Субъекты права на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАТУСА УЧАСТНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ 6
§ 1.1. Особенности конституционного судопроизводства 6
§ 1.2. Классификация лиц, обращающихся в Конституционный Суд Российской Федерации 14
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
§2.1. Граждане и юридические лица 26
§ 2.2. Должностные лица и органы власти 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СТАТУСА УЧАСТНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ 6
§ 1.1. Особенности конституционного судопроизводства 6
§ 1.2. Классификация лиц, обращающихся в Конституционный Суд Российской Федерации 14
ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
§2.1. Граждане и юридические лица 26
§ 2.2. Должностные лица и органы власти 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Актуальность темы исследования. Правовая определенность законодательства непосредственно связана с правовым государством, конституционным принципом верховенства права.
Для законодателя требование определенности правовых норм - это одновременно важная цель и показатель качества, эффективности законотворческой деятельности. Определенность правовой нормы позволяет обеспечить максимально полное и точное соответствие выраженных в акте нормативных предписаний мысли создателя права. Благодаря определенности нормативных актов обеспечиваются устойчивость и стабильность, равновесие и гармония реализуемых на их основе правоотношений, и в этом проявляется социальная ценность права.
Одной из первостепенных задач, стоящих перед конституционным судопроизводством, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов правоотношений.
Предъявляемые к законодательству требования о четкости и однозначности, отсутствии двусмысленностей и пробелов направлены на правовую защищенность человека, его уверенность в безопасности, а также гармоничную деятельность органов власти и ограничение их произвола. К сожалению, проблема правовой определенности законодательства существует всегда, и в условиях нестабильности законов, зачастую их концептуальной непродуманности, невыверенности с наукой, приводящих к отсутствию ясного смысла правовых норм и адекватного механизма их реализации, понимание законов правоприменителями становится неединообразным и неконституционным.
В условиях демократического правового государства защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка в целом невозможны без отлаженного функционирования механизмов поддержания режима конституционной законности, включающего в себя неукоснительное выполнение всеми субъектами права актов конституционного контроля, содержащихся в них предписаний, а также максимального учета рекомендаций.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации занимают особое место в российской правовой действительности, как вследствие своего конституционно-правового предназначения, так и по характеру и масштабам влияния на правотворческую и правоприменительную деятельность.
Важнейшая роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении правосудия предопределяет актуальность рассмотрения особенностей реализации его полномочий и организации деятельности.
Современное правопонимание в конституционной юстиции многогранно, отражает философские, нравственные, идеологические аспекты различных научных школ, интересы разных социальных сил и в большей мере демонстрирует стремление к интегративному правопониманию, учитывающему прогрессивное направление правовой мысли.
В отечественной науке конституционного права множество исследований посвящено проблемам функционирования Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов, органов конституционного правосудия в зарубежных странах, рассматривается практика разрешения судебными органами конституционного контроля различных категорий дел.
Степень разработанности темы исследования. Исследованию данной темы были посвящены работы Анишина В.И., Шумаков А., Бондарь Н.С., Винников А.А., Жуйков В.М., Власова М.Г.
Цель работы заключается в рассмотрении субъектов обращения в Конституционный суд РФ. Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи: рассмотреть классификацию субъектов обращения в Конституционный суд, изучить субъектов обращения в Конституционный суд РФ.
Эмпирическую базу исследования составили обширный нормативно-правовой материал, включающий в себя Конституцию РФ, Федеральный закон о Конституционном Суде РФ и другие нормативные правовые акты.
Методологическая основа работы определялась характером предмета, целью и задачами исследования. В работе применялись методы системного и сравнительного правового анализа, качественной и количественной оценки рассматриваемых явлений.
Информационной базой исследования, обеспечивающей достоверность выводов, явились данные монографических изданий и периодической печати, нормативные правовые акты РФ, регулирующие конституционное судопроизводство.
Научная новизна работы обусловлена самой постановкой проблемы, намеченными задачами и исследование является одной из работ, в которой предпринята попытка объединить имеющуюся практику обращений в Конституционный суд РФ.
