ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ. 8
1.1. Сущность эстетического воспитания дошкольников 8
1.2. Возрастные возможности дошкольников в эстетическом воспитании 15
1.3. Народные традиции Белгородской области как средства обогащения содержания эстетического воспитания
Глава 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1. Анализ программ эстетического воспитания в контексте приобщения дошкольников к народным традициям Белгородской 30 области.
2.2. Изучение системы эстетического воспитания старших дошкольников на основе народных традиций Белгородской области
2.3. Методические рекомендации начинающему педагогу-воспитателю по организации эстетического воспитания старших дошкольников с использованием народных традиций Белгородской области 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ И ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ. 8
1.1. Сущность эстетического воспитания дошкольников 8
1.2. Возрастные возможности дошкольников в эстетическом воспитании 15
1.3. Народные традиции Белгородской области как средства обогащения содержания эстетического воспитания
Глава 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 30
2.1. Анализ программ эстетического воспитания в контексте приобщения дошкольников к народным традициям Белгородской 30 области.
2.2. Изучение системы эстетического воспитания старших дошкольников на основе народных традиций Белгородской области
2.3. Методические рекомендации начинающему педагогу-воспитателю по организации эстетического воспитания старших дошкольников с использованием народных традиций Белгородской области 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
В настоящее время система дошкольного образования под влиянием современных стратегий модернизации ее концептуальных оснований претерпевает существенные изменения. Теория и практика дошкольного образования, обуславливающая воспитательно -образовательный
педагогический процесс дошкольников, далеко не всегда способствует достижению определяемым федеральным государственным образовательным стандартом результатов эстетического воспитания. В сложившейся ситуации на первый план выходит проблема организации эстетического воспитания. Зачастую, пренебрегая сформировавшимся культурно-историческим опытом педагогической деятельности, воспитатели ориентированы на внедрение современных подходов к эстетическому воспитанию дошкольников, не задумываясь о его первоосновах и концептуально-сущностных компонентах и направлениях. Иная проблемная ситуация заключается в несовпадении направленности имеющихся у воспитателей планов и программ эстетического воспитания со стратегиями
дошкольного образования. Социокультурные современного гражданского общества актуализируют необходимость сохранения морально-нравственных ориентиров и культурного наследия народа и ставят сегодня перед образовательной системой сложную задачу, заключающуюся в формировании личности дошкольника и его индивидуальности. В свою очередь, становление личности подразумевает активную творческую деятельность, направленную на эстетическое воспитание через осознание прекрасного. Дошкольный возраст является наиболее продуктивным временем формирования духовно-нравственного мира ребенка. Несмотря на, что отечественной и современной педагогической средой накоплен значительный опыт эстетического воспитания старших дошкольников, однако проблема индивидуального подхода и в то же время комплексного внедрения педагогических методик с использованием народных традиций по-прежнему актуальна.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечены основные проблемы. Таковыми, к примеру, являются: снижение уровня здоровья и эмоциональной комфортности к старшему дошкольному возрасту, качество дошкольного образования, снижающегося в результате увеличения образовательных услуг, недостаточная преемственность дошкольного и начального школьного образования. Следует добавить в данные проблемы: слабую преемственность представителей современного педагогического процесса, направленную на сохранение традиций и ценностей народа Белгородской области посредством культурно-исторического подхода в процессе эстетического воспитания. Следовательно, в предложенной квалификационной работе отмеченные проблемы будут подвержены анализу для их полного или частичного решения.
Вопросам эстетического воспитания старших дошкольников уделялось внимание такими отечественными учеными, как: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Б.Т. Лихачев, Л.С. Выготский, В.А. Разумный, Е.А. Флерина, А.К. Дремов, Е.В. М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Сивашинская, В.В. Зябкина, Н.В. Мосина и др.).
