлексия в антивоенной прозе и новая форма
художественного осмысления войны 31
Глава 2. Теория юмора в литературе 35
2.1. Истоки чувства юмора 35
2.2. Философское осмысление проблемы юмора 38
2.3. Смех против семантики 49
2.4. «Уловка-22». Природа абсурдистского юмора 54
Глава 3. «Уловка-22» Джозефа Хеллера в контексте антивоенной прозы 58
3.1. Йоссариан. Трикстер и безумец, или как выйти из логического парадокса «Уловки-22» 64
3.2 Доктор Дейника и Майор Майор. Механизмы самоизоляции и социальная смерть 84
3.3. Мило Миндербиндер. Война как площадка для торговли и бизнеса .... 93
Заключение 101
Список использованной литературы 103
Научное исследование антивоенной прозы даёт возможность понимать и осознавать негативные последствия войны для общества, а также влияние военных конфликтов на психологическое и физическое здоровье людей. Это может помочь в понимании процессов развития конфликтов, поэтому исследование "Уловки-22" Джозефа Хеллера нам представляется актуальным. Роман является одним из самых известных произведений антивоенной литературы и отражает проблемы, связанные с военными конфликтами и бюрократической машиной.
Джозеф Хеллер - американский прозаик, написавший семь романов, а также преподававший в Колумбийском и Йельском университете. «Уловка- 22» - это первый роман писателя, принесший ему мировую славу. Больше всего внимания со стороны литературоведов и критиков получили первые три романа: «Уловка-22» (1961), «Что-то случилось» (1974) и «Голд, не хуже золота» (1979). Материалом исследования является первый и самый известный роман Джозефа Хеллера, который мы будем рассматривать в рамках истории антивоенной прозы США, а также подробно изучим то, какими методами Джозеф Хеллер доносит до читателя антивоенные пацифистские идеи.
Цель исследования: анализ ключевых произведений антивоенной прозы, оказавших влияние на творчество Джозефа Хеллера. Выявление специфики репрезентации войны в «Уловке-22».
Для того, чтобы достичь указанной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1) Исследовать историю антивоенного романа, затрагивая творчество тех авторов, которые оказали непосредственное влияние на творческий метод Джозефа Хеллера.
2) Изучить теорию юмора в литературоведении, психологии, антропологии и философии для того, чтобы собрать обширный методологический инструментарий для исследования «Уловки-22».
3) Анализировать творческий метод Джозефа Хеллера и показать, как писатель развивает антивоенный роман.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мы предполагаем, что уловка-22 - это универсальная модель неподконтрольной и абсурдной ситуации, которая может произойти в любых жизненных обстоятельствах.
2. Мы считаем, что герои произведения - это также собирательные модели человеческого поведения, которые по-разному реагируют на ситуацию несправедливости и абсурда.
3. Для того, чтобы раскрыть этот сложный механизм реакций, Джозеф Хеллер использует юмор, иронию и гротеск.
Западные и отечественные исследователи изучали художественный метод Хеллера и роль юмора в «Уловке-22»: Беверли Гросс, Уолтер Макдональд, Жан Кеннард, Дэниел Грин и другие западные исследователи. В отечественном литературоведении также исследовались приёмы юмора, используемые Джозефом Хеллером: О. Б. Карасик, А. Н. Салимов, Д. С. Бикус и другие. Основное представление об историческом развитии антивоенной прозы США даёт А. С. Мулярчик в работе «Послевоенные американские романисты».
В качестве методологической основы выступают работы М. М. Бахтина, А. Н. Лука, Анри Бергсона, А. Г. Козинцева. Составленный нами инструментарий для изучения «Уловки-22» состоит из философских, литературоведческих и психологических терминов и понятий, позволяющих описать юмористическую, карнавальную картину мира. Методология позволяет дистиллировать из юмористического художественного текста скрытые в нём серьёзные и личные мысли автора...
В первой главе были проанализированы четыре романа: «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя, «Путешествие на край ночи» Луи-Фердинанда Селина, «Нагие и мертвые» Нормана Мейлера, а также «Бойня №5, или Крестовый поход детей» Курта Воннегута. Каждый из этих авторов оказал влияние на Джозефа Хеллера, что мы продемонстрировали в первой главе.
Были проанализированы художественные методы традиционного антивоенного романа (Хемингуэй и Мейлер), то, как они выстраиваются с помощью реалистического взгляда на события, психологизмов и рациональной причинно-следственной связи. От данного художественного метода Хеллер отталкивается.
