Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы анализа взаимодействия государства и театра в контексте российской культурной политики 8
1.1 Неоинституциональный подход в исследовании культурной политики. 8
1.2 Основные направления и проблемы российской культурной
политики 16
1.3 Особенности взаимодействия государства с подведомственными и
негосударственными театрами 29
1.4 Особенности театральных GR-технологий: цели, задачи и функции ... .44
Глава 2. Анализ отношений государства и театра в сфере региональной культурной политики (на примере Санкт-Петербурга) 55
2.1 Региональная политика в сфере культуры (на примере деятельности
комитета по культуре СПб) 55
2.2 Роль и место театров в региональной культурной политике 64
2.3 Особенности использования GR-технологий в сфере региональной
культурной политики (на примере Александринского театра) 73
Заключение 82
Список использованных источников 84
Актуальность темы. Культурная политика играет важную роль в формировании культурного ландшафта нации, содействии художественному самовыражению, сохранению культурного наследия и поощрению культурного разнообразия. Взаимодействие между государством и театрами в этом контексте имеет глубокие последствия для жизнеспособности и устойчивости культурного сектора в целом. Явление, которое будет нами рассмотрено, является относительно новым для российских реалий, что подтверждает актуальность данной темы, проистекающую из нескольких факторов. Во-первых, переход к рыночной экономике в России привел к появлению независимых хозяйствующих субъектов, в том числе театров, которым теперь необходимо устанавливать эффективные связи с государством для защиты своих интересов. Взаимодействие между театрами и государством стало важнейшим аспектом культурной политики, поскольку театры стремятся добиться поддержки, финансирования и создания благоприятных условий для своей деятельности. Феномен Government Relations как социально -политического института является относительно новым в России. Существует необходимость в более глубоком понимании тонкостей взаимодействия государства и театров в сфере культурной политики. Понимание динамики этого взаимодействия имеет решающее значение как для политиков, так и для работников сферы культуры. Это позволяет им определить эффективные стратегии и механизмы для расширения сотрудничества, обеспечения адекватного финансирования и создания благоприятной среды для художественного самовыражения и культурного производства. Более того, GR можно анализировать с разных точек зрения, включая экономику, менеджмент и политологию. Этот междисциплинарный характер усложняет изучение особенностей взаимодействия государства и театра. Изучение средств, с помощью которых театры защищают и продвигают свои интересы, является важным для понимания динамики культурной политики в России. Несмотря на то, что в рамках нашего исследования мы рассмотрели некоторые аспекты GR в контексте культурной политики, существует множество типов и инструментов коммуникации, которые остаются недостаточно изученными. Этот пробел в исследованиях подчеркивает актуальность дальнейшего изучения особенностей взаимодействия государства и театра.
Степень научной разработанности проблемы. При выполнении работы использовались труды П. А. Толстых, В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, Л. В. Сморгунова, О. Г. Филатовой, Л. Н. Тимофеевой и др. В их работах глубоко проработаны теоретические основы GR, а также проведен анализ становления данного явления в отечественной практике. В работе используются также труды Фокина А.И., изучающего вопросы театрального менеджмента и культурологии, Балакшина А.С, Карпухина О.И., Сагитова С.Т. и Комиссарова С.Н., посвященные исследованиям культурной политики в современной России, Заславского Г.А, посвященные театральному делу в России, Музычук В.Ю., описывающие механизмы государственной поддержки театра. Для иллюстрации и детального обзора использованы материалы следующих порталов: официальный сайт Комитета по культуре Санкт-Петербурга, официальный сайт Александринского театра, Информационный портал для работников учреждений культуры, сайт Союза театральных деятелей РФ и др.
Объектом исследования выступает российская культурная политика.
Предметом исследования является взаимодействие государства и театра в сфере культурной политики.
Цель: проанализировать характерные особенности взаимодействия
государства и театра в сфере российской культурной политики.
...
Анализ особенностей взаимодействия государства и театра в сфере российской культурной политики позволил нам получить существенное представление о природе данного явления и выделить специфические черты, которые его формируют. В результате проведенного исследования были сделаны следующие ключевые выводы и наблюдения:
Неоинституциональный подход в изучении культурной политики предлагает разнообразную и многогранную область исследований, охватывающую различные теоретические перспективы и субдисциплины. Понимание различий и сходств между этими подходами жизненно важно для выработки всестороннего понимания роли институтов в культурной политике.
Театр обладает особой ролью в сфере российской культурной политики. Он является важным компонентом культурного ландшафта, способствующим художественному самовыражению, сохранению культуры и вовлечению общественности. Театры выступают в качестве платформ для социального диалога, решая важные социальные проблемы посредством своих художественных произведений, имеют экономическое и образовательное значение, привлекая аудиторию, создавая туристические возможности и воспитывая артистические таланты.
Российская культурная политика, ее особенности, влияют на характер взаимодействия государства и театра. Специфические особенности российской культурной политики, такие как централизация принятия решений и влияние государственного финансирования, существенно влияют на взаимоотношения между театрами и правительством. Эти особенности определяют характер поддержки, сотрудничества и правил, с которыми сталкиваются театры.
Анализ российской культурной политики высвечивает вызовы и трудности, с которыми сталкивается сфера культуры в современном обществе. Ключевые области, требующие внимания и улучшения, включают поощрение культурного разнообразия, сохранение культурного наследия, поддержку художественного творчества и обеспечение доступности культурных ресурсов. Эффективные каналы коммуникации между деятелями культуры и государственными учреждениями, наряду с адекватным финансированием и развитием культурной инфраструктуры, необходимы для продвижения культурной политики в России.
