ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАС 9
1.1 Специфика развития детей с РАС с медицинской и социальной точек зрения 9
1.2. Социальная адаптация и интеграция детей с РАС 16
ГЛАВА 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС 23
2.1 Основные методики работы с детьми с РАС 23
2.2 Особенности арт-терапии как метода работы с детьми с РАС 32
2.3 Возможности применения арт-терапевтических методов в социальной
работе с детьми с РАС 37
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯАРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС В ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОЙРЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И В ФОНДЕ«АНТОН ТУТ РЯДОМ»: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 42
3.1. Программа исследования 42
3.2. Анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность изучения расстройств аутистического спектра (РАС) объясняется высокой частотой их встречаемости.
В настоящее время благодаря усовершенствованной диагностике признаки РАС выявляют уже в детском возрасте. По данным ВОЗ аутизм имеется у одного ребенка из ста.
Что касается ситуации в России, то по данным Министерства здравоохранения в 2015 году количество больных с РАС в возрасте до 18 лет составляло около 17 700 человек, а в 2016 году уже 22 000 человек. Коэффициент людей с аутизмом в 2016 году был 150 на 10 000 населения, что сделало Россию четвертой страной в мире по распространенности аутизма.
Статистики по взрослому населению России, имеющих РАС, долгое время не было. Все дело в том, что по достижении 18 лет диагноз аутизм изменяли на шизофрению или умственную отсталость, что в корне не верно. В письме Минздрава РФ от 04.10.2017 №17-1/10/1-6371 было определено, что возраст не является основанием для пересмотра диагноза.
Проблематика расстройств аутистического спектра в России стоит более остро, потому что в нашей стране, в отличие от большинства европейских стран и США, помощь детям с РАС находится в стадии становления, и развитие программ межведомственного взаимодействия пока проходит начальные этапы.
В России про это стали говорить не так давно, для многих людей до сих пор дети с РАС что-то пугающее и непонятное, ведь они часто учатся в коррекционных школах, не взаимодействуя никак с «внешним миром».
Дети, родители, ближайшее окружение сталкиваются с препятствиями в тот момент, когда устанавливают диагноз, потому что часто пациенты могут наблюдаться не у психиатра, а у невролога, а могут вообще не обращаться за медицинской помощью, получая помощь только психологов и логопедов.
Отсутствие широко распространенных процедур раннего выявления и информирования специалистов по современным диагностическим критериям приводит к существенным ограничениям возможностей нашей медицинской системы при работе с пациентами, страдающим аутистическими расстройствами.
Имеющиеся программы лечения и реабилитации сейчас только развиваются, прорабатываются, многие являются пилотными.
Высокая распространенность расстройств аутистического спектра в мире ставит задачу для теории и практики разных сфер общественной жизни усовершенствовать помощь детям с проблемами в развитии. Прежде всего необходимо внедрение на государственном уровне программ скрининга, позволяющих оценить истинные масштабы заболевания, а также риски развития у детей когнитивных и поведенческих нарушений. Ключевой ролью в достижении положительных результатов играет раннее начало медицинской реабилитации (в возрасте от 2 до 7 лет) и раннее выявление аутистического расстройства. Важно отметить, что методические подходы для детей младшего возраста направлены на корректировку нервно-психического развития, в то время как для подростков используются для поддержания стабильности в жизненном пространстве. Все же, главным заданием при работе с детьми разного возраста, имеющим РАС, являются адаптация и социализация...
Обобщая материал, который был изучен и рассмотрен в данной работе, можно сказать, что в современном мире вопросам, связанным с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а в частности с расстройством аутистического спектра, уделяется все больше и больше внимания. Это явление больше не табуируется. Для правильности понимания оно придается огласке, чтобы у людей не было предубеждений, что дети с РАС «сумасшедшие, психически нестабильные и опасные для общества».
Учитывая увеличивающуюся частоту встречаемости РАС, люди должны знать, как общаться с этими детьми. Акцент должен делаться не только на способах интеграции и адаптации детей, но и на работе с восприятием и отношением людей, которые никак не связаны с данным расстройством. В настоящее время, с учетом включения и приобщения детей с РАС во все сферы жизни общества, важно четкое понимание особенностей и специфики развития таких детей.
