Информационные технологии в нормотворческой деятельности: теоретико-правовые аспекты
|
Введение 3
Глава 1. Нормотворческая деятельность: контекст применения технологий искусственного интеллекта 7
1.1. Правообразование, нормотворчество и его виды 7
1.2. Соотношение нормотворчества и правотворчества 10
1.3. Принципы права и нормотворчества 13
1.4. Автоматизация систематизации: актуальная форма упорядочивания 17
Глава 2. Технологии искусственного интеллекта и больших данных: юридически значимые аспекты 22
2.1. Философские предпосылки возникновения искусственного интеллекта 23
2.2. Генезис искусственного интеллекта и его дефиниция 28
2.3. Связь искусственного интеллекта и больших данных 34
2.3.1. Технологические нормы об искусственном интеллекте 34
2.3.2. Подходы к понимаю Big data: информация и аутентичное определение. 37
2.4. Использование больших данных в нормотворческой деятельности 40
Глава 3. Правовые проблемы применения технологий искусственного интеллекта и больших данных в нормотворческой деятельности 43
3.1.Использование искусственного интеллекта при принятии юридически значимых решений: моральный аспект 43
3.2.Проблема реализации технологий искусственного интеллекта в нормотворчестве: организационный аспект 47
3.3.Проблемы использования больших данных в нормотворчестве 51
3.4.Экспертные системы и нейронные сети в сфере нормотворческой деятельности 54
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение 1
Глава 1. Нормотворческая деятельность: контекст применения технологий искусственного интеллекта 7
1.1. Правообразование, нормотворчество и его виды 7
1.2. Соотношение нормотворчества и правотворчества 10
1.3. Принципы права и нормотворчества 13
1.4. Автоматизация систематизации: актуальная форма упорядочивания 17
Глава 2. Технологии искусственного интеллекта и больших данных: юридически значимые аспекты 22
2.1. Философские предпосылки возникновения искусственного интеллекта 23
2.2. Генезис искусственного интеллекта и его дефиниция 28
2.3. Связь искусственного интеллекта и больших данных 34
2.3.1. Технологические нормы об искусственном интеллекте 34
2.3.2. Подходы к понимаю Big data: информация и аутентичное определение. 37
2.4. Использование больших данных в нормотворческой деятельности 40
Глава 3. Правовые проблемы применения технологий искусственного интеллекта и больших данных в нормотворческой деятельности 43
3.1.Использование искусственного интеллекта при принятии юридически значимых решений: моральный аспект 43
3.2.Проблема реализации технологий искусственного интеллекта в нормотворчестве: организационный аспект 47
3.3.Проблемы использования больших данных в нормотворчестве 51
3.4.Экспертные системы и нейронные сети в сфере нормотворческой деятельности 54
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение 1
Актуальность темы исследования. Внедрение информационных технологий в общественную жизнь упрощает деятельность с бытовыми и повседневными задачами в экономике, образовании, науке, культуре, медицине не только населению, но и государственным органам. На современном этапе развития многие общественные отношения взаимодействуют с информационными технологиями. Законодательство также развивается в этой сфере. Так, с 01.07.2020 в г. Москва проводится эксперимент по установлению специального регулирования для создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, а также последующего возможного использования его результатов. Так же, указами Президента РФ от 09.05.2017, 10.10.2019 и от 19.08.2020 утверждены Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг., Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года и Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года в рамках федерального проекта «Цифровые технологии». Указанные примеры свидетельствует об активном развитии информационных технологий и их опережении темпа развития законодательства. В связи с этим, особое значение приобретает роль перевеса вторичных нормативных правовых актов (о внесении изменений) над первичными (о регулировании вновь возникших отношений), следовательно, возникает проблема регулирования информационных технологий в сфере нормотворческой деятельности и проблема создания нормы без участия человека, чтобы улучшить текущее состояние и прогнозировать развитие технологий в этой области. Благодаря воздействию информационных технологий и их взаимодействию с нормотворческой деятельностью, возможно мы станем наблюдателями изменения основных направлений в этой области или же нет?
Степень разработанности темы. Тема исследования разработана в научной литературе (доктрине), где решение указанной проблемы заключается в применении информационных технологий с технической стороны во взаимодействии положений Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года и Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года с принципами нормотворчества, где положения упомянутых документов смогут играть вспомогательную роль (выполнение принципов оперативности, плановости профессионализма и т.д.).Однако, существуют противоречивые позиции относительно проблемы передачи функций автоматизированным системам, что создает проблему для автоматизированной системы осуществлять нормотворческую деятельность с этической точки зрения. Исследователи такой проблемы видят будущее юристов как благополучным, так и трагичным. Разные позиции свидетельствуют о необходимости комплексного освещения вопросов проблемы и формулировании оптимального подхода для ее решения. В силу активного развития информационных технологий, мы полагаем, что необходимо решительно переосмыслить и дополнить регулирование нормотворческой деятельности, с применением информационных технологий.
