Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ
1.1 Определение сущности понятия туристского кластера
1.2 Модели и структуры туристского кластера
1.3 Зарубежный опыт развития туристских кластеров
2. СОСТОЯНИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН__29
2.1 Анализ состояние развития рынка туристских услуг
2.2 Кластерная политика развития туристкой индустрии
2.3 Проблемы развития туристской отрасли
3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА В ЩУЧИНСКО-БОРОВСКОЙ КУРОРТНОЙ ЗОНЕ
3.1 Анализ состояния туристской индустрии в Шучинско-Боровской курортной зоне
3.2 Обоснование необходимости создания туристского кластера в Шучинско-Боровской курортной зоне
3.3 Организационно-экономическая модель туристского кластера в Щучинско-Боровской курортной зоне
Заключение 83
Список литературы 85
Приложения 90
Туристская индустрия на сегодняшний день является одной из динамично развивающихся отраслей экономики во многих зарубежных стран. Туризм оказывает сильное влияние на социальную и экономическую ситуацию страны и за этого большинство зарубежных и отечественных ученых называют его «феноменом ХХІ века». Согласно по данным Всемирной Туристской организации (UNWTO) доля туризма в мировом валовом национальном продукте формирует около 10%. К тому же, на долю туризма приходится: 8% суммарных инвестиционных вложений в мире, 30% мирового экспорта услуг и 7% выручки от мирового экспорта[60]. И в настоящее время объем реализации туристских услуг равен или где-то превосходит экспорта нефтегазовой сферы.
Государственная поддержка туризма является предпосылкой для устойчивого развития отрасли. Для развития туризма в республике Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан разработало Концепцию развития туризма страны до 2020 года. В связи с этим нужно было разработать новые подходы в организации и развития туристской сферы в стране. Развитие туристской сферы может успешно реализовываться посредством использования кластерного подхода. В европейских и североамериканских странах кластерный подход зарекомендовал себя как эффективным инструментом стимулирования экономического развития регионов.
Обычно кластерная политика рассматривается как альтернатива препятствующих конкуренции мер традиционной «промышленной политики», в рамках которой осуществляется поддержка конкретных предприятий или отраслей. Кластерный подход - это, прежде всего новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность как отдельного региона или отрасли, так и государства в целом.
Большинство областей Республики Казахстан обладают огромным потенциалом для развития туризма. Страна богата разнообразными природными, культурными достопримечательностями. Например, в Акмолинской области Щучинско-Боровская курортная зона, которая могла бы удовлетворить большой спектр потребностей туристов. Данная курортная зона имеет перспективы для развития таких видов туризма как лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, пляжного и развлекательного туризма.
Наличие туристско-рекреационных ресурсов и инфраструктурных объектов позволяет курортной зоне формировать туристский кластер. Создание туристского кластера будет выгодно как для предпринимателей туристской индустрии, так и для региональных властей Акмолинской области. Туристский кластер будет содействовать полному использованию туристско-рекреационного потенциала в курортной зоне и его дальнейшему развитию, повышению конкурентоспособности субъектов туристской деятельности, достижению их соответствия международным стандартам, обеспечению местных жителей рабочими местами, привлечению иностранных капиталовложений и новых технологий и улучшению состояния инфраструктуры.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данной исследовательской работы.
Объектом исследования является туристский кластер.
Предметом исследования является организационно-экономическая модель формирования туристского кластера (на примере Щучинско-Боровской курортной зоны).
Цель исследования магистерской диссертации заключается в разработке организационно-экономической модели по формированию туристского кластера в Щучинско-Боровской курортной зоне.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
- определить экономическую сущность кластеров, их структуры и основные признаки;
- изучить зарубежный опыт развития туристского кластера;
- дать анализ состояние развития рынка туристских услуг в Казахстане;
- изучить кластерную политику развития туризма в Казахстане;
- определить благоприятные и негативные факторы для формирования туристского кластера в Щучинско-Боровской курортной зоне;
- разработать организационно-экономическую модель туристского кластера в Щучинско-Боровской курортной зоне.
