Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коммуникационное сопровождение государственных реформ

Работа №141811

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

реклама & PR

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Государственная реформа: политический, политологический и коммуникационный аспекты 7
1.1. Государственная реформа как политический феномен и политологический концепт 7
1.2. Государственная реформа как объект коммуникационного сопровождения 15
Глава 2. Анализ применения технологий коммуникационного сопровождения государственных реформ 33
2.1. Зарубежный опыт коммуникационного сопровождения государственных реформ 33
2.2. Отечественный опыт коммуникационного сопровождения государственных реформ 47
Заключение 59
Список источников и литературы 63
Приложения 70
Приложение 1 70
Приложение 2 72


Для продвинутого современного бизнеса естественными и обязательными являются клиентоориентированность и упор на маркетинговые коммуникации. К тому же, условия внешней среды меняются очень быстро, и компания должна быть способна реагировать на эти изменения, перестраиваться и эффективно вести диалог со своими клиентами. В этом отношении государства похожи на компании: в контексте реакции на изменения государства проводят реформы. Их проводят как авторитарные, так и демократические режимы, хотя и преследуя разные целя. Но, думается, государства часто упускают из внимания коммуникативную сторону вопроса, что непосредственно влияет на результат реформирования
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию наиболее распространенных и наиболее эффективных способов коммуникации между государством и гражданами в процессе реформ. Интересным для нас с исследовательской точки зрения будет и возможное отсутствие таких коммуникаций, причины и последствия подобного отсутствия.
Исследовательская актуальность работы заключается в том, что данная тема недостаточно представлена как в российском, так и зарубежном научном дискурсе, то есть она плохо исследована на мировом уровне. Мы предполагаем, что низкая исследованность данной темы может негативно влиять на процесс проведения реформ в государствах: отсутствие разных теоретических моделей и результатов практических исследований по коммуникационному сопровождению государственных реформ может затруднить процесс не только продвижения реформы, но и ее имплементации вообще. Прикладная актуальность работы заключается в том, что коммуникации в ходе реформ являются принципиально важными для их эффективного применения, а значит, данное исследование сможет помочь в продвижении реформ в будущем. В том числе наше исследование может быть полезно и в России, которая лишь относительно недавно начала независимое политическое существование и государственное строительство после советского периода, а значит, ей предстоит провести еще не одну реформу, чтобы создать развитое и справедливое государство.
Объект выпускной квалификационной работы — коммуникации институтов государственной власти со значимыми аудиториями в процессе реализации государственных реформ. Предмет выпускной квалификационной работы — технологии коммуникации институтов государственной власти Боснии и Герцеговины (2002–2005 гг.), Болгарии (2005–2007 гг.) и России (2003–2018 гг.) со значимыми аудиториями в процессе реализации государственных реформ.
Цель ВКР состоит в том, чтобы выяснить, какие технологии коммуникационного сопровождения государственных реформ применяются в настоящее время в разных странах и какие их них работают наиболее эффективно.
Для осуществления данной цели можно выделить следующий ряд задач, которые необходимо решить:
1. Описать государственную реформу как политический феномен и политологический концепт;
2. Описать государственную реформу как объект коммуникационного сопровождения;
3. Исследовать существующие технологии коммуникационного сопровождения государственных реформ;
4. Исследовать опыт коммуникационного сопровождения государственных реформ в России и за рубежом;
5. Провести сравнение зарубежного и отечественного опыта коммуникационного сопровождения государственных реформ.
Теоретической основой данной работы послужили труды и исследования российских ученых А.Ю. Мельвиля, Д.Я. Травина, В.Я. Гельмана, А.А. Аузана и зарубежных ученых — С. Хантингтона, П. Мефалопулоса (PaoloMefalopulos), С. Кабаньеро-Верзосы (CeciliaCabañero-Verzosa) и Хелен Р. Гарсии (HelenR. Garcia) о политических изменениях, реформах и их коммуникационном сопровождение. Эмпирической основой работы послужили официальные документы, в основном нормативно-правовые акты Российской Федерации, касающиеся, административной реформы и ее продвижения, кейсы реформ в Боснии и Герцеговине, Болгарии и России, обзоры и исследования Всемирного банка, посвященные реформам в упомянутых странах, рекламные и другие коммуникационные материалы, относящиеся к анализируемым реформам, публикации в СМИ и социальных сетях, статьи в научных изданиях и другие материалы сети Интернет.