В связи с тем, что объектом научного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере нормотворческой деятельности, их организация и правовая регламентация с помощью информационных технологий, то предметом выпускной квалификационной работы являются нормы права, посредством которых осуществляется процесс регулирования нормотворчества, с применением информационных технологий, а именно искусственного интеллекта, больших данных и экспертных систем. Целью данной работы является комплексное освещение основных теоретических проблем информационных технологий, возникающих в ходе их применения в нормотворческой деятельности. Для достижения указанной цели представляется необходимым решение задач, среди которых: 1) исследование правообразования, нормотворчества и его видов;2) анализ соотношения нормотворчества и правотворчества; 3) характеристика принципов права и нормотворчества; 4) обоснование автоматизации систематизации, как актуальной формы упорядочивания; 5) описание философских предпосылок возникновения искусственного интеллекта; 6) изучение генезиса искусственного интеллекта и его дефиниции; 7) рассмотрение связи искусственного интеллекта и больших данных, в ходе которых необходимо проанализировать технологические нормы об искусственном интеллекте и описать подходы к пониманию больших данных, а также сформулировать аутентичное определение больших данных в сфере нормотворческой деятельности; 8) обосновать использование искусственного интеллекта при принятии юридически значимых решений в моральный аспекте, а также проблему реализации технологий искусственного интеллекта в нормотворчестве в организационном аспекте; 9) описать использование больших данных в нормотворчестве; 10) провести обзор экспертных систем и нейронных сетей в направленности на нормотворческую деятельность; 11) изложить мнения в научной среде по теме выпускной квалификационной работы.
Методологическую основу составили такие методы, как:1) формально-юридический. (Предполагает анализ источников нормативной базы с принятием в качестве аксиом положений действующего позитивного права и последовательным применением способов толкования права); Данный метод позволяет ответить на вопрос, какое регулирование общественных отношений на данный момент формализовано и в каких случаях отсутствует формальная определенность правовых норм.2) сравнительно-правовой (Предполагает сопоставление юридических явлений, которые относятся к различным правовым системам);Данный метод обуславливает проблемы информационных технологий в нормотворческой деятельности, которые должны рассматриваться правом как универсальные для всех правовых систем.3) интерпретации (в ретроспективе правовых идей, предполагает создание оригинальных интерпретационных концепций). Используется для интерпретации и реконструкции частных концепций, которые исследуются в рамках правовой проблемы, указанной в теме ВКР.5) включенного наблюдения (Предполагает изучение феноменов современной информационной культуры);6) аналитической юриспруденции (Предполагает прояснение понятий с точки зрения их использования в естественном языке); 7) теоретического моделирования (Позволяет абстрактно отобразить теоретическую модель нормотворческого процесса, с применением технологий искусственного интеллекта).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе внимание уделено нормотворческой деятельности в контексте применения технологий искусственного интеллекта, в частности исследуется правообразование, нормотворчество и его виды, соотношение нормотворчества и правотворчества, принципы права и нормотворчества, а также автоматизация систематизации в попытке определения актуальной формы упорядочивания. Во второй главе осуществляется характеристика технологий искусственного интеллекта и больших данных, в части юридически значимых аспектов, где исследуются философские предпосылки возникновения искусственного интеллекта, его генезис и дефиниция, связь искусственного интеллекта и больших данных, который включает в себя под параграфы о технологических нормах искусственного интеллекта и подходах к пониманию больших данных с выработкой их аутентичного определения, а также использованием больших данных в нормотворческом процессе. В третьей главе мы обосновываем и приводим выводы по решению правовых проблем применения технологий искусственного интеллекта и больших данных в нормотворческой деятельности, в частности, затрагивая использование искусственного интеллекта при принятии юридически значимых решений в моральном аспекте, проблемы реализации технологий искусственного интеллекта в нормотворчестве в организационном аспекте, проблемы использования больших данных в нормотворчестве, а также экспертных системы и нейронные сети в сфере нормотворческой деятельности. В заключении выпускной квалификационной работы подведены итоги и сформулированы выводы по данной теме, после которых представлен список использованных источников и литературы.
