Введение 3
Глава 1. Формальные и неформальные стороны центр-региональных отношений 12
1.1. Законодательные основы центр-региональных отношений 13
1.2. Ротация кадров как инструмент воздействия центра на регионы 19
Глава 2. Влияние фискальной системы на центр-региональные отношения 30
Глава 3. Специфика Сычуани и Чунцина во взаимодействии с центром 38
3.1. Региональная специфика провинции Сычуань 39
3.2. Чунцин и феномен «чунцинской модели» 44
Заключение 55
Список источников и литературы 58
В 1990-е годы с приходом третьего поколения руководителей в Китайской Народной Республике стала устанавливаться новая система государственного управления, которая существует и по сей день. Китаю удалось экономически перестроиться под глобальные неолиберальные тенденции, которые выразились в децентрализации хозяйственной жизни внутри страны, и стабилизировать вызванный ими социально-политический кризис.
Главными проблемами центр-регионального взаимодействия являются несбалансированность развития регионов. Локальные экономические, географические, демографические, культурные и этнические особенности всегда вызывали потребность в построении такой государственной системы управления, которая бы способствовала развитию регионов с учётом этих особенностей.
Специфика центр-региональных отношений Китая имеет глубокую историю. Цикличность периодов расцвета и падения централизованных империй Китая была замечена ещё китайскими учёными прошлых веков. Пик этих империй приходился на максимальном усилении личной власти императоров и исправной работе государственного аппарата. Со временем императорская власть ослабевала, а коррупция начинала разъедать и ослаблять страну. В результате эти империи рушились из-за восстаний и внешних завоеваний, начинался период политического хаоса и внутренних войн, которые заканчивались объединением страны новой центростремительной силой, и процесс повторялся.
В ХХ веке Китай прошёл путь, на котором маятник центр-региональных отношений перекачивался то в сторону централизации, то в сторону децентрализации. Ещё в начале ХХ века в условиях гражданской войны в Китае стали появляться идеи федерализации страны как альтернатива чрезмерному контролю центральных властей и фактической независимости регионов.
С началом политики реформ открытости в 1978 году регионам Китая была предоставлена широкая хозяйственная и финансовая автономия, которая стала одним из ключевых факторов стремительного экономического роста страны . Однако вслед за ней стало усиливаться и политическое влияние регионов. В 80-е гг. стал назревать социально-политический кризис, который поставил под угрозу государственную целостность страны и повторения сценария советской перестройки .
В итоге в 90-е гг. был запущен процесс рецентрализации, который затронул политическую и финансовую сферы, сохранив при этом самостоятельность регионов в выборе приоритетов социально-экономического развития в рамках выполнения государственных планов. Это дало основание для появления концепции китайского «политического унитаризма и экономического федерализма», а также множества его вариаций .
Такая система представляет особый интерес, поскольку демонстрирует гибкость центрального государственного аппарата КНР в выстраивании индивидуальных подходов к регионам. Однако центр-региональные отношения явление весьма динамичное, действующее по принципу сдержек и противовесов. Несмотря на то что в последнее десятилетие Китай планомерно движется в сторону сверхцентрализации, каждое действие центральных органов власти должно регионам быть либо выгодно, либо компенсировано.
Здесь затрагивается важный аспект китайской политической культуры, а именно отсутствие в законодательстве строго прописанных прав и полномочий центра и регионов. Это порождает множество проблем и конфликтов интересов, разрешение которых проходит посредством Коммунистической партии Китая. По сути, именно компартия является связующим звеном и главным элементом функционирования китайского государства, что делает механизм принятия решений не всегда прозрачным...
На основании проведённого исследования были можно выделить несколько ключевых факторов, находящиеся в диалектической взаимосвязи, отражающие и одновременно влияющие на состояние центр-региональных отношений Китая:
- экономические условия, под которые выстраивается надстройка;
- общность и разрозненность интересов центра и регионов;
- сплочённость и сила партийных функционеров, выраженная в сколачивании различных групп и фракций;
- финансовые возможности центра и регионов;
- кадровая политика;
- партийные и неформальные каналы связи разрешения конфликтов;
- средства осуществления контроля и надзора;
- законодательные рамки.
Последние 30 лет идёт планомерное формирование и усиления современной модели центр-региональных. За время правления последних трёх поколениях руководителей Китай прошел путь от децентрализации к рецентрализации, от централизации к сверхцентрализации. Примечательным является то, что эти процессы накапливали столько количественных изменений, что успевали преображаться в качественные за очень короткий промежуток времени. Подавление протестов на площади Тяньаньмэнь 1989 года, распад СССР в 1991 году, кадровая реформа 1993 года, фискальных реформ 1994 года, 18-й съезд КПК в 2012 году, 19-й съезд в 2017 году - все эти события стали межевыми столбами истории современных центр-региональных отношений, которые в свою очередь являются количественными изменениями для нового качества -централизованного китайского государства.
