ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата коллектива
1.2 Сравнительный анализ теорий социально-психологического климата коллектива
1.3 Факторы управления социально-психологическим климатом в трудовом коллективе
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЧОП «РАТИБОР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика общества с ограниченной ответственностью ЧОП «Ратибор»
2.2 Анализ кадровых процессов и системы управления персоналом в обществе с ограниченной ответственностью ЧОП «Ратибор»...
2.3 Анализ системы управления социально-психологическим климатом коллектива в ООО ЧОП «Ратибор»
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КЛИМАТОМ КОЛЛЕКТИВА В ООО ЧОП «РАТИБОР»
3.1 Модернизация системы управления социально-психологическим климатом коллектива в ООО ЧОП «Ратибор»
3.2 Анализ социально-экономической эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В настоящее время, когда идет активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, владеющих искусством создавать благоприятный социально¬психологический климат в коллективе. Влияние эмоциональной атмосферы коллектива на личность двоякое: стимулирующее или тормозящее 0 подавляющее творческую инициативу, активность и энергию человека.
Психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий фон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в трудовом коллективе. Межличностные отношения являются базой в формировании социально¬психологического климата в коллективе. Наряду с данным термином в литературе используется и ряд других: социально-психологическая атмосфера, морально-психологический настрой, морально-психологическая обстановка. Психологический климат отражает преобладающий психический настрой; совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к членам коллектива; к руководству организации.
Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата. В целом можно выделить следующие основные факторы формирования психологического климата: характер производственных отношений; содержание, организация и условия трудовой деятельности; особенности работы органов управления и самоуправления организации; характер руководства; степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы; социально-демографические и психологические особенности членов группы; численность группы и др.
По данным научной литературы, неблагоприятный психологический климат отрицательно влияет на уровень заболеваемости индивидуумов вследствие развития у них хронических стрессовых реакций. Хронические стрессовые реакции, вызванные неблагоприятным психологическим климатом часто приводят к неудовлетворенности от трудовой деятельности, сомнениям в правильности выбора жизненного пути и конфликтности среди сотрудников коллектива. Поэтому необходимо, чтобы руководители подразделений, кадровые службы, практические психологи осуществляли как оперативные, так и долговременные мероприятия по диагностике и коррекции социально-психологического климата в коллективах.
Вместе с тем, в настоящее время еще не разработан комплексный подход к решению проблем, связанных с обеспечением социально¬психологического климата коллектива. Имеется большое количество психологических измерительных методик, различающихся но уровню анализа (количество учитываемых показателей, объемы выборок и др.), но практика показывает противоречивые выводы и результаты исследований, связанные с различием в чувствительности и специфичности используемых методов.
Степень разработанности темы. Теоретический анализ социально-психологического климата в данном исследовании основан на изучении положений, отраженных в подходах к пониманию его структуры и природы отечественных ученых: Л.П. Буевой, А.А. Грачева, В.Г. Казаковой, В.В. Косолапова, Е.С. Кузьмина, Н.Н. Обозова, Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова, А.А. Русалинова, А.К. Уледова, В.М. Шепель, А.Н. Щербань. Изучению стилей руководства, влияющих на состояние социально¬психологического климата коллектива посвящены труды В.В. Балашенко, Г.С. Бураканова, А.А. Грачева, О.И. Жданова, Р.Л. Кричевского,
Е.С. Кузьмина, М.И. Магуры, А.А. Русалиновой, М.М. Рыжак, Н.В. Тельных, И.П. Чередниченко.
Проблема исследования заключается в противоречии между имеющимися теоретическими и практическими разработками в области формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата коллектива и состоянием системы обеспечения социально¬психологического климата коллектива в ООО ЧОП «Ратибор».
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «Ратибор».
Предмет исследования - система управления социально¬психологическим климатом в трудовом коллективе ООО ЧОП «Ратибор».
