Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ Большой Медведицы в даосизме периодов Сун, Юань и Мин

Работа №141846

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы48
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Исторический обзор развития культа Бэй доу 7
Глава 1.1 Образ Большой Медведицы в предклассическом и
раннеклассическом Китае 7
Глава 1.2 Образ Большой Медведицы в классическом Китае 15
Глава 2. Визуальная традиция культа Бэй доу 22
Глава 2.1 Схемы, визуализирующие практики, связанные с Бэй доу 22
Глава 2.2 Иконография Бэй доу 27
Заключение 36
Список использованной литературы и источников 39
Приложения 42

Внимание к небесным телам и космосу в целом — одна из особенностей архаического сознания. В связи с этим возникают астральные мифы, обожествляющие планеты, звезды и космические процессы. Движение небесных тел обуславливает смену дня и ночи, влияет на погодные условия, словом, определяет течение жизни. При этом космос, как нечто недосягаемое, недоступен для понимания. В попытках упорядочить космические процессы, люди наделяют их метафизическими свойствами, присваивают планетам и созвездиям божественные функции.
Благодаря характерной форме ковша созвездие Большой Медведицы — наиболее узнаваемое созвездие северного полушария, с связи с чем оно интегрировано во многие религии и народные верования. В китайской культуре оно известно как «Северный Ковш», или «Бэй доу». В религиозно-мифологических представлениях китайцев созвездие населяют божества, владычествующие над судьбами людей. В рамках даосской традиции божества Большой Медведицы способны даровать бессмертное существование. Хотя, конечно, этим не исчерпывается значение созвездия для китайской культуры. Позднее культ Северного Ковша трансформируется в другие смежные культы такие, как почитание Матушки Ковша, Доу Му; Истинного Воина, Чжэнь У, покровителя экзаменов, Куй Сина — что отразится на иконографии Бэй доу, значительно расширив образы для изображения Большой Медведицы.
В данном исследовании под образами понимаются объекты визуальной культуры во многом такие, как предметы изобразительного искусства, и иные знаки или символы, отсылающие к созвездию Большой Медведицы, в частности, пиктограммы, схемы, а также иероглифы.
Актуальность. Несмотря на то, что в рамках отечественной синологии культ Северного Ковша достаточно хорошо изучен, однако исследования, посвященные именно образу созвездия в китайской культуре не попадают в поле научного интереса отечественных синологов. Тем не менее данный культ во многом нашел отражение в иконографии и представляет интерес для исследователей даосской визуальной культуры.
Состояние и степень изученности проблемы. На сегодняшний день существует достаточно обширный пласт трудов, посвященных созвездию Большой Медведицы в контексте китайской культуры, охватывающих как религиозные, в особенности даосские, так и мифологические аспекты. Среди отечественных синологов феномен Бэй доу подобно рассматривали А.И. Кобзев и Б.Л. Рифтин, работы которых вошли в энциклопедию «Духовная культура Китая»1, представляющую наиболее полное собрание материалов, посвященных духовной жизни Китая. В контексте даосской традиции культ Большой Медведицы нашел отражение в трудах Е.А. Торчинова, в частности, в работе «Путь золота и киновари»2, которая дает подробное описание даосским практикам. Зарубежная синология также предоставляет достаточное количество материалов именно по истории культа Бэй доу, однако исследований в рамках визуальной культуры немного. К ним относятся работы Ши Шань Сьюзан Хуан — доцента кафедры истории искусств в Университете Райса — «Изображая истинную форму» (“Picturing the true form”)3 и «Даосские представления о теле и космосе» (“Daoist Imagery of Body and Cosmos”)4, а также статья Патриции Эйхенбаум Карецки — доктора философских наук Института изящных искусств Нью-Йоркского Университета — посвященная даосскому божеству Чжэнь У, смежному культу Бэй доу «Трансформации Сюань У/Чжэнь У» (“The Transformations of Xuanwu/Zhenwu”)5. Наконец, классические произведения китайской литературы — «Исторические записки»6 Сыма Цяня и трактат «Мудрец, объемлющий первозданную простоту»7 Гэ Хуна — подробно излагают особенности культа Северного ковша и являются основой для осуществления исторического анализа....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы относительно образа Большой Медведицы в даосизме периодов Сун, Юань и Мин, а также других периодов истории Китая:
Из гадательных надписей следует, что в XIV - XI вв. до н.э., период Шан, китайцы уже обладали некоторыми астрономическими знаниями, позволяющими им определять на небе планеты и некоторые созвездия, в том числе и созвездие Большой Медведицы. Однако первые свидетельства бытования полноценной визуализации культа созвездия Большой Медведицы датируются V в. до н.э., период Чжоу, и представляют собой погребальный инвентарь, на который наносились пиктограммы зодиакальных созвездий, в том числе и созвездия Северного Ковша, что указывает на то, что небесные тела приобретали сакральный статус в рамках представлений о загробной жизни. К этому же периоду относится оформление учения даосизма. К первым письменным источникам можно отнести стихотворение из «Канона стихов» периода Восточная Чжоу, в котором присутствует упоминание созвездия в качестве «ковша», что свидетельствует о зарождении визуального образа Большой Медведицы как символа в виде семи звезд, по форме образующих ковш.
Поскольку астральные объекты и космические явления выходят за рамки человеческого опыта, они являются источником религиозно-мифологических представлений и религиозных учений, таких, как даосизм и буддизм. В частности, небесные тела наделяют божественными свойствами и функциями. Что касается созвездия Большой Медведицы, на раннем этапе становления культа оно мыслилось как божество, повелевающее над смертью. Позднее по мере развития даосизма каждая из звезд Большой Медведицы начинает отождествляться с отдельным божеством. Начиная с периода Сун, Бэй доу активно включается в другие даосские культы — почитание божеств Чжэнь У и Куй Сина— или под влиянием буддизма трансформируется в новые такие, как культ Доу Му.
В рамках даосской традиции божествам, населяющим звезды Большой Медведицы, посвящены отдельные ритуалы, возникшие на заре даосизма. К ним относятся: визуализируемые путешествия на звезды посредством юевых шагов и визуализация звезд в теле. Во время ритуалов использовались атрибуты с символикой семизвездия: амулеты, мечи, или иные ритуальные предметы такие, как светильники, которые расставлялись в форму ковша, тем самым образуя характерный символ. Зафиксированные схемы и карты ритуалов представляют обширное поле для исследования даосской визуальной культуры. Практики визуализации были направлены на мысленное представление звездных владык в качестве небесных чиновников. В дальнейшем такие мысленные образы перетекают в иконографию, и зарождается антропоморфный образ владык Бэй доу, представленных в виде божеств в чиновничьих одеждах, совершающих процессию. На периоды периоды Юань и Мин приходится пик иконографии как божеств Большой Медведицы, так и божеств смежных культов. Образ Большой Медведицы в даосизме и в религиозно-мифологических представлениях китайцев в целом на протяжении всей истории культа менялся: из семизвездного символа, под которым понималось некое единичное божество, владычествующее над смертью и дарующее долголетие, он трансформировался в антропоморфное воплощение, изображая группу божеств, которое на данный момент представлено иконографией периодов Сун, Юань и Мин. Примечательно, что в рамках иконографии смежных божеств образ Большой Медведицы в качестве символа мог наноситься на атрибуты этих самых божеств, тем самым отсылая к культу Северного ковша.
На сегодняшний день с развитием науки значение астральных мифов как таковых в современном обществе постепенно уменьшается. Однако на их место приходит астрология, популярность которой в свою очередь не перестает расти. По принципу «свято место пусто не бывает» люди по-прежнему продолжают, если не верить, то по крайней мере относиться с настороженностью и особым вниманием к космическим процессам. Китайская культура в целом достаточно консервативная область, сохраняющая тысячелетние традиции вплоть до современности практически в неизменном виде. Культ Неба на данный момент по-прежнему составляет одну из основополагающих категорий культуры, вероятно, этим можно объяснить интерес современных китайских деятелей искусства к древним культам и образам таким, как почитание Большой Медведицы, Бэй доу.


