Введение 3
ГЛАВА 1. КОВОРКИНГ КАК ВИД КРЕАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА 7
1.1. Креативные пространства, их виды и степень изученности 7
1.2. Коворкинг как физическое пространство 13
1.3. Исследования коворкингов 17
1.4. Перспективы удаленной работы и использования коворкингов в качестве рабочего места 18
1.5. Изменения, произошедшие с коворкингами во время пандемии 20
1.6. Соотношение физического и социального пространства в теории П. Бурдье 22
1.7. Феномен креативного класса 23
1.8. Коворкинг как социальное пространство для креативного класса 27
1.9. Работа в коворкинге как интерактивный ритуал 30
ГЛАВА 2. РАЗВОРАЧИВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ РИТУАЛОВ В КОВОРКИНГАХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Дизайн исследования 36
2.2. Коворкинг «Практик «Охта» 38
2.3. Коворкинг «Case» 42
2.4. Особенности функционирования коворкингов Санкт-Петербурга и влияние пандемии COVID-19 44
2.5. Интерактивные ритуалы и цепочки ритуалов в коворкингах 50
2.6. Виртуализация и цифровизация коворкингов 61
2.7. Основные результаты эмпирического исследования 64
Заключение 67
Литература 69
Приложение 1. Гайд интервью для управляющих коворкинга 77
Приложение 2. Гайд интервью для резидентов коворкинга 79
Приложение 3. Описание информантов 82
Приложение 4. Транскрипт интервью с управляющим 83
Приложение 5. Транскрипт интервью с резидентом коворкинга 102
Приложение 6. Программа исследования 110
В 2020 году мир столкнулся с вирусом COVID-19. Для борьбы с его распространением в большинстве стран ввели режим самоизоляции. Такие меры повлекли за собой изменения во многих сферах жизни, в особенности в социальной. Многие люди столкнулись с необходимостью работать из дома. С другой стороны, работодатели оказались в ситуации, когда прежний режим работы в офисе оказался невозможным. Коворкинг предоставляет возможность вести дальнейшую работу в комбинированном формате, позволяя сотрудникам компаний собираться физически при необходимости совместной работы в реальном времени. WorkTeachAcademy отмечает перспективность такого формата работы, но подчеркивает, что коворкингам, в свою очередь, стоит также адаптироваться к новым реалиям, предоставив более гибкие тарифы и форматы сотрудничества.
По данным Gitnux с 2020 года количество коворкингов увеличилось на 158%, так как поднялся спрос на пространства такого плана. По их мнению, это вызвано увеличением количества людей, работающих удаленно. CoworkingInsights утверждают, что большинство работников переходят на гибридный формат работы, а коворкинг, в свою очередь, является идеальным пространством для реализация такого формата. YardiKubi пишут о том, что 39% потенциальных арендаторов в настоящее время либо уже пользуются услугами коворкинга, либо ищут подходящие варианты пространств для своих рабочих команд. Обстоятельства, с которым столкнулся весь мир в последние годы, действительно привлекли внимание к концепции коворкинга. Такой формат работы привлекателен для работодателя из-за того, что одновременно позволяет удовлетворить желания работников, связанные с гибким графиком, и сэкономить финансы работодателя на полной аренде офиса. Таким образом, пандемия вируса COVID-19 трансформировала сложившееся ранее социальное пространство коворкингов, так как постепенно меняется состав посетителей коворкингов. Проследить за этими трансформациями важно, так как это позволит оценить будущее коворкингов как альтернативы работы в офисе.
Также стоит отметить, что в период пандемии COVID-19 стали появляться и развиваться виртуальные коворкинги. Это произошло вследствие того, что владельцы «обычных» коворкингов (реальных помещений, служащих площадками коллабораций) искали новые возможности для того, чтобы сохранить свой бизнес и поддержать сообщество резидентов.
Тема моей работы– «Трансформация интерактивных ритуалов в петербургских коворкингах: вызовы цифровизации и пандемии».
