Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кураторские практики и стратегии в искусстве сайт-специфик танцевального перформанса

Работа №142168

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы88
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПЕРФОРМАНСА ОТ ИСТОКОВ ДО ПОСТМОДЕРНА 6
1.1 Теоретические основы и становление перформанса, как новой формы
нематериального искусства 6
1.2 Развитие раннего постмодернистского танца 16
1.3 Танцевальный перформанс как синтетический вид искусства в разрезе
истории и до наших дней 25
ГЛАВА 2 ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПЕРФОРМАНСА В РОССИИ И МИРЕ 36
2.1 Зарубежный опыт институциализации танца постмодерн 36
2.2 Российский опыт институциализации современного танца и кураторские
подходы к формообразованиям танцевального искусства 46
2.3 Фестивали как особый институт российского танцевального перформанса
56 ГЛАВА 3 КУРАТОРСКИЕ ПРАКТИКИ И СТРАТЕГИИ В ИСКУССТВЕ САЙТ-СПЕЦИФИК ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПЕРФОРМАНСА 62
3.1 Особенности экспонирования сайт-специфичного перформанса 62
3.2 Актуальные кураторские стратегии в искусстве танцевального
перформанса 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 87

Танцевальный перформанс сегодня является распространенной практикой актуального искусства, применяемой в культурном контексте от региональных выставок до международных биеннале. Современные художники и кураторы ищут новые возможности создания и экспонирования произведений, и танцевальный перформанс, как молодое, синтезированное искусство, является для них ценным и перспективным формообразующим ресурсом. Практическая деятельность в этой области осложняется тем, что танцевальный перформанс недостаточно изучен, не популяризирован и не регламентирован теоретическими базисами. Сайт-специфичность такого искусства создает дополнительные трудности для зрительско- исполнительской коммуникации. Эти факторы вместе определяют актуальность данной работы.
Объектом исследования выступает область современного искусства, в которой танец постмодерн пересекается с искусством перформанса.
Предмет работы — кураторские практики, направленные на экспонирование сайт-специфичного танцевального перформанса.
Цель диссертационного исследования — определить возможные стратегии кураторской деятельности в области сайт-специфичного танцевального перформанса. Для достижения цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
• выявить теоретические основы возникновения и развития танцевального перформанса;
• проанализировать зарубежный и российский опыт институциализации танцевального перформанса;
• разработать стратегии экспонирования танцевального перформанса на примере актуального сайт-специфичного искусства.
Решение этих задач позволило вынести на защиту следующие положения:
1. Практика куратора при экспонировании сайт-специфичного искусства должна помогать встраивать выставочный организм в определенный пространственный контекст и делать эту форму искусства более понятной для зрителя.
2. Кураторские стратегии в искусстве сайт-специфик танцевального перформанса преимущественно основываются на трех аспектах: пространство, контекст и аудитория.
Степень изученности такого явления как танцевальный перформанс на сегодняшний день не является достаточной. Это искусство ограниченно рассмотрено в трудах зарубежных теоретиков. Преимущественно, их работы посвящены отдельно каждой форме искусства - перформансу (Клэр Бишоп, Роузли Голдберг) и танцу (Салли Бейнс, Андре Лепеки). В российском поле важным исследователем танцевального перформанса является Анна Козонина.
Методологическая база работы представлена как теоретическими, так и практическими методами:
• культурно-исторический метод с целью определения основных предпосылок формирования института танцевального перформанса;
• метод сравнительного анализа с целью выявления общих точек соприкосновения зарубежных и российских художников танцевального перформанса;
• типологический метод исследования деятельности кураторов- кураторов, кураторов-хореографов, кураторов-исполнителей.
• аналитический метод с целью определения основных стратегий кураторской деятельности в искусстве сайт-специфик танцевального перформанса.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Танцевальный перформанс представляет собой относительно новый жанр современного искусства и, несмотря на отсутствие методологической базы и широкого теоретического анализа, его популярность в последнее время возрастает. К нему обращаются художники и хореографы, которые ищут новые формы для демонстрации своих концепций, где опыт зрителя важнее смысловой роли тела и движения. Недостаточно изученный мировой опыт экспонирования танцевального перформанса ставит перед современными кураторами вопросы и вызывает полемику в контексте внедрения жанра в выставочную практику. Все чаще важной характеристикой танцевального перформанса становится его сайт-специфичность, что бросает куратору дополнительные вызовы в работе с пространством.
Актуальность работы вызвана фрагментарностью знаний о сайт- специфичном искусстве и недостаточной трактовкой танцевального перформанса в русскоязычных источниках. В совокупности с нарастающей востребованностью жанра, требуется более подробное исследование темы.
В процессе данного исследования мы определили возможные стратегии кураторской деятельности в области сайт-специфичного танцевального перформанса и пришли к следующим выводам:
• теоретические и практические основы возникновения и развития танцевального перформанса были заложены в середине прошлого века и сформированы деятельностью западных художников, работавших на границе жанров искусства;
• анализ зарубежного и российского опыта институциализации танцевального перформанса показал его неравномерное временное и пространственное развитие. Вместе с актуальной тенденцией заимствования западных концепций в практиках отечественных художников, четко прослеживается собственный фестивальный опыт расширения границ жанра и его популяризации;
- в поле кураторской деятельности остается актуальной необходимость разработки стратегий экспонирования танцевального перформанса. В данном исследовании мы предлагаем сосредоточиться на трех аспектах: пространстве, контексте и аудитории. Последовательная работа в этих направлениях, базирующаяся на ключевых точках - временной промежуток действия, партиципаторность, наличие сценария, цель проекта, серийность, зрелищность, документация, позволяет сформировать кураторский проект, отвечающий требованиям формы танцевального перформанса.
Сформулированное понятие сайт-специфик танцевального перформанса открывает перспективы для последующего критического анализа художественных работ и формирования кураторских концепций этой формы искусства.
Установленные нами факторы, влияющие на кураторскую деятельность в искусстве сайт-специфик танцевальном перформансе, а также определение целей и задач, возникших в новой формотворческой парадигме, могут послужить основой для дальнейших исследований.


