Введение 3
Глава 1. Научно-исследовательский раздел 8
1.1 Роль панно в украшении пространства интерьера. 8
1.2 Бионика в керамике. Исторический аспект 9
1.3 Органические идеи в работах современных художников-керамистов 11
Глава 2. Проектно-композиционный раздел 15
2.1 Создание плоскостной композиции 15
2.2 Объемно-пространственная разработка 16
2.3 Колористическое решение 16
Глава 3. Технологический раздел 18
3.1 Выбор материала и техника лепки 18
3.2 Рельефное декорирование 19
3.3 Особенности сушки и обжига 20
3.4 Окрашивание изделия 21
3.5 Общая сборка и крепление 22
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Иллюстративное приложение 27
Природа является частью нас, а также главным источником идей и вдохновений. С древнейших времён и по сей день в разных уголках мира у каждой культуры есть свой способ выражения того, как они видят природу, и чаще всего их мироощущение отражается в предметах быта или художественных произведениях. Все культуры стремятся запечатлеть непостоянство и красоту тех мест, которые их окружают, используя при этом различные природные материалы с естественными для них фактурами, как в процессе создания предметов (т.к. посуды, одежды, домов и т.п.), так и в изображении их.
Дипломная работа представляет собой декоративное керамическое настенное панно с часами (в центре), состоящее из трёх частей, разделённых диагоналями и составленных из семи керамических модулей. В основе работы лежат дугообразные и спиралевидные линии, а также форма круга и различные фактуры.
Повседневная жизнь современного человека тесно связана со временем, его всегда оказывается недостаточно, особенно тогда, когда много планов или работы. Желание всё успеть, отдаляет людей, живущих в крупных городах от природы и того единения, что было раньше у человечества становится всё меньше. Однако творческие люди (писатели, художники, архитекторы и проч.), а также учёные заинтересованы в изучении и наблюдении за природой, т.к. они могут получить не только эстетическое удовольствие от созерцания окружающего мира, но и найти множество идей и ответов, способных улучшить нашу жизнь.
Исходя из этих размышлений, было принято решение соединить время (часы) с пространством (панно) в дипломном проекте, переосмыслив образ времени, и стилизуя структурные особенности земли.
Отправной точкой является центральная полусфера (на которой расположены часы), с которой начинается вся последующая история, разворачиваясь в виде спирали и уходя за пределы пространства-панно. В поддержку этому активному импульсу движения, с правой и левой стороны есть дугообразные формы, а так же мелкие (геометрические – линии, круги) и крупные фактуры (в виде изображения песка и земли). Декоративная переработка и стилизация различных форм и фактур природы является одним из способов выражения своего авторского видения окружающего мира.
Актуальность данного изделия важна и отражается в двух аспектах.
Во-первых, в практической потребности человека узнать, сколько сейчас времени, а, во-вторых, в эстетической потребности взаимодействия современного городского жителя с природной средой, посредством использования такого необычного предмета искусства, как панно. В данном дипломном проекте оба эти аспекта соединяются в единую композицию, в которой фактура и форма панно с часами становится связующим звеном между человеком и природой.
Цель работы заключается в создании декоративного керамического настенного панно на тему «Органические формы и фактуры в современном авторском проекте керамических изделий».
В задачи дипломного проекта входят:
1. Изучение истории панно и его применение в украшении пространства.
2. Поиск и изучение разнообразных художественных приёмов изображения органических форм и фактур в керамике.
3. Исследование идей и концепций в работах современных художников-керамистов.
4. Анализ фотографий, рисунков, на которых представлены природные текстуры с целью выявления характерных особенностей для последующего их перевода в пластическую форму.
5. Разработка концепции проекта на основании изученного теоретического и визуального материала с учетом поставленной цели.
6. Поиск выразительной формы, соответствующей концепции проекта посредством разработки эскизов.
7. Выбор техники создания работ.
8. Создание декоративного настенного панно в материале.
Дипломный проект состоит из трёх частей и включает в себя – работу в материале, дипломную пояснительную записку и графические планшеты.
Пояснительная записка к дипломному проекту состоит из трёх разделов: научно-исследовательского, проектно-композиционного и технологического, в которых последовательно решаются поставленные задачи.
Научно-исследовательский раздел содержит краткий обзор истории панно в искусстве и применение его в жизни, а также включает в себя изучение разнообразных художественных приёмов изображения органических форм и фактур в керамике, и исследование идей в работах современных художников-керамистов.
В проектно-композиционном разделе объяснена выбранная концепция дипломного проекта и её влияние на построение композиции изделия, описан ход работы над разработкой композиционного решения, объемно-пространственного решения и пояснение выбора цветовой гаммы.
В технологическом разделе рассмотрены технические приемы работы с материалами, способы их декоративной обработки и закрепления сборных частей панно на деревянную основу.
Библиографический список содержит перечень изученной и использованной при подготовке дипломного проекта литературы.
Иллюстративное приложение призвано дать наглядное представление о внешнем виде форм и фактур, встречающихся в природе, кроме того представлены работы современных мастеров-керамистов, стремящихся изобразить с помощью текстур и плавных линий природные мотивы.
В заключение представлена серия разработанных эскизов, фотографии процесса выполнения работы и готовое панно, а также варианты размещения изделия в интерьере.
Для изучения исторического аспекта декоративно-прикладного искусства и в частности происхождения панно, прежде всего, была использована книга Ханса Ван Леммена (Hans Van Lemmen) «5000 Years of Tiles» 2013 года, в которой автор подробно описывает значение керамической плитки при оформлении интерьеров и экстерьеров с древнейших времён.
