Прокурорский надзор как вид государственного надзора (Юго-Западный государственный университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА, КАК ВИДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
1.1 История становления и развития прокурорского надзора 12
1.2 Понятие и функции прокурорского надзора на современном этапе развития российского государства 24
1.3 Прокурорский надзор, как самостоятельный государственно-властный институт универсального обеспечения законности 29
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА 42
2.1 Цели и задачи прокурорского надзора в РФ 42
2.2 Сущность и виды отраслей прокурорского надзора 48
2.3 Механизм осуществления прокурорского надзора 58
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ГЛАВА 1 ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА, КАК ВИДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
1.1 История становления и развития прокурорского надзора 12
1.2 Понятие и функции прокурорского надзора на современном этапе развития российского государства 24
1.3 Прокурорский надзор, как самостоятельный государственно-властный институт универсального обеспечения законности 29
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА 42
2.1 Цели и задачи прокурорского надзора в РФ 42
2.2 Сущность и виды отраслей прокурорского надзора 48
2.3 Механизм осуществления прокурорского надзора 58
ГЛАВА 3 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
Существенной задачей современного цивилизованного государства состоит в установлении и поддержании должного правопорядка, гарантировании политико-правового режима соблюдения законности, один из методов достижения чего заключается в контрольной и надзорной деятельности соответствующих государственных учреждений и их представителей.
За всё время своего существования российская прокуратура, действуя в различные эпохи и под влиянием разных политических режимов, важную роль в обеспечении законности и правопорядка в России, выполняя неизменную функцию – прокурорский надзор, преследуя главную цель: обеспечение законности и порядка в государстве. Эта задача оставалась постоянной и, что самое важное, всегда оставалась актуальной на протяжении всех исторических периодов развития общества, независимо от политической системы, степени экономического развития и социальной обстановки.
На данном этапе прокуратура представляет собой единую федеральную систему органов с центральным управлением. Ее функция заключается в осуществлении эффективного надзора над соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, а также обеспечении целостности правового пространства России.
Основная черта прокурорского надзора состоит в его независимости и автономности в рамках государственной деятельности. Вместе с тем, прокурорский надзор является важным элементом правовой системы государства, обеспечивающим соблюдение законности и прав граждан, поскольку он способствует созданию условий для развития гражданского общества, защиты интересов общества и предотвращения государственных злоупотреблений.
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что прокурорский надзор направлен на исполнение приговоров и решений суда, соблюдение уголовно-процессуальных норм, расследование преступлений и обеспечение прав потерпевших. Кроме того, прокуроры принимают активное участие в предупреждении коррупции и иных правонарушений, защите интересов государства, следят за соблюдением исполнительной дисциплины. При этом прокуратура России является самостоятельным органом, формально не подчиненным ни одной из ветвей власти, ее связь с судебной системой и рядом полномочий вызывают некоторые вопросы и дискуссии относительно ее статуса и сферы деятельности.
Степень разработанности темы исследования составляют труды таких исследователей как С. Л. Алексеев, Р.С. Абдулин, В. Н. Андриянов, Ф. Н. Багаутдинов, Е. В. Быкова, Т. А. Васильева, Винокуров А. Ю., О. В. Воронин, Н. Р. Вотчель, В. Джатиев, Н. П. Дудин, Г. В. Дытченко, Е. Р. Ергашев, О. И. Куленко, Н. В. Ласкина, Е. Л. Никитин, А. Е. Скачкова, А. Ф. Смирнова, С. В. Филипенко, А. А. Усачева, М.С. Шалумов и др.
Цель работы состоит во всестороннем исследовании теоретико-правовых и практических вопросов, связанных с регулированием прокурорского надзора, как вида государственного надзора, а также вынесении авторского понимания направлений усовершенствования законодательства в этой области.
Поставленная цель предопределяет следующие основные задачи:
– исследовать историю становления и развития прокурорского надзора;
– рассмотреть понятие и функции прокурорского надзора на современном этапе развития российского государства;
– изучить прокурорский надзор как самостоятельный государственно-властный институт универсального обеспечения законности;
– раскрыть цели и задачи прокурорского надзора в РФ;
– выявить сущность и виды отраслей прокурорского надзора;
– исследовать механизм осуществления прокурорского надзора;
– проанализировать актуальные проблемы прокурорского надзора.
Объектом исследования является комплекс правоотношений, регулирующие прокурорский надзор как вид государственного надзора.
