Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Анализ научно-методической литературы по теме исследования 9
1.1 Физиологические особенности организма младших школьников 9
1.2 Совершенствование физической подготовленности детей 11
1.3 Туризм как средство физического воспитания 15
Глава 2 Цель и задачи, методы и организация исследования 21
2.1 Цель и задачи исследования 21
2.2 Методы исследования 21
2.3 Организация исследования 26
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1 Обоснование применения средств туризма для повышения уровня
физической подготовленности младших школьников 28
3.2 Результаты педагогического эксперимента 32
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение А Протокол результатов тестирования физической подготовленности детей контрольной группы в начале
эксперимента 49
Приложение Б Протокол результатов тестирования физической подготовленности детей экспериментальной группы в начале эксперимента 50
Приложение В Протокол результатов тестирования физической подготовленности детей контрольной группы после эксперимента 51
Приложение Г Протокол результатов тестирования физической подготовленности детей экспериментальной группы после эксперимента 52
Одним из направлений государственной политики Российской Федерации является формирование здоровой нации. Национальной программой «Здоровье нации» поставлены задачи по воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма, стремлении к общественно-полезной и созидательной деятельности, по развитию здравоохранения, физкультурно-спортивного движения, популяризации здорового образа жизни. Физическая подготовленность человека является показателем его физического здоровья, работоспособности, устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов, стрессовых ситуаций. Развитие физической подготовленности происходит путем совершенствования физических качеств, приобретения разностороннего двигательного опыта. Хорошая физическая подготовленность способствует совершенствованию
дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной, иммунной систем организма. Повышение сопротивляемости организма к внешним факторам окружающей среды позволяет человеку максимально использовать свои способности, добиваться высоких результатов, избегать утомляемости и противостоять болезням. Таким образом, физическая подготовленность является одним из факторов, влияющих на качество жизни человека.
Актуальность выбранной темы связана с задачами национальных проектов «Здоровье нации», «Демография», «Образование»,
«Производительность труда и поддержка занятости населения». В целях повышения профессионального мастерства и воспитания гармонично развитой, социально ответственной личности необходимо обеспечить мотивацию граждан к ведению здорового образа жизни, вовлечение населения в мероприятия по укреплению общественного здоровья. Необходимость развития физической подготовленности детей возрастает с внедрением цифровизации во все сферы жизнедеятельности современного общества. Низкая двигательная активность школьников приводит к недостаточности их физической подготовленности. Во избежание физической и ментальной деформации, направленной на негативное отношение к физической подготовке, следует разнообразить средства и методы физического воспитания детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Физическое воспитание средствами туризма является одной из привлекательных форм занятий со школьниками любого возраста. Такие занятия могут проводиться как на уроках физической культуры, так и в спортивных секциях дополнительного образования. Туризм способствует всестороннему развитию личности: воспитанию нравственных качеств, вовлеченности в общественную жизнь, способности к адаптации в природных условиях, развитию физической подготовленности, приобретению базовых навыков, умению ориентироваться, расширению кругозора, накоплению полезных знаний, обогащению неповторимыми эмоциями. Регулярные занятия туризмом способствуют развитию всех физических качеств, следовательно, положительно влияют на общий уровень физической подготовленности детей.
В нашем исследовании средства туризма применяются в целях повышения уровня физической подготовленности у школьников младшего возраста на занятиях в секции дополнительного образования.
Объект исследования: процесс повышения уровня физической подготовленности у детей 10-11 лет оздоровительной группы.
Предмет исследования: средства туризма, применяемые для
повышения уровня физической подготовленности у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: изучение влияния занятий средствами туризма на уровень физической подготовленности младших школьников.
Задачи исследования:
- выявить уровень физической подготовленности младших школьников до начала эксперимента;
- внедрить в обучающую программу экспериментальной группы упражнения и мероприятия с использованием средств туризма, способствующие повышению уровня физической подготовленности;
- организовать педагогический эксперимент с контрольными испытаниями на начальном и конечном этапах;
- по итогам педагогического эксперимента оценить воздействие средств туризма на уровень физической подготовленности младших школьников.
Гипотеза исследования: применение средств туризма в программе дополнительного образования детей младшего школьного возраста способствует повышению уровня их физической подготовленности.
Методы исследования:
- анализ научно-методической и педагогической литературы;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- контрольные испытания;
- методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в описании анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста,
- в организации учебно-тренировочного процесса с применением средств туризма в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования: положительные результаты исследования позволяют рекомендовать применение средств туризма в культурно-образовательной и учебно-воспитательной деятельности с детьми младшего школьного возраста в целях повышения их физической подготовленности, формирования менталитета здорового образа жизни, расширения кругозора и практических навыков.
Опытно-экспериментальная база - Муниципальное автономное учреждение «Лыжная база» города Губахи Пермского края.
Теоретическая база исследования представлена трудами следующих ученых: Бабанский Ю.К. [3], Барчук И.С. [4], Балчибай М.В. [5], Бахтина Т.Н. [6], Воробьев А.Н. [11], Грицюк С.А. [14], Евсеев С.П. [16], Зорина Г.И. [18], Ильина Е.И. [20], Киреева Ю.А. [21], Константинов Ю.С. [22], Махов И.И. [26], Мельникова Л.В. [27], Мухина М.П. [28], Неверкович С.Д. [29], Пасечный П.С. [32], Прошляков В.Д. [34], Пряхин Н.Г. [35], Ким Т.К. [44], Шагин И.В. [44], Верба И.А. [10], Голицин С.М. [10], Куликов В.М. [10] и другими авторами.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы (всего 45 источника). Работа содержит 6 рисунков и 8 таблиц, 4 приложения. Основной текст излагается на 52 страницах.