При исследовании разнообразных художественных приёмов изображения органических форм и фактур в разных отраслях искусства, не менее полезными оказались учебные пособия, Т.А. Мазуриной «Бионическое формообразование в графическом дизайне» (2009), Иоханнеса Иттена «Искусство формы» и О.Л. Голубевой «Основы композиции» (2004). Т.А. Мазурина рассматривает понятие бионики в архитектуре и дизайне. А Иоханнес Иттен и О.Л. Голубева рассказывают о том, что художественный образ является внутренним состоянием художника, который он стремится изобразить через форму, наполнив внутренним содержанием и смыслом с помощью цвета и фактуры.
Кроме того, существенную роль в понимании того, что такое эстетика (в разных культурах), сыграла книга Ю.Б. Борева «Эстетика» 2002 года и В.В. Овчинникова «Сакура и дуб» 2016 года. Ю.Б. Бореев рассказывает о происхождении и истории развития искусства, а также современном представлении того, чем является эстетика. Овчинников же по-другому подходит к этой задаче, поясняя особенности культуры и восприятия мира в таких странах, как Япония и Англия. Исходя из теоретической базы, полученной из книги Овчинникова, одна из глав научно-исследовательского аспекта посвящена особенностям японской керамики, её современных представителей (таких как Акира Сатаке, Шозо Мичикава, Акияма Йо, Такигучи Кадзуо) и объясняет, почему они «стремятся к гармонии с природой» и для чего «показывают фактуру материала».
Заключительная часть данной работы, рассматривает технологические особенности лепки, сушки, обжига и глазурования художественных керамических изделий. В этом аспекте полезной базой являются книга Марии Долорс Рос «Керамика. Техника, приемы, изделия» (2010), а также книга Л.Ф. Акуновой, С.З. Приблуда «Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий» (1979).
Подводя итог проделанной работы, стоит отметить, что выполненный дипломный проект по разработке панно стал авторским выражением определенного опыта исследований, рассуждений и взглядов на мир.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были проведены исследования роли панно в истории декоративно-прикладного искусства, а также изучены разнообразные художественные приёмы в изображении органических форм и фактур в керамике и работах современных художников-керамистов. Помимо этого были рассмотрены различные техники лепки и декорирования керамики и найдены новые, более современные способы применения традиционных приёмов. Полученные знания и навыки были использованы автором на практике в полной мере.
Из исторического аспекта мы узнали, что целью создания панно является его содержание, форма и размер, которые тщательно продумываются при оформлении интерьера.
Исходя из этих же целей, современные мастера-керамисты стремятся наполнить свои работы особой эстетикой и смыслом. Так, например, японские мастера придерживаются в своих работах эстетики «четырёх мер прекрасного», в которой главной особенностью является наблюдение за миром природы и желание его показать во всей красота и изяществе. В след за ними Кристофер Грудер исходит из подобной логики и создаёт свою особую эстетику конструкций, наполненную различными узорами и фактурами, напоминающими окаменелости и движение ветра. Из этого можно сделать вывод о том, что все они стремятся передать и сохранить в своих работах «кусочек» природы.
Основываясь на результатах исследований, автором было выработано собственное композиционное решение и найден графический и пластический язык, цвето-тоновые соотношения и основная композиционная идея.
В свою очередь, панно как предмет декоративно-прикладного искусства не только имеет свою историю и ценность, как уникальное авторское произведение, оно значительно расширило свою роль как утилитарный предмет, и стало ещё более интересным объектом, который рассматривается как неотъемлемая часть интерьера (в данном случае – это панно с часами авторской работы).
Выбор проектирования и создания панно с часами для исполнения выпускной работы можно считать удачным для расположения в интерьере (а именно - на химическом факультете), там, где постоянно проходят студенты и преподаватели, спеша на занятия и не оглядываясь по сторонам.
Исполнение дипломного проекта в материале «керамика» позволило выразить идею соединения темы природы и быстротечности времени, культурной традиции и ремесла в декоративном оформлении панно с помощью нестандартного пластического решения.
1. «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; – М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.
2. Hans Van Lemmen. 5000 Years of Tiles. – GB: British Museum Press, 2013. – 320 c.
3. Henry Morley. Palissy the Potter: The Life of Bernard Palissy, of Saintes, his Labours and Discoveries in Art and Science (Cambridge Library Collection - Art and Architecture). – GB.: Cambridge University Press, 2015. – 334 c.
4. Чистякова Э.Э. Влияние восточной эстетики на европейскую художественную культуру статья Четвертые востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга. Институт восточных рукописей РАН, 2011, 153 c.
5. Габриеле Фар-Беккер. Искусство модерна. – Konemann , 2004. – 425 с.
6. Борев Ю.Б. Эстетика - М: Высш.шк., 2002.– 511 с.
7. Голубева О.Л. Основы композиции. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.
8. Овчинникова В.В. Сакура и дуб. – М.: Издательство АСТ, 2016. – 605 с.
9. Мария Долорс Рос. Керамика. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс, 2010. - 144 с.
10. Акунова Л.Ф., С.З. Приблуда «Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий» – М.: Высшая школа, 1979. — 216 с.
11. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики – Л.: Издательство литературы по строительству, 1971. – 302 с.
12. Мазурина Т.А. Бионическое формообразование в графическом дизайне: учебное пособие – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. – 132 с.
13. Иоханнес Иттен. Искусство формы - М.: Д. Аронов, 2001. – 136 с.
14. Кандинский В.В. О духовном в искусстве/Точка и линия на плоскости. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 352 с.
15. Japanese Ceramic Now. Weekly Story by Aoyama Wahei. 2004. Paper Kyoto – To travel the Past In Seach of the New. Chapter Two: Takiguchi Kazuo and Akiyama Yo (http://www.e-yakimono.net/html/jcn-3.html)
16. http://chrisgryder.com/
17. https://akirasatake.com/about/