ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Внешняя политика Японии в АТР во время Холодной войны
1.1. Довоенные концепции японской внешней политики, и влияние США на формирование новой внешней политики
Японии 7
1.2. Внешняя политика Японии в АТР после подписания Сан -
Францисского мирного договора и до 1980-х гг 16
1.3. Внешняя политика Японии в 1980-х гг 43
ГЛАВА 2. Внешняя политика Японии в АТР после Холодной войны: вызовы и возможности
2.1. Основные векторы внешней политики Японии в АТР после Холодной
войны 51
2.2. Проблемы Японии в АТР: территориальные споры и проблемы
истории на современном этапе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
Актуальность исследования прежде всего связана с ролью Японии в регионе. На сегодняшний день Япония является третьей экономикой мира и второй в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Но несмотря на кажущуюся экономическую и культурную мощь, периодически новостные ленты заполняют известия о новой фазе обострения территориального конфликта Японии с другими странами региона или о требовании извинений за преступления во Второй Мировой войне.
На данный момент Япония заинтересована в укреплении своих позиций в АТР во многом через международное экономическое и культурное сотрудничество. Важно понимать, что так было далеко не всегда, и именно поэтому стоит поэтапно рассмотреть, как Япония справлялась с вызовами послевоенного времени, чтобы занять место одного из важнейших игроков в регионе.
Также Япония крайне заинтересована в обеспечении стабильности АТР, во многом для более эффективного международного сотрудничества. При этом те меры, которые японская сторона использовала для поддержания стабильности и безопасности, несколько менялись в зависимости от ситуации в регионе. По этой причине нам также кажется важным рассмотреть вопрос изменения японской внешней политики в АТР.
Степень разработанности темы. Среди существующих работ по японской внешней политике в историческом измерении можно выделить работы Д.В. Стрельцова, который рассматривает множество вопросов, касающихся Японии, будь то проблема Окинавы1 или же проблема «политики извинений»2.
Также группа авторов пишет работы более исторического характера. Например, Б.М. Афонин3, который рассматривает вопросы японской внешней политики в АТР и её развития с течением истории или М. Иокибе4, который весьма подробно описывает развитие внешней политики Японии после Второй Мировой войны.
Ряд авторов также выделяется работами по более узким темам японской внешней политики. К. Кога5 и Е.В. Колдунова6 рассматривают отношения Японии и стран Юго-Восточной Азии. В. О. Кистанов7 пишет про отношения Японии и Южной Кореи, в то время как Кузьмин К.Е.8, Турицын И.В вместе с И. Рау9, а также Чжан Туошен10 рассматривают взаимоотношения КНР и Японии.
Также есть ряд авторов, которые специализируются на территориальных конфликтах в Восточной Азии, например, А. Ю. Плотников11 или Е.А. Колегова12, которая акцентирует внимание на освещении территориальных проблем в японских СМИ.
Объектом исследования являются внешнеполитические отношения Японии со странами АТР.
Предметом исследования является изменение различных внешнеполитических процессов, которые протекали между Японией и странами АТР с конца Второй Мировой войны до конца 2010-х гг.
Цель исследования - проанализировать трансформацию внешнеполитических процессов Японии в АТР от конца Второй Мировой войны до конца 2010-х гг.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать степень влияния США на формирование внешней политики современной Японии.
2. Описать основные направления японской внешней политики в АТР после конца Второй Мировой войны.
3. Рассмотреть конфликты Японии со странами АТР на современном этапе.
Географические рамки исследования. Географические рамки Азиатско-Тихоокеанского региона не имеют чёткого определения в научной среде. Некоторые исследователи относят к нему страны Восточной, Юго- Восточной Азии, Океании, а также некоторые государства, находящиеся в Северной Америке (прежде всего, США)1. Также в последнее время заходит речь про выделение Индо-Тихоокеанского региона (в этом случае исключаются страны обеих Америк, но включаются Индия, Пакистан, Афганистан и Бангладеш).
...
После Второй Мировой войны, американская оккупационная администрация начала проводить политику демократизации Японии. Также влиянию подверглась и внешняя политика японского государства, что, прежде всего, установлено в её Конституции. Статья 9 предполагает, что страна не может создавать и иметь собственные войска, а также не имеет права вести войну. Этот фактор определял японскую внешнюю политику в первые несколько десятилетий существования послевоенного японского государства.
Также США были заинтересованы в создании в АТР союзника, которым и выступила Япония. Так как в рамках Холодной войны существовала угроза от стран социалистического лагеря, Япония вместе с США и Южной Кореей сформировали «треугольник безопасности» в АТР, чтобы поддерживать стабильность в регионе.
Тем не менее не совсем корректно предполагать, что Япония была полностью зависимой от США. Разумеется, первые версии договора о безопасности устанавливали отношения между странами как неравноправные, но важно понимать, что Соединённые Штаты прекрасно понимали, чем им грозит настолько сильное ограничение Японии, именно поэтому по ряду вопросов (в том числе и территориальным) со стороны США совершались уступки.
