Постоянное представительство в российских международных налоговых соглашениях
|
Введение 3
Глава 1. Постоянное представительство в международном налогообложении 6
§1. Значение понятия «постоянное представительство» для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения 6
§2. Основной вид постоянного представительства: подход модельной конвенции ОЭСР и ООН 16
§3. Иные виды постоянного представительства в соответствии с МК ОЭСР и ООН 29
Глава 2. Особенности применения концепции постоянного представительства в российских международных налоговых договорах 49
§1. Особенности российского подхода к определению основного вида постоянного представительства в соглашениях об избежании двойного налогообложения 49
§2. Особенности российского подхода к определению иных видов постоянного представительства в соглашениях об избежании двойного налогообложения 57
Заключение 69
Список литературы 75
Глава 1. Постоянное представительство в международном налогообложении 6
§1. Значение понятия «постоянное представительство» для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения 6
§2. Основной вид постоянного представительства: подход модельной конвенции ОЭСР и ООН 16
§3. Иные виды постоянного представительства в соответствии с МК ОЭСР и ООН 29
Глава 2. Особенности применения концепции постоянного представительства в российских международных налоговых договорах 49
§1. Особенности российского подхода к определению основного вида постоянного представительства в соглашениях об избежании двойного налогообложения 49
§2. Особенности российского подхода к определению иных видов постоянного представительства в соглашениях об избежании двойного налогообложения 57
Заключение 69
Список литературы 75
Постоянное представительство является одной из центральных концепций при налогообложении деятельности иностранных организаций. Она имеет значение не только при налогообложении прибыли организации, но и, например, при налогообложении пассивных доходов.
С течением времени предприниматели используют все более разные способы ведения хозяйственной деятельности на территории государства, что связано не только с желанием минимизировать налоговые издержки, но и с развитием, в частности, цифровых возможностей, а также с нуждами потребителей. Однако концепция постоянного представительства, которая была впервые изобретена в начале 20 века, не всегда отвечает этим современным тенденциям и не всегда способна соответствовать целям ее введения.
При этом следует обратить внимание на то, что термин «постоянное представительство» содержится в модельных актах и российских соглашениях об избежании двойного налогообложения, а также используется в налоговом законодательстве, в частности в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Кроме того, концепции постоянного представительства посвящены и иные международные акты, так, например, в связи с некоторыми проблемами, с которыми столкнулась Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), странами-участницами был принят план BEPS (план мероприятий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения). Однако детальный анализ правового регулирования той деятельности, которая ведется через постоянное представительство, предлагаемого в рамках Налогового кодекса Российской Федерации и плана BEPS находится за пределами нашего исследования.
В рамках настоящей работы нами были исследованы положения российских соглашений об избежании двойного налогообложения, которые определяют правовой режим постоянного представительства. Именно правовое регулирование статуса постоянного представительства, содержащееся в российских соглашениях об избежании двойного налогообложения, является центральным вопросом выпускной квалификационной работы.
Нами также были проанализированы и некоторые модельные акты, положения которых крайне схожи с положениями соглашений об избежании двойного налогообложения.
Понятие постоянного представительство является предметом как российских, так и зарубежных исследований. Так, например, концепции постоянного представительства уделяли внимание следующие авторы: Яруллина Г.Р., Коннов О. Ю., Викулов К.Е., Фогель К., Ланг М., Реймер Э., Скаар А., Коббетски М. и др.
Институт постоянного представительства в Российской Федерации (далее – РФ) мало изучен. Исследования, которые проводились российскими авторами были сфокусированы на национальном регулировании. В настоящей же работе проведен анализ содержания российских соглашений об избежании двойного налогообложения и модельных актов. Таких исследований, целью которых был бы именно анализ статуса постоянного представительства, содержащегося в российских соглашениях об избежании двойного налогообложения, не существует в настоящий момент в отечественной науке.
Кроме того, большинство источников, на основании которых можно сделать вывод о том или ином состоянии концепции постоянного представительства, изданы на английском языке. В отечественной науке такого рода исследования являются немногочисленными.
