Данная работа посвящена изучению биографий А. П. Чехова, представленных в литературной серии «Жизнь замечательных людей».
Биография – это один из древнейших литературных жанров, который сейчас представляет для исследователей особый интерес. О природе жанра биографии написано немало трудов, существуют различные точки зрения касательно ее определения, типологии, базовых характеристик, которые составляют специфику жанра. Особую сложность исследователи видят в разрешении вопроса соотношения в биографии жизни и творчества выбранного персонажа. Таким образом, в ходе нашего исследования становится очевидно, что биография требует особо внимательного исследовательского подхода, поскольку научный мир предлагает достаточно широкий спектр интерпретаций биографии как жанра.
Разработанную теоретическую базу мы применили в ходе исследования трех биографий А. П. Чехова, написанных следующими авторами: Ю. В. Соболев («Чехов»), В. В. Ермилов («Чехов. 1860–1904»), А. П. Кузичева («Чехов. Жизнь "отдельного человека"»). В рамках проведенного анализа нам удалось выявить специфику каждого рассмотренного произведения, установить различия при описании тех или иных событий в жизни писателя и понять те механизмы, благодаря которым перед глазами читателя персонаж появляется именно таким, каким он был задуман согласно концепции автора.
В ходе исследования использованы описательный, сравнительно-сопоставительный и культурно-исторический методы. Структура работы представляет собой введение, две главы и заключение.
Уникальность такого явления литературы как биография состоит в том, что при прочих равных, в том числе и одинаковом объекте изучения, результаты работы исследователей получаются разные. Три рассмотренные нами биографии А. П. Чехова – яркое тому доказательство.
По мнению В. А. Кошелева, любая «хорошая биография всегда авторская, всегда “субъективная”» (ссылка). В классификации И. Я. Лосиевского такие работы называются концептуальными. Создание биографии известной личности, жизнеописание которой было написано уже не раз, предполагает обязательное наличие концепции, причём она должна быть уникальной, ранее никем не предложенной. Иначе очередная биография просто затеряется среди многих других.
Ю. В. Соболев стал первым, кто написал о жизни А. П. Чехова «от и до». Ранее как таковой биографии писателя не было, существовал «набросок» А. А. Измайлова и очерк П. С. Когана. Концепция Ю. В. Соболева состоит в том, чтобы показать жизненный путь человека, постепенно освобождающегося от тех порядков и предрассудков, в которых вырос и которые с детства не принимал, от мнения людей, которые слишком давили авторитетом. Иными словами, изобразить человека, который «выдавливал из себя по капле раба» и в конечном итоге сформировал собственное мировоззрение и обрёл внутреннюю свободу.
Концепция В. В. Ермилова отражала мнение не одного человека, а целой партии. Биограф сделал из А. П. Чехова «буревестника» революции, почти наравне с А. М. Горьким. И, кстати, автор настолько убедителен, что через какое-то время, чуть-чуть потеряв бдительность, начинаешь ловить себя на том, что невольно видишь в произведениях А. П. Чехова призыв к перевороту.
А. П. Кузичева создала самую полную биографию писателя. На наш взгляд, концепция этой биографии может звучать так же, как и главное свойство жизни А. П. Чехова, которое сформулировала исследовательница: «постоянное усилие, одоление». Понятие двупланово: с одной стороны, речь идёт о внешних препятствиях, мешавших А. П. Чехову, с другой, о «сосредоточенном нравственном усилии», о котором говорил И. Н. Сухих (ссылка).
Написанные в разное время, биографии просто не могли получиться одинаковыми. Однако работы Ю. В. Соболева и В. В. Ермилова всё-таки кажутся ближе друг к другу, чем к биографии А.П. Кузичевой. Может, дело в том, что между ними всего 12 лет, а, может, и в каком-то общем настроении и посыле. Ведь если отбросить революционный налет с биографии В. В. Ермилова, то в основе получится та же усиленная борьба с мещанством, о которой говорил Ю. В. Соболев. Точки зрения на Н. А. Лейкина и А. С. Суворина у биографов в целом совпадают, как и на О. Л. Книппер («Большая любовь входила в жизнь Антона Павловича»).
Представления А. П. Кузичевой о жизни А. П. Чехова выглядят совсем иначе. Удивительно, как, работая по сути с одними и теми же документами и фактами, можно приходить к таким разным видениям.