Методы исследования. В процессе написания магистерской диссертации были использованы следующие методы: библиографический метод, статистический метод, методы анализа, методы сравнения.
Информационной базой исследования послужили научные работы, монографии и статьи отечественных и зарубежных исследователей, официальные статистические данные, нормативные акты и справочные материалы органов государственной и местной власти РК, аналитические материалы, опубликованные в периодических изданиях и сети интернет, экспертные оценки.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться при написании статей, монографий и научных исследований в туристской сфере.
Практическая значимость: основные исследования диссертации могут быть использованы при разработке региональных программ кластерного развития в туризме, а также местными органами власти для развития туристских кластеров в их регионе.
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литератур и приложения.
Как показал анализ, приведенный в данной магистерской работе, развитие туризма в Казахстане является одним из приоритетов государственной экономической политики. В связи с этим, возникает необходимость в разработке новых подходов для развития туристкой индустрии на различных территориальных уровнях страны (области, района, города). В частности, одним из таких методов является кластерный подход.
В настоящее время для казахстанского туризма задача формирования кластеров с целью повышения конкурентоспособности соответствующего административно-территориального образования стала наиболее актуальной. В связи с этим, в первой главе данной работы изучены теоретические аспекты кластеров. В частности, приведены определение экономической сущности туристского кластера, и проанализированы модели и структуры кластера. Также, был изучен зарубежный опыт развития туристского кластера.
Во второй главе, проанализировано состояние отрасли туризма в Республике Казахстан посредством изучения казахстанского рынка туристских услуг и разрабатываемой кластерной политики для туристской индустрии, так же выявлены основные проблемы развития туристкой отрасли. Анализ статистики за 2011-2015 гг. показал, что в Республике Казахстан имеется определенный рост практически по всем показателям туристской деятельности. Это показывает развитие туристской индустрии в стране. По большинству показателей среди регионов РК лидируют города Астана и Алматы, а также окружающие их области. Например, Акмолинская область, в которой расположена перспективная территория для формирования туристского кластера - Щучинско-Боровская курортная зона.
В третьей главе были разработаны предложения по формированию туристского кластера Щучинско-Боровской курортной зоны. Для выработки данных предложений было проанализировано состояние туристкой индустрии в Щучинско-Боровской курортной зоне и приведено обоснование необходимости формирования соответствующего туристского кластера. В итоге, была разработана организационно-экономическая модель данного туристского кластера. Для успешного функционирования данной модели были предложены следующие конкретные шаги:
1) формировать «Совет туристского кластера»;
2) создать «Ассоциации туристских компаний»;
3) создать «Центр развития туристского кластера»;
4) обеспечить постоянного функционирования механизмов (институтов) сотрудничества (в форматах конференций, совещаний, форумов и круглых столов и т.д.)
В целом формирование туристского кластера Щучинско-Боровое может привести к созданию конкурентоспособной и высокоэффективной туристской дестинации в Акмолинской области. В свою очередь, данная туристская дестинация может обеспечить значительные возможности для удовлетворения потребностей туристов в соответствующих услугах. Кластер Щучинско-Боровое будет способствовать положительной динамике в увеличении туристских предприятии, количества рабочих мест, притока иностранной валюты и налоговых поступлении в бюджет региона, а также туристский кластер может значительно расширить возможности для рационального использования и последующего сохранения культурно-природного наследия.
1. Государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлыжол» на 2015 - 2019 годы от 6 апреля 2015 года № 1030
2. Закон Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» от 7 июля 2006 года № 175-3
3. Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» №211-II от 13.06.2001 г.
4. Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года. Утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2014 года № 508
5. Указ Президента Республики Казахстан от 15 января 2008 года № 512 о создании специальной экономической зоны "Бурабай"
6. Александрова А. Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. №1. С.51-60
7. Байкинова А. Ресторанный рынок Казахстана растет на 15% в год. Центр деловой информации «Капитал». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kapital.kz
8. Бойко А. Е. Формирование кластеров как инструмент повышения конкурентоспособности туристских услуг. Автореф. дисс. канд. экон. наук. Новосибирск, 2011. 23 с.