Более абсурдное понимание войны, с нарушением хронологической канвы и отсутствием рациональной логики больше подходит Джозефу Хеллеру. В разделе 1.2., посвященному творческому методу Луи-Фердинанда Селина, мы разбираем те художественные приёмы, которые окажутся формирующими в «Уловке-22» Дж. Хеллера: ирония, мотив безумия и дезертирства, сомнение в традиционных институтах. Исследование творческого метода Курта Воннегута позволило выделить типологическое сходство с Джозефом Хеллером - помимо того, что писатели-современники были знакомы и вели переписку, они оба отдалялись от традиционной литературной формы в своих романах.
Во второй главе были объединены разные дисциплинарные методы изучения юмора для формирования комплексного понимания роли комического в художественном произведении. Психология и антропология дают знания о зарождении и формировании чувства комического у человека. Были разобраны первичные цеди и задачи, которые юмор решает в повседневной жизни человека. Общий вывод, к которому приводит нас антрополог А.Г. Козинцев заключается в том, что юмор уничтожает любую семантику. Юмор позволяет человеку мыслить в докультурной системе координат. Смех и юмор временно лишают любые явления и предметы смысла.
В разделе 2.4. изучены работы критиков и литературоведов о роли юмора в «Уловке-22» Джозефа Хеллера. Многие западные исследователи выделяют абсурд, как особую категорию в творчестве Хеллера, а также говорят о нём в контексте литературы «черного юмора».
В главе 3 проведен анализ текста «Уловки-22». Образ Йоссариана раскрывается и объясняется через теорию Фрейда о трикстерах, а также с помощью инструментария Бахтина. Йоссариан оказывается одним из редких героев в произведении, которому удается сбежать от абсурда уловки.
Подробно рассмотрена эволюция персонажа и даны интерпретации некоторым эпизодам, связанным с ним. Доктор Дейника и майор Майор объединены в общую группу и рассмотрены через социологическую теорию «Социальной смерти». Мило Миндербиндер рассматривается как гротескный персонаж-торговец, создающий огромное количество юмористических эпизодов в романе. Также изучены те приёмы, с помощью которых Джозеф
Хеллер делает художественный мир произведения абсурдным.
Цели исследования были достигнуты:
В 1-й главе изучены авторы, оказавшие наибольшее влияние на формирование художественного метода Джозефа Хеллера.
Во 2-й главе систематизированы научные знания о юморе для последующей работы с художественным текстом.
В 3-й главе проанализирован творческий метод Джозефа Хеллера и то, что он вносит в развитие антивоенного романа.
1. Heller J. Catch-22. - London: Vintage, 2011. - 540 p.
2. Хеллер Джозеф Поправка за поправкой / пер. с англ. С. Б. Ильина. - М.: АСТ, 2013. - 412 с.
3. Хеллер Джозеф Поправка-22 / пер. с англ. А. Кистяковского. - М.: АСТ, 2021. - 672 с.
4. Аверинцев С. С. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - С. 7 - 19.
5. Алешина Ю. В. Аксиологический диссонанс как основа комического (на
материале анализа художественных текстов малого прозаического жанра) [Электронный ресурс] - URL:
https://elibrarv.ru/download/elibrarv 32243212 73953835.pdf - (Дата
обращения: 10.11.2021).
6. Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. - М.: Издательство «Европа», 2008. - 424 с.
7. Аствацатуров А. А. Поэтика и насилие (О романе Курта Воннегута
«Бойня номер пять») [Электронный ресурс] - URL: https: //magazines. gorkv.media/nlo/2002/6/poetika-i-nasilie.html - (Дата
обращения: 13.03.2023).
8. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990 - 543 с.
9. Бергсон А. Смех. Сартр Ж.-П. Тошнота. Роман. Симон К. Дороги Фландрии. Роман. - М.: Панорама, 2000. - 608 с.
10. Бикус Д.С. Особенности американского чёрного юмора [Электронный
ресурс] - URL:
https://www.elibrarv.ru/download/elibrarv 46511236 76835000.pdf - (Дата обращения: 11.01.2023).
11. Борев Ю. Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. - М.: Искусство, 1970. - 269 с.
12. Борзенина А. Н. Психология образа трикстера [Электронный ресурс] - URL: https://cvberleninka.rU/article/n/psihologiva-obraza-trikstera/viewer - (Дата обращения: 19.04.2023).
13. Буковски Ч. Письма о письме. - М.: Изд-во «Э», 2017. - 288 с.
14. Буханцова Е.В. Героическое и трагическое в романе Э. Хемингуэя
«Прощай, оружие!» [Электронный ресурс] - URL:
https://www.elibrarv.ru/download/elibrarv 45808278 15943276.pdf - (Дата обращения: 30.12.2022).
15. Воннегут К. Бойня №5 / пер. с англ. Р Райт-Ковалевой. - М.: Изд-во АСТ, 2022. - 221 с...63