При написании данной выпускной квалификационной работы были применены следующие исследовательские методы: изучение литературы по теме работы, анализ документов, мониторинг СМИ, метод кейс-стади, аналитический и сравнительно-исторический методы.
Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения, списка источников и литературы и приложений. В первой главе будут рассмотрены теоретические модели, описывающие и исследующие государственных реформ с разных точек зрения: в первом параграфе — с точки зрения политологии и существования реформ в политике, во втором параграфе — с точки зрения политической коммуникации.
Во второй главе будут проанализированы кейсы реформ и их коммуникационного сопровождения в нескольких странах: в первом параграфе будет рассмотрен зарубежный опыт административной (условно) реформы в Боснии и Герцеговине в 2002–2005 годах, а также реформы налоговой системы в Болгарии в 2005–2007 годах, во втором параграфе — опыт административной реформы в Российской Федерации в 2003–2018 годах.
В этой же главе в последнем параграфе будет проведено сравнение зарубежного и отечественного опыта коммуникационного сопровождения государственных реформ, оценены недостатки и преимущества разных подходов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, нами была описана государственную реформа как политический феномен и политологический концепт, а также как объект коммуникационного сопровождения; были изучены основные теоретические модели и наработки в этой области; были исследованы и проанализированы технологии коммуникационного сопровождения государственных реформ, применявшиеся в Боснии и Герцеговине в 2002–2005 годы, Болгарии в 2005–2007 годы и Российской Федерации в 2003–2018 годы; было проведено сравнение зарубежного и отечественного опытов коммуникационного сопровождения государственных реформ.
Подводя итог, можно сказать, что основной технологией и основным принципом коммуникации в ходе реформ является простое распространение информации, притом, что государства в принципе не всегда считают нужным как-либо продвигать реформу. Иногда реформаторы осознают существование разных групп интересов и групп общественности, с которыми необходимо по-разному работать, но чаще всего это вызвано необходимостью прохождения проекта реформы через бюрократические препятствия и политических оппонентов реформаторов по власти.
В настоящее время существуют теоретические подходы, объясняющие, как нужно продвигать реформы. Ключевыми принципами для них являются двухсторонняя коммуникация, клиенто-, стейк холдероориентированность, вовлечение граждан в диалог и планомерная долгосрочная работа по изменению их знаний, аттитюдов и образцов поведения.
Говоря о том, как можно дополнить рассмотренную нами теоретическую модель продвижения реформ стоит отметить два значимых момента. Во-первых, в данной модели мало внимания уделяется имиджу государства и правительства, которые являются субъектами коммуникации и, как правило, инициаторами реформ. Можно предположить, что низкая оценка гражданами качества государственного управления, низкая степень доверия к государственным институтам способна нанести вред коммуникационным усилиям государства при продвижении реформ. Предполагается, что проблема построения более положительного имиджа должна решаться в ходе продвижения реформ: государство меняет способы работы на более эффективные и становится лучше в глазах общественности, но это не обязательно будет происходить именно так. Следовательно, отдельное внимание нужно уделить вопросу о доверии граждан к институтам государственной власти и попыткам построить имидж более эффективного, прозрачного и открытого государственного управления. Второй момент заключается в создании некоего бренда реформы, особенно, если эта реформа включает в себя большое количество преобразований, как было в случаях Боснии и Герцеговины и России. Имплицитно эта проблема решалась в Боснии и Герцеговине, так как был создан специальный комитет, использован нейминг, в ивентах применены узнаваемые обобщающие образы. Но отдельно проблема создания имиджа не ставилась, хотя нам кажется, что это может оказать плодотворное влияние на успех продвижения: благодаря бренду набор реформ может восприниматься целостно и понятно. Так что этот вопрос требует дальнейшего изучения и разработки.
К сожалению, очень часто государство, не продвигает реформу вообще, или считая, что в этом нет необходимости, или пытаясь таким способом перехитрить граждан. Нам кажется, что разобранные теоретические подходы обладают несколькими важными качествами: они уважительно относятся к людям и их интересам и они доказывают свою эффективность. Хотя, конечно, реформы не всегда оказываются успешными, как и коммуникационные кампании их сопровождающие.