Цель исследования - разработка проекта по совершенствованию системы управления социально-психологическим климатом в коллективе ООО ЧОП «Ратибор».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести концептуально-теоретический анализ существующих теорий социально-психологического климата коллектива в современных организациях.
2. Исследовать кадровые процессы и систему управления персоналом в ООО ЧОП «Ратибор».
3. Провести анализ системы управления социально-психологическим климатом коллектива в ООО ЧОП «Ратибор».
4. Разработать проект по совершенствованию системы управления социально-психологическим климатом коллектива в ООО ЧОП «Ратибор».
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Выявлены проблемы в области управления социально¬психологическим климатом коллектива в ООО ЧОП «Ратибор».
2. Определены методы диагностики и решения проблем в области обеспечения благоприятного социально-психологического климата коллектива в ООО ЧОП «Ратибор».
3. Разработана программа совершенствования системы управления социально-психологическим климатом коллектива в ООО ЧОП «Ратибор», представляющая практический интерес для организаций подобного профиля.
Информационная база исследования включает в себя научные источники в виде данных и сведений из книг, журнальных статей, материалов научных конференций, семинаров; статистические источники; официальные документы (законодательные и другие нормативные акты); результаты расчетов проведенного исследования в ООО ЧОП «Ратибор».
В процессе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
1) организационные методы - сравнительный, комплексный;
2) эмпирические методы - архивный метод, психологическое тестирование, SWOT-анализ, изучение нормативно-правовой базы, проектирование;
3) методы обработки данных - экономико-статистический анализ, качественный и количественный анализ;
4) метод интерпретации результатов исследования - структурный.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа
состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст исследования изложен на 77 страницах, иллюстрирован 9 таблицами, 7 рисунками. Список использованной литературы включает 67 наименований.
Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата. В целом можно выделить следующие основные факторы формирования психологического климата: характер производственных отношений; содержание, организация и условия трудовой деятельности; особенности работы органов управления и самоуправления организации; характер руководства; степень совпадения официальной и неофициальной структуры группы; социально-демографические и психологические особенности членов группы; численность группы и др.
Неблагоприятный психологический климат отрицательно влияет на уровень заболеваемости индивидуумов вследствие развития у них хронических стрессовых реакций. Хронические стрессовые реакции, вызванные неблагоприятным психологическим климатом часто приводят к неудовлетворенности от трудовой деятельности, сомнениям в правильности выбора жизненного пути и конфликтности среди сотрудников коллектива. Поэтому необходимо, чтобы руководители подразделений, кадровые службы, практические психологи осуществляли как оперативные, так и долговременные мероприятия по диагностике и коррекции социально¬психологического климата в коллективах.
Понимание закономерностей формирования и функционирования социально-психологических процессов знакомит с научно обоснованными условиями и принципами протекания процесса межличностного взаимодействия в организации, дает масштабный взгляд на проблематику всей темы, на характер взаимосвязей, возникающих в ходе профессиональной деятельности.
Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива является сложным процессом и предполагает наличие у руководителя знаний основных элементов системы обеспечения СПК, а также возможных факторов, влияющих на нее с внешней и внутренней среды. Лишь соблюдение всех требований позволит решить с максимально эффективным результатом поставленные задачи.
В качестве объекта исследования было выбрано ООО ЧОП «Ратибор». Это конкурентоспособное и динамичное предприятие. Структура управления ООО ЧОП «Ратибор» имеет линейно-функциональный характер и соответствует организационно-правовой форме деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение и актуальная социальная политика дает предприятию стратегическую гибкость для развития.
Руководство ООО ЧОП «Ратибор» тщательно формулирует свою кадровую политику. Основные задачи отдела кадров Общества - обеспечение организации трудовыми ресурсами высокого качества и развитие кадров, формирование стабильного работающего коллектива.
Анализ существующей в ООО ЧОП «Ратибор» системы обеспечения СПК позволил выявить как достоинства, так и недостатки данной системы, что, в свою очередь, позволило определить основные направления для ее модернизации.