Актуальность этой темы определяется тем, что коворкинги являются рабочими и коммуникативными площадками, востребованными в среде креативных профессионалов, а интерактивные ритуалы (термин Р. Коллинза, означающий разворачивающееся в режиме лицом-к-лицу социальное взаимодействие индивидов в общем физическом пространстве, характеризующееся общим фокусом их внимания и общим эмоциональным фоном), которые, по моему предположению, выступают основой взаимодействия в коворкинге, изменяются в связи с новыми условиями, заданными пандемией и распространением цифровых технологий.
В моей работе коворкинг будет рассмотрен как физическое место встречи людей и одновременно как особое социальное пространство. Соответственно, в качестве ключевой теоретической рамки исследования выбрана теория физического и социального пространства П. Бурдье, сформулированная в его работе «Социология социального пространства» (Бурдье, 2007).Для характеристики резидентов с их особыми потребностями и стилями жизни в дополнение к этой теории используется концепция креативного класса Р.Флориды, изложенная в его книге «Креативный класс: люди, которые создают будущее» (Флорида, 2016).Наконец, взаимодействие посетителей в коворкинге будет рассмотрено с точки зрения теории интерактивных ритуалов Р.Коллинза (Коллинз, 2004), которая даст возможность конкретизировать причины существования коворкингов, рассмотреть условия успешной коммуникации резидентов в них, а также изучить возможность полноценного существования виртуальных коворкингов.
Цель моей работы заключается в том, чтобы выявить специфику существования коворкинга как особой пространственно локализованной рабочей площадки, где разворачиваются интерактивные ритуалы и складываются социальные отношения (коллаборации, конкуренция и пр.), в контексте современной социологической теории, а также проследить как пандемия COVID-19 и развитие цифровых технологий изменили функционирование коворкингов.
Соответственно, задачи работы сформулированы следующим образом:
1. В ходе теоретического анализа выявить основные особенности коворкинга как физического и социального пространства;
2. Продемонстрировать роль коворкингов в развитии креативного класса;
3. Определить основные особенности интерактивных ритуалов в коворкинге;
4. Определить, как изменилось функционирование коворкингов в период пандемии и как пандемия повлияла на рынок коворкингов а Санкт-Петербурге;
5. Определить возможность функционирования виртуальных коворкингов, с точки зрения теории интерактивных ритуалов;
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список используемой литературы. В первой главе коворкинг рассмотрен с теоретической точки зрения, рассмотрены теории Р.Флориды, П.Бурдье, Р.Коллинза и применены к коворкингу. Вторая глава описывает проведенное в ходе работы эмпирическое исследование посвященное тому, как реализуется интерактивный ритуал в коворкинг г.Санкт-Петербург. Также работа включает в себя 6 приложений: 2 гайда интервью (для управляющих и резидентов коворкинга), описания информантов, 2 транскрипта интервью и программу исследования.
Коворкинг – это современное и довольно новое пространство, которое развивается как явление с каждым годом. Коворкинги отвечают на разнообразные запросы неоднородного креативного класса. Соответствие ценностям креативного класса обеспечивает успешность коворкинга как экономического проекта. С другой стороны, коворкинги стимулируют развитие классовой идентификации креативных людей и положительно влияют на развитие креативного класса. Как физическое пространство коворкинги являются востребованными и развивающимися общественными местами. Как социальное пространство – коворкинги отражают близкое социальное расположение представителей креативного класса. Были определены причины возникновения и распространения коворкингов: коворкинги появились в ответ на запросы креативного класса (связанные с необходимостью найти профессиональную среду с атмосферой открытости и разнообразия и пр.), а распространились – за счет увеличения влияния этого класса. Продемонстрирована роль коворкингов в развитии креативного класса: они помогают представителям креативного класса обрести классовую идентификацию, а также улучшают коммуникации между ними.