Научно-практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем обращения в Конституционный суд РФ. Новизна исследования выражается в основных положениях, выносимых на защиту, отраженных в заключении.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Для законодателя требование определенности правовых норм - это одновременно важная цель и показатель качества, эффективности законотворческой деятельности. Определенность правовой нормы позволяет обеспечить максимально полное и точное соответствие выраженных в акте нормативных предписаний мысли создателя права. Благодаря определенности нормативных актов обеспечиваются устойчивость и стабильность, равновесие и гармония реализуемых на их основе правоотношений, и в этом проявляется социальная ценность права.
Одной из первостепенных задач, стоящих перед конституционным судопроизводством, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов правоотношений.
Предъявляемые к законодательству требования о четкости и однозначности, отсутствии двусмысленностей и пробелов направлены на правовую защищенность человека, его уверенность в безопасности, а также гармоничную деятельность органов власти и ограничение их произвола. К сожалению, проблема правовой определенности законодательства существует всегда, и в условиях нестабильности законов, зачастую их концептуальной непродуманности, невыверенности с наукой, приводящих к отсутствию ясного смысла правовых норм и адекватного механизма их реализации, понимание законов правоприменителями становится неединообразным и неконституционным.
В условиях демократического правового государства защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка в целом невозможны без отлаженного функционирования механизмов поддержания режима конституционной законности, включающего в себя неукоснительное выполнение всеми субъектами права актов конституционного контроля, содержащихся в них предписаний, а также максимального учета рекомендаций.
Решения Конституционного Суда Российской Федерации занимают особое место в российской правовой действительности, как вследствие своего конституционно-правового предназначения, так и по характеру и масштабам влияния на правотворческую и правоприменительную деятельность.
Важнейшая роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении правосудия предопределяет актуальность рассмотрения особенностей реализации его полномочий и организации деятельности.
Современное правопонимание в конституционной юстиции многогранно, отражает философские, нравственные, идеологические аспекты различных научных школ, интересы разных социальных сил и в большей мере демонстрирует стремление к интегративному правопониманию, учитывающему прогрессивное направление правовой мысли.
В отечественной науке конституционного права множество исследований посвящено проблемам функционирования Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов, органов конституционного правосудия в зарубежных странах, рассматривается практика разрешения судебными органами конституционного контроля различных категорий дел.
Степень разработанности темы исследования. Исследованию данной темы были посвящены работы Анишина В.И., Шумаков А., Бондарь Н.С., Винников А.А., Жуйков В.М., Власова М.Г.
Цель работы заключается в рассмотрении субъектов обращения в Конституционный суд РФ. Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи: рассмотреть классификацию субъектов обращения в Конституционный суд, изучить субъектов обращения в Конституционный суд РФ.
Эмпирическую базу исследования составили обширный нормативно-правовой материал, включающий в себя Конституцию РФ, Федеральный закон о Конституционном Суде РФ и другие нормативные правовые акты.
Методологическая основа работы определялась характером предмета, целью и задачами исследования. В работе применялись методы системного и сравнительного правового анализа, качественной и количественной оценки рассматриваемых явлений.
Информационной базой исследования, обеспечивающей достоверность выводов, явились данные монографических изданий и периодической печати, нормативные правовые акты РФ, регулирующие конституционное судопроизводство.
Научная новизна работы обусловлена самой постановкой проблемы, намеченными задачами и исследование является одной из работ, в которой предпринята попытка объединить имеющуюся практику обращений в Конституционный суд РФ.
Научно-практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем обращения в Конституционный суд РФ. Новизна исследования выражается в основных положениях, выносимых на защиту, отраженных в заключении.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Вопрос о содержании правового регулирования круга субъектов права на обращение в Конституционный Суд РФ связан с разделением властей, доступностью конституционного правосудия и проблемой деполитизации судебного конституционного контроля, которая возникла в связи с его деятельностью в 1992 - 1993 гг. Анализ соответствующих положений Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» позволяет выделить следующие категории названных субъектов:
1) специально уполномоченные органы государственной власти РФ и ее субъектов;
2) суды;
3) граждане и их объединения;
4) иные органы и лица, указанные в Федеральном законе.
Обращение в Конституционный Суд РФ субъектов, относящихся к каждой из перечисленных категорий, осуществляется в рамках специальной процедуры, принципиально отличной от правил, установленных для субъектов, принадлежащих к другим категориям. Поэтому каждая из этих процедур требует самостоятельного рассмотрения.