Предмет исследования – прокуратура Российской Федерации, её надзорная деятельность и законодательные акты, регулирующие прокурорскую деятельность.
Научная новизна исследования – сформулированы основные направления, которые должны быть учтены в законодательной базе в целях регулирования прокурорского надзора как вида государственного надзора, обобщены и теоретически обоснованы решения имеющихся актуальных проблем.
В результате проведенного исследования обоснованы и сформулированы ряд положений, выносимых на защиту:
1. Учитывая отсутствие легального определения, считаем обоснованным формирование собственного авторского определения прокурорского надзора, под которым следует понимать специфический вид государственной деятельности, осуществляемый специализированным субъектом – централизованной системой органов прокуратуры. Эти органы действуют от имени государства, осуществляя надзор за соблюдением конституционных норм, исполнением законов, предотвращением и пресечением нарушений закона, а также привлечением виновных лиц к ответственности, используя предусмотренные законом полномочия и правовые средства.
2. Предлагаем собственное авторское определение средств прокурорского реагирования и считает, что их возможно рассматривать, как правовое явление, которое представляет собой совокупность нормативно-установленных действий прокурора, осуществляемых при реагировании на поведение объектов, определенных в соответствии с законом, а также согласно пределу, установленного законодательно, с целью решения различных социальных, экономических, культурных и прочих задач.
3. Считаем необходимым вынести отличительные черты актов прокурорского реагирования от мер прокурорского реагирования в связи с тем, что юридические исследования и законодательство не содержат единых определений и четких разграничений данных понятий. Однако, в процессе правоприменительной практики представляется важным их разграничение и понимание правового содержания и смысловой наполненности каждого из этих терминов в отдельности. Акты прокурорского реагирования и меры прокурорского реагирования взаимосвязаны, однако имеют различное юридическое и формальное значение
Акты и меры прокурорского реагирования взаимосвязаны и соотносятся, как часть и целое. Для разрешения проблемы определения этих понятий целесообразным считаем введение соответствующих нормативных актов, включающих общепринятые определения, в соответствующий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17 января 1992 г. Введение общепринятых дефиниций в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2201-1 от 17 января 1992 года позволит четко определить, какие действия считаются актами, а какие – мерами.
4. Считаем целесообразным внесение в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17 января 1992 года главы «Правовые средства прокурора», которая должна содержать общие положения о правовых средствах прокурора, а также определенные нормы, направленные на их регулирование.
5. Считаем необходимым внесение законодательных изменений в ст.144 УПК РФ, предусмотрев, увеличение срока проверки сообщений о преступлениях с 10 до 15 суток по ходатайству следователя, с возможностью продления до 45 суток. Такое увеличение сроков позволит снизить нагрузку на подразделения дознания и следствия, улучшив показатели их работы, а также сократив рабочую нагрузку органов прокуратуры.
6. Считаем необходимым осуществление прокурорского надзора за соблюдением федеральных законов гражданами в связи с тем, что существующие нормы российского законодательства не предусматривают полномочий прокурорам для контроля над действиями граждан. Таким образом, предлагаем внести законодательные изменения в п.2 ст.1 Федерального Закона РФ № 2202-1.
7. Установление прокурорского надзора, направленного на защиту прав организаций с внесением изменений в Федеральный Закон № 2202-1 включением новой главы, которая будет предписывать предмет и полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав организаций с установлением четких и конкретных полномочия прокуроров в области прокурорского надзора за соблюдением прав организаций
Нормативную основу магистерского исследования нормативные правовые акты, в первую очередь Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», другие федеральные конституционные и федеральные законы, в том числе в сфере уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, административного права и пр.
Теоретическую основу исследования составили результаты научных исследований по проблемам прокурорского надзора, в части, относящейся к теме диссертации.
Методологическая основа. В ходе исследования применялись базовые положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования. Также в процессе исследования использовались методы: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой анализ, исследование документов.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в формировании ряда теоретических положений, направленных на совершенствование правового регулирования прокурорского надзора.
Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в научных национальных конференциях.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
За всё время своего существования российская прокуратура, действуя в различные эпохи и под влиянием разных политических режимов, важную роль в обеспечении законности и правопорядка в России, выполняя неизменную функцию – прокурорский надзор, преследуя главную цель: обеспечение законности и порядка в государстве. Эта задача оставалась постоянной и, что самое важное, всегда оставалась актуальной на протяжении всех исторических периодов развития общества, независимо от политической системы, степени экономического развития и социальной обстановки.
