Психологические факторы доверия студентов к нетрадиционным формам обучения
|
Аннотация 2
Введение 5
I. Теоретико-методологические основы изучения доверия студентов к нетрадиционным формам обучения 8
1.1. Теоретические аспекты использования нетрадиционных форм
обучения 8
1.2. Сущность феномена доверия и основные подходы к его определению 17
1.3. Психологические факторы доверия 32
II Глава. Дизайн и методы исследования 39
2.1. Дизайн и выборка исследования 40
2.2. Методы исследования 41
2.3. Методы математико-статистической обработки данных 44
III. Результаты исследования психологических факторов доверия студентов к нетрадиционным формам обучения 45
3.1. Психологические особенности студентов с разным уровнем доверия
к нетрадиционным формам обучения 45
3.2. Взаимосвязь психологических характеристик студентов с уровнем
доверия к нетрадиционным формам обучения 49
3.3. Психологические детерминанты доверия студентов к
нетрадиционным формам обучения 54
3.4. Рекомендации по повышению уровня доверия обучающихся к
нетрадиционным формам обучения 57
Выводы 59
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение A 68
Введение 5
I. Теоретико-методологические основы изучения доверия студентов к нетрадиционным формам обучения 8
1.1. Теоретические аспекты использования нетрадиционных форм
обучения 8
1.2. Сущность феномена доверия и основные подходы к его определению 17
1.3. Психологические факторы доверия 32
II Глава. Дизайн и методы исследования 39
2.1. Дизайн и выборка исследования 40
2.2. Методы исследования 41
2.3. Методы математико-статистической обработки данных 44
III. Результаты исследования психологических факторов доверия студентов к нетрадиционным формам обучения 45
3.1. Психологические особенности студентов с разным уровнем доверия
к нетрадиционным формам обучения 45
3.2. Взаимосвязь психологических характеристик студентов с уровнем
доверия к нетрадиционным формам обучения 49
3.3. Психологические детерминанты доверия студентов к
нетрадиционным формам обучения 54
3.4. Рекомендации по повышению уровня доверия обучающихся к
нетрадиционным формам обучения 57
Выводы 59
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение A 68
Сложившаяся на данный момент ситуация в образовательных организациях страны в условиях пандемии показала важность и значимость дистанционного обучения, поэтому в настоящее время с быстрой скоростью развивается образование, построенное на цифровых платформах в online- формате. В связи с этим возникают образовательные технологии, которые можно отнести к нетрадиционным формам обучения. Таким образом, появляется много альтернативных традиционному обучению форматов, эффективность которых, зачастую, мало доказана.
При этом большую роль в успешности усвоения учебного материала играют и психологические факторы, такие, как мотивация, уровень развития мышления, индивидуально-личностные особенности обучающихся и др. Одной и важных психологических особенностей учащихся, оказывающей влияние на эффективность образовательного процесса, является доверие как особый вид установки-отношения человека с миром и другими людьми.
В настоящее время существует много исследований, посвященных изучению доверия обучающихся к различным аспектам системы образования. При этом мало кто из авторов обращается к нетрадиционным формам обучения, которые на данный момент набирают популярность и являются актуальными в сфере дополнительного образования, профессиональной переподготовки и самообразования. Стоит также отметить, что в большинстве исследований уровень доверия связывают с внешними факторами (структура курса, объем информации, квалификация преподавателей и т.д.) и мало внимания уделяется психологической стороне формирования доверия, которая, в свою очередь, может оказывать существенное влияние на выбор формы обучения. Именно поэтому важно определить, какие психологические факторы могут оказывать влияние на доверие, возникающее у студента к форме получаемого образования.
Излишне высокое доверие студентов к нетрадиционным формам обучения и неспособность критически самостоятельно оценивать их потенциал для получения ЗУН может привести их к выбору популярных, но при этом неэффективных способов обучения, а, следовательно, к невозможности сформировать необходимые компетенции. Излишне же высокое недоверие, наоборот, осложнять взаимодействие с миром, его познание и в конечном итоге замедлять развитие субъекта. Таким образом, выявление факторов, способствующих или препятствующих формированию данного вида доверия, также позволит найти способы поддержания его оптимального уровня у обучающихся.
Цель исследования: выявить психологические факторы доверия студентов к нетрадиционным формам обучения .
Объект исследования - доверие студентов к нетрадиционным формам обучения.
Предмет исследования - психологические факторы доверия студентов к нетрадиционным формам обучения.
Гипотеза исследования: существуют психологические особенности студентов, обуславливающие их уровень доверия к нетрадиционным формам обучения.