Чтобы не бояться и не сторониться детей с РАС, нужно понять, что РАС - это не психическое заболевание, а расстройство, связанное именно с особенностями общения и взаимодействия с другими людьми. Так же нужно учесть, что степень расстройства может быть разной: от слабых проявлений до тяжелых форм проявлений, а также сопутствующих заболеваний. Спектр проявлений настолько широк, что идентичных клинических картин проявлений РАС почти невозможно найти. Все очень индивидуально. Одни показывают только небольшие задержки речи и сосредоточены в мире вещей. А некоторые избегают контактов со сверстниками, не общаются с помощью слов и реагируют агрессией и злобой на малейшие изменения в окружающей среде.
На данный момент времени способа и метода, которым бы можно было вылечить данное расстройство нет. Можно поддерживать состояние и стараться корректировать проявление поведенческих реакций. Именно поэтому перед наукой и практикой встала задача не изменить в корне личность детей с РАС, не привести их к определенному стандарту, чтобы было комфортно только нейротипичным людям, а попытаться понять таких детей, выработать стратегию взаимных комфортных отношений.
Работа с такими детьми идет по всем направлениям и делать акцент только на медицинском аспекте, выписывая препараты, не совсем эффективно. Особенно, учитывая тот факт, что РАС связано с особенностями проявлений в коммуникативной, социальной сфере.
Для этого в сфере социальной работы, с применением социологических концепций, психологических теорий, педагогических подходов выработались и используются методы, помогающие сопровождать родителей и детей с РАС.
Основные задачи, которые ставятся при работе с аутичным ребенком, это:
1. формирование границ взаимодействия;
2. индивидуальная работа с ребенком, направленная на формирование представлений о себе и других;
3. формирование коммуникативных навыков в стереотипных ситуациях и их гибкое изменение;
4. формирование контроля деятельности;
5. помощь в организации обучения;
6. работа с семьей и координация ее взаимодействия со специалистами;
7. работа с окружением и сверстниками ребенка в направлении формирования толерантности к особым детям;
Для выполнения этих задач, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка выбираются разные методы. Стоит помнить, что все методы направлены на помощь ребенку с РАС, только в основании берется один из факторов, на который делается акцент. Это не означает, что их нельзя объединять. Просто нужно понимать, на чем сосредоточен каждый из методов...
1. Акбаева Д.Ж., Боброва В.В. Коэффициент людей с расстройствами аутистического спектра в мире и альтернативные методы его коррекции и лечения. // Научное обозрение. Психологические науки №1, 2019, стр. 54-58.
2. Александрова О.Н., Боголюбова О.Н., Васильева Н.Л. и др.; Под общей ред. М. А. Гулиной Психология социальной работы / — СПб.: Питер, 2002. — 352 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: АСТ, 1990. - 242 с
4. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М., УМК «Психология», 2003.
5. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие. Красноярск, 2014.
6. Божкова Е.Д., Баландина О.В., Коновалов А.А. Современные технологии в медицине, том 12, выпуск 2, 2020 г.
7. Герасименко О. А., Дименштейн Р. П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции // Социально-педагогическая интеграция в России / под ред. А. А. Цыганок. М.: Теревинф, 2001. 7 с.
8. Гомозова Е.С. Базовые принципы методики Floortime // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4.
9. Вальдес Одриосола М. С. Некоторые теоретические подходы к организации арт-терапевтического процесса. Коррекционная педагогика, 2, 2005 - 69-73 стр.
10. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. «Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации» / М.Ю. Веденина, О.Н. Окунева // Дефектология. - 1997г. - № 3.
11. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф, 2013. 512 с.
12.Зауш-Годрон, Шанталь Социальное развитие ребенка [Текст] / Шанталь Зауш-Г одрон, Т. Смолянская, Е. Строганова. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 123 с.
13. Игнатьева, К.В., Кухарчук, О.В. Особенности семей, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Реабилитация, абилитация и социализация. Сборник научных статей. М.: Издательство «Перо», 2016. С. 132-143.
14. «Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии», 2009, Том 12, № 1, С. 10
15. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006 - 160 с...(49)