На данном этапе прокуратура представляет собой единую федеральную систему органов с центральным управлением. Ее функция заключается в осуществлении эффективного надзора над соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, а также обеспечении целостности правового пространства России.
Основная черта прокурорского надзора состоит в его независимости и автономности в рамках государственной деятельности. Вместе с тем, прокурорский надзор является важным элементом правовой системы государства, обеспечивающим соблюдение законности и прав граждан, поскольку он способствует созданию условий для развития гражданского общества, защиты интересов общества и предотвращения государственных злоупотреблений.
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что прокурорский надзор направлен на исполнение приговоров и решений суда, соблюдение уголовно-процессуальных норм, расследование преступлений и обеспечение прав потерпевших. Кроме того, прокуроры принимают активное участие в предупреждении коррупции и иных правонарушений, защите интересов государства, следят за соблюдением исполнительной дисциплины. При этом прокуратура России является самостоятельным органом, формально не подчиненным ни одной из ветвей власти, ее связь с судебной системой и рядом полномочий вызывают некоторые вопросы и дискуссии относительно ее статуса и сферы деятельности.
Степень разработанности темы исследования составляют труды таких исследователей как С. Л. Алексеев, Р.С. Абдулин, В. Н. Андриянов, Ф. Н. Багаутдинов, Е. В. Быкова, Т. А. Васильева, Винокуров А. Ю., О. В. Воронин, Н. Р. Вотчель, В. Джатиев, Н. П. Дудин, Г. В. Дытченко, Е. Р. Ергашев, О. И. Куленко, Н. В. Ласкина, Е. Л. Никитин, А. Е. Скачкова, А. Ф. Смирнова, С. В. Филипенко, А. А. Усачева, М.С. Шалумов и др.
Цель работы состоит во всестороннем исследовании теоретико-правовых и практических вопросов, связанных с регулированием прокурорского надзора, как вида государственного надзора, а также вынесении авторского понимания направлений усовершенствования законодательства в этой области.
Поставленная цель предопределяет следующие основные задачи:
– исследовать историю становления и развития прокурорского надзора;
– рассмотреть понятие и функции прокурорского надзора на современном этапе развития российского государства;
– изучить прокурорский надзор как самостоятельный государственно-властный институт универсального обеспечения законности;
– раскрыть цели и задачи прокурорского надзора в РФ;
– выявить сущность и виды отраслей прокурорского надзора;
– исследовать механизм осуществления прокурорского надзора;
– проанализировать актуальные проблемы прокурорского надзора.
Объектом исследования является комплекс правоотношений, регулирующие прокурорский надзор как вид государственного надзора.
Предмет исследования – прокуратура Российской Федерации, её надзорная деятельность и законодательные акты, регулирующие прокурорскую деятельность.
Научная новизна исследования – сформулированы основные направления, которые должны быть учтены в законодательной базе в целях регулирования прокурорского надзора как вида государственного надзора, обобщены и теоретически обоснованы решения имеющихся актуальных проблем.
В результате проведенного исследования обоснованы и сформулированы ряд положений, выносимых на защиту:
1. Учитывая отсутствие легального определения, считаем обоснованным формирование собственного авторского определения прокурорского надзора, под которым следует понимать специфический вид государственной деятельности, осуществляемый специализированным субъектом – централизованной системой органов прокуратуры. Эти органы действуют от имени государства, осуществляя надзор за соблюдением конституционных норм, исполнением законов, предотвращением и пресечением нарушений закона, а также привлечением виновных лиц к ответственности, используя предусмотренные законом полномочия и правовые средства.
2. Предлагаем собственное авторское определение средств прокурорского реагирования и считает, что их возможно рассматривать, как правовое явление, которое представляет собой совокупность нормативно-установленных действий прокурора, осуществляемых при реагировании на поведение объектов, определенных в соответствии с законом, а также согласно пределу, установленного законодательно, с целью решения различных социальных, экономических, культурных и прочих задач.
