Введение 3
Глава 1 Теоретико-методическое освещение применения фитнес-аэробики в высших учебных заведениях и эмоциональная составляющая в спорте
«фитнес-аэробика» 11
1.1 Фитнес-аэробика в высших учебных заведениях 11
1.2 Эмоциональная составляющая в спорте. Влияние
эмоционального состояния спортсменов на спортивный результат в фитнес-аэробике 18
Глава 2 Методы и организация исследования 34
2.1 Методы исследования 34
2.2 Организация исследования 49
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 51
3.1 Обоснование подобранного комплекса упражнений для учебно- тренирововчного процесса у студентов-спортсменов по фитнес- аэробике 51
3.2 Результаты исследования эмоционального состояния студентов-
спортсменов в ходе педагогического эксперимента 56
3.3 Результаты исследования уровня технической подготовленности
студентов-спортсменов в ходе педагогического эксперимента 64
3.4 Результаты исследования уровня развития физической подготовленности студентов-спортсменов в ходе педагогического
эксперимента 69
Заключение 81
Список используемой литературы 83
Актуальность исследования. С каждым годом заинтересованность в занятиях спортом и физической культурой среди подростков и молодежи снижается. Высокая загруженность в школе и университете ведет к сидячему образу жизни и низкой двигательной активности, что отрицательно влияет на здоровье учащихся [30], [49].
Здоровый образ жизни является одной из самых важных составляющих благополучного существования человека. Большое влияние на формирование крепкого здоровья имеет регулярная двигательная активность, которая в полной мере может быть обеспечена занятиями физической культурой и спортом [33], [53].
Многие специалисты в области физической культуры и спорта обращают внимание на низкую двигательную активность населения и говорят о высокой роли ввлияния занятий физической культурой и спортом на здоровье человека [8], [24], [30], [47], [52], [62], [65].
В работе А.Д. Лифанова, Г.Д. Гейко и А.Г. Хайруллина говорится о важности физической культуры и спорта для здоровья студентов [33]. В.И. Гаврилова, Л.Г. Рубис, Т.Ю. Тарасеня упоминают о том, что одной из главных задач высших учебных заведений является формирование и воспитание у обучающихся осознанного подхода к своему здоровью [15]. В научной работе Е.Д. Санникова, Н.М. Каримова, Л.А. Шинкарюк и А.С. Мишина говорится об отрицательном влиянии постоянной высокой интеллектуальной нагрузки и низкой двигательной активности на психику обучающихся, и о положительном влиянии занятий физкультурой и спортом на здоровье [47].
В настоящие время для повышения интереса к занятиям спортом и физической культурой высшие учебные заведения стараются внедрять в процесс обучения новые молодые виды спорта.
Одним из таких видов спорта является фитнес-аэробика [3], [11], [12], [21], [30].
Фитнес-аэробика - это красивый, массовый и один из самых доступных видов спорта. Сочетание музыки, танцевальных движений, физических упражнений и красивых костюмов все больше привлекает людей разного возраста в этот спорт. Также данный вид спорта является низко травматичным, что также важно.
Фитнес-аэробика берет свое начало в середине XIX века. В то время это были простые физические упражнения под ритмическую музыку.
Большое развитие данному направлению дала американская актриса Джейн Фонда [60].
Сегодня студенты, выбирая занятия по фитнес-аэробике не только поддерживают свое здоровье, но также получают эстетическое удовольствие. Занятия перед зеркалом под музыкальное сопровождение улучшают настроение и физическую форму занимающихся [10].
В университетах занятия по фитнес-аэробике можно поделить на два направления. Это оздоровительная аэробика, которой занимаются учебные группы университетов в рамках учебной программы по физической культуре и фитнес-аэробика, как вид спорта, которая выражается в виде сборной команды университета, куда идет отбор талантливых перспективных учащихся [11].
Существует большое количество различных видов аэробики (свыше 200). В данной работе фитнес-аэробика будет рассматриваться как спорт высших достижений, где главной целью является спортивный результат.
Одной из важных составляющих в спорте является физические качества спортсмена. Данные качества воспитываются в спортсменах с самого детства. Сначала гибкость и ловкость, потом сила и быстрота, и выносливость годами нарабатывается с помощью большого количества упражнений, которые с годами становятся сложнее и разнообразнее. Таким образом, вырастая во взрослого спортсмена, человек обладает хорошими физическими качествами.
Также немало важным в спорте является и техническая составляющая. Спортсмен должен быть не только сильным и быстрым, но и технически правильно выполнять все движения и упражнения, которые свойственны тому или иному виду спорта. И если воспитание физических качеств для всех видов спорта примерно одинаково (особенно на начальных этапах), то техническая составляющая как раз и отличает виды спорта друг от друга. Где то нужно технически правильно выполнить прыжок в шпагат, а где то технически правильно выполнить рывок, в легкой атлетике необходимо правильно преодолевать препятствия, а в фигурном катании необходимо правильно выполнять скольжение, и так далее.
...
