ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 9
1.1. Сущность воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 9
1.2. Психологические особенности воспитания патриотических чувств старших дошкольников 14
1.3. Методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с событиями Великой Отечественной войны 22
Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С СОБЫТИЯМИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 27
2.1. Мониторинг патриотических чувств у детей дошкольного возраста 27
2.2. Организация деятельности по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста на примере событий ВОВ 31
2.3. Методические рекомендации по воспитанию патриотических
чувств у детей дошкольного возраста на основе ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
В современном обществе возрастает потребность в высокообразованных и нравственно воспитанных людях, обладающих твердой гражданско-патриотической позицией, способных вникать в сущность экономических, социальных проблем и самостоятельно решать их.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения. приобрело особую значимость в связи с модернизацией. образования в России.
Была разработана Государственная программа. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Программа ориентирована на повышение. общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней - от дошкольного до. высшего профессионального, обновление. его содержания и структуры на основе. отечественных традиций и современного опыта.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт одним из основных направлений деятельности системы образования определяет заботу о воспитании у детей нравственных, патриотических чувств, духовности и гражданской позиции.
Процесс формирования чувства патриотизма. сегодня переживает период интенсивной. трансформации. Поддерживая данную мысль, С. А. Винникова подчеркивает, что «проблема актуализации патриотического аспекта в современном воспитании подрастающего поколения очевидна и весьма своевременна, обусловлена в большей мере духовным фактором». Рассматриваемая область,. нашла отражение во многих работах педагогов: Н.В. Алешиной, Л.А. Кондрыкинской, Г.М. Коджаспировой, Н.Д. Никандровой, В.А. Сластениной, В.К. Шаповаловой и др.[1,29]
Прогрессивные мыслители. прошлого (В. Г. Белинский, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) оставили бесценное. наследие по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Однако, патриотическое воспитание. не возникает у людей само по себе. Это результат длительного,. целенаправленного, воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который. формируется под влиянием образа жизни, воспитательной. работы в семье, в дошкольном учреждении, в школе.
Общетеоретическое значение для изучения. педагогических аспектов патриотического воспитания дошкольников. имеют многие труды педагогов- психологов: Л. П. Буевой, Н. Г. Волкова, А. М. Гришиной, Л. Н. Гумилевой, В. А. Караковского, В. А. Коротова, Б. Т. Лихачева, А. В. Мудрик, В. И. Петровой, А. А. Шаталова, вопросы, исследуемые в них, до сих. пор остаются актуальными в организации. образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Несомненно, период дошкольного возраста. по своим психологическим характеристикам наиболее .благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает. доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.
Результаты исследований российских ученых, практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.Г. Комратова, Е.И. Корнеева, Л.В. Любимова, Л.Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э.К. Суслова, Л.В. Филатова, Н.Ю. Ясева) особо подчеркивают. актуальность и необходимость работы по воспитанию патриотических чувств. у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в условиях стремительных изменений в дошкольном образовании возникла необходимость поиска более. совершенных подходов в решении данного вопроса.
Объектом исследования: патриотические чувства детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование примеров Великой Отечественной войны для воспитания патриотических чувств.
Цель исследования: организовать работу направленную на воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста используя примеры ВОВ.
В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть психологические особенности воспитания
патриотических чувств старших дошкольников.
3. Проанализировать методические аспекты по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны.
4. Провести педагогическое исследование организации воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с событиями Великой Отечественной войны.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой у детей старшего дошкольного возраста воспитание патриотических чувств будет проходить успешно, если:
-педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей дошкольного возраста;
- педагогическая работа с детьми будет проводиться посредством использования разнообразных форм и методов работы на примере событий ВОВ.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с воспитанниками и педагогами; ретроанализ собственной педагогической деятельности; педагогическое моделирование; методы самооценки и экспертной оценки методы математической статистики, изучение нормативно- правовых документов в сфере образования.
Методологическую базу исследования составляют положения философии, дошкольной педагогики и психологии о человеке, как социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о реализации синергетического подхода в разработке миссии и программы развития конкретного дошкольного учреждения; работы прогрессивных мыслителей. прошлого (В. Г. Белинский, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин,A. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.); педагогов - современников (Н.В. Алешиной, Л.А. Кондрыкинской, Г.М. Коджаспировой, Н.Д. Никандровой, В.А. Сластениной, В.К. Шаповаловой и др); педагогов- психологов (Л. П. Буевой, Н. Г. Волкова, А. М. Гришиной, Л. Н. Гумилевой,
B. А. Караковского, В. А. Коротова, Б. Т. Лихачева, А. В. Мудрик, В. И. Петровой, А. А. Шаталова).
Приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», Национальной доктрины образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года, Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы, Государственная программа Белгородской области «Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы».
