Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Родительские установки и образ ребенка у взрослых в связи с их психологическим благополучием

Работа №142138

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 2
ВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1. Литературный обзор 9
1.1 Психологическое благополучие человека. 9
1.2 Родительские установки, как фактор развития личности ребенка 19
1.3 Связь родительских представление с развитием личности ребенка 27
1.4 Самооценка ребенка дошкольного возраста и факторы, влияющие на ее становление. 33
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования. 39
2.1 Цель и задачи исследования. 39
2.2 Описание выборки исследования. 40
2.3 Методы и процедура исследования 42
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение. 52
3.1 Сравнительный анализ характеристик психологического благополучия мужчин и женщин 52
3.2 Сравнительный анализ характеристик родительских установок и представлений о ребенке у мужчин и женщин. 56
3.3 Взаимосвязь психологического благополучия, родительских установок и представлений о ребенке у мужчин и женщин 62
3.4 Взаимосвязь самооценки дошкольника с психологическим благополучием родителей, их родительскими установками и представлениями о ребенке 80
3.5 Обсуждение результатов ислледования 83
ВЫВОДЫ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 100


АННОТАЦИЯ
Для изучения взаимосвязи родительских установок, образа ребенка и психологического благополучия у мужчин и женщин, и взаимосвязи этих факторов с самооценкой дошкольника, исследовано 116 взрослых, имеющих ребенка дошкольного возраста (51 мужчина и 65 женщин), и 21 дошкольник. Измерялись: психологическое благополучие (шкала К.Рифф), аффективный баланс (шкала Н.Бредберна), субъективное благополучие (шкала удовлетворенности жизнью Э.Динера), отношение к работе (методика П.Войданофф), соотношение семьи и работы (методика Л.В.Жуковской), родительские установки (методика PARI), образ ребенка у родителя (методика «Личностный дифференциал»), самооценка ребенка (методика «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г.Щур). Обработка данных: сравнительный анализ средних значений, корреляционный анализ. Результаты. Взрослые с высоким уровнем субъективного и психологического благополучия имеют демократические родительские установки. Высоко оценивают своего ребенка матери с высоким уровнем субъективного благополучия, самопринятия и компетентности, а отцы – с высоким уровнем психологического благополучия. Высокая самооценка дошкольника взаимосвязана с высокой оценкой ребенка родителями. Также для высокой самооценки дошкольника важно наличие жизненных целей у отца. Если воспитание входит в жизненные задачи мужчины, то он ответственный и спокойный отец, стремится воспитать ребенка самостоятельным и независимым человеком, чтобы он мог добиваться лучшего в жизни, что позитивно сказывается на самооценке дошкольника.
Для современных исследований характерна тенденция подходить к изучению человека с точки зрения его позитивного функционирования, т.е. личность рассматривается в соответствии с подходом, ориентированным на здоровье, а не на болезнь. Одним из наиболее важных понятий, характеризующих позитивное функционирование, является психологическое благополучие, которое в разное время изучали Н. Бредберн (Bradburn, 1969), В. Вилсон (Wilson, 1967), Э. Динер (Diener, 1984), А. Уотерман (Waterman, 1993), К. Рифф (Ryff, 1995), Р.М. Райан (Ryan, 2001), М.Селигман (Seligman 2002) П.П. Фесенко (2005), Ф. Хуперт (Huppert, 2009), А.И. Подольский и О.А. Идобаева (2011), Л.В. Жуковская (2011), Д.С. Корниенко (2014), М. Люман (Luhmann, 2012), Е.Г. Трошихина (2014) , Я.А. Ледовая (2015), В.Р. Манукян и Е.Г. Трошихина (2016), Н.В. Гришина (Гришина, 2016).
Важнейшим фактором формирования полноценно функционирующей личности ребенка являются детско-родительские отношения в семье, на которые, в свою очередь влияет психологическое благополучие родителей, их представления о ребенке и родительские установки, как готовность к определенному типу взаимодействия с ребенком. Д. Бельский рассматривает психологическое благополучие родителя как наиболее значимый фактор, способный обеспечивать оптимальные детско-родительские отношения даже при негативном влиянии остальных факторов (Belsky, 1984). В настоящий момент существует значительное количество исследований материнских установок. В работах изучается соотношение установок матери и ее личностных характеристик, отношения к ребенку, в том числе к будущему ребенку (Филиппова, 2002; Мещерякова, 2000), динамика родительских установок (Смирнова, Быкова, 2000), возрастной аспект родительских установок у женщин, имеющих разное количество детей (Трошихина, Жуковская, 2008), особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста (Горбунова, Трошихина, 2010), взаимосвязь психологического благополучия и родительских установок женщин (Жуковская, 2011). Появляются единичные работы, посвященные отцовству (Борисенко, Портнова, 2006). Однако соотношение психологического благополучия с родительскими установками и отношением к ребенку практически не изучено. Настоящая работа направлена на исследование психологического благополучия, образа ребенка и родительских установок, на выявление взаимосвязей данных факторов и их гендерных аспектов, а также на исследование их влияния на самооценку ребенка.
Актуальность работы заключается в том, что рассматриваются взаимосвязи психологического благополучия с образом ребенка и родительскими установками, как у женщин, так и у мужчин. Это дает возможность сопоставить воспитательные тенденции и представления о собственном ребенке у психологически благополучных матерей и отцов. Также в данной работе мы изучаем влияние психологического благополучия, образа ребенка и родительских установок родителей на самооценку ребенка-дошкольника. Результаты исследования могут быть полезны специалистам, работающим с детско-родительскими отношениями и в семейном консультировании.