Неоднозначность подходов к эстетическому воспитанию способствует возникновению неотъемлемых противоречий в надлежащей организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях:
- между имеющимся опытом организации и проведения эстетического воспитания и новыми задачами внедрения ФГОС ДО;
- реализацией культурно-исторического подхода и современной направленностью образования, характеризующейся наполненностью информационного пространства воспитательной среды;
- необходимостью адаптации нового содержания программ по эстетическому воспитанию дошкольников и традиционными подходами к реализации его задач в дошкольных образовательных организациях;
- возможностями народных традиций и недостаточным их использованием в процессе эстетического воспитания старших дошкольников.
Выявленные в процессе написания выпускной квалификационной работы противоречия, позволили обратить внимание на ключевую проблему этического воспитания: определение его сущностного смысла и основных доминант, которые позволят сформировать личность ребенка в соответствии с морально-нравственными и духовными ориентирами на материале народных традиций Белгородчины.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объектом исследования выступает эстетическое воспитание старших дошкольников.
Предметом исследования являются народные традиции Белгородской области, дополняющие содержание эстетического воспитания
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Уточнить научно-понятийный аппарат и определить сущность эстетического воспитания старших дошкольников.
2. Проанализировать возрастные возможности детей в процессе эстетического воспитания.
3. Описать и исследовать народные традиции Белгородской области.
4. Изучить опыт реализации программ эстетического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях Белгородской области и сформулировать методические рекомендации начинающему воспитателю для результативной реализации процесса эстетического воспитания с использованием народных традиций.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях будет наиболее продуктивным в результате использования в педагогической практике культурно-исторического и комплексного подходов к эстетическому воспитанию на материале народных традиций Белгородской области.
Методы исследования. Изучение и теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, сравнение, конкретизация, изучение и обобщение передового педагогического опыта, оценка, обобщение и систематизация материала и т.п.
Методологическую основу исследования составляют педагогические и психологические идеи и положения:
- представление о сущности эстетического воспитания, как целенаправленном образовательном процессе формирования личности ребенка (Д. Дидро, Н.Г. Чернышевский, Д.Б. Лихачев, Ю.в. Кондрашева, Э.В. Прудских, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др.);
- проблема формирования личности и ее эстетической культуры (В.Н. Шацкая, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В. Луначарский и т.д.);
- возрастные особенности дошкольников в процессе эстетического воспитания (Д.Б. Эльконин, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, Я.И. Ковальчук и др.);
- анализ образовательных программ на материале народных традиций Белгородской области (И.И. Земцовский, Е.А. Расулова, Л.П. Сараева, В.С. Субочев, Е.М. Мацакова и т.д.).
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись три дошкольные образовательные организации: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (МАДОУ) д/с. «Белочка» (села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области на 2014-2019 гг.), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) д/с. «Росинка» г. Бирюч Красногвардейского района Белгородской области и МБДОУ д/с № 20 «Калинка» г. Старый Оскол Староосколького округа).
Апробация и внедрение результатов представлено в опубликованных работах в рамках международного студенческого научного форума РАЕ, 2 Международной научно-практической конференции «Технологизация системы образования: концепции, проблемы, практика».
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в систематизации педагогического опыта образовательной деятельности по эстетическому воспитанию старших дошкольников для повышения продуктивности данного процесса на основе культурно-исторического и комплексного подходов на материале народных традиций Белгородчины.
