Введение 3
Глава 1. 3
1.1 Основные положения Интернет-лингвистики 9
1.2 Особенности интернет-речи. 15
1.3 Интернет-жанры и социальные сети, как один из наиболее популярных сетевых жанров на сегодня 21
Глава 2. 21
2.1. Особенности ресурса Facebook как коммуникативного канала. Распространение данной социальной сети в арабском регионе. 29
2.2 Общие тенденции арабского Интернет-речеупотребления. 37
2.3 Публикации 44
2.4 Комментарии 52
Список использованной литературы 59
Приложение 1. Таблица транскрипции 76
Приложение 2. Таблица транслитерации 77
На сегодняшний день Интернет стал такой же неотъемлемой частью жизни и функционирования современного общества, как некогда печатная пресса, радио и телевидение. Интернет пронизывает все сферы деятельности человека, среди них делопроизводство, образование, обустройство досуга и многие другие. Благодаря развитию сетевого охвата, чуть более 51 % мирового населения имеет доступ к выходу в Сеть и эти показатели продолжают стремительно расти. Появление Интернета позволило упростить большинство повседневных задач, например, получать мгновенный доступ к информации, совершать банковские операции, не выходя из дома, послужило толчком для расширения межличностной и социально значимой коммуникации и т.п. Таким образом, в ходе своего развития Интернет стал помимо информативной выполнять и коммуникативную функцию. Такой особый тип виртуальной коммуникации выходит за временные и пространственные рамки.
Социальные сети представляют собой один из основных и наиболее популярных способов сетевой коммуникации и служат как для неформального, так и для делового общения. Экономное расходование мобильного Интернет-трафика и удобный интерфейс приложений, разработанных для доступа к социальным сетям, позволяет владельцам смартфонов иметь постоянный доступ к платформам социальных сетей, что только способствует росту числа их пользователей.
Для начала, стоит обозначить, что понимается под термином «социальные сети». В данном исследовании мы рассматриваем социальные сети как один из жанров Интернет-коммуникации, который, в свою очередь, делится на поджанры. Платформы социальных сетей обладают широким разнообразием функций, разнящихся от сайта к сайту, однако основными являются предоставление данных о себе, создание и просмотр списков друзей или подписчиков и обмен информацией.
Принимая в расчет современные темпы роста использования сети Интернет, ожидается, что к 2021 году, около 80% жителей арабских стран будут иметь аккаунты в социальных сетях. Цифровая эпоха обуславливает глобальные изменения в жизни общества: повсеместная компьютеризация, создание «умных городов», кажущаяся все более близкой четвертая промышленная революция и др. Одним из ключевых следствий этой революции является слияние воедино физической и виртуальной личности человека. Для нового поколения миллениалов следы онлайн-присутствия, поведения, практик, предпочтений, настроений и образа жизни в сети являются не только отражением «виртуальных» тенденций общественного развития порой оказываются важнее подобных аспектов в реальной жизни. В связи с этим, бизнес, предприниматели, политические, общественные и культурные деятели вынуждены принимать во внимание онлайн-тренды, нужды и беспокойства общественности, высказываемые в Сети, чтобы не допустить появления политических, этнических и экономических проблем. В современной истории уже имеется не один прецедент, когда отсутствие качественного мониторинга социальных сетей и блог сферы приводило к дестабилизации политической ситуации в стране. Наиболее ярким таким примером является Арабская весна.
Предметом настоящего исследования являются речевые и лингвистические особенности публикаций и комментариев в социальной сети Facebook, позволяющие получить сведения о целях и мотивах общения, его коммуникативных стратегиях и тактиках пользователей, а также об особенностях функционирования языковых единиц в условиях онлайн-общения.
Необходимо пояснить, что в данной работе не будут рассматриваться примеры личной переписки в социальных сетях, а также материалы из различных мессенджеровых сервисов. Подобное решение главным образом обуславливается тем, что респондеты, как правило, неохотно предоставляют данные личных переписок или, намеренно упускают часть диалога, что не позволяет в полной мере проанализировать текст.
Актуальность исследования объясняется потребностью в изучении новой формы коммуникации с точки зрения арабского языка. Кроме того, изучение Интернет-коммуникация проводится в рамках междисциплинарных исследований, которым в современной научной традиции отводится наиболее пристальное внимание.
Большой число пользователей социальной сети Facebook, открытость, доступность и разнообразие представленной в ней информации, позволяет собрать материал, который обеспечивает возможность проведение обширного и исчерпывающего исследования. Также Facebook является крупнейшей платформой для межкультурной коммуникации, в том числе и среди арабских стран, что оказывает непосредственное влияние на речь, употребляемую в ходе общения в этой социальной сети.