Степень разработанности темы. Тема исследования разработана в научной литературе (доктрине), где решение указанной проблемы заключается в применении информационных технологий с технической стороны во взаимодействии положений Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года и Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года с принципами нормотворчества, где положения упомянутых документов смогут играть вспомогательную роль (выполнение принципов оперативности, плановости профессионализма и т.д.).Однако, существуют противоречивые позиции относительно проблемы передачи функций автоматизированным системам, что создает проблему для автоматизированной системы осуществлять нормотворческую деятельность с этической точки зрения. Исследователи такой проблемы видят будущее юристов как благополучным, так и трагичным. Разные позиции свидетельствуют о необходимости комплексного освещения вопросов проблемы и формулировании оптимального подхода для ее решения. В силу активного развития информационных технологий, мы полагаем, что необходимо решительно переосмыслить и дополнить регулирование нормотворческой деятельности, с применением информационных технологий.
В связи с тем, что объектом научного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере нормотворческой деятельности, их организация и правовая регламентация с помощью информационных технологий, то предметом выпускной квалификационной работы являются нормы права, посредством которых осуществляется процесс регулирования нормотворчества, с применением информационных технологий, а именно искусственного интеллекта, больших данных и экспертных систем. Целью данной работы является комплексное освещение основных теоретических проблем информационных технологий, возникающих в ходе их применения в нормотворческой деятельности. Для достижения указанной цели представляется необходимым решение задач, среди которых: 1) исследование правообразования, нормотворчества и его видов;2) анализ соотношения нормотворчества и правотворчества; 3) характеристика принципов права и нормотворчества; 4) обоснование автоматизации систематизации, как актуальной формы упорядочивания; 5) описание философских предпосылок возникновения искусственного интеллекта; 6) изучение генезиса искусственного интеллекта и его дефиниции; 7) рассмотрение связи искусственного интеллекта и больших данных, в ходе которых необходимо проанализировать технологические нормы об искусственном интеллекте и описать подходы к пониманию больших данных, а также сформулировать аутентичное определение больших данных в сфере нормотворческой деятельности; 8) обосновать использование искусственного интеллекта при принятии юридически значимых решений в моральный аспекте, а также проблему реализации технологий искусственного интеллекта в нормотворчестве в организационном аспекте; 9) описать использование больших данных в нормотворчестве; 10) провести обзор экспертных систем и нейронных сетей в направленности на нормотворческую деятельность; 11) изложить мнения в научной среде по теме выпускной квалификационной работы.
Методологическую основу составили такие методы, как:1) формально-юридический. (Предполагает анализ источников нормативной базы с принятием в качестве аксиом положений действующего позитивного права и последовательным применением способов толкования права); Данный метод позволяет ответить на вопрос, какое регулирование общественных отношений на данный момент формализовано и в каких случаях отсутствует формальная определенность правовых норм.2) сравнительно-правовой (Предполагает сопоставление юридических явлений, которые относятся к различным правовым системам);Данный метод обуславливает проблемы информационных технологий в нормотворческой деятельности, которые должны рассматриваться правом как универсальные для всех правовых систем.3) интерпретации (в ретроспективе правовых идей, предполагает создание оригинальных интерпретационных концепций). Используется для интерпретации и реконструкции частных концепций, которые исследуются в рамках правовой проблемы, указанной в теме ВКР.5) включенного наблюдения (Предполагает изучение феноменов современной информационной культуры);6) аналитической юриспруденции (Предполагает прояснение понятий с точки зрения их использования в естественном языке); 7) теоретического моделирования (Позволяет абстрактно отобразить теоретическую модель нормотворческого процесса, с применением технологий искусственного интеллекта).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе внимание уделено нормотворческой деятельности в контексте применения технологий искусственного интеллекта, в частности исследуется правообразование, нормотворчество и его виды, соотношение нормотворчества и правотворчества, принципы права и нормотворчества, а также автоматизация систематизации в попытке определения актуальной формы упорядочивания. Во второй главе осуществляется характеристика технологий искусственного интеллекта и больших данных, в части юридически значимых аспектов, где исследуются философские предпосылки возникновения искусственного интеллекта, его генезис и дефиниция, связь искусственного интеллекта и больших данных, который включает в себя под параграфы о технологических нормах искусственного интеллекта и подходах к пониманию больших данных с выработкой их аутентичного определения, а также использованием больших данных в нормотворческом процессе. В третьей главе мы обосновываем и приводим выводы по решению правовых проблем применения технологий искусственного интеллекта и больших данных в нормотворческой деятельности, в частности, затрагивая использование искусственного интеллекта при принятии юридически значимых решений в моральном аспекте, проблемы реализации технологий искусственного интеллекта в нормотворчестве в организационном аспекте, проблемы использования больших данных в нормотворчестве, а также экспертных системы и нейронные сети в сфере нормотворческой деятельности. В заключении выпускной квалификационной работы подведены итоги и сформулированы выводы по данной теме, после которых представлен список использованных источников и литературы.