Целью настоящей работы является полноценный анализ статуса постоянного представительства и правового регулирования деятельности, приводящей к возникновению постоянного представительства, содержащихся в отечественных соглашениях об избежании двойного налогообложения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) анализ значения термина «постоянное представительство» для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения;
2) исследование основного вида постоянного представительства в соответствии с подходом модельных конвенций ОЭСР (далее – МК ОЭСР) и Организации объединенных наций (далее – МК ООН);
3) исследование иных видов постоянного представительства в соответствии с модельными конвенциями ОЭСР и ООН;
4) выявление особенностей российского подхода к определению основного вида постоянного представительства в соглашениях об избежании двойного налогообложения;
5) особенности российского подхода к определению иных видов постоянного представительства в соглашениях об избежании двойного налогообложения.
Поставленные цели и задачи предопределили структуру исследования.
Настоящая работа состоит из двух глав.
Первая глава посвящена концепции постоянного представительства в международном налогообложении. В рамках первой главы работы нами рассмотрено значение постоянного представительства для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения, в частности, рассмотрено понятие «прибыль предприятия», соотношение статьи 7 модельной конвенции ОЭСР с иными статьями, посвященными иным доходам. Кроме того, нами было проанализировано само понятие постоянного представительство, цели его введения, виды, а также те критерии модельных конвенций, удовлетворение которых приводит к возникновению постоянного представительства на территории иностранного государства.
Во второй главе работы нами представлено исследование особенностей применения концепции постоянного представительства в российских международных налоговых договорах. В основу главы был положен сравнительный анализ положений о постоянном представительстве во всех действующих российских соглашениях об избежании двойного налогообложения.
С течением времени предприниматели используют все более разные способы ведения хозяйственной деятельности на территории государства, что связано не только с желанием минимизировать налоговые издержки, но и с развитием, в частности, цифровых возможностей, а также с нуждами потребителей. Однако концепция постоянного представительства, которая была впервые изобретена в начале 20 века, не всегда отвечает этим современным тенденциям и не всегда способна соответствовать целям ее введения.
При этом следует обратить внимание на то, что термин «постоянное представительство» содержится в модельных актах и российских соглашениях об избежании двойного налогообложения, а также используется в налоговом законодательстве, в частности в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Кроме того, концепции постоянного представительства посвящены и иные международные акты, так, например, в связи с некоторыми проблемами, с которыми столкнулась Организация экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), странами-участницами был принят план BEPS (план мероприятий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения). Однако детальный анализ правового регулирования той деятельности, которая ведется через постоянное представительство, предлагаемого в рамках Налогового кодекса Российской Федерации и плана BEPS находится за пределами нашего исследования.
В рамках настоящей работы нами были исследованы положения российских соглашений об избежании двойного налогообложения, которые определяют правовой режим постоянного представительства. Именно правовое регулирование статуса постоянного представительства, содержащееся в российских соглашениях об избежании двойного налогообложения, является центральным вопросом выпускной квалификационной работы.
Нами также были проанализированы и некоторые модельные акты, положения которых крайне схожи с положениями соглашений об избежании двойного налогообложения.
Понятие постоянного представительство является предметом как российских, так и зарубежных исследований. Так, например, концепции постоянного представительства уделяли внимание следующие авторы: Яруллина Г.Р., Коннов О. Ю., Викулов К.Е., Фогель К., Ланг М., Реймер Э., Скаар А., Коббетски М. и др.
Институт постоянного представительства в Российской Федерации (далее – РФ) мало изучен. Исследования, которые проводились российскими авторами были сфокусированы на национальном регулировании. В настоящей же работе проведен анализ содержания российских соглашений об избежании двойного налогообложения и модельных актов. Таких исследований, целью которых был бы именно анализ статуса постоянного представительства, содержащегося в российских соглашениях об избежании двойного налогообложения, не существует в настоящий момент в отечественной науке.
Кроме того, большинство источников, на основании которых можно сделать вывод о том или ином состоянии концепции постоянного представительства, изданы на английском языке. В отечественной науке такого рода исследования являются немногочисленными.
