АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ 3-10 ЛЕТ 10
1.1. Общее представление о расстройстве аутистического спектра 10
1.1.1. Аутизм в историческом контексте 10
1.1.2. Классификации расстройства аутистического спектра 14
Медицинские классификации 15
Психологические классификации 16
1.2. Симптоматика расстройства аутистического спектра 18
1.2.1. Социальное взаимодействие 18
1.2.2. Коммуникация, язык и речь 21
1.2.3. Поведение 23
1.2.4. Когнитивные функции 27
1.2.5. Моторное развитие 29
1.2.6. Сенсорная обработка 31
1.2.7. Эмоциональная сфера 34
1.2.8. Интересы 36
1.2.9. Игра 37
1.2.10. Бытовые навыки и самостоятельность 37
1.2.11. Здоровье(анамнез) 38
1.3. Диагностика аутизма 39
1.3.1. Скрининговые инструменты оценки 40
1.3.2. Клиническая диагностика 42
1.4. Возрастная динамика симптомов РАС 44
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 46
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ СИМПТОМОВ РАС У ДЕТЕЙ 3-10 ЛЕТ 48
2.1. Психодиагностический инструментарий 48
2.2. Процедура заполнения 49
2.3. Выборка 50
2.4. Методы статистической обработки данных 53
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 54
3.1. Результаты до объединения выборок 54
3.1.1. Различия симптоматики РАС в зависимости от пола респондента 54
3.1.2. Сравнение ответов специалистов и родителей 55
3.1.3. Различия симптоматики детей с РАС от детей без РАС 56
3.1.4. Возрастная динамика симптомов у детей с РАС 57
3.2. Результаты после объединения выборок 59
3.2.1. Сравнение ответов специалистов и родителей 60
3.2.2. Возрастная динамика симптомов РАС 61
3.2.3. Возрастная динамика симптомов РАС в зависимости от диагноза 63
3.3. Обсуждение результатов 66
3.1.1. Различия симптоматики РАС в зависимости от пола респондента 66
3.1.2. Сравнение ответов специалистов и родителей 67
3.1.3. Возрастная динамика симптомов РАС 68
ВЫВОДЫ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 100
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
Данная работа посвящена изучению возрастной динамики симптомов РАС у детей 3-10 лет. Предполагалось следующее: 1) информация, передаваемая относительно выраженности симптомов РАС от родителей и специалистов, работающих с ребенком, имеет различия; 2) симптоматическая структура РАС динамична с течением времени. Для диагностики применялись две формы методики: длинная - Анкета маркеров РАС, состоящая из 85 заданий, и короткая - Шкала аутизма (40 пунктов) (Наследов и др., 2020 - 2022). Изучались следующие группы симптомов: 1) нарушения коммуникации; 2) эмоциональные нарушения; 3) сенсорная дезинтеграция; 4)
расторможенность/гиперактивность; 5) общая выраженность симптоматики. Было обследовано 70 детей: 49 с РАС, 21 - с другими отклонениями в развитии, с наличием симптомов РАС; 28 детей обследованы дважды, разными формами методики и в разном возрасте.
В ходе исследования были получены следующие результаты. У детей с РАС такие симптомы, как нарушение коммуникации, эмоциональные нарушения, сенсорная дезинтеграция, а также общая выраженность симптоматики, снижаются в рассматриваемый возрастной период, в отличие от симптомов расторможенности/гиперактивности, снижения которых не обнаружено. Детям с иными ментальными нарушениями также свойственны симптомы аутизма, которые менее выражены, но не снижаются в этом возрастном периоде. Также было обнаружено, что родители, по сравнению со специалистами, склонны преуменьшать выраженность симптомов РАС у своих детей.
Данная работа посвящена изучению возрастной динамики симптомов РАС. Рассмотрены общая характеристика расстройства, подходы к изучению в ретроспективе, взгляд на симптоматику РАС с медицинской и психологической точек зрения, рассмотрена факторная структура аутизма и диагностика, литературный обзор источников, посвященных изучению возрастной динамики симптомов РАС. Реализованы все поставленные задачи:
• Анализ литературных источников, посвященных проблемам исследования аутизма.
• Систематизация информации о диагностике аутизма в возрастном аспекте.
• Выявление особенностей симптоматики аутизма.
• Выявление возможных возрастных различий в проявлении симптоматики у разных возрастных групп с учетом официального диагноза.
• Изучение влияния роли исполнителя на передаваемые результаты относительно наличия аутистической симптоматики ребенка.