Проведенная научно-исследовательская работа по данной теме показывает необходимость развития не только законодательства, но и требует времени для обоснования и реализации предложенных тезисов об информационных технологиях в нормотворческой деятельности, а именно искусственном интеллекте, больших данных и экспертных систем. Вместе с этим, получен вывод о некардинальном изменении нормотворческой парадигмы, но о необходимости рассмотрения отдельных институтов в их взаимодействии для обеспечения повышения качества такой формы деятельности как нормотворчество, а также формирования единого научного представления об особенностях искусственного интеллекта и больших данных и возможностей их применения в нормотворческой деятельности, вместе с комплексным освещением основных теоретических положений нормотворчества и нормативно-правовой базы в данной сфере. Так же, было предложено определение понятия «искусственный интеллект в нормотворческой деятельности», (по результатам исследования, которое было признано несовершенным) и «большие данные в сфере нормотворческой деятельности». Под первым понимается комплекс технологических решений, который позволяет имитировать когнитивные функции субъекта нормотворчества (включая нормотворческую деятельность и формирование решений без заранее заданного алгоритма, но опираясь на принципы нормотворчества и искусственного интеллекта), а также получать при выполнении конкретных нормотворческих задач результаты, сопоставимые с результатами нормотворческой деятельности такого субъекта. Под последним понятием – объемные потоки информации (нормативно-правовые акты), которые систематически издаются субъектами нормотворческой деятельности, представляют собой ценность, в силу содержания этих актов и оформляются искусственным интеллектом в сфере нормотворческой деятельности в режиме реального времени, в целях повышения качества принятия управленческих решений и нормотворческого процесса в целом.
Сформулирован вывод о том, что указанное определение позволит проводить ряд технологических манипуляций, направленных на прогнозирование и аналитику качества нормотворческого процесса с помощью искусственного интеллекта в данной сфере. Таким образом, в рамках поставленной цели, в процессе исследования темы научно-исследовательской работы, были достигнуты следующие задачи: 1) исследовано правообразования, нормотворчества и его видов;2) проанализировано соотношение нормотворчества и правотворчества; 3) охарактеризованы принципы права и нормотворчества; 4) обоснована автоматизация систематизации, как актуальной формы упорядочивания; 5) описаны философские предпосылки возникновения искусственного интеллекта; 6) изучен генезис искусственного интеллекта и его дефиниция; 7) рассмотрены связи искусственного интеллекта и больших данных, в ходе которых проанализированы технологические нормы об искусственном интеллекте и описаны подходы к пониманию больших данных; 8) обосновано использование искусственного интеллекта при принятии юридически значимых решений в моральный аспекте, а также проблема реализации технологий искусственного интеллекта в нормотворчестве в организационном аспекте; 9) описано использование больших данных в нормотворчестве; 10) проведен обзор экспертных систем и нейронных сетей в направленности на нормотворческую деятельность; 11) изложены мнения в научной среде по теме выпускной квалификационной работы. Вместе с тем, представлены все этапы подхода по комплексному освещению информационных технологий в сфере нормотворческой деятельности. К ним относятся:
- большие данные в сфере нормотворческой деятельности, которые выступают в качестве основного источника, содержащего в себе информацию нормативного материала для искусственного интеллекта в сфере нормотворческой деятельности (экспертных систем на государственном уровне и нейронных сетей на других);В свою очередь, указанные технологии искусственного интеллекта осуществляют анализ и обработку объема потока информации (нормативно-правовых актов), выдавая результаты Комитету по искусственному интеллекту и больших данных при нормотворческом органе.
- Экспертные системы выдают заключения и предложения по регулированию предметных областей (систематизации), работу которых координирует и корректирует упомянутый Комитет;
- Комитет формирует доклад о представленных технологиями искусственного интеллекта результатах обработки (изначально, включая неточности и ошибки для дальнейшей корректировки его работы) и выступает с ним перед нормотворческим органом;
- Нормотворческий орган принимает решение по каждому конкретному случаю в процессе осуществления нормотворческой деятельности, в соответствии со сформированной повесткой дня, установленного на день заседания нормотворческого органа, за решения которых несет ответственность.