Мы выявили, что законодательство в Китае играет важную, но не главную роль в функционировании института государства. Оно не имеет чётких и строгих формулировок прав и полномочий регионов. Китайское административное право закрепляет обязанности регионов и устанавливает рамки, внутри которых остаётся пространство для манёвров и свободных трактовок как для регионов, так и для центра.
Наличие белых пятен в законодательстве компенсируется регулированием КПК. Партийные постановления и неформальные связи стали основным инструментом центр-регионального взаимодействия. Ключевым фактором соблюдения субординации стала практика совмещения высших партийных и государственных должностей в одном лице, а также всё более жесткая кадровая политика по отбору претендентов на высшие партийные и административные должности.
Пекину удалось провести бюджетную централизацию, что позволило ему увеличить собственные доходы, взять под контроль доходы регионов и усилить роль центра в макроэкономическом регулировании. Регионы сохранили самостоятельность в распределении ресурсов, однако эта самостоятельность ограничена централизованной системой распределения бюджетов и задаваемым центром курсом развития.
Пик централизации пришелся на период руководства Си Цзиньпина. Ему удалось централизовать власть в стране, увеличить число сторонников на руководящих постах и усилить меры надзора, обеспечив таким образом поддержку регионов в реализации проводимой им политики. Однако централизация естественным образом породила собственные противоречия: увеличился внутренний долг, упало качество работы чиновников, внутри партии сформировались фракции...
1. Устав Коммунистической партии Китая (Утвержден с частичными поправками XX Всекитайским съездом КПК 22 октября 2022 года). Чжунхуа Жэньминь Гунхэго Сяньфа (2018 нянь сиудин) (Ф^АК^^РВ^Ж(2018 ^)^1Т) Конституция Китайской Народной Республики (в редакции 2018 г.))
2. Го’уюань гуаньюй цзяцян дифан чжэнфу син чжайу гуаньли дэ ицзянь [В ^I^^T^D^ffiA^W'^W^WS^M^. Мнение Госсовета КНР в отношении усиления работы с задолженностями местных правительств] // ФВ^^И. Чжунго фаюань ван. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.chinacourt.org/law/detail/2014/09/id/147962.shtml (Дата обращения: 18.10.2022).
3. Го’уюань гуаньюй цзяцян дифан чжэнфу жунцзы пинтай гунсы гуаньли ю
вэньти дэ тунчжи [B^^^T^^ffiA^W^^^^^^WS^^^^^ Э£р. Уведомление о мнении Госсовета КНР по поводу вопросов, возникающих в процессе деятельности финансовых механизмов местных правительств] //В^^. Го’уюань. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov.cn/gongbao/content/2010/content 1636224.htm(Дата обращения: 12.11.2022).
4. Дифан гэцзи жэньминь дайбяо дахуэй хэ дифан гэцзи жэньминь чжэнфу цзучжифа сючжэн цаоань цзян тицин шэньи. Цюань гочэн жэньминь миньчжу нижуфа. деМ{ШЙЖт£ЙЙ^М Е?1#^^Ф^о ^^ШАКК^ША^. Проект поправок к органическим законам местных народных собраний на и местных народных правительств всех уровнях будет представлен на обсуждение. Предлагается включить в закон весь процесс народной демократии] // ^Щ Л^. Цюаньго жэньда. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/npc/kgfb/202110/7270ad9b96f44d5486307fcbe62eb822.shtml(Дата доступа: 14.03.2023).
5. Дифан цзучжи фа сю чжэн цаоань цзян тицин цюань го жэньда чанвэй хуэй шэньи цзэнцзя цзяньвэйцзу чэн жэньюань тимин дэн гуйдин [Й^Ж^Ж^ ^ЖЖШЖ^ЭЛ^^^ Ж1ЖШ1£Жо Проект поправки к местному органическому закону будет представлен на рассмотрение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей. Увеличение состава членов контрольного комитета и др.] // ФЭЛ±1И Чжунго жэньда ван. Сайт ВСНП. 2021. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202110/b2a8ed7ba5e949878d3c8d1d995d7168.shtm (Дата обращения. 26.03.2022).
6. Сычуань дэян жэньда чжули сянцунь чжэньсин гунцзо цзиши. [ШИ^РНЛ ^^Л^#^^Т^^^. Достоверные записи помощи СНП городского округа Дэян провинции Сычуань в во сстановлении деревень] // ^ЭЛ±. Цюаньго жэньда. 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202202/62b6d1c1e238467c9dfb43d615e10686.shtml(Дата доступа: 14.03.2023).
7. Сычуаньшэн вайшан тоуцзы сянму хэ чжуньцзань синбань ИД I^^^SS
^§ШЖШт&Временные меры по рассмотрению и утверждению проектов с участием ино странного капитала в провинции Сычуань //^ЭЖ^И. Чжунго фаюань ван. 2005. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.chinacourt.org/law/detail/2005/05/id/101554.shtml (Дата
обращения: 13.12.2022).