Задачи исследования:
1. Теоретический обзор научных источников, посвященных особенностям нетрадиционных форм обучения, а также феномену доверия и подходам к его определению.
2. Анализ научной отечественной и зарубежной литературы с целью определения психологических особенностей личности, связанных с доверием.
3. Подбор психодиагностических методик для проведения эмпирического исследования на выявление психологических факторов доверия к нетрадиционным формам обучения.
4. Разработка анкеты, направленной на определение уровня доверия респондентов к нетрадиционным формам обучения, и её экспертная оценка....
При этом большую роль в успешности усвоения учебного материала играют и психологические факторы, такие, как мотивация, уровень развития мышления, индивидуально-личностные особенности обучающихся и др. Одной и важных психологических особенностей учащихся, оказывающей влияние на эффективность образовательного процесса, является доверие как особый вид установки-отношения человека с миром и другими людьми.
В настоящее время существует много исследований, посвященных изучению доверия обучающихся к различным аспектам системы образования. При этом мало кто из авторов обращается к нетрадиционным формам обучения, которые на данный момент набирают популярность и являются актуальными в сфере дополнительного образования, профессиональной переподготовки и самообразования. Стоит также отметить, что в большинстве исследований уровень доверия связывают с внешними факторами (структура курса, объем информации, квалификация преподавателей и т.д.) и мало внимания уделяется психологической стороне формирования доверия, которая, в свою очередь, может оказывать существенное влияние на выбор формы обучения. Именно поэтому важно определить, какие психологические факторы могут оказывать влияние на доверие, возникающее у студента к форме получаемого образования.
Излишне высокое доверие студентов к нетрадиционным формам обучения и неспособность критически самостоятельно оценивать их потенциал для получения ЗУН может привести их к выбору популярных, но при этом неэффективных способов обучения, а, следовательно, к невозможности сформировать необходимые компетенции. Излишне же высокое недоверие, наоборот, осложнять взаимодействие с миром, его познание и в конечном итоге замедлять развитие субъекта. Таким образом, выявление факторов, способствующих или препятствующих формированию данного вида доверия, также позволит найти способы поддержания его оптимального уровня у обучающихся.
Цель исследования: выявить психологические факторы доверия студентов к нетрадиционным формам обучения .
Объект исследования - доверие студентов к нетрадиционным формам обучения.
Предмет исследования - психологические факторы доверия студентов к нетрадиционным формам обучения.
Гипотеза исследования: существуют психологические особенности студентов, обуславливающие их уровень доверия к нетрадиционным формам обучения.
Задачи исследования:
1. Теоретический обзор научных источников, посвященных особенностям нетрадиционных форм обучения, а также феномену доверия и подходам к его определению.
2. Анализ научной отечественной и зарубежной литературы с целью определения психологических особенностей личности, связанных с доверием.
3. Подбор психодиагностических методик для проведения эмпирического исследования на выявление психологических факторов доверия к нетрадиционным формам обучения.
4. Разработка анкеты, направленной на определение уровня доверия респондентов к нетрадиционным формам обучения, и её экспертная оценка....
Доверие является важным элементом как для стабильного функционирования общества в целом, так и построения межличностных взаимоотношений в частности. Это достаточно сложное и многоуровневое явление, которое встречается во многих сферах жизнедеятельности личности: социальной, образовательной, экономической и т.д. Изучение феномена доверия в современной образовательной среде поможет выявить барьеры, препятствующие внедрению в образовательный процесс новых, нетрадиционных форм обучения с целью их дальнейшего преодоления для повышения качества учебной деятельности. Проведенный анализ литературы по проблеме исследования позволил определить основные признаки доверия к нетрадиционным формам обучения, к которым относятся ожидание и вера субъекта в то, что образовательное учреждение способно приумножить его ресурсы (знания, умения и навыки), а также его готовность делегировать учреждению функции для реализации своих потребностей (получение новых ЗУН).
В результате проведенного исследования были выявлены психологические характеристики студентов, которые обуславливают уровень доверия к нетрадиционным формам обучения, а также различия в психологических особенностях обучающихся с высоким и низким уровнем такого доверия. Также была установлена положительная взаимосвязь изучаемого нами вида доверия с доверием в межличностных отношениях.
Таким образом, гипотеза исследования о наличии психологических особенностей студентов, обуславливающих их уровень доверия к нетрадиционным формам обучения, получила свое подтверждение.
На основе полученных результатов составлены рекомендации, направленные на повышение доверия обучающихся к нетрадиционным формам обучения. Данные рекомендации предназначены как для психологов в сфере образования, так и преподавателей, использующих нетрадиционные формы обучения, а также для самих студентов. Наличие доверия у обучающихся к нетрадиционным формам обучения может способствовать их вовлеченности в образовательный процесс, что, в свою очередь, повысит эффективность усвоения учебного материала.