9. Войнаренко М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине // Экономическое возрождение России. 2007. № 4. С.68–82.
10. Галушкина М. Предприниматели на рынке идей // Эксперт. 2006. № 17. С.48–52.
11. Гармидер А.А. Теоретические аспекты построения модели кластера в туристической сфере // Вестник Оренбургского государственного университета.2015. № 4. С.250-256.
12. Дмитриева О. А. Кластеры – один из путей развития малого бизнеса // Экономический журнал. 2012. №27. С.50-58.
13. Дунец А.Н. Пространственная организация туризма в регионе: теоритические основы кластерного подхода // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 1. С.37-44.
14. Забуга Е.В. Инновационная среда кластера // Современные технологии управления. №11. Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://sovman.ru/article/4703/
15. Зубов А. Почему интурист не любит наши «койко-места»? - Информационно-аналитический портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://365info.kz
16. Исабеков С.Б. Проблемы развития туризма в Республике Казахстан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:. https://yvision.kz/post/482773#!
17. Исалдаева Н.Ж., Тажибаева Т.Л. Экологический туризм как фактор устойчивого развития Казахстана // Вестник КазНУ. Серия экологическая.2013. №2/1. С.54 – 59
18. Кайгородцев А.А. Проблемы и перспективы развития туризма в восточном Казахстане. [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://group-global.org
19. Коль О.Д. Концептуальные основы формирования кластера туристских предпринимательских структур по въездному туризму в крупном городе // Проблемы современной экономики. 2010. № 1 (33). Режим доступа:http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3043
20. Кружалин В. И. Научные основы формирования туристско-рекреационных кластеров на принципах государственно-частного партнерства // Устойчивое развитие туризма: стратегические инициативы и партнерство: междунар. науч.-практич. конф. Улан-Удэ, 2009. С.308-316.
21. Левченко Т.П., Кулян К.К., Кулян М.К. Кластерный подход к устойчивому развитию туристских дестинаций // Вестник СГУТиКД. 2012. №2. С.67-72.
22. Муканов А. Х. Основные пути повышения эффективности развития туризма в республике Казахстан // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологическийменеджмент» 2012. № 2.
23. Ноздрин В.В. Инновационная среда: содержание, сущность, базовые принципы// Актуальные вопросы экономических наук. 2011. №21. С.137-141.
24. Пилипенко И.В. Принципиальные различия в концепции промышленных кластеров и территориально-производственных комплексов // Вестник Московского Университета. 2004. №5. С.3-9.
25. Полухина А.Н. Перспективы кластерно-сетевого взаимодействия бизнеса и НКО в туристской сфере // Фундаментальные исследования. 2016. №2 (часть 2) С. 425-429.
26. Портер M. Конкуренция. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2010. 592 с.
27. Портер M. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. –М.: Международныеотношения, 1993. 947 с.
28. Руднева П.С. Опыт создания структурных кластеров в развитых странах // Экономика региона. – 2007. -. №18. Режимдоступа: http://journal.vlsu.ru.
29. Устенова О.Ж., Жунусбекова Б.Б. Инновационный подход к оценке туристских регионов Казахстана // Международный научный журнал «Символ науки».2016. №3-1. С.206 – 208
30. Флек А.А. Перспективы развития туризма в Акмолинской области в рамках реализации кластера «Астана». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://group-global.org/ru/publication/36092-perspektivy-razvitiya-shchuchinsko-borovskoy-kurortnoy-zony-v-ramkah-realizacii
31. Черненко В.А., Колпащикова Т.Ю. Развитие культурно-познавательного туризма в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации: СПб.: СПбГУСЭ, 2012, 178 с.
