Введение 3
Глава 1. Динамика развития и основный субьект продюсирования документальных программ на китайском телевидении. 7
1.1 Теоретические особенности продюсирования документальных программ на китайском телевидении. 8
1.2 Пути становления и развития продюсирования документальных программ на китайском телевидении. 15
1.3 Характерные особенности возникновения и изменения субьектов продюсирования документальных программ. 24
Глава 2. Методы и особенности продюсирования документальных программ на китайском телевидении. 41
2.1 Методы продюсирования документальных программ. 42
2.2 Анализ причины различия в методах продюсирования и его влияние на конечный продукт документальных программ. 53
2.3 Проблемы и пути совершенствования продюсирования. 62
Глава 3. Специфика продюсирования документальной программы CCTV:《Исследования и открытия》. 69
3.1 Принцип выбора темы и жанровое своеобразие программы《Исследования и открытия》. 69
3.2 Формы продвижения программы《Исследования и открытия》как часть процесса продюсирования. 76
3.3 Особенности процесса продюсирования программы 《Исследования и открытия》. 80
Заключение 85
Список литературы 87
Телевизионные документальные программы имеют свой специфический стиль и форму, это научно-популярные телевизионные программы, которые описывают и сообщают о событии или о человеке в сфере общества, политики, экономики, культуры, географии, истории, военных делах и природы и т.д.. Документальные программы могут полностью и эффективно раскрыть сущность реальности, а использование художественных средств помогает обновить телевизионные техники и в итоге создать собственное творение искусства.
Рынок медиа-индустрии в Китае становится все более конкурентным и насыщенным, в погоне за идеями в искусстве в области телевизионных документальных программ всё больше внимания уделяется получению прибыли и рыночной стоимости. Сегодня существуют такие ситуации: государственный субьект продюсирования, представленный телестанциями и дочерними компаниями, имеет богатые ресурсы; у ограниченного числа крупных частных медиакомпаний есть хорошие тенденции развития; многие малые и средние частные медиакомпании находят свои собственные пути развития; часть команд по производству документальных программ и отдельных лиц освобождает телевизионную систему внутри и снаружи. В настоящее время методы продюсирования основных субьектов все еще имеют определенную проблему, рынок телевизионных документальных программ по-прежнему еще находится в стадии развития и незрелости. Изучение вопросов, связанных с методами продюсирования, поможет продюсеру выйти на документарный рынок более простым способом и продвигать индустрию телевизионных документальных программ все более успешно.
Для изучения существующих проблем в методах продюсирования телевизионных документальных программ и будущего развития продюсирования в этой статье впервые рассматривается история развития продюсирования и процесс развития выдающихся продюсеров, а затем анализируется производственный процесс и продюсерский деятельность разных производителей. Посредством сопоставления различий в методах продюсирования, вызванных отраслевыми проблемами, и анализа их причин, мы будем исследовать будущее направление развития методов продюсирования.
Актуальность темы заключается в том, что телевизионная документальная программа является важной частью искусства телевидения, однако соответствующая политика Китая, радио-телевизионная система и другие объективные факторы постоянно влияют и препятствуют ее дальнейшему развитию и становлению продюсирования. В связи с этим надо определить актуальные методы продюсирования телевизионных документальных программ, прежде всего нужно проанализировать и исследовать динамику развития и основной субьект продюсирования документальных программ на китайском телевидении, чтобы продвигать индустрию китайских телевизионных документальных программ на более профессиональное, более конкретное и более зрелое направление.
Объектом исследования являются китайские телевизионные документальные программы.
Предметом исследования являются принципы и особенности продюсирования документальных программ на китайском телевидении.
Цель исследования: выявить отличительные, характерные особенности продюсирования документальных программ и форму их реализации на китайском телевидении.
Задачи:
1. Систематизировать сведения из научной и научно-методической литературы о путях становления и развития продюсирования документальных программ на китайском телевидении;
2. Определить факторы возникновения и изменения основных производителей телевизионных документальных программ;
3. Провести всестороннее исследование методов продюсирования и выявить его специфику, применительно к сфере телевидения;
4. Выявить тенденции и перспективы развития телевизионного продюсирования документальных программ в Китае;
5. Проанализировать характерные особенности продюсирования документальной программы《Исследования и открытия》(«探索•发现»)и форм ее реализации.