3. Считаем необходимым вынести отличительные черты актов прокурорского реагирования от мер прокурорского реагирования в связи с тем, что юридические исследования и законодательство не содержат единых определений и четких разграничений данных понятий. Однако, в процессе правоприменительной практики представляется важным их разграничение и понимание правового содержания и смысловой наполненности каждого из этих терминов в отдельности. Акты прокурорского реагирования и меры прокурорского реагирования взаимосвязаны, однако имеют различное юридическое и формальное значение
Акты и меры прокурорского реагирования взаимосвязаны и соотносятся, как часть и целое. Для разрешения проблемы определения этих понятий целесообразным считаем введение соответствующих нормативных актов, включающих общепринятые определения, в соответствующий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17 января 1992 г. Введение общепринятых дефиниций в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2201-1 от 17 января 1992 года позволит четко определить, какие действия считаются актами, а какие – мерами.
4. Считаем целесообразным внесение в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17 января 1992 года главы «Правовые средства прокурора», которая должна содержать общие положения о правовых средствах прокурора, а также определенные нормы, направленные на их регулирование.
5. Считаем необходимым внесение законодательных изменений в ст.144 УПК РФ, предусмотрев, увеличение срока проверки сообщений о преступлениях с 10 до 15 суток по ходатайству следователя, с возможностью продления до 45 суток. Такое увеличение сроков позволит снизить нагрузку на подразделения дознания и следствия, улучшив показатели их работы, а также сократив рабочую нагрузку органов прокуратуры.
6. Считаем необходимым осуществление прокурорского надзора за соблюдением федеральных законов гражданами в связи с тем, что существующие нормы российского законодательства не предусматривают полномочий прокурорам для контроля над действиями граждан. Таким образом, предлагаем внести законодательные изменения в п.2 ст.1 Федерального Закона РФ № 2202-1.
7. Установление прокурорского надзора, направленного на защиту прав организаций с внесением изменений в Федеральный Закон № 2202-1 включением новой главы, которая будет предписывать предмет и полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав организаций с установлением четких и конкретных полномочия прокуроров в области прокурорского надзора за соблюдением прав организаций
Нормативную основу магистерского исследования нормативные правовые акты, в первую очередь Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», другие федеральные конституционные и федеральные законы, в том числе в сфере уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, административного права и пр.
Теоретическую основу исследования составили результаты научных исследований по проблемам прокурорского надзора, в части, относящейся к теме диссертации.
Методологическая основа. В ходе исследования применялись базовые положения диалектического метода познания, позволяющие отразить взаимосвязь теории и практики, формы и содержания предмета исследования. Также в процессе исследования использовались методы: исторический, формально-логический, сравнительно-правовой анализ, исследование документов.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в формировании ряда теоретических положений, направленных на совершенствование правового регулирования прокурорского надзора.
Апробация работы. Основные результаты исследования отражены в научных национальных конференциях.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Исследовав процесс формирования структуры и функций органов прокуратуры возможно понять историческую неотъемлемость создания рассматриваемого органа власти, определить его задачи и положение в государственной системе управления, а также выявить её специфические функции. Мы выяснили, что прокуратура, как надзорный орган, прошла значительные изменения на протяжении всей истории России, стремясь стать правовым и демократическим государством. Исторический анализ позволяет нам понять, что система органов прокуратуры играет важную роль в развитии и укреплении государства.
В связи с отсутствием легального определения, мы считаем, что под прокурорским надзором необходимо понимать специфический вид государственной деятельности, осуществляемый специализированным субъектом – централизованной системой органов прокуратуры. Эти органы действуют от имени государства, осуществляя надзор за соблюдением конституционных норм, исполнением законов, предотвращением и пресечением нарушений закона, а также привлечением виновных лиц к ответственности, используя предусмотренные законом полномочия и правовые средства.
По нашему мнению, более обоснованным подходом является определение места прокуратуры как многофункционального органа власти, который не относится ни к одной из имеющихся ветвей власти. Мы пришли к выводу, что прокурорский надзор представляет собой сложную систему, которая основывается на статусных характеристиках прокуратуры и ее активном участии во всех сферах государственной власти. Именно поэтому он играет важную роль в обеспечении законности и защиты прав граждан в Российской Федерации. Считаем, что в настоящее время прокурорский надзор представляет собой самостоятельное правовое явление, отличающееся от других форм контроля, в связи с этим термины "надзор" и "контроль" не могут быть использованы как синонимы, так как в юридической науке они имеют различные значения и относятся к разным государственным институтам.
Мы выяснили, что п. 2 ст. 1 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" определяет содержание законности в контексте работы прокуратуры и включает в себя цели надзорной деятельности, которые заключаются в поддержании верховенства закона, укреплении единства и законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также защите интересов общества и государства. Представляется, что все вышеприведенные аспекты законности являются основными задачами и функциями прокуратуры, которые она должна выполнять в своей деятельности.