1. Александринский театр. Официальный сайт. [Электронный ресурс]:
Александринский театр. - URL: https ://alexandrinsky.ru/afisha-i-
bilety/open-look-xkhiv-mezhdunarodnyy-festival-sovremennogo-tantsa/ (дата обращения 2.05.2023).
2. Дом радио. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Дом радио. - URL: https://musicaeterna.org/ru/ (дата обращения 2.05.2023).
3. Коммерсант. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Поездки за пустотой. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5941114#id2365236
4. Культурология. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: интернет-
журнал «Культурология». - URL:
https://kulturologia.ru/blogs/220422/53128/ (дата обращения 29.04.2023).
5. Музей современного искусства «Гараж». Официальный сайт.
[Электронный ресурс]: Выставка do it. - URL:
https://garagemca.org/exhibition/do-it-moscow-2014 (дата обращения
29.04.023).
6. Русский музей. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Русский музей. - URL: https://rusmuseum.ru/marble-palace/news/15-dekabrya-site- specific-performans-ya-byl-zdes/ (дата обращения 29.04.2023).
7. Студия перформативных практик «Сдвиг». Официальный сайт.
[Электронный ресурс]: Сдвиг. - URL:
https://sdvig.space/tanecbezumaotsebya/ (дата обращения 2.05.2023).
8. Танцевальный кооператив «Айседорино горе». Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Айседорино горе. - URL: https://www.isadorino- gore.com/ (дата обращения 29.04.2023).
9. Театр балета Бориса Эйфмана. Официальный сайт. [Электронный
ресурс]: Театр балета Бориса Эйфмана. - URL:
https://www.eifmanballet.ru/ru/ (дата обращения 29.04.2023).
10. Театр Стаса Намина. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Победа над Солнцем. - URL: https://stasnamintheatre.ru/performance/pobeda-nad- solncem/ (дата обращения 2.05.2023).
11. Фестиваль Context. Diana Vishneva. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Context. Diana Vishneva. - URL: https://contextfest.com/about (дата обращения 2.05.2023).
12. Фестиваль Open Look. Официальный сайт. [Электронный ресурс]: Open Look. - URL: https://open-look.ru/ (дата обращения 2.05.2023).
13. Алдашева, Е. «Context. Diana Vishneva» и ГМИИ создали кросс- медийный фильм [Электронный ресурс]: Театр, 2021. - URL: https://oteatre.info/film-slepok/ (дата обращения 2.05.2023).
14. Аристархова, И. Гостеприимство матрицы. Философия, биомедицина, культура. - СПб.: ИД Ивана Лимбаха, 2017. 368 с.
15. Бейнс, Салли. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн. М.: ООО «Арт Гид», 2018. 312 с.
... всего 66 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