Пандемия COVID-19 позволила познакомиться с форматом удаленной и гибридной работы огромному количеству людей и крупных компаний. Таким образом многие работодатели обратили внимание на формат гибкого офиса, который предоставляют коворкинги. Поэтому, несмотря на многие трудности, через которые пришлось пройти коворкингам во время режима самоизоляции, и принятые в связи с пандемии ограничения, пандемия, парадоксальным образом, оказала и положительное влияние на рынок коворкингов, в том числе в Санкт-Петербурге. Резидент, имеющий возможность работать из дома, все равно предпочитает приходить в коворкинг из-за особой атмосферы, которая его может замотивировать на работу, а в нерабочее время коворкинг, наоборот, может обеспечить его досугом и компанией. Он ощущает себя частью особенного сообщества коворкинга. Каждое пространство стремится вызывать такие положительные эмоции у своих резидентов, потому что это именно то, что выделяет конкретный коворкинг для конкретного посетителя, позволяет ему идентифицировать себя с коворкингом.
Коммуникации, происходящие в коворкинге, можно рассматривать с точки зрения теории интерактивных ритуалов: эмпирический анализ продемонстрировал, что коворкинг действительно предоставляет все условия для возникновения и воспроизводства таких ритуалов. Физическое пространство коворкинга организовано таким образом, чтобы резиденту было удобно как фокусироваться на своей работе, так и взаимодействовать с другими резидентами. Работники коворкингов прикладывают усилия для создания положительного эмоционального фона в стенах своего пространства, что не остается незамеченным со стороны резидентов. Общим фокусирующим объектом явно выступает (совместная) продуктивная работа и мотивирующая атмосфера. Коворкинг, его мероприятия и сообщество поднимают резиденту настроение и позволяют ему чувствовать себя частью коллектива. Так как резидент хорошо представляет себе правила коммуникации в коворкинге и что его там ожидает, он не тратит время на соподстройку, отчего интерактивные ритуалы с большой долей вероятности складываются в цепочки.
Управляющие и резиденты сходятся во мнении, что атмосферу коворкинга тяжело перенести в виртуальную среду. К тому же достаточно часто резиденты приходят в коворкинг именно ради возможности общения в реальной жизни, так как многие из них имеют возможность работать дистанционно. Поэтому можно сделать вывод, что виртуальный коворкинг не является актуальной формой взаимодействия на сегодняшний день.
Коворкинг предлагает гибкость условий размещения и использования, мотивирующую и доброжелательную атмосферу и возможность взаимодействия с людьми из разных сфер деятельности. Это отвечает запросам современного общества, и поэтому в перспективе коворкинг может заменить офис и стать ведущей формой организации интеллектуального/креативного труда.
1. АбашкинаЕ.В. Социализация в летнем детском лагере как сеть ритуалов интеракции// Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2015. № 2(32). С. 21-26.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24000191(дата обращения: 05.10.2021)
2. Алферова Л.В., Пряхина Н.А. Коворкинг как современный способ развития и ведения малого бизнеса // Управление в современных системах. 2018. № 4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kovorking-kak-sovremennyy-sposob-razvitiya-i-vedeniya-malogo-biznesa(дата обращения: 05.10.2021)
3. Бабич С., Пархименко В. Коворкинг: концепция и перспективы // Наука и инновации. 2014. № 136. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kovorking-kontseptsiya-i-perspektivy.(дата обращения: 12.02.2021)
4. Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. М.: Ин-т эксперим. социологии; СПб.: Алетейя, 2007. – 288 с.
5. Василькова В.В., Басов Н.В. Интерактивный ритуал в дистанционной интеллектуальной коммуникации // ХIV Международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 17-18 марта 2011 г., Екатеринбург. Ч. 1. Екатеринбург: УрГУ, 2011. С. 79-84. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/48691/1/klo-2011_1_015.pdf.(дата обращения: 05.10.2021)
6. Елисеева Е.В. Роль креативных пространств в современной городской среде // Вопросы науки и образования. 2017. №6 С. 170-173.