Цель исследования – представление комплексной характеристики общения в социальных сетях на арабском языке: выявление его прагматической предназначенности, рассмотреть специфики осуществления в рамках данного вида общения коммуникативных стратегий и тактик, анализ языковых особенностей и стиля пользователей социальных сетей.
В связи с этим в исследовании возникает следующие задачи:
1. изучить основные положения Интернет-лингвистики, как науки характеризующей коммуникацию в Сети;
2. описать общие характеристики функционирования языка в рамках Интернет-коммуникации;
3. рассмотреть языковые средства, через которые в социальных сетях реализуется потребность в общении;
4. обозначить особенности Интернет-речи;
5. представить классификацию жанров Интернет-коммуникации;
6. описать общение в социальной сети с точки зрения лексики, морфологии, синтаксиса, особенностей графической организации и пр.;
Новизна исследования заключается в том, что в отличие от Интернет-коммуникации в целом, коммуникация в социальных сетях еще относительно мало изучена. Стоит также отметить, что стремительное развитие коммуникационных технологий, что вызывает необходимость постоянного обновления и дополнения уже существующих на эту тему научных работ.
Материалом исследования послужили тексты комментариев и публикаций, взятых из социальной сети Facebook. Поиск публикаций осуществлялся по тегам различной тематики, а также с помощью сайта socialbakers.com. В работе представлены текстовые материалы на литературном арабском языке (АЛЯ), а также на некоторых диалектах (напр., левантийский, египетский и др.). При подборе материалов во внимание принималось возраст, пол и, в отдельных случаях, социальное положение авторов публикаций. Также были использованы примеры арабских публикаций и комментариев из материалов научных исследований по данной теме, иллюстрирующие наиболее релевантные для исследования примеры речеупотребления.
Теоретическая значимость исследования заключается во вкладе в решение актуальных проблем языкознания, связанных с изучением семантических, функциональных, коммуникативных, прагматических, когнитивных, стилистических, а также социальных аспектов современной речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в исследовании социальных сетей в смежных научных областях. Например, осведомленность о специфике функционировании речи в социальных сетях поможет упростить процесс сентимент анализа, составления словарей частотности и т.д.
Теоретической базой для представленной диссертации послужили работы таких отечественных и зарубежных специалистов, как Д. Кристалл, Э. Аль-Абдулкадер, Горошко Е.И., Усачева О.Ю., Компанцева Л. Ф., Лутовинова О.В., Херринг С. и др.
При выполнении данной квалификационной использовались общенаучные методы обобщения, сопоставления и описания.
Структура работы. Представленное исследование состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка литературы и трех Приложений.
В первой главе рассматриваются: основные положения Интернет-лингвистики (поскольку данная дисциплина является основным инструментом для изучения языковых особенностей Интернет-коммуникации), вопрос об отличии Интернет-речи от устной и письменной. Рассматриваются жанровая составляющая Интернет-коммуникации.
Во второй главе рассматривается функциональная составляющая ресурса Facebook; приводится анализ аудитории этой социальной сети в арабских странах. Проводится непосредственно анализ комментариев и публикаций пользователей Facebook в арабском регионе.
Работа была апробирована на научно-практическом семинаре в Московском институте электроники и математики "Новые информационные технологии в автоматизированных систем». По итогам семинара был опубликован сборник, в который вошла статья на тему «Арабский язык в рамках социальных сетей (на примере ресурса «Фейсбук»)».
На сегодняшний день Интернет стал такой же неотъемлемой частью жизни и функционирования современного общества, как некогда печатная пресса, радио и телевидение. Интернет пронизывает все сферы деятельности человека, среди них делопроизводство, образование, обустройство досуга и многие другие. Благодаря развитию сетевого охвата, чуть более 51 % мирового населения имеет доступ к выходу в Сеть и эти показатели продолжают стремительно расти. Появление Интернета позволило упростить большинство повседневных задач, например, получать мгновенный доступ к информации, совершать банковские операции, не выходя из дома, послужило толчком для расширения межличностной и социально значимой коммуникации и т.п. Таким образом, в ходе своего развития Интернет стал помимо информативной выполнять и коммуникативную функцию. Такой особый тип виртуальной коммуникации выходит за временные и пространственные рамки.
Социальные сети представляют собой один из основных и наиболее популярных способов сетевой коммуникации и служат как для неформального, так и для делового общения. Экономное расходование мобильного Интернет-трафика и удобный интерфейс приложений, разработанных для доступа к социальным сетям, позволяет владельцам смартфонов иметь постоянный доступ к платформам социальных сетей, что только способствует росту числа их пользователей.