1) Белая И.В., Зельницкий А.Д. «Правильный ритуал Сердца Небес» (Тянь синь чжэн фа): история, содержание и место в даосизме X-XIII вв. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2018. Т.34. Вып. 4. С. 614-618.
2) Духовная культура Китая: энциклопедия / Под ред. Титаренко М. Л. / В 5 т. Т. 2. М.: “Восточная литература”. 2006. 869 с.
3) Зорькина М.С. Традиционная магия в даосском ритуале: заклинания, мудры, юевы шаги // Вестник Санкт-Петербургского университета. Геокультурные пространства и коды культуры Китая. Сер. 13. Вып. 2. 2010. С. 26-40.
4) Иксарова М.В. Место божеств Северного ковша в китайской системе верований // Культурный код. Культурология. №3. 2021. С. 7-14.
5) Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб.: Лань. 2004. 960 с.
6) Мифы народов мира: энциклопедия / Под ред. С.А. Токарева / М.: Советская Энциклопедия. 2008. 1147 с.
7) Процесс формирования официальной идеологии имперского Китая / Сост. М. Е. Кравцова. СПб.: Наука. 2012. 591 с.
8) Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб.: Лань. 1998. 448 с.
9) Торчинов Е.А. Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика.
2007. 480 с.
10) Филонов С.В. Золотые книги и нефритовые письмена: даосские
письменные памятники III—VI вв. СПб.: “Петербургское
Востоковедение”. 2011. 656 с.
11) Философское наследие. Философы из Хуайнани / Пер. с кит. и коммент. Л.Е. Померанцевой. М.: Мысль. 2004. 429 с.
На английском языке:
1) Daoism Handbook / Ed. by Livia Kohn. Vol. 1. Boston, Leiden: Brill. 2004. P 205. 463 p.
2) Giuffrida N. Representing the Daoist god Zhenwu, the Perfect Warrior, in the late imperial China. Kansas, University of Kansas. 2008. 482 p.
3) History of Chinese Daoism / David C. Yu, translator. Lanham, NY, Oxford: University Press of America. 2000. 611 p.
4) Judith M. Boltz. A Survey of Taoist Literature: Tenth to Seventeenth Centuries (China Research Monograph). California: Univ of California Inst of East. 1987. 417 p.....11


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