Практическая значимость выполненной работы заключается в том, что сформулированные по результатам выводы, а также образовательные программы по эстетическому воспитанию на материале народных традиций Белгородской области и методические рекомендации могут быть внедрены в практическую деятельность дошкольных образовательных организаций.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. Список использованной литературы состоит из 80 источников. Выпускная квалификационная работа включает в себя 66 страниц
педагогический процесс дошкольников, далеко не всегда способствует достижению определяемым федеральным государственным образовательным стандартом результатов эстетического воспитания. В сложившейся ситуации на первый план выходит проблема организации эстетического воспитания. Зачастую, пренебрегая сформировавшимся культурно-историческим опытом педагогической деятельности, воспитатели ориентированы на внедрение современных подходов к эстетическому воспитанию дошкольников, не задумываясь о его первоосновах и концептуально-сущностных компонентах и направлениях. Иная проблемная ситуация заключается в несовпадении направленности имеющихся у воспитателей планов и программ эстетического воспитания со стратегиями
дошкольного образования. Социокультурные современного гражданского общества актуализируют необходимость сохранения морально-нравственных ориентиров и культурного наследия народа и ставят сегодня перед образовательной системой сложную задачу, заключающуюся в формировании личности дошкольника и его индивидуальности. В свою очередь, становление личности подразумевает активную творческую деятельность, направленную на эстетическое воспитание через осознание прекрасного. Дошкольный возраст является наиболее продуктивным временем формирования духовно-нравственного мира ребенка. Несмотря на, что отечественной и современной педагогической средой накоплен значительный опыт эстетического воспитания старших дошкольников, однако проблема индивидуального подхода и в то же время комплексного внедрения педагогических методик с использованием народных традиций по-прежнему актуальна.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечены основные проблемы. Таковыми, к примеру, являются: снижение уровня здоровья и эмоциональной комфортности к старшему дошкольному возрасту, качество дошкольного образования, снижающегося в результате увеличения образовательных услуг, недостаточная преемственность дошкольного и начального школьного образования. Следует добавить в данные проблемы: слабую преемственность представителей современного педагогического процесса, направленную на сохранение традиций и ценностей народа Белгородской области посредством культурно-исторического подхода в процессе эстетического воспитания. Следовательно, в предложенной квалификационной работе отмеченные проблемы будут подвержены анализу для их полного или частичного решения.
Вопросам эстетического воспитания старших дошкольников уделялось внимание такими отечественными учеными, как: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Б.Т. Лихачев, Л.С. Выготский, В.А. Разумный, Е.А. Флерина, А.К. Дремов, Е.В. М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Сивашинская, В.В. Зябкина, Н.В. Мосина и др.).
Неоднозначность подходов к эстетическому воспитанию способствует возникновению неотъемлемых противоречий в надлежащей организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях:
- между имеющимся опытом организации и проведения эстетического воспитания и новыми задачами внедрения ФГОС ДО;
- реализацией культурно-исторического подхода и современной направленностью образования, характеризующейся наполненностью информационного пространства воспитательной среды;
- необходимостью адаптации нового содержания программ по эстетическому воспитанию дошкольников и традиционными подходами к реализации его задач в дошкольных образовательных организациях;
- возможностями народных традиций и недостаточным их использованием в процессе эстетического воспитания старших дошкольников.
Выявленные в процессе написания выпускной квалификационной работы противоречия, позволили обратить внимание на ключевую проблему этического воспитания: определение его сущностного смысла и основных доминант, которые позволят сформировать личность ребенка в соответствии с морально-нравственными и духовными ориентирами на материале народных традиций Белгородчины.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объектом исследования выступает эстетическое воспитание старших дошкольников.
Предметом исследования являются народные традиции Белгородской области, дополняющие содержание эстетического воспитания
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Уточнить научно-понятийный аппарат и определить сущность эстетического воспитания старших дошкольников.
2. Проанализировать возрастные возможности детей в процессе эстетического воспитания.
3. Описать и исследовать народные традиции Белгородской области.
4. Изучить опыт реализации программ эстетического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях Белгородской области и сформулировать методические рекомендации начинающему воспитателю для результативной реализации процесса эстетического воспитания с использованием народных традиций.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях будет наиболее продуктивным в результате использования в педагогической практике культурно-исторического и комплексного подходов к эстетическому воспитанию на материале народных традиций Белгородской области.
Методы исследования. Изучение и теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, сравнение, конкретизация, изучение и обобщение передового педагогического опыта, оценка, обобщение и систематизация материала и т.п.