Практическая база исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Роговатовский детский сад «Зорька», воспитатель Н.С. Фомина, контингент 20 человек старшей группы.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой исследования и включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования, методы, методологическая и практическая база исследования; дана структура выпускной квалификационной работы.
В первой главе «Теоретические основы воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примере событий Великой Отечественной войны» обозначены теоретические основы проблемы воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Раскрыта сущность воспитания патриотических чувств у старших дошкольников, обозначены психологические аспекты патриотических чувств как нравственного развития личности. Определены методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с событиями Великой Отечественной войны.
Во второй главе «Педагогическое исследование организации воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с событиями Великой Отечественной войны» дан анализ состояния проблемы в практике воспитания детей дошкольного возраста. Подобраны диагностические методики (измерительный инструментарий, критерии и методы диагностических процедур) в рамках мониторинга патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Описано содержание и методика воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны. Разработан комплекс мероприятий направленных на успешное воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с событиями Великой Отечественной войны, и апробирован в рамках педагогической деятельности.
Обозначена динамика изменения уровня патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
В заключении сделаны выводы по результатам исследования и выдвинуты предположения о дальнейших действиях в контексте проблемы исследования.
Объем работы составляет 56 страниц машинописного текста.
Список использованной литературы состоит из 50 источников
Патриотическое воспитание подрастающего поколения. приобрело особую значимость в связи с модернизацией. образования в России.
Для внедрения патриотического воспитания в ДОО мы руководствовались Государственной программой. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы». Программа ориентирована на повышение. общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях. образования всех уровней - от дошкольного до. высшего профессионального, обновление. его содержания и структуры на основе. отечественных традиций и современного опыта.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт одним из основных направлений деятельности системы образования определяет заботу о воспитании у детей нравственных, патриотических чувств, духовности и гражданской позиции.
Целью нашего исследования было воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации цели мы решали ряд задач:
1. Раскрыть сущность воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
2. Обозначить психологические аспекты патриотических чувств как нравственного развития личности
3. Определить методические аспекты ознакомления детей дошкольного возраста с событиями Великой Отечественной войны
4. Подобрать диагностические методики (измерительный инструментарий, критерии и методы диагностических процедур) в рамках мониторинга патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
5. Организовать деятельность по воспитанию патриотических чувств на событиях Великой Отечественной войны.
6. Разработать методические рекомендации по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны.
В первой главе «Теоретические основы воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» мы дали характеристику понятия «патриотизм», исследовали проблему воспитания патриотических чувств в психолого -педагогической литературе.
Под психологическими аспектами патриотических чувств мы выявили реализацию эмоционального отношения к усваиваемым знаниям в соответствии с возрастными особенностями.
Сущность патриотического воспитания предполагала формирование познавательных интересов, как избирательная направленность личности на предметы и явления действительности. Где ребёнок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям.
Таким образом, на этапе теоретического исследования мы предположили, что у детей старшего дошкольного возраста воспитание патриотических чувств будет проходить успешно если: педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей дошкольного возраста; педагогическая работа с детьми будет проводиться посредством использования разнообразных форм и методов на примере событий ВОВ.
Во второй главе мы представили описание педагогического исследования воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на событиях ВОВ.
С целью формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста мы применили проектную деятельность, в ходе которого наблюдали положительную динамику сформированности патриотических чувств на примере событий ВОВ.
На основании педагогического наблюдения и его анализа, нами были разработаны рекомендации, которые могут быть использованы в практике ДОО начинающим воспитателям, послужить практическим материалом педагогических работников.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы - достигнута задачи решены, гипотеза (предположение о том, что воспитание патриотических чувств на примере событий ВОВ будет проходить успешно если: педагогические условия будут соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям детей дошкольного возраста; педагогическая работа с детьми будет проводиться посредством использования разнообразных форм и методов на примере событий ВОВ ) доказана.
Мы не претендуем на полноту исследования, но заявляем - тема актуальна и требует продолжения исследования.