При этом важно указать на ограничения, связанные с применением полученных результатов. Во-первых, представленные в результате исследования данные относятся только к определенному возрастному диапазону, что не позволяет распространить эти результаты на более широкий круг лиц (например, школьников или пожилых людей). Во-вторых, поскольку респонденты заполняли анкету и методики онлайн, не исключено вмешательство дополнительных факторов, связанных с отсутствием контроля за процедурой исследования.
В качестве направлений дальнейших исследований может выступать изучение других, не вошедших в данное исследование, психологических особенностей студентов, которые также вносят вклад в формирование доверия к нетрадиционным формам обучения. Кроме того, возможно проведение подобного рода исследований для иных групп респондентов - учащихся школ, участников курсов повышения квалификации или слушателей, получающих дополнительное образование, и др. Выявленная нами взаимосвязь уровня доверия с опытом прохождения курсов, в которых использовались нетрадиционные формы обучения, также требует дополнительного изучения. В частности, определения того, какие именно компоненты данного опыта (продолжительность обучения, наличие в нем конкретных методов, успешность такого обучения и т.д.) способствуют его повышению или, наоборот, снижению. Также при расширении теоретических основ концепции доверия к нетрадиционным формам обучения возможна дальнейшая корректировка разработанной нами анкеты. Кроме того, выявленное нами отсутствие взаимосвязи некоторых психологических факторов с уровнем доверия к нетрадиционным формам обучения также может быть предметом дальнейших исследований с целью уточнения их роли в формировании доверия к различным социальным институтам.
В результате проведенного исследования были выявлены психологические характеристики студентов, которые обуславливают уровень доверия к нетрадиционным формам обучения, а также различия в психологических особенностях обучающихся с высоким и низким уровнем такого доверия. Также была установлена положительная взаимосвязь изучаемого нами вида доверия с доверием в межличностных отношениях.
Таким образом, гипотеза исследования о наличии психологических особенностей студентов, обуславливающих их уровень доверия к нетрадиционным формам обучения, получила свое подтверждение.
На основе полученных результатов составлены рекомендации, направленные на повышение доверия обучающихся к нетрадиционным формам обучения. Данные рекомендации предназначены как для психологов в сфере образования, так и преподавателей, использующих нетрадиционные формы обучения, а также для самих студентов. Наличие доверия у обучающихся к нетрадиционным формам обучения может способствовать их вовлеченности в образовательный процесс, что, в свою очередь, повысит эффективность усвоения учебного материала.
При этом важно указать на ограничения, связанные с применением полученных результатов. Во-первых, представленные в результате исследования данные относятся только к определенному возрастному диапазону, что не позволяет распространить эти результаты на более широкий круг лиц (например, школьников или пожилых людей). Во-вторых, поскольку респонденты заполняли анкету и методики онлайн, не исключено вмешательство дополнительных факторов, связанных с отсутствием контроля за процедурой исследования.
В качестве направлений дальнейших исследований может выступать изучение других, не вошедших в данное исследование, психологических особенностей студентов, которые также вносят вклад в формирование доверия к нетрадиционным формам обучения. Кроме того, возможно проведение подобного рода исследований для иных групп респондентов - учащихся школ, участников курсов повышения квалификации или слушателей, получающих дополнительное образование, и др. Выявленная нами взаимосвязь уровня доверия с опытом прохождения курсов, в которых использовались нетрадиционные формы обучения, также требует дополнительного изучения. В частности, определения того, какие именно компоненты данного опыта (продолжительность обучения, наличие в нем конкретных методов, успешность такого обучения и т.д.) способствуют его повышению или, наоборот, снижению. Также при расширении теоретических основ концепции доверия к нетрадиционным формам обучения возможна дальнейшая корректировка разработанной нами анкеты. Кроме того, выявленное нами отсутствие взаимосвязи некоторых психологических факторов с уровнем доверия к нетрадиционным формам обучения также может быть предметом дальнейших исследований с целью уточнения их роли в формировании доверия к различным социальным институтам.
Подобные работы
- Психологические факторы доверия студентов к нетрадиционным формам обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - Формы интерактивного обучения биологии как элемент развития творческих способностей обучающихся
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Работа педагога с семьёй по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2013 - СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование педагогической культуры родителей в Центре развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Особенности организации воспитательной работы школы с детьми из семей военнослужащих, проживающих в условиях гарнизона
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005