Методологическую основу исследования составляют педагогические и психологические идеи и положения:
- представление о сущности эстетического воспитания, как целенаправленном образовательном процессе формирования личности ребенка (Д. Дидро, Н.Г. Чернышевский, Д.Б. Лихачев, Ю.в. Кондрашева, Э.В. Прудских, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др.);
- проблема формирования личности и ее эстетической культуры (В.Н. Шацкая, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В. Луначарский и т.д.);
- возрастные особенности дошкольников в процессе эстетического воспитания (Д.Б. Эльконин, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, Я.И. Ковальчук и др.);
- анализ образовательных программ на материале народных традиций Белгородской области (И.И. Земцовский, Е.А. Расулова, Л.П. Сараева, В.С. Субочев, Е.М. Мацакова и т.д.).
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись три дошкольные образовательные организации: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение (МАДОУ) д/с. «Белочка» (села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области на 2014-2019 гг.), муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) д/с. «Росинка» г. Бирюч Красногвардейского района Белгородской области и МБДОУ д/с № 20 «Калинка» г. Старый Оскол Староосколького округа).
Апробация и внедрение результатов представлено в опубликованных работах в рамках международного студенческого научного форума РАЕ, 2 Международной научно-практической конференции «Технологизация системы образования: концепции, проблемы, практика».
Теоретическая значимость дипломной работы заключается в систематизации педагогического опыта образовательной деятельности по эстетическому воспитанию старших дошкольников для повышения продуктивности данного процесса на основе культурно-исторического и комплексного подходов на материале народных традиций Белгородчины.
Практическая значимость выполненной работы заключается в том, что сформулированные по результатам выводы, а также образовательные программы по эстетическому воспитанию на материале народных традиций Белгородской области и методические рекомендации могут быть внедрены в практическую деятельность дошкольных образовательных организаций.
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение. Список использованной литературы состоит из 80 источников. Выпускная квалификационная работа включает в себя 66 страниц
Проведенное исследование позволяет обобщить полученные научно-практические результаты.
Безусловная значимость эстетического воспитания в масштабах отдельных областных центров и регионов, а также всей страны в целом, актуализировала тему выпускной квалификационной работы. В связи с необходимостью формирования личности ребенка для сохранения морально-нравственных ценностей и ориентиров народа, развитие духовно¬нравственного мира, а также выработки умения видеть прекрасное во взаимодействии с окружающей действительностью, наше внимание было направлено на детей старшего дошкольного возраста. Отмечено необходимое условие результативности эстетического воспитания, которое подразумевает применение теоретико-практической (комплексной) педагогической методики воспитания ребенка в дошкольных образовательных организациях.
Для того, чтобы сформировать концептуальный подход к эстетическому воспитанию, были исследован отечественный и российский опыт ученых, накопленный в процессе научно-педагогической деятельности. Выяснилось, несмотря на то, что практически каждый понимает эстетическое воспитание в качестве педагогического процесса, включающего определенный методический инструментарий и направленного на достижение конечной цели: формирование личности ребенка, однако в собственном авторском определении обратили внимание на необходимость реализации культурно-исторического подхода, направленного на сохранение культурно-исторических традиций Белгородской области.
Исходя из этого определили эстетическое воспитание как процесс духовно-нравственного развития человека (дошкольника), подразумевающий применение педагогом комплексного методического подхода, направленного на постепенное осознание дошкольником сущности прекрасного посредством приятия культурных ценностей и традиций народа.
В ходе исследования отмечено существование актуальных проблем эстетического воспитания дошкольников, которые требуется решить в дошкольных образовательных организациях педагогам. Одной из таких проблем, к примеру, является разработка педагогических методов эстетического воспитания с учетом возрастных групп детей. С другой стороны, приведенные рекомендательные особенности эстетического воспитания той или иной возрастной группы должны быть адаптированы к конкретно-сложившейся ситуации, поскольку личности каждого ребенка, несмотря на общие педагогические принципы, формируется по-разному. Поэтому, в данной ситуации актуализирована роль индивидуального подхода к группе дошкольников старшего возраста для развития навыков и способностей с максимальной степенью результативности. Тема нашей квалификационной работы была направлена на эстетическое воспитание старших дошкольников, а поэтому педагогические методы анализировались исходя из задач и особенностей формирования личности детей в возрасте от 4,5 до 7 лет. На основе анализа накопленного воспитателями теоретического и практического опыта образовательной деятельности получены информационные сведения о методической сущности педагогического процесса эстетического воспитания. Поскольку область исследования с практической точки зрения была ограничена Белгородской областью, то для установления взаимодействия между применяемыми педагогическими подходами и культурно-историческим подходом проанализированы культурные традиции Белгородчины, а также доказана необходимость их сохранения в современной воспитательно-образовательной среде, характеризующейся переполненностью информационного пространства. В процессе раскрытия сущности этнокультуры сформулирован вывод, согласно которому, для передачи знаний старшим дошкольникам со стороны воспитателей должны быть разработаны специальные занятия, которые бы совмещали теоретический материал с практической самостоятельной творческой деятельностью детей на основе формирования чувственных представлений посредством взаимодействия с окружающей средой.