Автор настоящего исследования приходит к собственному определению средств прокурорского реагирования и считает, что их возможно рассматривать, как правовое явление, которое представляет собой совокупность нормативно-установленных действий прокурора, осуществляемых при реагировании на поведение объектов, определенных в соответствии с законом, а также согласно пределу, установленного законодательно, с целью решения различных социальных, экономических, культурных и прочих задач.
Считаем необходимым отметить важность отличия актов прокурорского реагирования от мер прокурорского реагирования в связи с тем, что юридические исследования и законодательство не содержат единых определений и четких разграничений этих понятий. Однако в процессе правоприменительной практики представляется важным их разграничение и понимание правового содержания и смысловой наполненности каждого из этих терминов в отдельности. В действующем законодательстве отсутствует четкое определение актов прокурорского реагирования, их критерии отнесения, возможные разновидности и пр., что создает определенные сложности для систематизации и изучения рассматриваемого вопроса, что неоднократно упоминалось в юридических исследованиях.
Мы пришли к заключению, что акты прокурорского реагирования и меры прокурорского реагирования взаимосвязаны, однако имеют различное юридическое и формальное значение
Автор настоящего исследования считает, что акты прокурорского реагирования представляют собой законодательно установленные инструменты, которые прокурор может использовать для реагирования на выявленные нарушения закона или планируемые противоправные действия, представленные в письменной форме и применяемые в рамках надзорной (ненадзорной) функции прокуратуры.
Под мерами прокурорского реагирования мы предлагаем понимать активные действия прокурора, осуществляемые в соответствии с надзорными и ненадзорными полномочиями для предотвращения возможных нарушений закона, привлечения виновных лиц и выражающиеся в письменной или устной форме.
Мы пришли к заключению, что акты и меры прокурорского реагирования взаимосвязаны и соотносятся, как часть и целое. Для разрешения проблемы определения этих понятий целесообразным представляется введение соответствующих нормативных актов, включающих общепринятые определения, в соответствующий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17 января 1992 г.
Полагаем, что введение общепринятых дефиниций в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2201-1 от 17 января 1992 г. позволит четко определить, какие действия считаются актами, а какие – мерами. Например, закон может определить, что акты прокурора являются юридическими документами, выражающими его позицию в правовом процессе, а меры представляют собой конкретные действия, направленные на реализацию прокурорской деятельности.
Также считаем целесообразным внесение в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17 января 1992 г. главы «Правовые средства прокурора», которая должна содержать общие положения о правовых средствах прокурора, а также определенные нормы, направленные на их регулирование. Полагаем, что установление четкого и однозначного перечня правовых средств прокурора, единых принципов их классификации, а также утверждение норм, определяющих условия и порядок их применения, усилит их правовое регулирование и позволит прокуратуре более эффективно осуществлять свои функции по обеспечению законности, защите прав и свобод граждан, борьбе с преступностью и коррупцией. Кроме того, указанные меры помогут повысить доверие граждан к прокурорским органам и укрепить правовое государство.
Мы выяснили, что на этом этапе прокурорский надзор сопровожден достаточным количеством сложностей и проблем, что сказывается на его общей эффективности. Так, актуальной проблемой прокурорского надзора, по нашему мнению, является недостаточная эффективность контроля со стороны прокуратуры. Полагаем, решение указанной проблемы может состоять в реализации следующих мер: улучшение качества подготовки и повышение квалификации сотрудников прокуратуры; обеспечение прокурорам достаточных ресурсов для осуществления своих функций; обеспечение независимости и неприкосновенности прокуроров; повышение прозрачности работы прокуратуры, совершенствование законодательства и установление.
Ввиду достаточно низкого уровня законности в функционировании органов дознания, органов предварительного следствия на этапе проведения доследственных проверок возрастает нагрузка на органы прокуратуры вследствие усиления надзорной деятельности в рассматриваемой сфере. Таким образом, считаем необходимым внесение законодательных изменений в ст.144 УПК РФ, предусмотрев, увеличение срока проверки сообщений о преступлениях с 10 до 15 суток по ходатайству следователя, с возможностью продления до 45 суток. Такое увеличение сроков позволит снизить нагрузку на подразделения дознания и следствия, улучшив показатели их работы, а также сократив рабочую нагрузку органов прокуратуры.