Новизна настоящего исследования заключается в том, что исследуются психологическое благополучие, образ ребенка и родительские установки и матерей, и отцов, а также влияние всех этих факторов на самооценку ребенка. Тогда как большинство исследований сосредоточено на изучении роли матери в формировании личности ребенка.
Цель исследования: изучить соотношение психологического благополучия, родительских установок и образа ребенка у мужчин и женщин; исследовать самооценку дошкольника и ее взаимосвязи с родительскими установками, представлением о своем ребенке и психологическим благополучием матерей и отцов.
Исходя из цели исследования, выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить уровневые и структурные характеристики родительских установок и психологического благополучия мужчин и женщин.
2. Изучить уровневые и структурные характеристики восприятия ребенка мужчинами и женщинами.
3. Проанализировать взаимосвязи психологического благополучия, родительских установок и оценки ребенка у мужчин и женщин.
4. Изучить уровневую характеристику самооценки ребенка и ее взаимосвязи с родительскими установками, представлением о своем ребенке и психологическим благополучием матерей и отцов.
Гипотезы исследования:
1. Психологически благополучные мужчины и женщины имеют демократичные родительские установки и высоко оценивают своего ребенка.
2. Самооценка дошкольника тем выше, чем выше психологическое благополучие его родителей, чем демократичнее родительские установки, и чем выше ребенка оценивают мать и отец.
Объект исследования: психологическое благополучие, родительские установки, самооценка.
Предмет исследования: психологическое благополучие, родительские установки и образ ребенка у мужчин и женщин; самооценка дошкольника в связи с родительскими установками, образом своего ребенка у родителей и их психологическим благополучием.
Для решения поставленных задач использовались следующие методики:
1. Шкала психологического благополучия К. Рифф (в адаптации JI.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной).
2. Шкала аффективного баланса Н.M. Бредберна.
3. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера (в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина).
4. Методика «Отношение к работе» П. Войданофф (в адаптации JI.В. Жуковской).
5. Опросник «Соотношение семьи и работы» (Жуковская Л.В.).
6. Методика PARI (в адаптации T.B. Архиреевой).
7. Методика Father’s PARI Q4 Е. и Ш. Шлудерманн.
8. Методика «Личностный дифференциал» (в адаптации НИИ им. В.М. Бехтерева).
9. Методика исследования самооценки дошкольника «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур.
10. Социально-демографическая анкета.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа была направлена на изучение взаимосвязи родительских установок, образа ребенка и психологического благополучия у мужчин и женщин, и взаимосвязи этих факторов с самооценкой ребенка дошкольного возраста.
Исследование показало, что взрослые с высоким уровнем субъективного и психологического благополучия имеют демократичные родительские установки. Высоко оценивают своего ребенка матери с высоким уровнем субъективного благополучия, самопринятия и компетентности, а отцы – с высоким уровнем психологического благополучия. Высокая самооценка дошкольника взаимосвязана с высокой оценкой ребенка родителями. Также для высокой самооценки дошкольника важно наличие жизненных целей у отца.
Можно заключить, что найденные взаимосвязи отражают важные аспекты отношений родителей и детей. В первую очередь, родитель, который позитивно относится к себе, принимает себя со всеми достоинствами и недостатками, с таким же принятием относится и к своему ребенку. Позитивный образ своего ребенка у родителей приводит к уверенности дошкольника в себе, его высокой самооценке. Такой позитивный образ своего ребенка характерен для психологически благополучных родителей. Можно предположить, что уверенная в себе мать, довольная своей семьей и жизнью, играет для дошкольника роль надежной пристани, места, где всегда примут, поймут и поддержат, а благополучный отец – роль наставника, который содействует самостоятельности и независимости ребенка, учит добиваться лучшего в жизни.
В результате проведенного исследования подтвердилась первая гипотеза – психологически благополучные мужчины и женщины имеют демократичные родительские установки и высоко оценивают своего ребенка. Вторая гипотеза, о том, что самооценка дошкольника тем выше, чем выше психологическое благополучие его родителей, чем демократичнее родительские установки, и чем выше ребенка оценивают мать и отец, подтвердилась частично. Согласно результатам исследования самооценка ребенка дошкольного возраста непосредственно связана с родительской оценкой своего ребенка, причем обоих родителей. В то время как родительские установки и компоненты психологического благополучия взаимосвязаны с самооценкой ребенка опосредованно, собственно через родительскую оценку своего ребенка. Исключение составляет только прямая взаимосвязь с самооценкой дошкольника компонента психологического благополучия отца – наличие жизненных целей.
Полученные результаты могут быть использованы специалистами, работающими в области семейного консультирования с детско-родительскими отношениями.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение особенностей взаимосвязей родительских установок и психологического благополучия родителей в семьях дошкольников с низким уровнем самооценки, т. е. в другой социальной ситуации развития. А также на изучение взаимосвязи показателей самооценки дошкольников с родительскими установками и благополучием родителей в возрастной динамике.