7. Игнатьева Ю.А. Коворкинг как новая модель бизнеса // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. №3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kovorking-kak-novaya-model-biznesa(дата обращения: 07.05.2021)
8. Коллинз Р. Программа теории ритуала интеракции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. 7. № 1. С. 27-39. URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2004_1/Collins_2004_1.pdf(дата обращения: 05.10.2021)
9. Краузе И. Коворкинг как модель занятости будущего // Форсайт. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kovorking-kak-model-zanyatosti-buduschego.(дата обращения: 05.10.2021)
10. Ольденбург Р. Третье место. Кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества/ Пер. с англ. А. Широканова. М.: НЛО, 2014 – 571 с.
11. Пекар В., Пестерникова Е. Креативный город. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bgorod.in.ua/(дата обращения: 05.02.2022)
12. Поточенко Р.О. Анализ социальных отношений в креативных пространствах российского города // E-Scio. 2019. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sotsialnyh-otnosheniy-v-kreativnyh-prostranstvah-rossiyskogo-goroda. (дата обращения: 09.12.2021)
13. Прозорова Ю.А. Групповое собрание как интерактивный ритуал: производство культурного капитала и эмоциональной энергии в «анонимных» сообществах взаимопомощи// Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. 18. № 3. С. 65-79.
14. Прозорова Ю.А. Интерактивный ритуал как социально-коммуникативная технология организации группового взаимодействия: специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2009. – 22 с.
15. Прозорова Ю.А. Теория интерактивных ритуалов Р. Коллинза: от микроинтеракции к макроструктуре // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10. № 1. С. 57-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13218768(дата обращения: 05.10.2021)
16. Прохоров С.И. Формирование креативного пространства в современном мегаполисе // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 1. С. 100-110.(дата обращения: 05.10.2021)
17. Соколова О.Н., Рудакова О.Ю., Марьина С.К. Коворкинг в системе инновационной инфраструктуры// Экономика. Профессия. Бизнес. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kovorking-v-sisteme-innovatsionnoy-infrastruktury(дата обращения: 07.10.2021)
18. Стеклова И.А., Рагужина О.И.Креативные пространства как надежда провинции // Теория и практика общественного развития. 2013. №12 С. 88.
19. Суховская Д.Н. Реализация творческого потенциала населения через креативные пространства города: лофты, зоны коворкинга, арт-территории // Молодой ученый. 2013. № 10 (57). С. 650-652. URL: https://moluch.ru/archive/57/7762/(дата обращения: 23.12.2021)
20. Раткевич Т.Ч. Развитие креативных пространств как стимул развития города (на примере г. Калининграда) // Проблемы современной науки и образования. 2016. №1 С.256-259.
21. Розов Н.С. Ритуалы, институты и ресурсы: социальные основы трансформации менталитета // Ценности и смыслы. 2010. №5 (8). С.50-67.
22. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Пер. с англ. Н. Яцюк. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 384 с.