Снижение уровня профессиональной компетенции помощников прокуроров региональных отделений прокуратуры, включая городские и районные прокуратуры также является проблемой и для решения указанной проблемы предлагаем проводить ежегодное (или ежеквартальное) дополнительное профессиональное обучение для помощников прокуроров, которые занимаются вопросами осуществления надзорной деятельности.
Также считаем необходимым осуществление прокурорского надзора за соблюдением федеральных законов гражданами в связи с тем, что существующие нормы российского законодательства не предусматривают полномочий прокурорам для контроля над действиями граждан. Таким образом, предлагаем внести законодательные изменения в п.2 ст.1 Федерального Закона РФ № 2202-1.
Актуальной проблемой прокурорского надзора считаем отсутствие в юридических нормах надзорных полномочий прокурора за соблюдением прав организаций. На наш взгляд, решением этой проблемы является установление прокурорского надзора, направленного на защиту прав организаций и внести изменения в Федеральный Закон № 2202-1. Таким образом, мы предлагаем включить новую главу, которая будет предписывать предмет и полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав организаций с установлением четких и конкретных полномочия прокуроров в области прокурорского надзора за соблюдением прав организаций.
В связи с отсутствием легального определения, мы считаем, что под прокурорским надзором необходимо понимать специфический вид государственной деятельности, осуществляемый специализированным субъектом – централизованной системой органов прокуратуры. Эти органы действуют от имени государства, осуществляя надзор за соблюдением конституционных норм, исполнением законов, предотвращением и пресечением нарушений закона, а также привлечением виновных лиц к ответственности, используя предусмотренные законом полномочия и правовые средства.
По нашему мнению, более обоснованным подходом является определение места прокуратуры как многофункционального органа власти, который не относится ни к одной из имеющихся ветвей власти. Мы пришли к выводу, что прокурорский надзор представляет собой сложную систему, которая основывается на статусных характеристиках прокуратуры и ее активном участии во всех сферах государственной власти. Именно поэтому он играет важную роль в обеспечении законности и защиты прав граждан в Российской Федерации. Считаем, что в настоящее время прокурорский надзор представляет собой самостоятельное правовое явление, отличающееся от других форм контроля, в связи с этим термины "надзор" и "контроль" не могут быть использованы как синонимы, так как в юридической науке они имеют различные значения и относятся к разным государственным институтам.
Мы выяснили, что п. 2 ст. 1 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" определяет содержание законности в контексте работы прокуратуры и включает в себя цели надзорной деятельности, которые заключаются в поддержании верховенства закона, укреплении единства и законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также защите интересов общества и государства. Представляется, что все вышеприведенные аспекты законности являются основными задачами и функциями прокуратуры, которые она должна выполнять в своей деятельности.
Автор настоящего исследования приходит к собственному определению средств прокурорского реагирования и считает, что их возможно рассматривать, как правовое явление, которое представляет собой совокупность нормативно-установленных действий прокурора, осуществляемых при реагировании на поведение объектов, определенных в соответствии с законом, а также согласно пределу, установленного законодательно, с целью решения различных социальных, экономических, культурных и прочих задач.
Считаем необходимым отметить важность отличия актов прокурорского реагирования от мер прокурорского реагирования в связи с тем, что юридические исследования и законодательство не содержат единых определений и четких разграничений этих понятий. Однако в процессе правоприменительной практики представляется важным их разграничение и понимание правового содержания и смысловой наполненности каждого из этих терминов в отдельности. В действующем законодательстве отсутствует четкое определение актов прокурорского реагирования, их критерии отнесения, возможные разновидности и пр., что создает определенные сложности для систематизации и изучения рассматриваемого вопроса, что неоднократно упоминалось в юридических исследованиях.
Мы пришли к заключению, что акты прокурорского реагирования и меры прокурорского реагирования взаимосвязаны, однако имеют различное юридическое и формальное значение
Автор настоящего исследования считает, что акты прокурорского реагирования представляют собой законодательно установленные инструменты, которые прокурор может использовать для реагирования на выявленные нарушения закона или планируемые противоправные действия, представленные в письменной форме и применяемые в рамках надзорной (ненадзорной) функции прокуратуры.
Под мерами прокурорского реагирования мы предлагаем понимать активные действия прокурора, осуществляемые в соответствии с надзорными и ненадзорными полномочиями для предотвращения возможных нарушений закона, привлечения виновных лиц и выражающиеся в письменной или устной форме.