Проверялись следующие предположения:
1) имеются различия в проявлении симптомов у аутичных детей разных возрастных групп в диапазоне от 3 до 10 лет;
2) имеются различия в выраженности симптоматики в зависимости от пола;
3) динамика симптомов различается у детей с РАС с иными ментальными нарушениями;
4) существуют различия в данных о симптоматике, передаваемых родителями и специалистами.
Выводы, полученные в рамках данного исследования:
1. Возрастная динамика симптомов у детей с аутизмом имеет характер снижения в области нарушений коммуникации, эмоциональных нарушений, сенсорной дезинтеграции, а также общей выраженности симптоматики аутизма. Это может подчеркивать важность коррекционных мероприятий, направленных на снижение исходов, связанных с данными симптомами;
2. Детям с иными ментальными нарушениями также свойственно наличие
симптоматики РАС, однако, для данной группы детей снижение симптоматики несвойственно. Это может быть обусловлено рядом факторов: различными нейробиологическими механизмами возникновения дизонтогенеза, возрастом установления диагноза, и, соответственно, возрастом начала психолого -педагогического вмешательства;
3. Наименьший спад наблюдается в отношении симптомов расторможенности/гиперактивности. По всей видимости, это может быть связано с иной природой возникновения данной группы симптомов. Природа данной симптоматики имеет под собой нейробиологическую основу (Наследов, 2022; Marotta et al., 2020). Таким образом, в отношении моторной возбудимости, двигательного беспокойства коррекционные мероприятия могут оказаться неэффективными, что может указывать на необходимость фармакотерапии.
4. Родители склонны преуменьшать выраженность симптомов РАС у детей, по сравнению со специалистами. Данные выводы были получены и ранее, когда оценивались ответы родителей и результаты прямого наблюдения специалистов, в результате было подтверждена тенденция к недооценке родителями некоторых симптомов РАС. Данный факт подчеркивает как важность комбинированного подхода, раскрывающегося в сотрудничестве родителя и специалиста, с целью всесторонней диагностики ребенка, так и своевременное обращение за помощью, которая позволит скорректировать наличие дефицитов в развитии ребенка....
1. Аппе, Франческа. Введение в психологическую теорию аутизма [Электронный ресурс] / Франческа Аппе ; пер. с англ. Д. В. Ермолаева - Эл. изд. - М. : Теревинф, 2016. - 216 c. - ISBN 978-5-4212-0351-3.
2. Башина В. М. Диагностика аутистических расстройств в хронобиологическом аспекте. — М., 2009.
3. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика / О. Богдашина. Донецк: Лебедь, 1999. - 124с.
4. Ван Кревелен “К проблеме аутизма”. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. — СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. - с. 15.
5. Горюнов А. В., Лазарева И. И., Шевченко Ю. С. Г.Е. Сухарева: жизненный путь и научно-педагогическое наследие (к 125-летию со дня рождения). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017;117(4):59-63. https ://doi.org/10.17116/jnevro20171174159-63
6. Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард. Прикладной анализ поведения. Пер. с англ. - М.: Практика, 2016. - 864 с.
7. Дорохов М.Б. Нейропсихологическая модель формирования аутистических расстройств и особенности их психокоррекции / М.Б. Дорохов // Научно-исследовательские публикации. -2015.- №5 (25).-С.24- 32
8. Клиническая психология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2020. - 864 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
9. Клинические рекомендации [Текст]: Расстройства аутистического спектра в детском возрасте: диагностика, терапия, профилактика, реабилитация, Общественная организация «Российское общество психиатров», 2020.
10. Лебединская К. С. Ранний детский аутизм (клинико-психологическая структура, медикаментозная и психолого-педагогическая коррекция). // Сборник научных трудов / Под ред. Т.А. Власовой, К.С.Лебединской, В.В.Лебединского. М.: АПН СССР, 1981
11. Лебединская К.С., Лебединскии В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте: учебное пособие для вузов / К.С.Лебединская, В.В. Лебединскии”. - 7-е изд., испр. и доп. М.: Академическим проект; Трикста, 2011. - 303 с.
12. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. - 218 с.
13. Мамайчук И.И., Ульд Семета М.Б. Особенности сенсорно -перцептивных функций у детей с расстройством аутистического спектра на модели изучения гаптического и зрительного восприятия // Вестник Санкт - Петербургского университета. Психология. 2020. Том 10. № 3. С. 261-273. doi:10.21638/spbu16.2020.304
14. Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 24—33. doi: 10.17759/autdd.2017150304.
15. Мамохина У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Т. 15, № 3 (56). - С. 24-33...(139)