Целью настоящей работы является полноценный анализ статуса постоянного представительства и правового регулирования деятельности, приводящей к возникновению постоянного представительства, содержащихся в отечественных соглашениях об избежании двойного налогообложения.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) анализ значения термина «постоянное представительство» для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения;
2) исследование основного вида постоянного представительства в соответствии с подходом модельных конвенций ОЭСР (далее – МК ОЭСР) и Организации объединенных наций (далее – МК ООН);
3) исследование иных видов постоянного представительства в соответствии с модельными конвенциями ОЭСР и ООН;
4) выявление особенностей российского подхода к определению основного вида постоянного представительства в соглашениях об избежании двойного налогообложения;
5) особенности российского подхода к определению иных видов постоянного представительства в соглашениях об избежании двойного налогообложения.
Поставленные цели и задачи предопределили структуру исследования.
Настоящая работа состоит из двух глав.
Первая глава посвящена концепции постоянного представительства в международном налогообложении. В рамках первой главы работы нами рассмотрено значение постоянного представительства для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения, в частности, рассмотрено понятие «прибыль предприятия», соотношение статьи 7 модельной конвенции ОЭСР с иными статьями, посвященными иным доходам. Кроме того, нами было проанализировано само понятие постоянного представительство, цели его введения, виды, а также те критерии модельных конвенций, удовлетворение которых приводит к возникновению постоянного представительства на территории иностранного государства.
Во второй главе работы нами представлено исследование особенностей применения концепции постоянного представительства в российских международных налоговых договорах. В основу главы был положен сравнительный анализ положений о постоянном представительстве во всех действующих российских соглашениях об избежании двойного налогообложения.
В рамках настоящей научно-исследовательской работы нами был проанализирован правовой подход к регулированию деятельности, которую иностранная организация ведет через постоянное представительство, в соответствии с подходами модельной конвенции ОЭСР и модельной конвенции ООН, а также было произведено сравнение указанного подхода и подхода российских соглашений об избежании двойного налогообложения.
Нами были сделаны следующие выводы применительно к международному подходу к определению понятия постоянного представительства и правовому регулированию его деятельности:
Во-первых, концепция постоянного представительства имеет своей целью более справедливое распределение налогового бремени, предоставление права на налогообложение государству, у которого, по общему правилу, отсутствует такое право, а также служит действующим механизмом противодействия налоговым злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков. Так, постоянное представительство не является новым видом налогоплательщика, данная концепция лишь характеризует статус иностранной организации.
Во-вторых, понятие “постоянное представительство” сформулировано довольно широко и носит оценочный характер. Наиболее корректное понимание статуса постоянного представительства складывается при анализе не только определения понятия постоянного представительства, содержащееся в ст. 5 МК ОЭСР и МК ООН, которое само по себе не дает понимания того, что такое постоянное представительство, но и перечня видов деятельности, осуществление которых может приводить или не приводить к образованию постоянного представительства не территории иностранного государства. Кроме того, необходимо изучить и комментарии к МК ОЭСР, положения которых более подробно раскрывают понятие постоянного представительства, а также мнения исследователей, которые не всегда согласны с действующим правовым регулированием. Такое подробное регулирование имеет некую неопределенность и противоречия. Так, например, в модельных конвенциях и комментариях к ним отсутствует какое-либо указание на то, истечение какого именно периода времени приводит к возникновению фиксированного места деятельности. На основании анализа практики применения указанного положения различными государствами следует сделать вывод о разных периодах, которые устанавливаются государствами самостоятельно.
Таким образом, налогоплательщики сталкиваются с огромным массивом правовой информации, которая не дает четкого ответа на вопрос, возможно ли возникновение постоянного представительства в той или иной ситуации.
Во-вторых, меры, которые применяются в рамках плана BEPS, подтверждают необходимость пересмотра концепции постоянного представительства. В связи с развитием способов ведения предпринимательской деятельности, а также в связи с развитием цифрового бизнеса концепция нуждается не во введении единичных поправок, а в полноценном и всестороннем пересмотре определения понятия постоянного представительства.
Кроме того, изменения, предлагаемые ОЭСР, расширяют сферу применения концепции постоянного представительства, однако такие меры не отвечают целям противодействия налоговым злоупотреблениям, а лишь возлагают дополнительную нагрузку на налогоплательщиков.
Также отметим, что поправки предполагают, что МК ОЭСР отдает предпочтение принципу взимания налога у государства источника, хотя изначально МК ОЭСР придерживалась как раз иного принципа взимания налога.