Таким образом, чтобы достичь оптимального варианта системы управления СПК, необходимо произвести следующие мероприятия в ООО ЧОП «Ратибор»:
1. Систему управления социально-психологического климата коллектива необходимо представить в виде отдельной функции менеджера по персоналу.
2. Четко определить направления, по которым будет осуществляться формирование благоприятного СПК.
3. Направить линейных руководителей и менеджера по персоналу на курсы повышения квалификации.
4. Внедрить разработанную систему формирования СПК в деятельность организации.
5. Провести ремонт и оборудовать служебные и бытовые помещения, комнаты отдыха для работников ООО ЧОП «Ратибор».
6. Контролировать модернизацию на всех этапах оптимизации системы обеспечения СПК.
7. Проанализировать восприятие работниками нововведений.
8. В случае необходимости, скорректировать цели и направления модернизации системы обеспечения СПК.
Из выше сказанного, следует, что данный процесс модернизации очень трудоемкий и продолжителен во времени. На всех этапах внедрения изменений необходим непосредственный контроль со стороны руководства ООО ЧОП «Ратибор».
Предлагаемый нами проект совершенствования системы обеспечения благоприятного социально-психологического климата коллектива требует дополнительных расходов на его внедрение в сумме 736650 рублей.
Ожидаемый социально-экономический эффект от внедрения проекта по модернизации системы обеспечения СПК в ООО ЧОП «Ратибор» состоит в следующем:
О повышение психологической совместимости персонала;
0 удовлетворенность работников отношениями в коллективе;
0 удовлетворенность работников условиями труда;
0 развитие чувства сплоченности и причастности;
0 увеличение производительности труда;
0 снижение текучести персонала.
Рассчитанные показатели запланированной модернизации свидетельствуют о высокой экономической эффективности проекта, поскольку показатель рентабельности внедряемого проекта равен 1,2. Следовательно, данные мероприятия окажут положительное воздействие не только на систему обеспечения СПК в ООО ЧОП «Ратибор», но и на все финансово-экономические показатели деятельности предприятия.
1. Аверин, А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: [Текст] / А.Н. Аверин. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 224 с.
2. Адамчук, В.В. Экономика и социология труда Учебник. / В.В. Адамчук, О.В. Романов, М.Е. Сорокина - М.: ЮНИТИ.- 2014. - 407 с.
3. Адова, И.Б. Оценка компетентности как инструмент управления вознаграждением персонала организации/ И.Б.Адова, М.В.Симонова // Вестник томского государственного университета №336.- 2010г.-С.32-44.
4. Адова, И.Б. Совершенствование механизма оценки качества персонала/ И.Б.Адова, Ю.С.Кузнецова // Качество и полезность в экономической теории и практике: Материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. В.А. Сибирцева. Новосибирск: НГУЭУ.- 2010.- С.23-34.
5. Атаманчук, Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: учеб. пособие для вузов / Г.В. Атаманчук. - М.: Академический проект; Культура, 2011. 328 с.
6. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом / Н.П. Беляцкий и др. - Мн.: Интерпрес-сервис, 2013. 294 с.
7. Берестова, Л.И. Социальное партнерство в сфере труда /Л.И. Берестова - М.: РАГС.- 2014. - 36 с.
8. Бланк, И.А. Управление прибылью / И.А.Бланк. - К.: «Ника - центр».- 2016. - 544 с.
9. Бляхман, Л. С. Экономика, организация управления и планирование научно - технического прогресса: Учебное пособие/ Л.С.Бляхман - М.: Высшая школа.- 2009. - 228 с.
10. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Наука, 2016. -154 с.
11. Васильев, И.А., Магомед-Эминов М.М. Мотивация и контроль действий / И.А. Васильев, М.М. Магомед-Эминов. - М, 2011. - 168 с.