Представленная выпускная квалификационная работа посвящена изучению вопроса о целесообразности повышения уровня физической подготовленности младших школьников средствами туризма. Совершенствование уровня физической подготовленности детей является актуальной задачей физического воспитания в условиях современности. Качество физической подготовленности ребенка влияет не только на его физическое и психическое здоровье, но и напрямую связано с его дальнейшей профессиональной реализацией. Занятие средствами туризма способствует комплексному решению множества образовательных и воспитательных задач. В качестве гипотезы нашей работы выступило предположение о том, что применение средств туризма в программе дополнительного образования детей младшего школьного возраста способствует повышению уровня их физической подготовленности.
Для подтверждения нашей гипотезы на базе МАУ «Лыжная база» г. Губахи Пермского края проведен педагогический эксперимент, состоявший из трех этапов.
На первом этапе проведено предварительное тестирование детей контрольной и экспериментальной группы, результаты которого показали, что физическая подготовленность детей обеих групп имеет равнозначный уровень.
На втором этапе эксперимента дети контрольной группы продолжили занятия по стандартной программе, а в занятия экспериментальной группы включены различные средства туризма, в том числе - 8 несложных походов;
На третьем этапе проведено итоговое тестирование участников обеих групп, анализ и обсуждение результатов эксперимента.
Сравнительный анализ показателей тестирования в начале и в конце эксперимента показывает, что улучшение средних показателей экспериментальной группы превышает улучшение средних показателей контрольной группы по всем предложенным тестам.
Ссылаясь на оценку достоверности данных по трем тестам («челночный бег», «подтягивание на высокой перекладине», «бег 30 м»), следует делать вывод, что подобранные нами средства туризма способствуют развитию следующих физических качеств: координация, сила, выносливость, быстрота.
Недостоверность улучшения показателей получили по тестам «прыжки в длину с места», «сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «наклон туловища вперед из положения сидя». Следует предположить, что для развития таких физических качеств, как гибкость и сила нами не достаточно верно подобраны средства и методы, либо период проведения эксперимента был не достаточно продолжителен.
Проведенное исследование показывает, что повышение уровня физической подготовленности детей произошло в обеих группах, однако в экспериментальной группе показатели улучшения выше, чем в контрольной группе. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что средства туризма целесообразно использовать для повышения уровня физической подготовленности младших школьников. Гипотеза, предложенная нами в начале исследования, подтвердилась экспериментальными данными.
Таким образом, использование средств туризма в программах физического воспитания младших школьников на регулярной основе способно значительно повлиять на уровень их физической подготовленности, а так же повысить интерес детей к физической активности и здоровому образу жизни. В последнее время туризм набирает все большую популярность среди населения всех возрастов. Бахтина Т.Н. [6] в своих трудах отмечает: «Спортивный и спортивно-оздоровительный туризм по праву считается российским национальным видом спорта».
1. Абуков, А.Х. Туризм на новом этапе: социальные
аспекты развития туризма в РФ / А.Х. Абуков. - М. : Профиздат, 2017. - 173 с.
2. Аппенянский, А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в
активном туризме / А.И. Аппенянский. - М.: Советский спорт, 2016. - 94 с.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М. : Педагогика, 2015. - 193 с.
4. Барчук, И.С. Методы научных исследований в туризме / И.С. Барчук, - М. : Академия, 2018. - 194 с.
5. Балчирбай, М.В. Туризм в школе : монография / М.В. Балчирбай,
Х.Д. Ооржак. — Кызыл : ТувГУ, 2019. — ISBN 978-5-91178-163-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156240(дата обращения: 25.03.2023). — Режим
доступа: для авториз. пользователей. — С. 16.).
6. Бахтина, Т.Н. Физическая культура и спорт: курс лекций : учебное
пособие / Т.Н. Бахтина. — Санкт-Петербург : СПбГЛТУ, 2021. — ISBN 978¬5-9239-1260-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/191130(дата обращения: 25.03.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. —
С. 93
7. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - СПб.: Издательский дом Герда, 2018. - 167 с.
8. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно¬ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2017. - 242 с.
9. Варламов, В.Г. Физическая подготовка туристов - пешеходников
10. / В.Г. Варламов. - М.: «Турист», 2018. - 137 с.
11. Верба И.А., Голицин С.М., Куликов В.М., Рябов Е.Г. Туризм в школе. - М. : Физкультура и спорт, 2013. - 160 с.
12. Воробьев, А.Н. Очерки по физиологии и спортивной тренировке / А.Н. Воробьев.- М., 2016. - 159 с.
13. Гиренко, Г.Т. Туризм как средство оздоровления / Г.Т. Гиренко. - Киев: 2016. - 82 с.
14. 13. Гордеева Н.Н. Индивидуализация обучения / Н.Н.
Гордеева // Педагогика. - 2015. - № 2. - 32-38 с.
15. Грицюк С.А. Влияние двигательной активности на здоровье младших школьников / С.А. Грицюк // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф.- Екатеринбург, 2014.-Ч. 1-С. 89-93.
...
45 источников