32. Аналитическая справка о текущем состоянии развития туристской отрасли в Республике Казахстан. Официальный сайт Национальной палатой предпринимателей РК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://palata.kz/
33. Бюллетень 3-НК Образование. Высшие учебные заведения РК на начало 2016/2017 учебного года. [Электронныйресурс]. - Режимдоступа:.http://stat.gov.kz
34. Бюллетень №39 Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. 2014г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esep.kz/rus/show1/article/163
35. Национальный доклад о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов за 2015 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecodoklad.kz/specially-protected-natural-areas
36. Отчет Казахстанской туристкой ассоциации за 2015 г. Тенденции развития туристского рынка в РК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kaztour-association.com/kta2-6.htm
37. Статистический сборник «Туризм Казахстана за 2011-2015гг.» 2016 г. 83 с.
38. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017. Countryprofiles. Kazakhstan. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://reports.weforum.org/pdf/ttci-2017/WEF_TTCI_2017_Profile_KAZ.pdf
39. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2017. Ranking. Travel & Tourism Competitiveness Index [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2017/ranking/
40. Ferreira J.M. и Cristina Estevao. Regional Competitiveness of a Tourism Cluster: A Conceptual Model Proposal. RevistaEncontrosCientíficos - Tourism & Management Studies. Faro 2009- Режимдоступа: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/14853/1/
41. Ketels C. From clusters to cluster-based economic development // International Journal of Technological Learning, Innovation and Development. 2008. № 3. Р. 375-391
42. M.Porter. Kazakhstan’s Competitiveness: Roadmap Towards a Diversified Economy. [Электронныйресурс]. - Режимдоступа: http://www.hbs.edu
43. Rosenfeld S. Bringing business clusters into the Mainstream оf economic development // Europian planning studies[Электронныйресурс]. - Режимдоступа: www.oecd.org
44. http://burabay.akmo.gov.kz/obschestvo/turizm- развития туризма в Бурабайском районе. Информационный портал акимаБурабайского района.
45. http://kidi.gov.kz/ - официальный сайт АО «Казахстанский институт развития индустрии».
46. http://map.cluster.hse.ru - карта кластеров России. Сайт«Российская кластерная обсерватория»
47. http://sezunion.kz/ru/novosti/item/36-spetsialnaya-ekonomicheskaya-zona-burabaj.html - специальная экономическая зона «Бурабай». Официальный сайт Ассоциация участников специальных экономических зон Республики Казахстан "SezUnion".
48. http://turizm-zhetysu.gov.kz -мастер план развития туризма Алматинской области. ОфициальныйсайтУправлениетуризмаАлматинскойобласти.
49. http://visitkazakhstan.kz/ru/guide/places/1/32/ - достопримечательности Щучинско-Боровской курортной зоны.
50. http://www.burabay-damu.kz/ - данные компании ТОО «Бурабай даму».
51. http://www.fenaeic.org - национальная федерация инновационных кластеров Испании.
52. http://www.kaztour-association.com - официальный сайт Казахстанской туристской ассоциации.
53. http://www.stat.gov.kz - официальный сайт Комитета по статистике МНЭ РК.
54. http://www.thr.es/en/tourism-development-plan-of-burabai-in-the-akmola-region- tourism development plan of Burabai in the Akmola Region
55. http://www.turakmo.kz/index.php?c=145#topcontent - список объектов инфраструктуры туризма и отдыха Акмолинской области. Базовая информация. Официальный сайт Управление туризма Акмолинской области
56. http://www.turakmo.kz/index.php?c=223#topcontent - статистика туризма Акмолниской области. Официальный сайт Управление туризма Акмолинской области.
57. http://www.turakmo.kz/storage/normativno_pravovaya_baza/sistemnij_plan_byrabaj.pd-системный план Бурабай. Официальный сайт Управление туризма Акмолинской области.
58. www.atout-france.fr - агентство по туристическому развитию Франции.
59. www.turgrate2.eu - InteGRATEd actions to promote sustainable ToURist development.
60. www.unwto.org - официальный сайт Всемирной туристской организации.