Введение 3
Глава 1. Обзор российских и зарубежных архитектурных изданий 6
1.1 Исторический обзор 9
1.2 Особенности КГМ изданий по архитектуре 19
Глава 2. Тематическая концепция и композиционно-графическая модель 28
2.1. Дизайн периодических изданий как средство коммуникации 28
2.2. Концепция архитектурного журнала "Фасад" 37
2.3 Описание композиционно-графической модели издания 43
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Список источников 50
Приложения 51
В настоящее время количество реально издаваемых журналов, сборников и бюллетеней в России приближается к 8 тысячам наименований. Это, в первую очередь региональные, отраслевые и нишевые издания, а также журналы краеведческого и рекламного характера. Однако, несмотря на все разнообразие российского рынка печатных периодических изданий, он не может представить достаточное количество журналов, способных заинтересовать сообщество профессиональных архитекторов. Центральной темой большинства существующих архитектурных изданий являются обзоры проектов элитных загородных коттеджей, мебельной и декоративной продукции знаменитых брендов или нестандартных, штучных интерьеров, выполненных под определенный заказ. Все они рассчитаны на читателей с высоким достатком, но представляют интерес скорее для обычных граждан, нежели для действующих специалистов в области архитектуры.
Сейчас в России выпускается немного изданий, представляющих интерес для профессионального сообщества. Между тем, серьезный журнал, насыщенный актуальной, ориентированной на практику информацией и представляющий реальные проекты, как типовые, так и оригинальные, будет пользоваться спросом своей аудитории. Несмотря на снижение потребления оффлайн-медиа, печатные издания все еще остаются востребованными. Половина россиян покупает печатные СМИ, и 30% из них делают это регулярно. Примерно 10% жителей нашей страны подписаны на газеты или журналы, и еще 17% читают периодические печатные издания, которые покупают их друзья или родственники. В связи с этим многие рекламодатели по-прежнему делают ставку на традиционные медиа, и даже при снижении популярности журналам и газетам по-прежнему удается оттягивать на себя внушительную долю рекламных расходов. Таким образом, мы можем считать, что создание нового архитектурного журнала может быть экономически обоснованно, и в чем и заключается актуальность нашей работы.
Объектом дипломной работы является визуальная организация архитектурного издания. Предметом – композиционно-графическая модель.
Целью данной работы является разработка тематической и композиционно-графической модели журнала по архитектуре. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Провести ретроспективный анализ отечественных и зарубежных архитектурных журналов и выявить тенденции их оформления.
2. Провести опрос представителей целевой аудитории для определения ее потребностей и интересов.
3. Обосновать тематическую концепцию издания
4. Основываясь на полученных выводах, разработать композиционно-графическую модель архитектурного журнала.
Теоретическую базу нашей работы составляют работы таких дизайнеров-графиков, художников шрифта, типографов и психологов визуального восприятия, как Арнхейм Р., Гордон Ю. М., Кричевский В.В., Рудер. Э.,Самара Т., Чихольд Я., Шульц Д. и других.
Эмпирическую базу составляют российские и зарубежные архитектурные издания. Первая группа включает в себя журналы «Архитектура СССР» №1 ноябрь 1951 г. и № 000-1939 март-апрель 1990 г., «Архитектурный Петербург», №0 (1) 2010 – №1 (51) 2018, «Капитель» №1 (1) 2010 – №1 (27) 2018 г. В блок зарубежных изданий входят «L'architectured'aujourd'hui» (№ 374, 375 за 2009 год и № 414 за 2016 год) и «Mark» (№ 67, 68, 69, 70, 71 за 2017 год).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются исторические и современные российские и зарубежные издания по архитектуре и анализируются особенности их содержания и дизайна. Во второй главе, мы рассмотрим результаты опроса, сопоставим и проанализируем, и сделаем на их основе выводы. Во второй главе представлено описание тематической концепции и композиционно-графической модели журнала «Фасад».
В связи с поставленными задачами мы проанализировали исторические и современные архитектурные издания разных стран, мы выявили основные тенденции дизайна и информационного наполнения качественного журнала, ориентированного на профессиональную аудиторию. Можно полагать, что это развитие архитектурной периодики начиная с самого ее появления в 60-х годах XIXвека до настоящего времени происходило по спирали: всякий раз возвращаясь к прежним достижениям, но при этом выходя на качественно новый уровень. Сейчас в изданиях на эту тематику ценятся простота, удобство и функционализм – именно эти особенности были учтены при разработке композиционно-графической модели нового журнала.