23. Хамрина Ю.А. Воспроизводство социального посредством ритуала// Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353. С. 59-62.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17273096(дата обращения: 23.12.2021)
24. Capdevila I. Typologies of Localized Spaces of Collaborative Innovation // SSRN Electronic Journal. URL: https://www.researchgate.net/publication/269401085_Typologies_of_Localized_Spaces_of_Collaborative_Innovation
25. Capdevila I. Co-working spaces and the localised dynamics of innovation in Barcelona // International Journal of Innovation Management. 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/276457168_Co-working_spaces_and_the_localised_dynamics_of_innovation_in_Barcelona(дата обращения: 05.03.2022)
26. Clifton N. The “Creative Class” in the UK: An Initial Analysis // GeografiskaAnnaler: Series B, Human Geography.2008.No.2. Pp.101-106.URL: https://doi.org/10.1111/j.1468-0467.2008.00276.x(дата обращения: 05.03.2022)
27. CollinsR. Social distancing as a critical test of the micro-sociology of solidarity. // American Journal of Cultural Sociology. 2020.No8. Pp.477-497URL: https://proxy.library.spbu.ru:2060/10.1057/s41290-020-00120-z(дата обращения: 05.10.2021)
28. Evans G. Creative Cities, Creative Spaces and Urban Policy // Urban Studies. No46. Pp.1003-1040
29. Hofeditz L.,Mirbabaie M., Stieglitz S. Virtually Extended Coworking Spaces? – The Reinforcement of Social Proximity, Motivation and Knowledge Sharing Through ICT. 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/346205233_Virtually_Extended_Coworking_Spaces_-_The_Reinforcement_of_Social_Proximity_Motivation_and_Knowledge_Sharing_Through_ICT/(дата обращения: 05.10.2021)
30. Ivaldi S., Pais I.бScaratti G. Coworking(s) in the Plural: Coworking Spaces and New Ways of Managing. 2018. Pp.219-241 URL: https://www.researchgate.net/publication/321629343_Coworkings_in_the_Plural_Coworking_Spaces_and_New_Ways_of_Managing/.(дата обращения: 05.10.2021)
31. Liimatainen K. Supporting Inter-Organizational Collaboration in Coworking Clusters: The Role of Place, Community and Coordination. 2015. URL: https://aaltodoc.aalto.fi/bitstream/handle/123456789/16774/master_Liimatainen_Karoliina_2015.pdf?sequence=1(дата обращения: 05.10.2021)
32. Manzini Ceinar I., Mariotti I. The Effects of Covid-19 on Coworking Spaces: Patterns and Future Trends. // Effects of Covid-19 on new working spaces: evince on coworking. 2021. Pp.277-297. URL: https://www.researchgate.net/publication/342814996_The_Effects_of_Covid-19_on_Coworking_Spaces_Patterns_and_Future_Trends(дата обращения: 05.10.2021)
33. Markusen A. Urban Development and the Politics of a Creative Class: Evidence from a Study of Artists // Environment and Planning A. No.38. Pp.1921-1940. 2006.
34. Moss G. Florida’s Creative Class Thesis.// Artistic Enclaves in the Post-Industrial City.2017. Pp.13-22. URL: https://www.researchgate.net/publication/315513437_Florida's_Creative_Class_Thesis.(дата обращения: 05.10.2021)
35. Parrino L. Coworking: assessing the role of proximity in knowledge exchange // Knowledge Management Research & Practice. 2015. No.2 Pp. 80-87. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1057/kmrp.2013.47.(дата обращения: 23.12.2021)
36. Spinuzzi C., Bodrožić Z. Coworking is about community —but what is “community” in coworking? // Journal of Business and Technical Communication. 2019. No.33. Pp. 112-140 URL: https://www.researchgate.net/publication/324063541_Coworking_Is_About_Community_But_What_Is_Community_in_Coworking.(дата обращения: 23.12.2021)
37. Thoring K. Creative space in design education: a typology of spatial functions. // International Conference On Engineering And Product Design Education. 2012. Pp.475-480 URL: https://www.researchgate.net/publication/234065479_CREATIVE_SPACE_IN_DESIGN_EDUCATION_A_TYPOLOGY_OF_SPATIAL_FUNCTIONS/citation/download. (дата обращения: 23.12.2021)
38. 38. Thoring K. Creative Space: A Systematic Review of the Literature// Proceedings of the Design Society: International Conference on Engineering Design. 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/332671455_Creative_Space_A_Systematic_Review_of_the_Literature(дата обращения: 23.04.2022)
39. Yin R.K. Discovering the future of the case study. Method in evaluation research //Evaluation Practice. 1994. No15(3). Pp. 283-290.
