Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ о значении развития гибкости и координационных способностей у девочек 7-9 лет, занимающихся «Чир- джазом» 10
1.1 Характеристика вида спорта «Чир спорт». Его основные
спортивные дисциплины 10
1.2 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 13
1.3 Понятия «гибкость» и «координационные способности» 19
Глава 2 Цель, задачи, методы и организация исследования 30
2.1 Цель и задачи исследования 30
2.2 Методы исследования 30
2.2 Организация исследования 40
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 42
3.1 Обоснование использования средств фитнес-технологий в
учебно-тренировочных занятиях с девочками 7-9 лет, занимающимися "Чир-джазом" 42
3.2 Сравнительная характеристика показателей гибкости и
координационных способностей в ходе проведения исследовательской работы 52
Заключение 64
Список используемой литературы 65
Актуальность исследования. В последнее время наблюдается развитие вида спорта Чирлидинг [76], [83], [88]. Данный вид спорта нашел признание Международного олимпийского комитета на 138 сессии 20 июля 2021 года. Уже в 2024 году на Олимпийских играх в Париже Чирлидинг, как вид спорта, будет дебютировать. В связи с этим, он становится ещё более популярным. Л.В. Патрушева подчеркивает, что «Черлидинг - один из молодых и динамично развивающихся видов спорта в нашей стране. Он органично сочетает в себе элементы шоу и спорта. Кроме того, черлидинг является самостоятельным видом спорта, он успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность других видов спорта».
Данный вид спорта соединяет в себе, как отмечает Л.В. Патрушева, «акробатику, красоту, грацию и пластику». Далее в литературе отмечается, что «черлидинг (от англ. cheer - одобрительное восклицание и lead - управлять) - группа поддержки для команд различных видов спорта» [66].
По данным авторов А. Г. Лавреновой и А. С. Трескиной в статье отмечается, что в России данный вид спорта появился относительно недавно. Вид спорта Черлидинг с 2014 года был переименован в правилах соревнований и стал называться, как «Чир спорт» [43].
Сегодня в правилах по виду спорта «Чир спорт», утвержденных приказом Министерства спорта РФ от 3 декабря 2020 года, выделяется ряд спортивных дисциплин. Они «делятся на три группы: артистические - "чир перфоманс"("cheer performance"), акробатические - "чирлидинг"("cheerleading") и "батон-твирлинг"». Рассматриваемая нами в работе спортивная дисциплина «Чир-джаз-группа» относится к первой группе "чир перфоманс"("cheer performance") [71].
Авторами статьи А. Г. Лавреновой и А. С. Трескиной отмечается, что «Дисциплина «чир-джаз группа» включает все джазовые разновидности стиля, технические элементы и командное взаимодействие в целом». Далее они подчеркивают, что «особое внимание в этой дисциплине уделяется поворотам. Критерием их оценивания являются такие составляющие, как устойчивость пируэта, соблюдение равновесия, количество вращений, техничность исполнения и четкое завершение элемента» [43].
В правилах по виду спорта также обращается внимание, что при оценке композиции чир-джаз-группы обращается внимание на:
- «корректное исполнение прыжков, липов, пируэтов, поддержек и т.д.;
- корректное положение частей тела: рук, бедер ног, стоп; контроль тела, натянутость, баланс и т.д.;
- синхронное исполнение всеми членами группы в соответствии с музыкой;
- четкое, внятное исполнение движений каждым членом группы. "Одинаковость";
- соблюдение дистанций и равнений всеми членами группы во время исполнения композиции, перемещений и др.» [71].
Все перечисленные оценочные критерии, требуют от спортсменов в этом виде спорта разностороннего развития всех физических качеств. В особенности на начальном этапе обучения по данному спорту в возрасте 7-9 лет, учитывая сенситивные периоды развития физических качеств, большое значение имеет развитие гибкости и координационных способностей.
Изучение научно-методической литературы показало, что вид спорта достаточно молодой и ещё недостаточно проведено исследований по выбранному направлению.
Таким образом, актуальностью исследования является подбор средств для развития гибкости и координационных способностей у девочек 7-9 лет, занимающихся "Чир-джазом".
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс с девочками 7-9 лет, занимающихся "Чир-джазом".
Предмет исследования: средства фитнес-технологий, направленные на улучшение гибкости и координационных способностей у девочек 7-9 лет, занимающихся "Чир-джазом".
...
На основании проведенной исследовательской работы по окончанию педагогического эксперимента пришли к выводам:
- Первоначальные данные тестирования гибкости и
координационных способностей до педагогического эксперимента не выявили достоверного различия (Р>0,05) в пользу какой-либо группы экспериментальной или контрольной, что позволило судить об одинаково подобранных группах.
- Были специально подобраны и включены в содержание учебно- тренировочных занятий девочек 7-9 лет, занимающихся "Чир- джазом", средства фитнес-технологий (стретчинг, йога, фитнес- аэробика, фитбол-аэробику, упражнения на полусфере, хореографические упражнения, акробатические упражнения).
- Повторное тестирование после проведения педагогического эксперимента выявило достоверное различие (P<0,05) по всем показателям, характеризующим гибкость и координационные способности в пользу девочек экспериментальной группы.
- Сравнительная характеристика данных тестирования до и после проведения педагогического эксперимента позволила выявить прирост по показателям гибкости в двух исследуемых группах. Однако наибольший достоверный прирост по всем тестам выявили у девочек 7-9 лет экспериментальной группы.
- Сравнительная характеристика данных тестирования по показателям координационных способностей до и после проведения педагогического эксперимента, также позволила выявить прирост в двух исследуемых группах. При этом достоверный прирост по всем тестам выявили у девочек 7-9 лет ЭГ, а у девочек КГ достоверный прирост (Р<0,05) произошел только по тесту «Стойка на одной ноге с закрытыми глазами».