Основными документами воспитателя, руководствуясь которыми осуществляется образовательный процесс, являются план и программа эстетического воспитания. Программа содержит аналитическое представление педагогического процесса и поэтому вызвала у нас повышенный интерес. В ходе изучения и обобщения педагогического опыта выяснили, что успешность реализации педагогической деятельности зависит от основных доминант (направлений) развития, из которых состоит эстетическое воспитание: изобразительная деятельность, художественно¬эстетическое развитие, совместная деятельность педагогов и старших дошкольников. В процессе эстетического воспитания предлагаем выделить в содержательный раздел взаимодействие дошкольников с окружающим миром, поскольку изначально прекрасное является естественной категорией природы. Авторская рекомендация обуславливается и актуализируется текущим годом, который назван президентом РФ В.В. Путиным годом экологии. В аналитическом описании системы эстетического воспитания представлен комплексный педагогический подход для формирования у детей эстетического вкуса, взаимодействия с окружающей действительностью. Необходимым пособием и педагогическим материалом для начинающих воспитателей дошкольных образовательных организаций являются методические рекомендации отечественных и российских педагогов, которые отличаются направленностью на самостоятельную творческую деятельность старших дошкольников, являющейся ключевой доминантой процесса эстетического воспитания. На базе имеющегося опыта и нами разработаны методические рекомендации по использованию в эстетическом воспитании материалов, затрагивающих народные традиции в контексте природы и окружающего мира.
Считаем, что использование современных образовательных методик и подходов под влиянием информационно-коммуникационных технологий должно сочетаться с культурно-историческим подходом, для которого характерно сохранение традиций и ценностей Белгородской области. Поэтому предложенные методические рекомендации разработаны с учетом данного условия.
Цель работы достигнута, задачи решены. Проведенное исследование не претендует на глубину и завершенность и может быть продолжено в других аспектах связанных с эстетическим воспитанием в системе дошкольного образования.
Безусловная значимость эстетического воспитания в масштабах отдельных областных центров и регионов, а также всей страны в целом, актуализировала тему выпускной квалификационной работы. В связи с необходимостью формирования личности ребенка для сохранения морально-нравственных ценностей и ориентиров народа, развитие духовно¬нравственного мира, а также выработки умения видеть прекрасное во взаимодействии с окружающей действительностью, наше внимание было направлено на детей старшего дошкольного возраста. Отмечено необходимое условие результативности эстетического воспитания, которое подразумевает применение теоретико-практической (комплексной) педагогической методики воспитания ребенка в дошкольных образовательных организациях.
Для того, чтобы сформировать концептуальный подход к эстетическому воспитанию, были исследован отечественный и российский опыт ученых, накопленный в процессе научно-педагогической деятельности. Выяснилось, несмотря на то, что практически каждый понимает эстетическое воспитание в качестве педагогического процесса, включающего определенный методический инструментарий и направленного на достижение конечной цели: формирование личности ребенка, однако в собственном авторском определении обратили внимание на необходимость реализации культурно-исторического подхода, направленного на сохранение культурно-исторических традиций Белгородской области.