Для начала, стоит обозначить, что понимается под термином «социальные сети». В данном исследовании мы рассматриваем социальные сети как один из жанров Интернет-коммуникации, который, в свою очередь, делится на поджанры. Платформы социальных сетей обладают широким разнообразием функций, разнящихся от сайта к сайту, однако основными являются предоставление данных о себе, создание и просмотр списков друзей или подписчиков и обмен информацией.
Принимая в расчет современные темпы роста использования сети Интернет, ожидается, что к 2021 году, около 80% жителей арабских стран будут иметь аккаунты в социальных сетях. Цифровая эпоха обуславливает глобальные изменения в жизни общества: повсеместная компьютеризация, создание «умных городов», кажущаяся все более близкой четвертая промышленная революция и др. Одним из ключевых следствий этой революции является слияние воедино физической и виртуальной личности человека. Для нового поколения миллениалов следы онлайн-присутствия, поведения, практик, предпочтений, настроений и образа жизни в сети являются не только отражением «виртуальных» тенденций общественного развития порой оказываются важнее подобных аспектов в реальной жизни. В связи с этим, бизнес, предприниматели, политические, общественные и культурные деятели вынуждены принимать во внимание онлайн-тренды, нужды и беспокойства общественности, высказываемые в Сети, чтобы не допустить появления политических, этнических и экономических проблем. В современной истории уже имеется не один прецедент, когда отсутствие качественного мониторинга социальных сетей и блог сферы приводило к дестабилизации политической ситуации в стране. Наиболее ярким таким примером является Арабская весна.
Предметом настоящего исследования являются речевые и лингвистические особенности публикаций и комментариев в социальной сети Facebook, позволяющие получить сведения о целях и мотивах общения, его коммуникативных стратегиях и тактиках пользователей, а также об особенностях функционирования языковых единиц в условиях онлайн-общения.
Необходимо пояснить, что в данной работе не будут рассматриваться примеры личной переписки в социальных сетях, а также материалы из различных мессенджеровых сервисов. Подобное решение главным образом обуславливается тем, что респондеты, как правило, неохотно предоставляют данные личных переписок или, намеренно упускают часть диалога, что не позволяет в полной мере проанализировать текст.
Актуальность исследования объясняется потребностью в изучении новой формы коммуникации с точки зрения арабского языка. Кроме того, изучение Интернет-коммуникация проводится в рамках междисциплинарных исследований, которым в современной научной традиции отводится наиболее пристальное внимание.
Большой число пользователей социальной сети Facebook, открытость, доступность и разнообразие представленной в ней информации, позволяет собрать материал, который обеспечивает возможность проведение обширного и исчерпывающего исследования. Также Facebook является крупнейшей платформой для межкультурной коммуникации, в том числе и среди арабских стран, что оказывает непосредственное влияние на речь, употребляемую в ходе общения в этой социальной сети.
Цель исследования – представление комплексной характеристики общения в социальных сетях на арабском языке: выявление его прагматической предназначенности, рассмотреть специфики осуществления в рамках данного вида общения коммуникативных стратегий и тактик, анализ языковых особенностей и стиля пользователей социальных сетей.
В связи с этим в исследовании возникает следующие задачи:
1. изучить основные положения Интернет-лингвистики, как науки характеризующей коммуникацию в Сети;
2. описать общие характеристики функционирования языка в рамках Интернет-коммуникации;
3. рассмотреть языковые средства, через которые в социальных сетях реализуется потребность в общении;
4. обозначить особенности Интернет-речи;
5. представить классификацию жанров Интернет-коммуникации;
6. описать общение в социальной сети с точки зрения лексики, морфологии, синтаксиса, особенностей графической организации и пр.;
Новизна исследования заключается в том, что в отличие от Интернет-коммуникации в целом, коммуникация в социальных сетях еще относительно мало изучена. Стоит также отметить, что стремительное развитие коммуникационных технологий, что вызывает необходимость постоянного обновления и дополнения уже существующих на эту тему научных работ.
Материалом исследования послужили тексты комментариев и публикаций, взятых из социальной сети Facebook. Поиск публикаций осуществлялся по тегам различной тематики, а также с помощью сайта socialbakers.com. В работе представлены текстовые материалы на литературном арабском языке (АЛЯ), а также на некоторых диалектах (напр., левантийский, египетский и др.). При подборе материалов во внимание принималось возраст, пол и, в отдельных случаях, социальное положение авторов публикаций. Также были использованы примеры арабских публикаций и комментариев из материалов научных исследований по данной теме, иллюстрирующие наиболее релевантные для исследования примеры речеупотребления.