В соответствии с поставленными в магистерской диссертации задачами, проведенное педагогическое исследование позволило в заключении сформулировать следующие выводы:
- в ходе исследовательской работы были определены исходные показатели физической и технической подготовленности студентов- спортсменов КГ и ЭГ;
- определены исходные показатели эмоционального состояния студентов-спортсменов КГ и ЭГ;
- между сравниваемыми группами по исходным показателям эмоционального состояния, физической и технической подготовленности не было выявлено достоверных различий. Что позволяет судить об одинаково подобранных группах:
- подобран комплекс упражнений, направленных на улучшение эмоционального состояния студентов-спортсменов;
- в результате сравнения показателей физической подготовленности ЭГ и КГ после педагогического эксперимента можно сделать вывод, что введенный в учебно-тренировочный процесс комплекс упражнений имел не значительное влияние на итоговый результат данных показателей;
- при сравнение показателей эмоционального состояния и показателей технической подготовленности ЭГ и КГ были выявлены достоверные различия, что позволяет судить об эффективности подобранного комплекса упражнений;
- по итогам проведения педагогического эксперимента определили прирост показателей эмоционального состояния в двух исследуемых группах. При этом достоверный прирост по всем тестам наблюдался только у студентов-спортсменов экспериментальной группы (Р<0,05). У студентов-спортсменов контрольной группы достоверный прирост (Р<0,05) наблюдался только в тесте Е.А.Калинина «Общий уровень мотивации»;
- после проведения педагогического эксперимента определили прирост основных показателей технической подготовленности в фитнес-аэробике в обеих исследуемых группах. Достоверный прирост по всем показателям был выявлен у студентов-спортсменов эксперементальной группы (Р<0,05). У студентов-спортсменов контрольной группы достоверный прирост (Р<0,05) был только одного показателя - прыжок «шпагат».
Проведенное исследование позволило сделать практические рекомендации. Для совершенствования технической подготовленности студентов-спортсменов, занимающихся фитнес-аэробике в учебно- тренирововчные занятия рекомендуется включать комплекс упражнений, направленных на повышение эмоционального состояния спортсменов.
1. Айвазова, Е.С. Формирование эмоциональной сферы студентов в процессе занятий фитнес-аэробикой / Е.С.Айвазова, Ю.А.Соколова. - Текст: электронный// THE SCIENTIFIC HERITAGE: журнал. - г.Будапешт, 2021., № 81-4 (81). - С.33-36. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47488590.
2. Алымова, И.А. Престижность занятий физическойкультурой в
общеобразовательных школах/ И.А. Алымова, Е.А. Константинова - Текст: электронный // Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения/ Сборник трудов конференции. - г.Омск, 2022 - С.122-125. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=49287417.
3. Антонова, Э.Р. Фитнес-аэробика как вид спорта [Текст]: учебное пособие/ Э.Р. Антонова, О.А. Иваненко. - Челябинск: Изд-во Юж-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. - 159с.
4. Априщенко, Л.И. Влияние эмоций на спортивный результат.
Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей/ Л.И. Априщенко - Пермь, 2018. - С.171. Текст:
электронный// URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34861881.
5. Афанасьева, В.Е. Проблемы положительных эмоций при занятии
физической культурой и спортом/ В.Е. Афонасьева. - Текст: электронный// Новые педагогические исследования/ Сборник статей Международной научно-практической конференции - г.Пенза, 2020. - С.211-213 - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42640563.
6. Бабушкин, Г.Д. Психология спорта высших достижений: учебное пособие для магистрантов / Г.Д. Бабушкин - Саратов: Вузовское образование, 2020. - 358 с.
7. Бабушкин, Г.Д. Психология физического воспитания и спорта
[Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Г.Д. Бабушкин,
Б.П. Яковлев— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2023.— 846 c.— Режим доступа: https://ipr-smart.ru/124165.—IPR SMART, по паролю. - DOI: https://doi.org/10.23682/124165.
8. Базан, А.В. Влияние физической культуры и спорта на
всестороннее развитие личности и здорового образа жизни человека в условиях современного мира/ А.В. Базан, Д.А. Кожин. - Текст: электронный// Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии/ Сборник материалов 23-й всероссийской научно-методической конференции. - г.Иркутск, 2018. -
С.127-130. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32758716_39404580.pdf.
9. Борисова, А.А. Новые аспекты исследований эмоционального
интеллекта спортсменов./ А.А. Борисова. - Текст: электронный//
Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения/ Сборник материалов XIX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - г. Сургут, 2020. - С. 140-144. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46234384.
10. Борисова, Ю.С. Положительное влияние музыки и упражнений фитнес-аэробики на эмоциональную сферу студентов/ Ю.С. Борисова,
А.Е. Захарченко, Ю.Г. Косякова, А.С. Павлюкова. - Текст: электронный// Тенденции развития науки и образования: журнал. - г.Самара, 2022., № 81-4. - С.19-21. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48040843.
11. Брызгалова, М.В. Организационно-методические требования по фитнес-аэробике в вузе: учебно-методическое пособие / М.В. Брызгалова, Э.Г. Бедрина, Л.А. Каймакчи. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 64 с.
12. Булгакова, О.В. Фитнес-аэробика: учебное пособие /
О.В. Булгакова, Н.А. Брюханова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2019. — 112 c. — Текст: электронный // Цифровой
образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/100144.html.
13. Валкина, Н.В. Теория и методика проведения тестов для
определения уровня физической подготовленности студентов, занимающихся физической культурой и спортом: методическое пособие / Н.В. Валкина, Н.С. Григорьева, С.Н. Башкайкина. — Ульяновск: Ульяновский
государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2015. — 59 с. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/59186.html.
14. Гаврилин, А.А. Психологические особенности спортивной
деятельности/ А.А. Гаврилин, А.В. Гаврилина - Текст: электронный// Сборник материалов XX Юбилейной международной научно-практической конференции - Сургут, 2022. - С.149-151 - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48078981.
15. Гаврилов, В.И. Физическая культура и спорт. Практика
педагогических игр в психологическом воспитании студентов: учебное пособие / В.И. Гаврилов, Л.Г. Рубис, Т.Ю. Тарасеня. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. — 98 с. — Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART:
...
65 источников