Теоретическую базу диссертационного исследования составили концептуальные положения таких авторов, какPatricia Aufderheide, Dave Saunders, BillNichols, Поль Н., Лазарус Ш, Сельянов С., Дробашенко В., Малькова Л., Хе Сулю, Ху Чжифэн, ЧжанТундао, Дан Ванли, Оуян Хунчэн, Чжу Сюйхон и других. При теоретическом анализе темы исследования, связанные с книжной литературой, включают: историю документального фильма, управление продюсированием, практическое руководство на творчество, сьемку и производство, анализ документальных программ, ежегодный отраслевой отчет о документальных программах и т.д.. При книжной литературе, включают: Дан Ванли «История документального кино Китая», Ван Фу, Ву Фэнцзюнь «Искусство управления телевизионным продюсированием» и т.д..
Эмпирическую базу исследования составили труды таких авторов какХе Сулю «Отчет о развитии китайских документальных программ», Ху Чжифэн, Чжан Тундао «Научно-исследовательский отчет о развитии китайских документальных программ», а также цифровые данные, предоставленные группой Chinamcloud .
Методологическую базу диссертационного исследования состовляют эмпирический анализ,casestudy, сравнительный анализ и анализ документов. В этой работе исследование начинается с анализа современного состояния, открытия и разработки проблемы, до исследования стратегии, пытаясь в полной мере изучить актуальные проблемы продюсирования документальных программ на китайском телевидении.
Телевидение, будучи вещателем традиционных документальных фильмов, сталкивается с проблемами новых медиа, таких как Интернет и мобильное видео. Для того, чтобы соответствовать различным категориям вещателей, создателям документальных программ приходится постоянно корректировать нарративные методы, ритмы и другие элементы. Телевизионные документальные программы должны корректироваться в соответствии с текущими условиями и документальными характеристиками с точки зрения художественности, драматической эстетики, а также методов продюсирования, выбора темы и других методов производства.
Рассматривая в аспекте «соотношения вложенных капиталов к их отдаче», документальные программы по-прежнему не представляют собой продукт, который может напрямую принести большую прибыль. Трудно собрать большой объем частного капитала. Студии и отдельные личности колеблются между личной волей и потребностями в выживании. Малые и средние частные компании, главным образом, рассчитывают на удержание текущих производственных расходов, невозможно осуществить стремительное развитие. Даже крупные частные компании не могут достичь уровня государственных продюсеров, представленных CCTV и ее дочерними компаниями, которые имеют большие масштабы, ресурсы и сферу деятельности. Отношения между частными и государственными продюсерами сравнительно противоречивы. Те и другие имеют различные методы продюсирования, обусловленные системой и другими факторами, что к тому же несет в себе целый ряд проблем индустрии. Сокращение различий в методах продюсирования ведет к сокращению различий между государственными и частными продюсерами. Нарушение границ системы, полное разделение производства и вещания, создание беспристрастной обстановки, предоставление равных ресурсов, предотвращение рентоориентированного поведения могут способствовать еще большей специализации методов продюсирования, здоровому развитию индустрии документальных программ.
Несмотря на то, что индустрия документальных программ на китайском телевидении еще не созрела и производственная цепочка все еще недостаточно ясна, индустрия по-прежнему демонстрирует относительно большую осознанность. Например, репутационный эффект, направляющее потребление и др. В последние годы ситуация развития китайских телевизионных документальных программ также улучшилась. Правительство в соответствии с макрополитикой задает курс индустрии. Главное управление радио, кино и телевидение определяет время и продолжительность трансляции телевизионных документальных программ официально на бумаге. Государственные продюсеры посредством сотрудничества предоставляют частным продюсерам платформу развития. Частные продюсеры также в полной мере проявляют свободу и гибкость, активно занимаются поиском благоприятных возможностей для участия на рынке и в проектах. Несмотря на то, что оба сотрудничают и конкурируют, игнорируют и нуждаются друг в друге, будут продолжаться в течение длительного времени. Хотя нынешняя система радио и телевещания, режим производства и вещания, поиск внутренних и внешних прав системы одинаково влияют и ограничивают развитие индустрии, но с точки зрения положения комплексного развития китайских телевизионных документальных программ, экономические условия еще более ослаблены. Непрерывное углубление реформирования бюджетных организаций, непрерывное регулирование режима производства и вещания, непрерывная работа государственных и частных продюсеров, углубленное противостояние партии против коррупции и поощрение бескорыстия в конечном итоге могут способствовать каждодневному формированию и созреванию индустрии телевизионных документальных программ в Китае.