Что касается российского подхода, отметим следующее:
В российских соглашениях об избежании двойного налогообложения прослеживается единый подход к регулированию статуса постоянного представительства. Те различия, которые были нами обнаружены, в большинстве своем, свидетельствуют не о наличии абсолютно нового подхода. Такие различия могут быть связаны с трудностями перевода модельных конвенций, а также с формулировками, содержащимися в иностранном законодательстве, а также свидетельствуют об особенностях ведения предпринимательской деятельности и рыночных отношений в том или ином государстве. Так, например, включение в перечень примеров того, что включается в термин постоянное представительство, сельскохозяйственного имущества в соглашении об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Австралией связано с распространением ведения сельского хозяйства на территории Австралии.
Таким образом, государства с помощью концепции постоянного представительства могут реагировать на те или иные тенденции рыночных отношений и влиять на размер налоговых поступлений в бюджетную систему. В таком подходе можно проследить некую обоснованность, так как постоянное представительство характеризует степень присутствия организации на территории иностранного государства, когда связь с государством недостаточно прочная для признания такой организации резидентом, однако предприятие пользуется «благами» страны так, будто бы является ее резидентом.
Кроме того, российский законодатель не пытается изменить международный подход и берет МК ОЭСР и МК ООН за основу для своих соглашениях об избежании двойного налогообложения. Однако в связи с этим не решаются те проблемы, которые возникают в международном подходе к определению понятия постоянного представительства. В некоторых случаях российский законодатель даже усложняет существующее регулирование. Так, например, при установлении критериев возникновения постоянного представительства в виде строительной площадки в соглашении России и Сирии указано, что строительная площадка или монтажный или сборочный объект образуют постоянное представительство, если они существуют более 6 месяцев. В исключительных случаях будут применяться положения контрактов, оформленных должным образом. В соглашении об избежании двойного налогообложения с Индией содержится положение о том, что строительная площадка образуется при ведении определенной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев. Однако компетентные органы Договаривающихся Государств могут в особых случаях по взаимному согласию считать надзорную деятельность, связанную со строительной площадкой или строительным, монтажным или сборочным объектом, как не создающую постоянное представительство также в случаях, когда продолжительность работ на строительной площадке или строительном, монтажном или сборочном объекте превышает 12 месяцев.
Отметим, что при указанном регулировании в и так непростую в восприятии и достаточно массивную концепцию постоянного представительства включена некоторая диспозитивность, не позволяющая оценить налоговые последствия ведения предпринимательской деятельности на территории иностранного государства заранее.
Немаловажным в постановке проблемы применения концепции постоянного представительства является то, что большую часть правового регулирования, примеров, которые позволяют наиболее полно понять, что из себя представляет постоянное представительство, содержатся в комментариях к модельным конвенциям. Однако вопрос статуса таких комментариев и возможности их применения является весьма дискуссионным. Кроме того, применительно к российскому подходу, отметим, что отсутствует официальный перевод комментариев к МК ОЭСР, что только затрудняет положение российских налогоплательщиков и подтверждает сложность применения концепции постоянного представительства.
Далее – в некоторых соглашениях были обнаружены дополнительные критерии возникновения постоянного представительства. Ряд таких дополнительных критериев, например, критерии возникновения постоянного представительства в сфере страхования и в сфере услуг, не является новой тенденции в развитии концепции постоянного представительства, а лишь свидетельствует о том, что соглашения, содержащие такие положения основаны на модельной конвенции ООН, а не ОЭСР. Остальные же нормы, например, положение, в соответствии с которым постоянное представительство не образуется в том случае, если по окончании торговой выставки или конференции предприятие устраивает распродажу товаров или изделий, которые оно выставляло на этой торговой выставке или конференции, содержащееся в соглашении об избежании двойного налогообложения с Саудовской Аравией, скорее всего, связаны с особенностями рыночных отношений и указывают на определенные интересы того или иного государства, а не о новой тенденции.