1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. / Пер с англ. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 448 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
3. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребёнка младшего школьного возраста: автореферат дис. ...канд. психол. наук. М., 1990. 19 с.
4. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания; методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. 480 с.
5. Белорыбкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки на ранних этапах онто- и социогенеза: дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. 368 с.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна.  М.-Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 398 с.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. №2. С. 9–19.
8. Бонивелл И. Ключи к благополучию. Что может позитивная психология / Пер. с англ. М.: Время, 2009. 192 с.
9. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии. 2006. № 3. С.122–130.
10. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. М.-Обнинск: ИГ-СОЦИН,
2007. 220 с.
11. Выготский Л.С. Детская психология. Собр. соч. в 6 т. Т. 4. М., 1984. 433 с.
12. Горбунова Н.В., Трошихина Е.Г. Особенности родительских установок женщин, имеющих детей раннего дошкольного возраста // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Сер. 12. Вып. 2. С. 48–54.
13. Гришина Н.В. От психологического благополучия к душевному здоровью: экзистенциально-психологический подход // Концепт душевного здоровья в человекознании, коллективная монография / Под ред. О.И. Даниленко. Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2014. 372 с.
14. Гришина Н.В. Психологическое благополучие в экзистенциальном понимании: эмпирические особенности. // Психологические исследования, 2016. Т. 9 № 48. С. 10.
15. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2004. 23 с.
16. Жуковская Л.В. Психологическое благополучие и родительские установки женщин: Дис…канд.психол.наук. СПб., 2011. 193 с.
17. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 2. С. 82–93.
18. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 1982. 448 с.
19. Канеман Д. Внимание и усилие / Пер. с англ. М.: Смысл, 2006. 288 с.
... Всего источников –88


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