Теоретическая значимость исследования заключается во вкладе в решение актуальных проблем языкознания, связанных с изучением семантических, функциональных, коммуникативных, прагматических, когнитивных, стилистических, а также социальных аспектов современной речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в исследовании социальных сетей в смежных научных областях. Например, осведомленность о специфике функционировании речи в социальных сетях поможет упростить процесс сентимент анализа, составления словарей частотности и т.д.
Теоретической базой для представленной диссертации послужили работы таких отечественных и зарубежных специалистов, как Д. Кристалл, Э. Аль-Абдулкадер, Горошко Е.И., Усачева О.Ю., Компанцева Л. Ф., Лутовинова О.В., Херринг С. и др.
При выполнении данной квалификационной использовались общенаучные методы обобщения, сопоставления и описания.
Структура работы. Представленное исследование состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка литературы и трех Приложений.
В первой главе рассматриваются: основные положения Интернет-лингвистики (поскольку данная дисциплина является основным инструментом для изучения языковых особенностей Интернет-коммуникации), вопрос об отличии Интернет-речи от устной и письменной. Рассматриваются жанровая составляющая Интернет-коммуникации.
Во второй главе рассматривается функциональная составляющая ресурса Facebook; приводится анализ аудитории этой социальной сети в арабских странах. Проводится непосредственно анализ комментариев и публикаций пользователей Facebook в арабском регионе.
Работа была апробирована на научно-практическом семинаре в Московском институте электроники и математики "Новые информационные технологии в автоматизированных систем». По итогам семинара был опубликован сборник, в который вошла статья на тему «Арабский язык в рамках социальных сетей (на примере ресурса «Фейсбук»)».
1. Асмус Н. Г Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. канд. филол. наук. - Челябинск, 2005. - 266 с.
2. Ахренова Н. А. Теоретические основы интернет-лингвистики// Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2013. – №10(28). – С. 22-26
3. Базарова А. А. Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 151-152. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/phil/archive/25/1247/ - Загл. с экрана (02.05.2018).
4. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров // М. М. Бахтин. Литературно-критические статьи. М. : Худ. лит., 1986. С. 428-472.
5. Бирюкова Е.А. Интернет-коммуникация как средство межкультурного общения: жанровые и языковые особенности // Язык. Словесность. Культура, №6. – 2014. – С. 75-98.
6. Гамзаева У.М. Арабский язык в рамках социальных сетей (на примере ресурса «Фейсбук»)/ Гамзаева У.М.// Новые информационные технологии в автоматизированных системах: материалы двадцать первого научно-практического семинара. – МИПМ им. М.В. Келдыша. – 2018. – С. 176–180.
7. Горошко Е. И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жарны речи. - Вып. 6 «Жанр и язык». -Саратов: Наука, 2009. - С. 11-127.
8. Горошко Е. И. Теоретический анализ интернет-жанров // Жанры речи. - Вып. 5 «Жанр и культура». - Саратов : Наука, 2007. - С. 370-389.
9. Горошко Е.И., Полякова Т.Л. К построению типологии жанров социальных медий. – Жанры речи 2 (12). – Харьков, Украина. – 2015. – С. 119-127
10. Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория – М.: Эдиториал УРСС. – 2001. – 248 с.
11. Компанцева Л. Ф. Интернет-комммуникация: когнитивно-прагматический и лингвокультурологичкий аспекты. - Луганск : Знание, 2007. - 444 с.
12. Компанцева Л. Ф. От классического языкознания – к интернет-лингвистике// Studia Linguistica. – 2010. - №4. – С.24-30.
13. Литневская Е.И., Бакланова А.Л. Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконно сетевого жанра // Вестник МГУ, Серия «Лингвистика». – 2005. – №6. – С.46 – 61.
14. Лутовинова О.В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kak-novaya-ustno-pismennaya-sistema-kommunikatsii - Загл. с экрана (15.03.2018)
15. Макарова П.М. Интернет-коммуникация в лингвистических описаниях// Вестник Московского государственного лингвистического университета. – 2009. – №557. – С. 219-230.
16. Матусевич П.П. Общение в социальных сетях: прагматический, коммуникативный, лингвостилистический аспекты характеристики: дис. на соиск. учен. степ. д-ра. филолог. Наук (10. 02. 01)/ Матусевич Александра Александровна; ВГУ – Киров, 2016. – 190 с.
17. Морозова О.Н. Особенности Интернет-коммуникации: определение и свойства. – СПб.: Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2010. – С. 150-157.
18. Самойленко Л. В. Электронный разговоры пользователей компьютерной сетью как новояз русской речи (на примере чата). – Архангельск: Вестник АГТУ. – 2014. - №1 (57) – С. 66-70.
19. Северина Е. А. Жанры коммуникации в Интернет-среде / Е.А. Северина // Вестник МГЛУ. – 2015. – № 15 (675). – С. 206–215
... Всего источников –52