Также нами были обнаружены отклонения с международным подходом и планом BEPS. Так, встречаются положения соглашений об избежании двойного налогообложения, в соответствии с которыми совокупная деятельность, возникшая в результате комбинации видов деятельности, упомянутых в абзаце 3 статьи 5, не обязательно должна иметь подготовительный или вспомогательный характер. Так, в соглашениях с Данией, Израилем, Ирландией, Кипром, Люксембургом указывается на содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности. Однако изначально предполагалось, что каждый отдельный вид такой деятельности должен отвечать признаку вспомогательной или подготовительной деятельности, то есть весь абзац, содержащий такой перечень относится к ведению деятельности вспомогательного или подготовительного характера. Однако распространенным стало и другое толкование, пример которого содержится в соглашениях с Данией, Израилем, Ирландией, Кипром и Люксембургом, когда такая деятельность не предполагается подготовительной или вспомогательной.
Помимо этого, для целей применения отдельных соглашений в текст статьи 5 включены определения терминов, которые не всегда схожи с пониманием других соглашений об избежании. Так, например, в соглашении с Арменией выражение «агент с независимым статусом» означает физическое лицо, являющееся резидентом другого Договаривающегося Государства, не состоящее в трудовых отношениях с предприятием первого упомянутого Государства.
В то же время в соглашениях со Словакией и Украиной выражение «агент с независимым статусом» означает юридическое лицо, созданное по законодательству другого Договаривающегося Государства, в управлении, имуществе и контроле над которым не участвует лицо с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве, а также физическое лицо, которое является лицом с постоянным местожительством в другом Договаривающемся Государстве и не состоит в трудовых отношениях с лицом с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве.
Наконец, отметим, в нами было найдено и соглашение, не содержащее в себе положений о постоянном представительстве. Так, в соглашении об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами отсутствует какое-либо упоминание о постоянном представительстве.
Таким образом, несмотря на то, что сложилась некая единообразная практика в понимании концепции постоянного представительства, которая явно прослеживается при сравнительном анализе действующих российских соглашений об избежании двойного налогообложения, трудно утверждать об отсутствии спорных моментов. При том, что в действующем правовом регулировании установлен лишь перечень признаков постоянного представительства, подкрепленный примерами в комментариях к модельной конвенции, а также, учитывая множество примеров различных трактовок положений модельной конвенции и дополнений к ним, а также исключений, налогоплательщики зачастую не в состоянии оценить налоговые последствия ведения предпринимательской деятельности на территории иностранного государства. Кроме того, такое регулирование способствует злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков, которые будут стараться обходить возможность возникновения постоянного представительства.
Данные выводы, а также применяемые меры в рамках плана BEPS подтверждают необходимость всестороннего пересмотра концепции постоянного представительства.
Нами были сделаны следующие выводы применительно к международному подходу к определению понятия постоянного представительства и правовому регулированию его деятельности:
Во-первых, концепция постоянного представительства имеет своей целью более справедливое распределение налогового бремени, предоставление права на налогообложение государству, у которого, по общему правилу, отсутствует такое право, а также служит действующим механизмом противодействия налоговым злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков. Так, постоянное представительство не является новым видом налогоплательщика, данная концепция лишь характеризует статус иностранной организации.
Во-вторых, понятие “постоянное представительство” сформулировано довольно широко и носит оценочный характер. Наиболее корректное понимание статуса постоянного представительства складывается при анализе не только определения понятия постоянного представительства, содержащееся в ст. 5 МК ОЭСР и МК ООН, которое само по себе не дает понимания того, что такое постоянное представительство, но и перечня видов деятельности, осуществление которых может приводить или не приводить к образованию постоянного представительства не территории иностранного государства. Кроме того, необходимо изучить и комментарии к МК ОЭСР, положения которых более подробно раскрывают понятие постоянного представительства, а также мнения исследователей, которые не всегда согласны с действующим правовым регулированием. Такое подробное регулирование имеет некую неопределенность и противоречия. Так, например, в модельных конвенциях и комментариях к ним отсутствует какое-либо указание на то, истечение какого именно периода времени приводит к возникновению фиксированного места деятельности. На основании анализа практики применения указанного положения различными государствами следует сделать вывод о разных периодах, которые устанавливаются государствами самостоятельно.
Таким образом, налогоплательщики сталкиваются с огромным массивом правовой информации, которая не дает четкого ответа на вопрос, возможно ли возникновение постоянного представительства в той или иной ситуации.