1. Andy Glynne. Documentaries: . . . and How to Make Them (Creative Essentials). Oldcastle Books; 2 edition, 2013. C.200.
2. Alan Rosenthal. Writing, Directing, and Producing Documentary Films and Digital Videos. Southern Illinois University Press; 5th edition,2015. C.386.
3. Broderick Fox. Documentary Media: History, Theory, Practice. Pearson; 1 edition, 2009. C.200.
4. Brian Schodorf. Documentary Production for Television and Film: A Documentary Production and Analysis. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. C.89.
5. Eve Light Honthaner. The Complete Film Production Handbook. Focal Press; 4 edition, 2010. C.178.
6. Searle Kochberg. Introduction to Documentary Production. Wallflower Press, 2002. C.150.
На русском языке
1. Вакурова Н., Московкин Л. Типология жанров современной экранной продукции. М.: Институт современного искусства, 1998. С. 53.
2. Донец Л. Игра под документ // Искусство кино. 2002. №2. С.34-38.
3. Дробашенко С. Феномен достоверности: очерки теории документального фильма. М.: Наука, 1972.С.182.
4. Ирвинг Дейвид К., Ри Питер В. Продюсирование и режиссура короткометражных кино- и видеофильмов / Пер. с англ. С.И. Биченко, А.П. Бойцовой, М.С. Меньшиковой, под ред. Т.Н. Яковлевой-Нельсон. –М.: ГИТР, 2008. С.208.
5. Иванов А.В. Постижение кинодраматургии, или Продюсер читает сценарий./ Учебное пособие. – М. Галерия, 2007. С. 239.
6. Келлисон К. Продюсирование на телевидении: практический подход/Кэтрин Келлисон; перевел с английского Б.С. Станкевич; науч. ред. В.Е. Максимков.- Минск: Гревцов Паблишер, 2008. С. 177.
7. Кузнецов Г., Цвик В., Юровский А., Телевизионная журналистика: Учебник / 4-е издание. М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2005. С.65.
8. Манский В. Манифест «Реальное кино» // Искусство кино. 2006. №11. С. 37-41.
9. Рабигер М. Режиссура документального экрана. М.: Учебное пособие,1999. С.73.
10. Сидоренко В.И. Планирование сроков и стоимости производства фильмов.- М.: ВГИК, 2007. С. 158.
11. Эпштейн Э. Экономика Голливуда: На чем на самом деле зарабатывает киноиндустрия?/ Эдвард Эпштейн; пер. с англ.- М: Альпина Паблишерз, 2011. С. 96.
На китайском языке
1. Би Жуйцзюнь.《Исследования и открытия》—как самая местная документальная телепрограмма в Китае//Оператор. 2007. № 18. С.134-134.
2. Ван Фу, Ву Фэнцзюнь. Искусство управления телевизионным продюсированием. Издательство Фуданьского университета. Шанхай, 2006. С.46.
3. Григорий Гудолл. Независимый продюсер: полный инструктаж от концепции довыпуска. Издательство Пекинского радиовещательного института. Пекин, 2004. С.165.
4. Дан Ванли. История документального кино Китая. Государственное издательство литературы по вопросам кино. Пекин, 2005. С.208.
5. Лу Хао. Нарратологические особенностипрограммы 《Исследования и открытия》. Университет Чжэнчжоу. Чжэнчжоу, 2007. С.78.
6. Ли Ингей. Анализ развития и тенденции организации продюсирования китайских документальныхпрограмм//Мир звукового экрана. 2015. № 2. С.35-37.
7. Лю Син. Развлечения•революция//Современная реклама. 2005.№.12. С.18-19.
8. Лан Цинсин, Ван Шуйинг. Анализ влияния внутренней конкурентоспособности промышленных кластеров. Университет Шаньси. Шаньси, 2014. С.158.
9. Лу Шо. Исследование по разделению и реформе радио и телевизионного вещания и продюсирования Китая. Хэйлунцзянский университет. Хэйлунцзян, 2012. С. 78.
10. Оуян Хунчэн. Введение в документальных программах. Издательство Университета Сычуань. Чэнду, 2005. С.138.
11. Фан Фан. История развития документальных программ Китая. Китайское драматическое издательство.Пекин, 2013. С.94.