8. Сычуань дали фачжань синь чанье Да цзао “100+”синь цзинцзи инъюн синь чанцзин [ШН^Л^Ж^Ж# ЖЖ"100+"Ж5МЖЖ^^^. Сычуань активно развивает новые отрасли промышленности и создает новые сферы применения новой экономики “100+’’] // В^К. Го’уюань. 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.gov.cn/xinwen/2022-01/23/content 5670032.htm(Дата обращения: 23.04.2023).
9. Сычуань шэн жэньминь чжэнфу баньгунтин. Гуаньюй цзохао “ши сы у” шици “чжуань ци шэн гуй гунцзо дэ тунчжи [ИЛ 1^'АК^ЖААА АА Ш#?“АША”Н^Й“^ААЖ’ХАЙЛЭ£П. Уведомление канцелярии народного правительства провинции Сычуань о хорошей работе по “преобразованию предприятий и совершенствованию нормативных актов” в период “14-й пятилетки”] // ИЛ 1^АК^ЖААЖ Сычуань шэн жэньминь чжэнфу баньгунтин. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sc.gov.cn/10462/zfwjts/2021/12/20/804af394430b4f9ab22284b5709b2efe.shtml(Дата доступа: 14.03.2023).
10. Сычуань шэн жэнь да чанвэй хуэй фа гунвэй 2021 нянь бэйань шэньчжа
гунцзо цэцзи [ИЛ 1^ААЖ^АЖХ^2021А#ЖЖ^ХА(ШВ. Заметки по отчетной работе Рабочей комиссии по вопросам законодательства ПК СНП провинции Сычуань за 2021 год] // ХВАА. Цюаньго жэньда. 2022. Электронный ресурс:
http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202204/78f43c287ebc47f99a3f6e67df3a62a5.shtml(Дата доступа: 14.03.2023).
11. Сычуань шэн жэньминь чжэнфу гунцзо гуйцзэ [ИЛ 1^АА^ЖХА^Ж Правила работы Народного правительства провинции Сычуань]. //АВЖК1ЖЧжунго фаюань ван. 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.chinacourt.org/law/detail/2004/08/id/95385.shtml(Дата обращения: 12.03.2022).
12. Фань лундуань фа сючжэн цаоань эр шэнь Минцюэ аньцюань ганши юн
фаньвэй вээй цзунсян лундуань сеи [^^^Ж^АЖЖ—Ж ВД^АХЖ^ Ж^НАШВ^^ША. Второе слушании проекта поправок к антимонопольному закону. Определение сферы применения "безопасной гавани" для соглашения о вертикальной монополии] // ХВАА. Цюаньго жэньда. 2022. [Электронный ресурс]. Режим gocTynahttp://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202206/55d77ceaf8b5454fbd71c2ac5a3f6df7.shtml(Дата обращения: 26.04.2023).
13. Цзяньчи гуйфань юй фачжань бинчжун. Фань лундуань фа сючжэн цаоань шоуцы тицин цюаньго жэньда чанвэй хуэй хуэйи шэньи [М^^^^^Ж^ Жо Ж^^Ж^ЖЖЖЖЖШ^^ИААЖ^АААЖА. Придерживаться и стандартизации, и развития. Проект поправок к Антимонопольному закону впервые был представлен на рассмотрение ПК ВСНП] // ^ИАА. Цюаньго жэньда. 2021. [Электронный ресурс]. Режим дocтynahttp://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202110/512cd30239f2492e9ef079500ea9f1a0.shtml(Дата обращения: 26.04.2023).
14.Чжидин чжэнфу цзисяо юйсуаньфа Чжуацзинь яньцзю луньчжэн Шиши тичу цзяньи [^Ж^Ж^ЖЖЖЖ ЖЖЖ^Ж® О^ШЖЖА. Составить закон об исполнении бюджета правительства. Крепко ухватиться за исследования и аргументу. Своевременные предложения] // ^ИАА. Цюаньго жэньда. 2021. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202112/c56fe23449d0449c9758d6fd386fe534.shtml(Дата обращения: 13.12.2022).
15. Чжунгун чжунъян Го’уюань гуаньюй цзякуай цзяньшэ цюаньго тунъи да шичан дэ ицзянь [^Ж^А И^ЖЖАЖАЖ^^И^^ЖЖ^Й^ЖЖ Мнения ЦК КПК и Госсовета об ускорении строительства единого национального рынка] // И^К. Го’уюань. 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.gov.cn/zhengce/2022-04/10/content 5684385.htm?viewName=redirect%3Ahttp%3A%2F%2Fwww.gov.cn%2Fzhengce%2F2022-04%2F10%2Fcontent 5684385.htm(Дата обращения: 26.04.2023)...(55)