Во-вторых, меры, которые применяются в рамках плана BEPS, подтверждают необходимость пересмотра концепции постоянного представительства. В связи с развитием способов ведения предпринимательской деятельности, а также в связи с развитием цифрового бизнеса концепция нуждается не во введении единичных поправок, а в полноценном и всестороннем пересмотре определения понятия постоянного представительства.
Кроме того, изменения, предлагаемые ОЭСР, расширяют сферу применения концепции постоянного представительства, однако такие меры не отвечают целям противодействия налоговым злоупотреблениям, а лишь возлагают дополнительную нагрузку на налогоплательщиков.
Также отметим, что поправки предполагают, что МК ОЭСР отдает предпочтение принципу взимания налога у государства источника, хотя изначально МК ОЭСР придерживалась как раз иного принципа взимания налога.
Что касается российского подхода, отметим следующее:
В российских соглашениях об избежании двойного налогообложения прослеживается единый подход к регулированию статуса постоянного представительства. Те различия, которые были нами обнаружены, в большинстве своем, свидетельствуют не о наличии абсолютно нового подхода. Такие различия могут быть связаны с трудностями перевода модельных конвенций, а также с формулировками, содержащимися в иностранном законодательстве, а также свидетельствуют об особенностях ведения предпринимательской деятельности и рыночных отношений в том или ином государстве. Так, например, включение в перечень примеров того, что включается в термин постоянное представительство, сельскохозяйственного имущества в соглашении об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Австралией связано с распространением ведения сельского хозяйства на территории Австралии.
Таким образом, государства с помощью концепции постоянного представительства могут реагировать на те или иные тенденции рыночных отношений и влиять на размер налоговых поступлений в бюджетную систему. В таком подходе можно проследить некую обоснованность, так как постоянное представительство характеризует степень присутствия организации на территории иностранного государства, когда связь с государством недостаточно прочная для признания такой организации резидентом, однако предприятие пользуется «благами» страны так, будто бы является ее резидентом.
Кроме того, российский законодатель не пытается изменить международный подход и берет МК ОЭСР и МК ООН за основу для своих соглашениях об избежании двойного налогообложения. Однако в связи с этим не решаются те проблемы, которые возникают в международном подходе к определению понятия постоянного представительства. В некоторых случаях российский законодатель даже усложняет существующее регулирование. Так, например, при установлении критериев возникновения постоянного представительства в виде строительной площадки в соглашении России и Сирии указано, что строительная площадка или монтажный или сборочный объект образуют постоянное представительство, если они существуют более 6 месяцев. В исключительных случаях будут применяться положения контрактов, оформленных должным образом. В соглашении об избежании двойного налогообложения с Индией содержится положение о том, что строительная площадка образуется при ведении определенной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев. Однако компетентные органы Договаривающихся Государств могут в особых случаях по взаимному согласию считать надзорную деятельность, связанную со строительной площадкой или строительным, монтажным или сборочным объектом, как не создающую постоянное представительство также в случаях, когда продолжительность работ на строительной площадке или строительном, монтажном или сборочном объекте превышает 12 месяцев.
Отметим, что при указанном регулировании в и так непростую в восприятии и достаточно массивную концепцию постоянного представительства включена некоторая диспозитивность, не позволяющая оценить налоговые последствия ведения предпринимательской деятельности на территории иностранного государства заранее.
Немаловажным в постановке проблемы применения концепции постоянного представительства является то, что большую часть правового регулирования, примеров, которые позволяют наиболее полно понять, что из себя представляет постоянное представительство, содержатся в комментариях к модельным конвенциям. Однако вопрос статуса таких комментариев и возможности их применения является весьма дискуссионным. Кроме того, применительно к российскому подходу, отметим, что отсутствует официальный перевод комментариев к МК ОЭСР, что только затрудняет положение российских налогоплательщиков и подтверждает сложность применения концепции постоянного представительства.