Так же, стоит отметить, обобщая приведенные выводы по данной работе можно сказать, что с одной стороны, сформирован блок, в котором представлена теоретическая аргументация по данной теме, игнорирующая техническую сторону вопроса, но с другой стороны, техническое направление игнорирует теоретическую составляющую. Так, в работе мы осуществили попытку объединения таких сторон. Основным итогом моей выпускной квалификационной работы является вывод о том, что необходимо проведение дальнейшей научно-исследовательской работы по данной теме и сбор усовершенствованного прогноза и опыта, что возможно достигнуть при определенном периоде, когда практическая реализация будет осуществлена на практике.
Сформулирован вывод о том, что указанное определение позволит проводить ряд технологических манипуляций, направленных на прогнозирование и аналитику качества нормотворческого процесса с помощью искусственного интеллекта в данной сфере. Таким образом, в рамках поставленной цели, в процессе исследования темы научно-исследовательской работы, были достигнуты следующие задачи: 1) исследовано правообразования, нормотворчества и его видов;2) проанализировано соотношение нормотворчества и правотворчества; 3) охарактеризованы принципы права и нормотворчества; 4) обоснована автоматизация систематизации, как актуальной формы упорядочивания; 5) описаны философские предпосылки возникновения искусственного интеллекта; 6) изучен генезис искусственного интеллекта и его дефиниция; 7) рассмотрены связи искусственного интеллекта и больших данных, в ходе которых проанализированы технологические нормы об искусственном интеллекте и описаны подходы к пониманию больших данных; 8) обосновано использование искусственного интеллекта при принятии юридически значимых решений в моральный аспекте, а также проблема реализации технологий искусственного интеллекта в нормотворчестве в организационном аспекте; 9) описано использование больших данных в нормотворчестве; 10) проведен обзор экспертных систем и нейронных сетей в направленности на нормотворческую деятельность; 11) изложены мнения в научной среде по теме выпускной квалификационной работы. Вместе с тем, представлены все этапы подхода по комплексному освещению информационных технологий в сфере нормотворческой деятельности. К ним относятся:
- большие данные в сфере нормотворческой деятельности, которые выступают в качестве основного источника, содержащего в себе информацию нормативного материала для искусственного интеллекта в сфере нормотворческой деятельности (экспертных систем на государственном уровне и нейронных сетей на других);В свою очередь, указанные технологии искусственного интеллекта осуществляют анализ и обработку объема потока информации (нормативно-правовых актов), выдавая результаты Комитету по искусственному интеллекту и больших данных при нормотворческом органе.
- Экспертные системы выдают заключения и предложения по регулированию предметных областей (систематизации), работу которых координирует и корректирует упомянутый Комитет;
- Комитет формирует доклад о представленных технологиями искусственного интеллекта результатах обработки (изначально, включая неточности и ошибки для дальнейшей корректировки его работы) и выступает с ним перед нормотворческим органом;
- Нормотворческий орган принимает решение по каждому конкретному случаю в процессе осуществления нормотворческой деятельности, в соответствии со сформированной повесткой дня, установленного на день заседания нормотворческого органа, за решения которых несет ответственность.
Так же, стоит отметить, обобщая приведенные выводы по данной работе можно сказать, что с одной стороны, сформирован блок, в котором представлена теоретическая аргументация по данной теме, игнорирующая техническую сторону вопроса, но с другой стороны, техническое направление игнорирует теоретическую составляющую. Так, в работе мы осуществили попытку объединения таких сторон. Основным итогом моей выпускной квалификационной работы является вывод о том, что необходимо проведение дальнейшей научно-исследовательской работы по данной теме и сбор усовершенствованного прогноза и опыта, что возможно достигнуть при определенном периоде, когда практическая реализация будет осуществлена на практике.
Подобные работы
- ИНФОРМАЦИОННО - МЕДИЙНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Правовые основы правозащитной деятельности прокуратуры
Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ И ЕЁ СУБЪЕКТОВ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ (на примере Центрального федерального округа)
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование опеки и попечительства в РФ
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Политико-правовые средства преодоления бюрократизма и коррупции в государственном управлении в условиях развития информационного общества
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - Информационно-правовое обеспечение права на неприкосновенность частной жизни (Московский государственный юридический университет)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: государственная поддержка, правовые вопросы (Ростовский государственный экономический университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025