Использование технологий по связям с государственными органами (GR) в театрах приобретает все большее значение. GR-технологии включают в себя различные инструменты и стратегии для установления и поддержания отношений с государственными учреждениями и повышения имиджа театра. Как финансируемые государством, так и негосударственные театры признают важность установления связей с правительством для получения финансовой поддержки, признания и увеличения вовлеченности аудитории. Внедрение практики GR позволяет театрам ориентироваться в сложностях отношений между государством и театрами, обеспечивать безопасность ресурсов и влиять на культурную политику.
Изучая практику GR в Александринском театре, становится ясно, что театральный GR в России не получил широкого распространения. Отсутствие специализированных отделов по связям с общественностью в театрах возлагает ответственность за взаимодействие с правительством на плечи ключевых лиц театра, таких как директор и художественный руководитель. Их активное участие в важных государственных органах позиционирует их как влиятельные фигуры, позволяя им напрямую взаимодействовать с государственными чиновниками и формировать культурную политику.
Отсутствие формализованной структуры GR в театрах предоставляет возможность для дальнейших исследований и разработок. Создание специализированного отдела по связям с правительством или назначение GR менеджера могло бы укрепить отношения с государственными учреждениями, облегчить стратегическую коммуникацию, оптимизировать мобилизацию ресурсов, партнерские отношения и повлиять на культурную политику. Такие инициативы позволили бы театрам эффективно отстаивать свои потребности, использовать государственную поддержку и вносить вклад в разработку культурной политики, соответствующей их целям.
1. Акт правительства Российской Федерации "Распоряжение Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года" от 10.06.2011 № 1019-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - 2011
2. Альмухаметов Ильмар Разинович Онтологическая истинность власти и
театра // Социально-гуманитарные знания. 2019. №10. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ontologicheskaya-istinnost-vlasti-i-teatra (дата обращения: 31.03.2023).
3. Антология исследований культуры. Интерпретации культуры [Текст] /
[отв. ред. и сост. Л. А. Мостова] ; [пер.: А. А. Борзунов и др.]. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2008. - 721 с. -
(Культурология. XX век).; ISBN 5-288-03922-4
4. Астафьева О.Н. Культурология. Теория культуры : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Культурология», по социально-гуманитарным специальностям / Астафьева О.Н., Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П.. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 487 c. — ISBN 978-5-238-02238-3. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81652.html.
5. Балакшин А.С. Культурная политика современной России: реалии и тенденции // Научные проблемы водного транспорта. 2015. №42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnaya-politika-sovremennoy-rossii-realii- i-tendentsii (дата обращения: 06.12.2022).
6. Балакшин А.С. Методология исследования культурной политики //
Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-issledovaniya-kulturnoy-politiki.
7. Балакшин А.С. Системный анализ современной культурной политики //
Научные проблемы водного транспорта. 2016. №46. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-analiz-sovremennoy-kulturnoy- politiki (дата обращения: 19.12.2022).
8. Букалова С. В., Меркулова К. Г. Актуальные проблемы и приоритеты
культурной политики в России в контексте идеологии неотрадиционализма // Управленческое консультирование. 2021. №4 (148). URL: https ://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-i-prioritety-
kulturnoy-politiki-v-rossii-v-kontekste-ideologii-neotraditsionalizma (дата
обращения: 06.12.2022).
9. Ваславский Ян Ильич, Габуев Сослан Валерьевич Неоинституциональный
подход как методологическая основа исследования электронного правительства // Вестник МГИМО. 2016. №6 (51). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/neoinstitutsionalnyy-podhod-kak- metodologicheskaya-osnova-issledovaniya-elektronnogo-pravitelstva.
10. Востряков Лев Евгеньевич, Тургаев Александр Сергеевич Новая модель государственной культурной политики России // Вестник СПбГИК. 2018.
№3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-model-
gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-rossii (дата обращения: 19.12.2022).
11. Гаджиев Ханлар Аляр Оглы Политические институты: институциональный и неоинституциональный подход // Власть. 2015. №7. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/politicheskie-instituty-institutsionalnyy- i-neoinstitutsionalnyy-podhod (дата обращения: 20.04.2023).
12. Геращенко С.А. История становления неоинституционализма как теоретико-методологического подхода в политической науке // Вестник магистратуры. 2014. №10 (37). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/istoriya - stanovleniya-neoinstitutsionalizma-kak-teoretiko-metodologicheskogo- podhoda-v-politicheskoy-nauke (дата обращения: 20.04.2023).
13. Глушакова Ольга Владимировна О содержании стратегии
государственной культурной политики до 2030 г. и возможности ее реализации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2022. №2 (24). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZo-soderzhanii-strategii-
gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-do-2030-g-i-vozmozhnosti-ee-realizatsii (дата обращения: 06.12.2022).
14. Горушкина С.Н. Услуги учреждений культуры как инструмент реализации государственной культурной политики: автореф...дис.кан.соц.наук. - М.:2011.-205с.
15. Государственные театры и концертные организации Санкт-Петербурга //
Администрация Санкт-Петербурга URL:
https :ZZwww. gov. spb.ruZ govZotraslZc_cultureZgosudarstvennye-teatry-sankt- peterburga/ (дата обращения: 12.05.2023).
... всего 80 источников