40. Арт-кластер «Красный Октябрь» // URL: https://www.redok.ru/. (дата обращения: 20.04.2023)
41. Все коворкинги России // URL: https://www.kovorkingi.ru/.(дата обращения: 20.04.2023)
42. Дизайн-завод Флакон // URL: https://flacon.ru/.(дата обращения: 20.04.2023)
43. Коворкинг «Практик «Охта» // URL: https://ohta.praktik.work/ (дата обращения: 20.04.2023)
44. Коворкинг «Ясная Поляна» // URL: https://coworkingspb.ru/(дата обращения: 20.04.2023)
45. Коворкинг «Case» // URL: https://caseclub.work/(дата обращения: 20.04.2023)
46. Лофт-проект «Этажи» // URL: https://www.loftprojectetagi.ru/. (дата обращения: 20.04.2023)
47. Мослента // URL: https://moslenta.ru/city/artplay.htm(дата обращения: 20.04.2023)
48. «Недвижимость и строительство Петербурга» // https://nsp.ru/3257-teplicnye-usloviya (дата обращения: 20.04.2022)
49. Никольские ряды // URL: Остров Новая Голландия // URL: https://www.newhollandsp.ru/history/recent-history/.(дата обращения: 20.04.2023)
50. Остров Новая Голландия // URL: https://www.newhollandsp.ru/history/recent-history/.(дата обращения: 20.04.2023)
51. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 №121 «О мерах по противодействию короновирусной инфекции (COVID-19)» //URL: https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2020/05/09/07/276.pdf. (дата обращения: 20.04.2023)
52. «Севкабель порт» // URL: https://sevcableport.ru/ru/about/port. (дата обращения: 20.04.2023)
53. Сеть коворкингов «Практик» // URL: http://praktik.work/.(дата обращения: 20.04.2023)
54. Собака.ру // URL: https://www.sobaka.ru/city/city/53019. (дата обращения: 20.04.2023)
55. Центр современного искусства Винзавод // URL: http://www.winzavod.ru/.(дата обращения: 20.04.2023)
56. ARTPLAY // URL: https://artplay.ru/node/2(дата обращения: 20.04.2023)
57. Aventica // Distant Work Research. URL: http://distantwork.aventi.ca/.(дата обращения: 20.04.2023)
58. Buffer // The 2021 State of Remote Work. URL: https://buffer.com/2021-state-of-remote-work.(дата обращения: 20.04.2023)
59. Cool Wow Collective // URL: https://www.coolwowcollective.com/memberships.(дата обращения: 20.04.2023)
60. Coworking Insights // When Hybrid Becomes Normal: 5 trends shaping CRE in 2023 URL: https://coworkinginsights.com/when-hybrid-becomes-normal-5-trends-shaping-cre-in-2023/(датаобращения: 23.05.2023)
61. Coworking Resources // URL: https://www.coworkingresources.org
62. Coworking Resources // Global Coworking Study. URL: https://en.coworkingresources.org/hubfs/Coworking/Global-Coworking-Study-2020.pdf.(дата обращения: 20.04.2023)
63. Gitnux // Coworking Statistics 2023: Data & Facts URL: https://blog.gitnux.com/coworking-statistics/(датаобращения: 20.04.2023)
64. HWL // Prevention measures against COVID-19 for coworking spaces. URL:https://www.happyworkinglab.com/prevention-measures-against-covid-19-coworking-spaces/.(дата обращения: 20.04.2023)
65. ppc.world // Как бизнесу продвигаться в Instagram с помощью ReelsURL: https://ppc.world/articles/kak-biznesu-prodvigatsya-v-instagram-s-pomoschyu-reels(дата обращения: 20.04.2023)
66. Medium // Can virtual coworking really work? URL: https://medium.com/@myworkhive/can-virtual-coworking-really-work-8759ce91916c.(дата обращения: 20.04.2023)
67. WorkTech Academy // What will COVID-19 mean for the future of coworking. URL: https://www.worktechacademy.com/what-will-covid-19-mean-for-the-future-of-coworking/. (дата обращения: 20.04.2023)
68. Yardi Kube // URL: https://www.yardikube.com/(датаобрщения: 23.05.2023)