Япония также смогла нормализовать отношения со странами региона, используя свой экономический ресурс, более того, эта помощь смогла укрепить японскую промышленность, так как изначально экономическая помощь предоставлялась в виде товаров и услуг. Выплата репараций, принесение извинений и пацифистская внешняя политика, направленная на развитие сотрудничества, на наш взгляд, укрепила позиции Японии в качестве «члена Азии», и дала возможность странам АТР воспринимать Японию как лидера региона.
1970-1980-е гг. стали для Японии годами, своего рода, расцвета. Именно в этот период экономическая мощь Японии достигла своего пика, а значит и достигла пика та экономическая помощь, которую Япония предоставляла другим странам. Это значит, что авторитет Японии в тот момент вырос ещё сильнее. Также это подтверждается тем, что Япония начала играть роль в АСЕАН, а также стала одной из стран-основательниц АТЭС наравне с Австралией.
Несмотря на де-юре «победу» в Холодной войне, фактически Япония скорее проиграла. Экономический пузырь, и последовавший за ним Азиатский финансовый кризис не остановило Японию от предоставления ОПР странам Юго-Восточной Азии, что, безусловно, улучшило их мнение об Японии, но такие действия могли вызывать некоторые вопросы внутри Японии. Несмотря на это 1990-е гг. стали революционными в вопросе использования японских миротворцев за границей. Так, впервые японские миротворцы участвовали в миссии ООН в Камбодже, а затем принимали участие и в других горячих точках, например, в Ираке.
На современном этапе японская внешняя политика не слишком сильно изменилась с 1970-1980-х гг., хотя объёмы ОПР всё же внушительно снизились. Япония так же старается поддерживать дружественные отношения со своими соседями, отдавая предпочтение культурному и торговому обмену, развитию инвестиционных связей. Однако несмотря на довольно близкие отношения со странами АСЕАН и с Австралией, а также на стратегическое партнёрство с Южной Кореей, позиции Японии в АТР (в особенности в Восточной Азии) весьма шаткие.
Два наиболее влиятельных игрока в Восточной Азии - это КНР и Республика Корея. С каждой из этих стран у Японии есть неразрешённые дипломатические конфликты, связанные с территориями и проблемами прошлого. Как территориальные конфликты, так и проблемы исторической памяти не выходят за рамки дипломатических кризисов, которые не приводят к реальным мерам со стороны государств (например, санкции). Тем не менее важно понимать, что эти проблемы всё же затрудняют более глубокое развитие отношений, но на данный момент не видно возможностей для реального разрешения этих конфликтов.
1. lokibe, M., & Robert D. Eldridge. (2011). The Diplomatic History of Postwar Japan (1st ed.). New York: Taylor & Francis group, 264 p.
2. Афонин Б.М. Внешняя политика Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2022. №38, с. 7-23.
3. Афонин Б.М. Политика Японии в АТР: основные тенденции и направления // Территория новых возможностей. 2014. №4 (27), с. 23-33.
4. Афонин Б.М. ЯПОНИЯ 2010. КРАТКИЙ ОБЗОР ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2011. №1, с. 20-28.
5. Гриванов Роман Игоревич Роль США в формировании внешней политики Японии // Россия и АТР. 2011. №2, с. 187-193.
6. Добринская О.А. О некоторых аспектах эволюции внешней политики Японии // Японские исследования. 2018. №2, с. 23-37.
7. Журавлёв В.Е. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ И ИСТОРИКОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ, ЕЁ ФОРМИРУЮЩИЕ // Вестник «ИМЦ». 2021. №4 (33), с. 5-13.
8. Иванова И. И. Внешняя политика и дипломатия Японии // Вологдинские чтения. 2007. № 62-1, с. 55-58.
9. Кистанов В.О. Отношения между Японией и Южной Кореей: проблемы, тенденции, перспективы // Японские исследования. 2019. №3, с. 33-48.
10. Кожевников В.В. «Сакоку» во внешней политике Японии (политика самоизоляции) // Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2018. №18, с. 160-172.
11. Колдунова Е.В. Феномен трансформации отношений Японии и стран Юго-Восточной Азии во второй половине XX - начале XXI в.: опыт для России // Японские исследования. 2021. №3, с. 102-116.
12. Колегова Елена Александровна Отражение в японских средствах массовой информации проблемы спорных островов Сэнкаку (Дяоюйдао) // Россия и АТР. 2014. №3 (85), с. 134-149.
13. Кузьмин К.Е. ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙСКО -ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ // Известия Лаборатории древних технологий. 2021. №2 (39), с. 238-248.
14. Овчинникова С.Э. «Общество изучения Сёва» и его роль в создании проекта «Великой Восточно-Азиатской сферы сопроцветания», 1933-1940 годы // Вестник СПбГУ. Востоковедение. Африканистика. 2013. №2, с. 34-42.
15. Пестушко, Ю. С. Внешняя политика Японии в 1894-1907 гг.: на пути превращения в континентальную державу // Россия и АТР. 2020. № 1(107), с. 118-128.
... всего 48 источников