12. Верескун, В.Д. Инновационная экономика и профессиональная ответственность специалиста / В.Д. Верескун, П.М. Постников, Ю.Д. Мишин // Ж.-д. трансп. — 2009. — № 8. — С. 74-75.
13. Веснин, В.Р. Управление персоналом: учебное пособие /
B. Р. Веснин. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2016. - 240 с.
14. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник./ Виханский О.С., Наумов, А.И. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2009. - 670 с.
15. Внутрифирменное обучение // Управление персоналом. №10. 2002. C. 39-43
16. Волгин, Н.А. Экономика труда /Н.А. Волгин, Ю.Г.Одегов.- М.: Экзамен - 2009 - 735 с.
17. Волгин, Н.А. Экономика труда/ Н.А.Волгин, Ю.Г.Одегов - М.- Экзамен - 2009 - 735 с.
18. Волгин, Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения /Н.А. Волгин - .М.- Экзамен.- 2009. - 222 с.
19. Волгин, Н.А. Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы/ Н.А.Волгин, В.М.Егоров - Дашков и К0.- 2009 - 234с.
20. Глазьев, С.Г. Стабилизация и экономический рост / Глазьев, С. Г. // Вопросы экономики. - 2007. - №1. - C. 120 - 133.
21. Горелов, Н.А. Экономика трудовых ресурсов: учебное пособие/Н.А. Горелов - 2-е изд. перераб. и доп. - М.- Высшая школа.- 2009. - 208 с.
22. Горелова, Г. В. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задачах с применением. Учебное пособие для вузов/ Г.В. Горелова, И.А. Кацко. Изд. 2-е испр. и доп. - Ростов на Дону: «Феликс».- 2009.- 400 с.
23. Гришина, Н.В. Психология конфликта. / Н.В. Гришина. - СПб.:
Питер, 2011. - 218 с.
24. Гулиева, М.А. Проблемы унификации систем оплаты труда на промышленных предприятиях, входящих в состав холдинговых структур // Человек и труд. - 2011.- №1.- С. 32-36.
25. Дубянская, Т.Ю. Реформы в России и заработная плата/ Т.Ю.Дубянская // Вестник Московского университета - 2015.- №2. - C. 33 - 39.
26. Думнов, А.Д. Вопросы статистического анализа
межгосударственных экологических проблем и выполнения международных соглашений в странах СНГ / А.Д. Думнов, Ю.И. Максимов // Вопросы статистики. - 2009 - №5 - C. 47 - 53.
27. Дуракова, И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта / И.Б. Дуракова. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета.- 2009. - 184 с.
28. Егоршин, А.П. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие/ А.П. Егоршин - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М.- 2008.¬464 с.
29. Емельянов, С.В. Международная конкурентоспособность американских производителей: политика фирм и конкурентные преимущества/ С.В. Емельянов // Вестник Московского Университета. -
2007 - №6 - C. 60 - 74.
30. Емцов, Р. Г. Микроэкономика : Учебник /Р.Г. Емцов, М.Ю. Лукин. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Издательство «ДИС».- 2005. - 320 с.
31. Засухин, А.Н. Интенсификация производства и ее измерение /А.Н. Засухин // Российский экономический журнал. - 2014 - №12 - C. 56-66.
32. Иванова, С.В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. М.: Альпина Бизнес Букс.- 2008. - 278 с.
33. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречие, перспективы / В.Л.Иноземцев // Российский экономический журнал.-2007- №3 - C. 89-92.
34. Каменская, В.Г. Социально-психологические основы управлен¬ческой деятельности / В.Г. Каменская. - М.: Академия, 2012. С. 52-54.
35. Кибанов, А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности/ А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева.- Москва ИНФРА - М.- 2011.- 524 с.
36. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учеб пособие./ А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: ИНФРА-М, 2015. 301 с.
37. Кирсанов, К.А. Теория труда. Учебное пособие/ К.А.Кирсанов, В.П.Буянов, Л.М. Михайлов.- М.: Экзамен.- 2009 - 327 с.