В биографии А. П. Кузичевой нет, пожалуй, ни одного слова про мещанство и про то, как А. П. Чехов с ним боролся. Кажется, с её точки зрения, это понятие выглядит несколько устаревшим, и сейчас правильнее и проще сказать о том, что в Таганроге А. П. Чехов страдал от жестокости отца, которая даже не была необычной с той среде, в которой он рос, от лицемерия, от лжи, от отсутствия культуры в целом и в частности. В каждый период жизни писатель вёл очень напряжённую «двойную жизнь» – внешнюю и внутреннюю. В Москве «на внешнем уровне» А. П. Чехов боролся с постоянным безденежьем, а внутри себя мучительно искал ответ на вопрос: «Кто он? Писатель или врач?» В Мелихове он спрашивал себя: «что такое настоящий талант?», «для кого и для чего он пишет?». А с внешней стороны он страдал от домашнего многолюдья, которое мешало ему сосредоточиться. В Ялте писатель мучился физически, из-за прогрессирующей болезни, и одновременно с этим волновался по поводу драматургии, вырабатывая новые принципы своей драмы, и бесконечно тосковал по жене.
А. П. Чехов А. П. Кузичевой – это сомневающийся, развивающийся, ищущий себя и своё место в жизни человек. Биографии же Ю. В. Соболева и В.В. Ермилова больше похожи на «некую последовательность действий выдающейся личности, которой неведомы инерции и колебания», что характерно для многих русских, и особенно советских, биографий, по мнению Е. А. Вишленковой (ссылка).
В любых концептуальных биографиях идея автора становится ядром произведения. Получается, что именно вокруг него биограф выстраивает жизнь личности. Поэтому очень важно, чтобы биограф постарался как можно глубже понять героя своего исследования, чтобы, случайно увлёкшись, не забыть, ради чего пишется это произведение, а также о том, что такое истина и достоверность.
Источники:
1. Ермилов В. В. Чехов 1860-1904. М.: Молодая гвардия, 1951. 432 с.
2. Кузичева А. П. Чехов. Жизнь «отдельного человека»». М.: Молодая гвардия, 2012. 880 с.
3. Соболев Ю. В. Чехов. М.: Директ-Медиа, 2015. 501 с.
Научная литература:
4. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография // С. С. Аверинцев. Образ античности. СПб: Азбука-классика, 2004. С. 225 – 465.
5. Аверинцев C. C. Почему Евангелия – не биографии // Мир Библии. М.: Библейский богословский институт св. ап. Андрея, 2001, №8. С. 4 – 12.
6. Аверинцев С. С. Приемы организации материала в биографиях Плутарха // Вопросы античной литературы и классической филологии. М.: 1996. С. 234 – 246.
7. Александров Е. П. Историческая биография как историческая проблема: к изучению вопроса // Учёные записки Российского государственного социального университета, вып. 4, 2008. С. 223 – 227.
8. Антон Павлович Чехов [Электрон. ресурс]: сайт, посвящённый писателю // автор Злыгостева Н. А. URL: http://apchekhov.ru (дата обращения: 13.04.2017).
9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. 423 с.
10. Беленький И. Л. Биография и биографика в отечественной культурно-исторической традиции // История через личность: Историческая биография сегодня; под ред. Л. П. Репиной, 2-е изд. М.: Квадрига, 2010. С. 37 – 52.
11. Биографии и конрбиографии. С Жаком Нефом беседует Сергей Зенкин // Иностранная литература, 2000, № 4. С. 274 – 278.
12. Бурмистров Е. С. Персональная история каждого человека [Электрон. ресурс] // Альманах «Историческое бессмертие каждого человека». URL: http://www.ist-bessmertie.narod.ru (дата обращения: 03.04.2017).
13. Валевский А. Л. Основания биографики. К.: Наук. Думка, 1993. 88 с.
14. Винокур Г. О. Биография и культура. Русское сценическое произношение. М.: Русские словари, 1997. 186 с.
15. Вишленкова Е. А. Рождение «подлеца», или Стилистика биографического жанра в России // История через личность: Историческая биография сегодня; под ред. Л. П. Репиной, 2-е изд. М.: Квадрига, 2010. C. 522 – 542.
16. Вяземский П. А. Фон-Визин. СПб.: Типография Департамента внешней торговли, 1848. 466 с.
17. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. М.: INTRADA, 1999. 413 с.
18. Дворжанский А. Ю. В. Соболев (1887 – 1940) // Пензенский временник любителей старины, №4, 1992. С. 29.
19. Демченко А. А. Научная биография писателя как тип литературоведческого исследования (Статья первая) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. Т.14, вып. 3, 2014. С. 51 – 61.
20. Демченко А. А. Научная биография писателя как тип литературоведческого исследования (Статья вторая) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. Т.14, вып. 4, 2014. С. 51 – 61.
... Всего источников –59