Но прежде чем применить на практике полученные сведения, потребовалось изучить литературу по теории дизайна. Мы ознакомились с правилами создания модульной сетки, особенностями визуального восприятия, правилами выбора соответствующих требованиям издания шрифтов, а также с законами композиции, применяющихся при дизайне журнальных разворотов. В дальнейшем мы строили композиционно-графическую модель учитывая рекомендации профессиональных дизайнеров, типографов и экспертов в области искусства.
Также в ходе подготовки к созданию КГМ журнала был проведен опрос среди действующих и будущих специалистов в области архитектуры, чтобы узнать запросы целевой аудитории. Благодаря ему мы не только определили наиболее интересные потенциальным читателям темы, но и смогли узнать, как должен выглядеть журнал и какую информацию он должен содержать, чтобы привлечь внимание архитектора и оказаться ему интересным.
На основе всех собранных материалов была разработана концепция периодического издания на архитектурно-проектировочную тематику в соответствии с которой были созданы несколько разворотов, учитывающих все полученные результаты исследования и отражающих, как будут выглядеть другие материалы в соответствующих рубриках. На примере дизайна мы постарались продемонстрировать, что в изданиях такого типа изображение не только равноценно тексту, но и может представлять ценность само по себе. Выделительный и наборный шрифты были подобраны в соответствии с требованием максимально облегчить читателю восприятие информации и не отвлекать его внимание. Формат журнала и его модульная сетка соответствуют содержанию и позволяют выполнить коммуникативную задачу данного периодического издания.
Таким образом, наша работа отвечает всем теоретическим и практическим требованиям, а ее результаты могут быть применены на практике для оформления журналов для профессиональных архитекторов.
1. «Популярная художественная энциклопедия» Подред. Полевого В.М.; М.: 1986
2. Арнхейм. Р. «Искусство и визуальное восприятие», М.: 1974.
3. Вольфсон Ю.Р., Вольчина А.Е. «Визуальное восприятие в современном обществе или куда движется Галактика Гуттенберга?» Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем» №4 (48) 2015. С.186
4. Галкин C.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала. Учеб. пособие. — М.: 2005.
5. Ган А. М. Что такое конструктивизм? // Современная архитектура. – 1928. - №3. С.80
6. Гордон Ю. М. «Книга про буквы от Аа до Яя». М.: 2006.
7. Интервью автора с главным редактором издания «Архитектурный Петербург» А. Н. Черенковым 06.04.2018
8. Интернет-портал «Архитектура России» https://archi.ru/press/announce_present.html?id=178
9. Иттен И. «Искусство цвета». М.: 2013
10. Королькова. А. «Живая типографика». М.: 2007
11. Кричевский В. В. «Идеальный дизайн». М.: 2012
12. Кричевский В. В. «Типографика в терминах и образах». Т.1. Тула, 2010.
13. Носаев Д.А. Современные тенденции развития графической модели// сайт: «http://vestnik.adygnet.ru». Дата обращения: 01.04.2018 URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2012.4/2241/nosaev2012_4.pdf
14. Рудер Э. «Типографика». М. 1982.
15. Русская периодическая печать (1702—1894): Справочник — М.: 1959.
16. Сайтжурнала«L'ArchitectureD'Aujourd'hui» http://www.larchitecturedaujourdhui.fr/histoire/
17. Сайт журнала «Mark». Дата обращения: 25.04.2018 URL: https://www.mark-magazine.com/service/about
18. Самара Т. «Структура дизайна. Стильное руководство». М. 2008. С. 199
19. Уильямс Р. Недизайнерская книга о дизайне. Основы дизайна и типографики для новичков. – СПб., 2002.
20. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Отраслевой доклад «Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития», 2017.
21. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Отраслевой доклад «Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития в 2016 году».
22. Феличи Дж. «Типографика: шрифт, верстка, дизайн». – СПб.2004. С.52
23. Фесенко Д. Е. «Архитектура СССР» в контексте архитектурного процесса http://www.intelros.ru/subject/figures/teoriy_arh_processa/6773-arxitektura-sssr-v-kontekste-arxitekturnogo-processa.html
24. Хан-Магомедов С. О. «Архитектура советского авангарда» Книга 1: «Проблемы формообразования. Мастера и течения». — М.: 1996.
25. Хёрлберт А. «Сетка. Модульная система конструирования и производства газет, журналов, книг». М. 1982
26. Чихольд Я. «Новая типографика». М. 2011.
27. Чихольд Я. «Облик книги». М.1980.
28. Шевченко В. Э. «Визуальный контент как тенденция современной журналистики». Электронный научный журнал «Медиаскоп», выпуск №4, 2014.
29. Шульц Д. «Эстетические критерии типизации изданий». М. 1982.
30. Элам К. «Графический дизайн. Принцип сетки» СПб. 2014