В разобранных нами кейсах Боснии и Герцеговины и Болгарии можно увидеть все эти принципы, но не значит, что они всегда применяются на практике. В данном случае мы можем наблюдать все эти принципы и технологии во многом потому, что разработчики концепций коммуникационного сопровождения государственных реформ так или иначе участвовали в проведении реформ и, соответственно, создании коммуникационных стратегий в этих странах. В случае России дела обстоят сложнее: с одной стороны, политическая элита осознавала необходимость продвижения административной реформы с помощью технологий коммуникации, но с другой стороны, реформаторами не была сформулировано целостной и последовательной коммуникационной стратегии, которая бы обеспечивала эффективную имплементации преобразований. В итоге, как правило, коммуникационное сопровождение административной реформы ограничивалось простым информирование и часто не граждан вообще, а чиновников. Конечно, можно сказать, что по большей части преобразования затрагивали именно чиновников, и коммуникация с ними должна была быть первостепенной, но также многие преобразования затрагивали и обыкновенных граждан, тем более если учитывать цель реформы, а именно создание эффективно работающего государственного механизма. В этом отношении общественное мнение принципиально важно.
Здесь также необходимо сказать о проблеме с исследованностью темы продвижения реформ государствами. Об этом написано очень мало, особенно, в России. Это представляется очень странным, потому что, как отмечалось в обеих главах, во-первых, мир меняется очень быстро и государствам также необходимо постоянно подстраиваться под изменения окружающей среды, а во-вторых, коммуникация — это важнейший аспект деятельности любого предприятия на рынке. Очевидно, что государству необходимо заниматься продвижением своего «продукта» — реформы, так как, в отличие от обычного товара, реформа — это нечто, что касается жизней миллионов людей и часто успешность реформы зависит от того, насколько хорошо люди понимают ее и готовы менять свои аттитюды и поведение.
В работе было не так много сказано именно о современных информационно-коммуникационных технологиях коммуникационного сопровождения государственных реформ, что связано с плохой проработанностью темы не только на теоретическом, но и на практическом и публицистическом уровнях. Но, размышляя, можно сказать, что в русле описанного выше современного подхода к продвижению реформ новые технологии создают больше возможностей для обращения к конкретным людям с их конкретными потребностями через таргетинг, вовлечением людей в диалог через социальные сети, большим погружением людей в суть реформ через сторителлинг и иные новые способы интерактивного взаимодействия.
Таким образом, данная работа не охватывает всех теоретических и практических аспектов, связанных с реформами, но, как нам кажется, закладывает хороший фундамент для дальнейших исследований в этой сфере.



1. А. Голов: массовое восприятие происходящих в России реформ: 2001-2004 // URL: https://www.levada.ru/2004/06/15/a-golov-massovoe-vospriyatie-proishodyashhih-v-rossii-reform-2001-2004/(Дата обращения: 18.04.2018).
2. Административная реформа в России (государственное управление) // URL: http://ar.gov.ru/ru/o_reforme/index.html (Дата обращения: 18.04.2018).
3. Административная реформа в Российской Федерации. Материалы «круглого стола» аспирантов и студентов Российского университета дружбы народов // URL: http://grachev62.narod.ru/Grachev/vestnik_2008_5.html (Дата обращения: 18.04.2018).
4. Административная реформа и проблемы государственного управления // URL: http://aisup.economy.gov.ru/pubportal/downloadfile?uuid=pprtdco2k03380000hrbladpptpei1h0 (Дата обращения: 18.04.2018).
5. Административная реформа: итоги 2009 года и проекция на будущее // URL: https://ria.ru/press_video/20091215/199442434.html (Дата обращения: 18.04.2018).
6. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования (электронный журнал). — 2015. — Т. 8. — № 40.
7. Аузан А.А. Развитие и «колея» зависимости // Мировая экономика и международные отношения. — 2017. — Т. 61. — № 10. — С. 96-105.
8. В поисках достоинств: смысл и логика административной реформы // URL: http://www.strana-oz.ru/2004/2/v-poiskah-dostoinstv-smysl-i-logika-administrativnoy-reformy (Дата обращения: 18.04.2018).