38. Кларин, М.В. Корпоративный тренинг от А до Я / М.В. Кларин. - М.: Дело, 2000. 116 с.
39. Клейнер, Г. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли предприятия / Г.Клейнер // Российский экономический журнал. - 2009 - №11-12 - C. 63 - 69.
40. Кондрашева, Т.К. Государство на различных этапах трансформации командно - административной системы в социальное рыночное хозяйство / Т.К. Кондрашева // Вестник Московского Университета. - 2009 - №2 - C. 57 - 74.
41. Конфликтология: учебник / под. ред. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009.- 234с.
42. Котляр, А.О. понятии рынка труда / А.Котляр // Вопросы экономики. - 2007 - №1 - C. 33 - 42.
43. Куликов, В.В. Концептуальные основы современной экономики труда / В.В.Куликов // Российский экономический журнал. - 2009 - №11 - 12 - C. 56 - 68.
44. Линчевский, Э.Р. Контакты и конфликты: общение в работе руководителя / Э.Р. Линчевский. - М.: Экономика, 2010.-245с.
45. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М, Феникс, - 2016.-345с.
46. Маслов, В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. - Москва, «Финпресс».- 2007.- 238c.
47. Моргунов, Е.С. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение./ Е.С. Моргунов. - М.: «Бизнес - школа «Интел - синтез»», 2010. 228с.
48. Морозов, А.В. Деловая психология: учебник для студентов высших учебных заведений. Издание 3-е дополненное и переработанное / А.В. Морозов. - М.: Академический проект, 2015. 1040 с.
49. Музыченко, В.В. Управление персоналом. / Музыченко, В.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 528 с.
50. Обозов, И.Н. Межличностные отношения./ Обозов, И.Н. - Л.: Наука, 2009.-278с.
51. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник [Текст] / Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев. - М.: Финстатинформ, 2011. - 344 с.
52. Орел, В.Е. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом./ В.Е. Орел, И.С. Шемет // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. - Ярославль, 2007. -216с.
53. Парыгин, Д.Б. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения/ Д.Б. Парыгин - СПб.: Наука, 2011. 192 с.
54. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив./ А.В. Петровский,- М.: Политиздат, 2012- 321с.
55. Платонов, Ю.П. Психология коллективной деятельности / Ю.П. Платонов.- СПб.: СПбГУ, 2010. -181 с.
56. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология/ Л.Г. Почебут, В.А. Чикер - М.: Речь, 2012. -284 с.
57. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под. ред. С.А. Боровиковой, Т.П. Водолазсковой. - СПб.: Издательство С-Пб ун-та, 2011. -151 с.
58. Самыгин, С.И. Основы управления персоналом/ С.И. Самыгин, М.С. Зайналавидов, З.Г. Макиев, Д.В. Обухов - Ростов н/Д: Феникс, 2009. 244с.
59. Синк, В.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. / В.С. Синк - М., 2009.-265с.
60. Современная экономика труда. Монография / Научный редактор В.В. Куликов. - М.: ЗАО «Финстатинформ».- 2005. - 660 с.
61. Социальная психология: учеб. пособие / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 600 с.
62. Стаднюк, А.М. Оценка персонала/ А.М. Стаднюк - Москва, «Бегин групп».- 2007-148с.
63. Управление персоналом / под ред. профессора П.Э. Шлендера. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2015. -320 с.
64. Управление персоналом: учебник для ВУЗов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007. 412с.
65. Хартанович, К.В. Основы менеджмента: учебное пособие. / К.В. Хартанович, В.Н. Краев - М.: Академический Проект, - 2016.- 268 с.
66. Шакуров, Р.С. Социально-психологические основы управления: руководитель и коллектив. / Р.С. Шакуров. - М.: Просвещение, 2010. - 293 с.
67. Шапиро, С.А. Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс / С.А. Шапиро, О.В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 400 с.