Субъектов инициирования процедуры конституционного нормоконтроля можно классифицировать в зависимости от того, в какой форме осуществляется деятельность органа конституционного контроля по проверке, выявлению, констатации, оценке и устранению несоответствия Конституции нормативных правовых актов. В зависимости от формы и порядка осуществления конституционный нормоконтроль подразделяется на абстрактный и конкретный. Абстрактный контроль предполагает проверку органом конституционного контроля конституционности закона без какого-либо предварительного обращения в другой орган или вообще вне связи с каким-либо спором или делом. Конкретный же контроль осуществляется в связи с каким-либо гражданским, уголовным или иным делом, для разрешения которого необходимо применение определенного нормативного акта, либо с деятельностью государственного органа, нарушившего права индивида или юридического лица.
Следует отметить, что в конституционном судопроизводстве России не предусмотрена так называемая народная жалоба, т.е. жалоба отдельного гражданина в интересах других лиц или группы лиц на нарушение их индивидуальных или коллективных прав.
Иногда в Конституционный Суд обращаются органы и лица, которым такое право не предоставлено. Суд в своих «отказных» определениях, в частности, указывал, что:
- граждане и их объединения не вправе обращаться в Суд с жалобами на нарушение законом конституционных прав и свобод других лиц. Например, гражданин, являющийся представителем юридического лица или одним из его учредителей, может обратиться с жалобой на нарушение законом конституционных прав и свобод этого юридического лица только в данном качестве, но не как частное лицо (Определение от 13 апреля 2000 г. по жалобе гражданина Лобанова); гражданин, являющийся представителем юридического лица, не вправе обращаться в Суд от своего имени (Определение от 18 апреля 2000 г. N 58-О);
- ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» не относят третейские суды к судебной системе; следовательно, третейские суды не вправе обращаться в Суд в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и гл. XIII Закона о Конституционном Суде (Определение от 13 апреля 2000 г. N 45-О по обращению Независимого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате Ставропольского края);
- если суд рассматривал дело в коллегиальном составе, то только в таком составе этот суд вправе обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; судья же вправе обращаться в Конституционный Суд лишь в связи с производством по тем делам, которые в силу закона он рассматривает единолично (Определение от 2 марта 2000 г. по запросу судьи Юркина);
- граждане не вправе обращаться в Суд с требованиями о даче толкования положениям Конституции РФ (Определение от 18 апреля 2000 г. по жалобе гражданина Галкина).
Обращению в Конституционный Суд РФ может предшествовать опрос граждан, проводимый в целях выявления мнения населения и его учета органами и должностными лицами местного самоуправления при решении вопроса о необходимости подачи конституционной жалобы в защиту прав местного сообщества.
Правом на обращение в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным (ч. 1 ст. 96 Закона о Конституционном Суде). Закон о Конституционном Суде предъявляет к гражданину как субъекту конституционной жалобы единственное требование: он должен быть тем лицом, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Других требований к гражданам, включая требования о совершеннолетии и дееспособности, в Законе прямо не установлено, хотя можно предположить, что субъект, обратившийся в Конституционный Суд с жалобой, должен быть право- и дееспособным (по делам об оспаривании конституционности норм, на основании которых судом общей юрисдикции было вынесено решение о признании гражданина недееспособным вправе обращаться также недееспособные граждане), достигшим согласно ст. 60 Конституции 18-летнего возраста.
К коллективным жалобам Конституционный Суд относит жалобы различных объединений граждан: общественных объединений, включая политические партии, религиозных объединений, предпринимательских объединений. Право юридических лиц обращаться в Конституционный Суд следует также из ст. 39 Закона о Конституционном Суде, устанавливающей размер государственной пошлины по жалобам юридических лиц.
Граждане вправе обращаться в Конституционный Суд как с индивидуальной, так и с коллективной жалобой, которая должна отвечать требованиям процедуры конкретного конституционного контроля. Коллективную жалобу вправе направить группа лиц, каждое из которых обладает правом на подачу жалобы в индивидуальном порядке. Однако отдельное лицо, чье конституционное право нарушено, не вправе выступать от имени группы лиц, даже если закон затрагивает их конституционные права и свободы.
Признание муниципальных образований в качестве объединений граждан, являющихся надлежащими субъектами права на обращение в Конституционный Суд РФ, состоялось только в 2002 году.
Территориальное общественное самоуправление, под которым действующее законодательство понимает самоорганизацию граждан на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ст. 27 ФЗ N 131-ФЗ). Конституционный Суд РФ признает такие объединения в качестве надлежащих заявителей конституционной жалобы.