Исходя из этого определили эстетическое воспитание как процесс духовно-нравственного развития человека (дошкольника), подразумевающий применение педагогом комплексного методического подхода, направленного на постепенное осознание дошкольником сущности прекрасного посредством приятия культурных ценностей и традиций народа.
В ходе исследования отмечено существование актуальных проблем эстетического воспитания дошкольников, которые требуется решить в дошкольных образовательных организациях педагогам. Одной из таких проблем, к примеру, является разработка педагогических методов эстетического воспитания с учетом возрастных групп детей. С другой стороны, приведенные рекомендательные особенности эстетического воспитания той или иной возрастной группы должны быть адаптированы к конкретно-сложившейся ситуации, поскольку личности каждого ребенка, несмотря на общие педагогические принципы, формируется по-разному. Поэтому, в данной ситуации актуализирована роль индивидуального подхода к группе дошкольников старшего возраста для развития навыков и способностей с максимальной степенью результативности. Тема нашей квалификационной работы была направлена на эстетическое воспитание старших дошкольников, а поэтому педагогические методы анализировались исходя из задач и особенностей формирования личности детей в возрасте от 4,5 до 7 лет. На основе анализа накопленного воспитателями теоретического и практического опыта образовательной деятельности получены информационные сведения о методической сущности педагогического процесса эстетического воспитания. Поскольку область исследования с практической точки зрения была ограничена Белгородской областью, то для установления взаимодействия между применяемыми педагогическими подходами и культурно-историческим подходом проанализированы культурные традиции Белгородчины, а также доказана необходимость их сохранения в современной воспитательно-образовательной среде, характеризующейся переполненностью информационного пространства. В процессе раскрытия сущности этнокультуры сформулирован вывод, согласно которому, для передачи знаний старшим дошкольникам со стороны воспитателей должны быть разработаны специальные занятия, которые бы совмещали теоретический материал с практической самостоятельной творческой деятельностью детей на основе формирования чувственных представлений посредством взаимодействия с окружающей средой.
Основными документами воспитателя, руководствуясь которыми осуществляется образовательный процесс, являются план и программа эстетического воспитания. Программа содержит аналитическое представление педагогического процесса и поэтому вызвала у нас повышенный интерес. В ходе изучения и обобщения педагогического опыта выяснили, что успешность реализации педагогической деятельности зависит от основных доминант (направлений) развития, из которых состоит эстетическое воспитание: изобразительная деятельность, художественно¬эстетическое развитие, совместная деятельность педагогов и старших дошкольников. В процессе эстетического воспитания предлагаем выделить в содержательный раздел взаимодействие дошкольников с окружающим миром, поскольку изначально прекрасное является естественной категорией природы. Авторская рекомендация обуславливается и актуализируется текущим годом, который назван президентом РФ В.В. Путиным годом экологии. В аналитическом описании системы эстетического воспитания представлен комплексный педагогический подход для формирования у детей эстетического вкуса, взаимодействия с окружающей действительностью. Необходимым пособием и педагогическим материалом для начинающих воспитателей дошкольных образовательных организаций являются методические рекомендации отечественных и российских педагогов, которые отличаются направленностью на самостоятельную творческую деятельность старших дошкольников, являющейся ключевой доминантой процесса эстетического воспитания. На базе имеющегося опыта и нами разработаны методические рекомендации по использованию в эстетическом воспитании материалов, затрагивающих народные традиции в контексте природы и окружающего мира.
Считаем, что использование современных образовательных методик и подходов под влиянием информационно-коммуникационных технологий должно сочетаться с культурно-историческим подходом, для которого характерно сохранение традиций и ценностей Белгородской области. Поэтому предложенные методические рекомендации разработаны с учетом данного условия.
Цель работы достигнута, задачи решены. Проведенное исследование не претендует на глубину и завершенность и может быть продолжено в других аспектах связанных с эстетическим воспитанием в системе дошкольного образования.
Подобные работы
- Народная музыка как средство эстетического воспитания старших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК
СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВОГО ПОНИМАНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ОБРАЗОВ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКОПИНСКОЙ ИГРУШКОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКАХ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В АППЛИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019