12. Хе Сулю. Очерк по истории телевизионных документальных программ Китая.Издательство Китайского университета коммуникаций. Пекин, 2005. С. 166.
13. ХеСулю. Отчеторазвитиикитайскихдокументальныхпрограмм. Издательство общественной научной литературы. Пекин, 2011. С.123.
14. ХуЧжифэн, ЧжанТундао. Научно-исследовательский отчет о развитии китайских документальных программ. Научное издательство.Пекин, 2011. С.95.
15. Ху Чжифэн, Чжан Тундао. Научно-исследовательский отчет о развитии китайских документальных программ. Научное издательство.Пекин, 2012. С.186.
16. Ху Чжифэн, Чжан Тундао. Научно-исследовательский отчет о развитии китайских документальных программ. Научное издательство. Пекин, 2013. С.205.
17. ЦзянЮ, ФенЖуя, СюйЯн. Исследованиесовременной обстановкииндустрии документальных программ Китая 2010 года: на основе анкетного опроса продюсирования итрансляции документальных программ, производственных провинциальными телевизионными станциями и Центральным телевидением //Китайский радио и телевизионный журнал. 2011. № 5. С. 5-7.
18. ЧжуСюйхон.Эффект передачи и модель операции канала документальных программ Центрального телевидения // Телевизионные исследования. 2012. № 1. С. 34-38.
19. ЧжуСюйхон. 50-летняя годовщина китайских документальных программ // Телевизионные исследования. 2008. № 10. С. 13-16.
20. Чжэн Чженью. Введение в телевизионные культурные коммуникации. Издательство Фуданьского университета. Шанхай, 2013. С. 75.
21. Чжао Сяолинь. Анализ особенностей и тенденции развития телевизионных документальных программ //New Silk Road Horizon.2016. № 24. С.23-24.
22. Чжу Юньгуан. Инновациикитайских телевизионных документальных программ// Новостная практика.2013. № 8. С.59-60.
23. Чжу Айву. Путь к процветающемурынку китайских телевизионных документальных программ//Китайский радио и телевизионный журнал.2006. № 5. С. 43-44.
24. Чэнь Вэньюань, Ли Цзиньсун. Анализ творческих характеристикпрограммы 《Исследования и открытия》//Китайское телевидение.2017. № 12. С.71-74.
25. Ши И. Теория создания документальных программ. ИздательствоЮго-Западного Китайского университета. Чунцин, 2007. С. 177.
26. Ю Цзяо. Исследование по пути разделения и реформы радио и телевизионного вещания и продюсирования Китая. Чжэцзянский Университет. Чжэцзян, 2012. С. 148.
27. Ян Синь. Исследованиепродюсирования современных китайских телевизионных документальных программ. Институт искусствШаньдун. Шаньдун, 2016. С. 87.
28. Яо Мими. Особенности телепрограммы 《Исследования и открытия》и ееоткровениедля китайских документальных программ. Университет Сучжоу. Сучжоу, 2016. С. 96.
Электронные ресурсы
1. Ван Вэньцюань. Отчет о статусе-кво и развитии китайских документальных фильмов. // URL:https://wenku.baidu.com/view/b9166a32580216fc700afda5.html.
2. Донг Хао. Анализ методов продюсирования китайских документальных фильмов. // URL:http://www.xzbu.com/8/view-3310236.htm.
3. Луньков Д. - Джулай Л. Документальное кино - искусство следующего // URL:http://v-montaj.narod.ru/Biblio/Lunkov.zip.
4. Луньков Д. Комментарии.ру. О документалистике. // URL:http://www.kommentarii.ru/comment/4621/530.
5. Ху Яли. Особенности независимых документальных фильмов в Китае. // URL: https://wenku.baidu.com/view/f59275316294dd88d1d26b19.html.
6. Чэнь Яцзинь. О характеристиках продюсирования ранних телевизионных документальных программ Китая. // URL:http://www.cqvip.com/read/read.aspx?id=665979374.
7. Чжоу Чжоу. Проблемы и стратегии развития китайских документальных фильмов в эпоху всех СМИ. // URL:http://www.docin.com/p-1244175780.html.
8. Юань Ман. Краткий анализ документальных телевизионных программах. // URL:https://wenku.baidu.com/view/d1ace24b336c1eb91a375ded.html.