Мы пришли к заключению, что акты и меры прокурорского реагирования взаимосвязаны и соотносятся, как часть и целое. Для разрешения проблемы определения этих понятий целесообразным представляется введение соответствующих нормативных актов, включающих общепринятые определения, в соответствующий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17 января 1992 г.
Полагаем, что введение общепринятых дефиниций в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2201-1 от 17 января 1992 г. позволит четко определить, какие действия считаются актами, а какие – мерами. Например, закон может определить, что акты прокурора являются юридическими документами, выражающими его позицию в правовом процессе, а меры представляют собой конкретные действия, направленные на реализацию прокурорской деятельности.
Также считаем целесообразным внесение в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17 января 1992 г. главы «Правовые средства прокурора», которая должна содержать общие положения о правовых средствах прокурора, а также определенные нормы, направленные на их регулирование. Полагаем, что установление четкого и однозначного перечня правовых средств прокурора, единых принципов их классификации, а также утверждение норм, определяющих условия и порядок их применения, усилит их правовое регулирование и позволит прокуратуре более эффективно осуществлять свои функции по обеспечению законности, защите прав и свобод граждан, борьбе с преступностью и коррупцией. Кроме того, указанные меры помогут повысить доверие граждан к прокурорским органам и укрепить правовое государство.
Мы выяснили, что на этом этапе прокурорский надзор сопровожден достаточным количеством сложностей и проблем, что сказывается на его общей эффективности. Так, актуальной проблемой прокурорского надзора, по нашему мнению, является недостаточная эффективность контроля со стороны прокуратуры. Полагаем, решение указанной проблемы может состоять в реализации следующих мер: улучшение качества подготовки и повышение квалификации сотрудников прокуратуры; обеспечение прокурорам достаточных ресурсов для осуществления своих функций; обеспечение независимости и неприкосновенности прокуроров; повышение прозрачности работы прокуратуры, совершенствование законодательства и установление.
Ввиду достаточно низкого уровня законности в функционировании органов дознания, органов предварительного следствия на этапе проведения доследственных проверок возрастает нагрузка на органы прокуратуры вследствие усиления надзорной деятельности в рассматриваемой сфере. Таким образом, считаем необходимым внесение законодательных изменений в ст.144 УПК РФ, предусмотрев, увеличение срока проверки сообщений о преступлениях с 10 до 15 суток по ходатайству следователя, с возможностью продления до 45 суток. Такое увеличение сроков позволит снизить нагрузку на подразделения дознания и следствия, улучшив показатели их работы, а также сократив рабочую нагрузку органов прокуратуры.
Снижение уровня профессиональной компетенции помощников прокуроров региональных отделений прокуратуры, включая городские и районные прокуратуры также является проблемой и для решения указанной проблемы предлагаем проводить ежегодное (или ежеквартальное) дополнительное профессиональное обучение для помощников прокуроров, которые занимаются вопросами осуществления надзорной деятельности.
Также считаем необходимым осуществление прокурорского надзора за соблюдением федеральных законов гражданами в связи с тем, что существующие нормы российского законодательства не предусматривают полномочий прокурорам для контроля над действиями граждан. Таким образом, предлагаем внести законодательные изменения в п.2 ст.1 Федерального Закона РФ № 2202-1.
Актуальной проблемой прокурорского надзора считаем отсутствие в юридических нормах надзорных полномочий прокурора за соблюдением прав организаций. На наш взгляд, решением этой проблемы является установление прокурорского надзора, направленного на защиту прав организаций и внести изменения в Федеральный Закон № 2202-1. Таким образом, мы предлагаем включить новую главу, которая будет предписывать предмет и полномочия прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением прав организаций с установлением четких и конкретных полномочия прокуроров в области прокурорского надзора за соблюдением прав организаций.
Подобные работы
- Прокурорский надзор за законностью применения вещественных
доказательств в досудебном производстве по уголовным делам
Магистерская диссертация, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2017 - ПРОКУРАТУРА КАК ОРГАН НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Дознание как форма предварительного расследования (Кемеровский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Несанкционированные оперативно-розыскные мероприятия (Кемеровский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК НЕКОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ РФ)
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2015 - Следователь как участник уголовного судопроизводства
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЗОР: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2022 - Взаимодействие государственного обвинителя с иными участниками уголовного судопроизводства со стороны (Саратовская Государственная Юридическая Академия)
Магистерская диссертация, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022