В Конституционный Суд вправе обращаться государственные и муниципальные учреждения и предприятия. Статья 105 предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Можно предположить, что закрепление права обращения в обозначенной сфере сразу за несколькими субъектами позволяет, в зависимости от ситуации, обращаться лицу с большим или меньшим политическим весом. Наличие такой возможности подтверждает то, что случаи, в которых могут возникнуть основания для обращения субъектов, предусмотренных в обеих главах, до определенных пределов совпадают.
В соответствии со ст. 96 Закона N 1-ФКЗ правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод, наряду с гражданами, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединениями граждан, обладают также иные органы и лица при условии, что соответствующее полномочие таких органов и лиц прямо закреплено в федеральном законе. Указанное положение Закона N 1-ФКЗ можно также рассматривать в качестве законодательного усиления конституционной компетенции Суда путем расширения круга субъектов, имеющих право на обращение с конституционной жалобой, за счет специализированных органов, приоритетными задачами которых является защита прав и свобод граждан и их объединений, что, вне всякого сомнения, стало позитивным сдвигом в сторону укрепления конституционной законности. На текущий момент такими полномочиями наделены только два государственных органа - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Генеральный прокурор РФ.
Обратиться с конституционной жалобой может практически любой индивид или объединения индивидов. Физические лица могут обращаться в Конституционный Суд РФ в целях защиты собственных прав и свобод. Иные субъекты права на обращение с конституционной жалобой могут использовать это право и для защиты интересов третьих лиц.
1) специально уполномоченные органы государственной власти РФ и ее субъектов;
2) суды;
3) граждане и их объединения;
4) иные органы и лица, указанные в Федеральном законе.
Обращение в Конституционный Суд РФ субъектов, относящихся к каждой из перечисленных категорий, осуществляется в рамках специальной процедуры, принципиально отличной от правил, установленных для субъектов, принадлежащих к другим категориям. Поэтому каждая из этих процедур требует самостоятельного рассмотрения.
Субъектов инициирования процедуры конституционного нормоконтроля можно классифицировать в зависимости от того, в какой форме осуществляется деятельность органа конституционного контроля по проверке, выявлению, констатации, оценке и устранению несоответствия Конституции нормативных правовых актов. В зависимости от формы и порядка осуществления конституционный нормоконтроль подразделяется на абстрактный и конкретный. Абстрактный контроль предполагает проверку органом конституционного контроля конституционности закона без какого-либо предварительного обращения в другой орган или вообще вне связи с каким-либо спором или делом. Конкретный же контроль осуществляется в связи с каким-либо гражданским, уголовным или иным делом, для разрешения которого необходимо применение определенного нормативного акта, либо с деятельностью государственного органа, нарушившего права индивида или юридического лица.
Следует отметить, что в конституционном судопроизводстве России не предусмотрена так называемая народная жалоба, т.е. жалоба отдельного гражданина в интересах других лиц или группы лиц на нарушение их индивидуальных или коллективных прав.
Иногда в Конституционный Суд обращаются органы и лица, которым такое право не предоставлено. Суд в своих «отказных» определениях, в частности, указывал, что:
- граждане и их объединения не вправе обращаться в Суд с жалобами на нарушение законом конституционных прав и свобод других лиц. Например, гражданин, являющийся представителем юридического лица или одним из его учредителей, может обратиться с жалобой на нарушение законом конституционных прав и свобод этого юридического лица только в данном качестве, но не как частное лицо (Определение от 13 апреля 2000 г. по жалобе гражданина Лобанова); гражданин, являющийся представителем юридического лица, не вправе обращаться в Суд от своего имени (Определение от 18 апреля 2000 г. N 58-О);
- ни Конституция РФ, ни Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» не относят третейские суды к судебной системе; следовательно, третейские суды не вправе обращаться в Суд в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 125 Конституции РФ и гл. XIII Закона о Конституционном Суде (Определение от 13 апреля 2000 г. N 45-О по обращению Независимого арбитражного (третейского) суда при Торгово-промышленной палате Ставропольского края);
- если суд рассматривал дело в коллегиальном составе, то только в таком составе этот суд вправе обращаться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; судья же вправе обращаться в Конституционный Суд лишь в связи с производством по тем делам, которые в силу закона он рассматривает единолично (Определение от 2 марта 2000 г. по запросу судьи Юркина);
- граждане не вправе обращаться в Суд с требованиями о даче толкования положениям Конституции РФ (Определение от 18 апреля 2000 г. по жалобе гражданина Галкина).