Далее – в некоторых соглашениях были обнаружены дополнительные критерии возникновения постоянного представительства. Ряд таких дополнительных критериев, например, критерии возникновения постоянного представительства в сфере страхования и в сфере услуг, не является новой тенденции в развитии концепции постоянного представительства, а лишь свидетельствует о том, что соглашения, содержащие такие положения основаны на модельной конвенции ООН, а не ОЭСР. Остальные же нормы, например, положение, в соответствии с которым постоянное представительство не образуется в том случае, если по окончании торговой выставки или конференции предприятие устраивает распродажу товаров или изделий, которые оно выставляло на этой торговой выставке или конференции, содержащееся в соглашении об избежании двойного налогообложения с Саудовской Аравией, скорее всего, связаны с особенностями рыночных отношений и указывают на определенные интересы того или иного государства, а не о новой тенденции.
Также нами были обнаружены отклонения с международным подходом и планом BEPS. Так, встречаются положения соглашений об избежании двойного налогообложения, в соответствии с которыми совокупная деятельность, возникшая в результате комбинации видов деятельности, упомянутых в абзаце 3 статьи 5, не обязательно должна иметь подготовительный или вспомогательный характер. Так, в соглашениях с Данией, Израилем, Ирландией, Кипром, Люксембургом указывается на содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности. Однако изначально предполагалось, что каждый отдельный вид такой деятельности должен отвечать признаку вспомогательной или подготовительной деятельности, то есть весь абзац, содержащий такой перечень относится к ведению деятельности вспомогательного или подготовительного характера. Однако распространенным стало и другое толкование, пример которого содержится в соглашениях с Данией, Израилем, Ирландией, Кипром и Люксембургом, когда такая деятельность не предполагается подготовительной или вспомогательной.
Помимо этого, для целей применения отдельных соглашений в текст статьи 5 включены определения терминов, которые не всегда схожи с пониманием других соглашений об избежании. Так, например, в соглашении с Арменией выражение «агент с независимым статусом» означает физическое лицо, являющееся резидентом другого Договаривающегося Государства, не состоящее в трудовых отношениях с предприятием первого упомянутого Государства.
В то же время в соглашениях со Словакией и Украиной выражение «агент с независимым статусом» означает юридическое лицо, созданное по законодательству другого Договаривающегося Государства, в управлении, имуществе и контроле над которым не участвует лицо с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве, а также физическое лицо, которое является лицом с постоянным местожительством в другом Договаривающемся Государстве и не состоит в трудовых отношениях с лицом с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве.
Наконец, отметим, в нами было найдено и соглашение, не содержащее в себе положений о постоянном представительстве. Так, в соглашении об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами отсутствует какое-либо упоминание о постоянном представительстве.
Таким образом, несмотря на то, что сложилась некая единообразная практика в понимании концепции постоянного представительства, которая явно прослеживается при сравнительном анализе действующих российских соглашений об избежании двойного налогообложения, трудно утверждать об отсутствии спорных моментов. При том, что в действующем правовом регулировании установлен лишь перечень признаков постоянного представительства, подкрепленный примерами в комментариях к модельной конвенции, а также, учитывая множество примеров различных трактовок положений модельной конвенции и дополнений к ним, а также исключений, налогоплательщики зачастую не в состоянии оценить налоговые последствия ведения предпринимательской деятельности на территории иностранного государства. Кроме того, такое регулирование способствует злоупотреблениям со стороны налогоплательщиков, которые будут стараться обходить возможность возникновения постоянного представительства.
Данные выводы, а также применяемые меры в рамках плана BEPS подтверждают необходимость всестороннего пересмотра концепции постоянного представительства.
Подобные работы
- Определение прибыли постоянного представительства иностранной организации методом «независимого предприятия»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Определение прибыли постоянного представительства иностранной организации методом «независимого предприятия»
Магистерская диссертация, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы отнесения прибыли к постоянным представительствам
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Применение международных стандартов в российской практике налогового регулирования трансфертного ценообразования
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 13900 р. Год сдачи: 2015 - Применение международных стандартов в российской практике налогового регулирования трансфертного ценообразования
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 12700 р. Год сдачи: 2015 - Применение международных стандартов в российской практике налогового регулирования трансфертного ценообразования
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 9700 р. Год сдачи: 2015 - Применение международных стандартов в российской практике налогового регулирования трансфертного ценообразования
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2015 - Применение международных стандартов в российской практике налогового регулирования трансфертного ценообразования
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 8700 р. Год сдачи: 2015 - Проблемы правового регулирования налогообложения иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018