Обращению в Конституционный Суд РФ может предшествовать опрос граждан, проводимый в целях выявления мнения населения и его учета органами и должностными лицами местного самоуправления при решении вопроса о необходимости подачи конституционной жалобы в защиту прав местного сообщества.
Правом на обращение в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным (ч. 1 ст. 96 Закона о Конституционном Суде). Закон о Конституционном Суде предъявляет к гражданину как субъекту конституционной жалобы единственное требование: он должен быть тем лицом, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Других требований к гражданам, включая требования о совершеннолетии и дееспособности, в Законе прямо не установлено, хотя можно предположить, что субъект, обратившийся в Конституционный Суд с жалобой, должен быть право- и дееспособным (по делам об оспаривании конституционности норм, на основании которых судом общей юрисдикции было вынесено решение о признании гражданина недееспособным вправе обращаться также недееспособные граждане), достигшим согласно ст. 60 Конституции 18-летнего возраста.
К коллективным жалобам Конституционный Суд относит жалобы различных объединений граждан: общественных объединений, включая политические партии, религиозных объединений, предпринимательских объединений. Право юридических лиц обращаться в Конституционный Суд следует также из ст. 39 Закона о Конституционном Суде, устанавливающей размер государственной пошлины по жалобам юридических лиц.
Граждане вправе обращаться в Конституционный Суд как с индивидуальной, так и с коллективной жалобой, которая должна отвечать требованиям процедуры конкретного конституционного контроля. Коллективную жалобу вправе направить группа лиц, каждое из которых обладает правом на подачу жалобы в индивидуальном порядке. Однако отдельное лицо, чье конституционное право нарушено, не вправе выступать от имени группы лиц, даже если закон затрагивает их конституционные права и свободы.
Признание муниципальных образований в качестве объединений граждан, являющихся надлежащими субъектами права на обращение в Конституционный Суд РФ, состоялось только в 2002 году.
Территориальное общественное самоуправление, под которым действующее законодательство понимает самоорганизацию граждан на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (ст. 27 ФЗ N 131-ФЗ). Конституционный Суд РФ признает такие объединения в качестве надлежащих заявителей конституционной жалобы.
В Конституционный Суд вправе обращаться государственные и муниципальные учреждения и предприятия. Статья 105 предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Можно предположить, что закрепление права обращения в обозначенной сфере сразу за несколькими субъектами позволяет, в зависимости от ситуации, обращаться лицу с большим или меньшим политическим весом. Наличие такой возможности подтверждает то, что случаи, в которых могут возникнуть основания для обращения субъектов, предусмотренных в обеих главах, до определенных пределов совпадают.
В соответствии со ст. 96 Закона N 1-ФКЗ правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод, наряду с гражданами, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле, и объединениями граждан, обладают также иные органы и лица при условии, что соответствующее полномочие таких органов и лиц прямо закреплено в федеральном законе. Указанное положение Закона N 1-ФКЗ можно также рассматривать в качестве законодательного усиления конституционной компетенции Суда путем расширения круга субъектов, имеющих право на обращение с конституционной жалобой, за счет специализированных органов, приоритетными задачами которых является защита прав и свобод граждан и их объединений, что, вне всякого сомнения, стало позитивным сдвигом в сторону укрепления конституционной законности. На текущий момент такими полномочиями наделены только два государственных органа - Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и Генеральный прокурор РФ.
Обратиться с конституционной жалобой может практически любой индивид или объединения индивидов. Физические лица могут обращаться в Конституционный Суд РФ в целях защиты собственных прав и свобод. Иные субъекты права на обращение с конституционной жалобой могут использовать это право и для защиты интересов третьих лиц.
Подобные работы
- Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав местного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод
несовершеннолетних
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам избирательного права
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Судопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЫСШИМИ СУДЕБНЫМИ ОРГАНАМИ (12.00.01)
Диссертации (РГБ), теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Жалоба гражданина в Конституционный Суд Российской Федерации
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА АКТОВ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СУДЕБНУЮ ЗАЩИТУ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации по вопросам социального обеспечения
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019