9. Гельман В., Травин Д. «Загогулины» российской модернизации: смена поколений и траектории реформ // Неприкосновенный запас. — 2013. — № 4. — С. 14–38.
10. Гельман В.Я., Стародубцев А.В. Возможности и ограничения авторитарной модернизации: российские реформы 2000-х годов // Полития. — 2014. —No 4. — С. 6–30.
11. Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. Экономическое и социальное развитие // URL: https://www.psyoffice.ru/6-567-yekonomicheskoe-i-socialnoe-razvitie.htm(Дата обращения: 18.04.2018).
12. Дмитрий Травин. Возможна ли модернизация в России? // URL: https://www.youtube.com/watch?v=te4xB79ktVQ(Дата обращения: 18.04.2018).
13. Доверие россиян институтам власти и общества // URL: https://www.levada.ru/2011/11/24/doverie-rossiyan-institutam-vlasti-i-obshhestva/ (Дата обращения: 18.04.2018).
14. Золотые правила американского маркетинга – цифровая эпоха // URL: http://www.sostav.ru/publication/zolotye-pravila-amerikanskogo-marketinga-tsifrovaya-epokha-29414.html(Дата обращения: 18.04.2018).
15. Иванова А.А. Транзитология и ее критики о трансформации политического режима // Вестник БГУ. — 2011. — №6. — С. 173-178.
16. Казаков А.А. Фрейминг медиа-текстов как инструмент воздействия на аудиторию: обзор распространенных трактовок // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. — 2014. — №4. — С. 85-90.
17. Как работать со стейкхолдерами? (StakeholderAnalysis) // URL: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/stakeholders/(Дата обращения: 18.04.2018).
18. Канеман, Даниэль. Думай межденно… решай быстро: [перевод с английского] / Даниэль Канеман. — Москва: АСТ, 2014. — 653 с.
19. Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы, их формы и содержание // URL: http://www.marketing.spb.ru/read/article/a44.htm(Дата обращения: 18.04.2018).
20. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах // URL: http://base.garant.ru/188767/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (Дата обращения: 18.04.2018).
21. Кутыркина, Л.В. Оценка эффективности PR-сопровождения социально-экономических реформ в России / Л.В. Кутыркина // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 2017. — С. 43-45.
22. Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по информированию граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме // URL: http://egov.ulregion.ru/assets/files/meropriyatiya/pravitelstvo/8/rekomendacii.pdf (Дата обращения: 18.04.2018).
23. Направления административной реформы // URL: http://www.admreforma.ru/page/napravleniya-administrativnoi-reformy (Дата обращения: 18.04.2018).
24. Об организации информационного и PR-сопровождения административной реформы в Топкинском районе // URL: http://docs.pravo.ru/document/view/11951450/ (Дата обращения: 18.04.2018)
25. Об утверждении основных направлений действий по реализации административной реформы в тульской области (программы на 2006 - 2010 годы) (с изменениями на: 27.05.2009) // URL: http://docs.cntd.ru/document/801203101 (Дата обращения: 18.04.2018).
26. Огнева В.В. Реформа государственного управления в современной России: в поисках новой модели // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — Серия: История. Политология. — 2012. — №7 (126). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reforma-gosudarstvennogo-upravleniya-v-sovremennoy-rossii-v-poiskah-novoy-modeli (Дата обращения: 18.04.2018).
27. Политология: учеб. / А. Ю. Мельвиль [и др.]. — М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во Пропект, 2008. — 618 с.
28. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43628/ (Дата обращения: 18.04.2018).
29. Промежуточные институты. Почему в России нельзя построить все сразу // URL: http://carnegie.ru/commentary/73216(Дата обращения: 18.04.2018).
30. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р (ред. от 28.08.2012) «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115467/ (Дата обращения: 18.04.2018).
31. Слотина Т.В. Психология личности: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2017. — 448 с.
32. Социокультурные факторы инновационного развития и успешного внедрения институциональных преобразований // URL: https://www.csr.ru/issledovaniya/sotsiokulturnye-faktory-innovatsionnogo-razvitiya-i-uspeshnogo-vnedreniya-institutsionalnyh-preobrazovanij/(Дата обращения: 18.04.2018).
33. Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // URL: https://rg.ru/2012/05/09/gosupravlenie-dok.html (Дата обращения: 18.04.2018).
34. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» // URL: http://base.garant.ru/186148/ (Дата обращения: 18.04.2018).
35. Филипп К. Шмиттер. Угрозы и дилеммы демократии // URL: http://www.politnauka.org/library/dem/schmitter.php(Дата обращения: 18.04.2018).
36. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 480 с.
37. Штомпка С. Социология социальных изменений // URL: http://polbu.ru/sztompka_sociology/ch109_all.html(Дата обращения: 18.04.2018).
38. Южаков В.Н. Качество государственных и муниципальных услуг: усилия и результаты административной реформы // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2014. — №1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uslug-usiliya-i-rezultaty-administrativnoy-reformy(Дата обращения: 18.04.2018).
39. AFP Article on Bulldozer Initiative: «Entrepreneurs get task of making Bosnia more business-friendly» // URL: http://www.ohr.int/?p=47844(Датаобращения: 18.04.2018).
40. Benjamin Herzberg, and Andrew Wright. Competitiveness Partnerships: Building and Maintaining Public-Private Dialogue to Improve the Investment Climate—A Resource Drawn from the Review of 40 Countries’ Experiences. — Washington D.C.: The World Bank, 2005. — 55 p.
41. Benjamin Herzberg. Investment Climate Reform—Going the Last Mile: The Bulldozer Initiative in Bosnia and Herzegovina. — Washington D.C.: The World Bank. — 51 p.
42. Brochure 50 reforms in 150 days // URL: http://www.ohr.int/ohr-dept/econ/bulldozer-initiative/pdf/eng-bulldozer-brochure.pdf(Датаобращения: 18.04.2018).
43. Cecilia Cabañero-Verzosa, Helen R. Garcia. Building Commitment to Reform through Strategic Communication. — Washington D.C.: The World Bank, 2009. — 133 p.
44. Cecilia Cabañero-Verzosa, Helen R. Garcia. People, Politics and Change: Building Communication Capacity for Governance Reform. — Washington D.C.: The World Bank, 2011. — 465 p.
45. Christopher Sabatini. Economic Reforms and Democratic Transitions: Summary of a Workshop. — Washington D.C.: National Academy Press, 1993. — 17 p.
46. Communicating tax reforms in Bulgaria // URL: https://www.adamsmithinternational.com/explore-our-work/europe-former-soviet-union/bulgaria/communicating-tax-reforms-in-bulgaria(Датаобращения: 18.04.2018).
47. Communication for Good Governance // URL: http://www.gsdrc.org/document-library/communication-for-good-governance/(Датаобращения: 18.04.2018).
48. Evaluation Framework for Governance Programs: Measuring the Contribution of Communication // URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/57a08c0740f0b652dd00107c/MDTFEvaluationFrameworkFINALC.pdf(Датаобращения: 18.04.2018).
49. Handbook on privatization // URL: http://www.ohr.int/ohr-dept/econ/pdf/WEB-privatization-brochure-english.pdf(Датаобращения: 18.04.2018).
50. Media and communication // URL: https://www.giz.de/expertise/html/1941.html(Датаобращения: 18.04.2018).
51. Media, future reforms, and performance in the public sector: A cross-cultural model and preliminary findings based on a study of knowledgeable citizens // URL: https://www.academia.edu/8738453/Media_future_reforms_and_performance_in_the_public_sector_A_cross-cultural_model_and_preliminary_findings_based_on_a_study_of_knowledgeable_citizens(Датаобращения: 18.04.2018).
52. National Revenue Agency web-site // URL: http://www.nap.bg (Датаобращения: 18.04.2018).
53. Normal Countries // URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/russia-fsu/2014-10-20/normal-countries(Датаобращения: 18.04.2018).
54. November 30, 2007 - Floods in Turkey, Greece, Bulgaria // URL: https://modis.gsfc.nasa.gov/gallery/individual.php?db_date=2007-11-30(Датаобращения: 18.04.2018).
55. Paolo Mefalopulos. Development Communication Sourcebook. — Washington D.C.: The Wolrd Bank, 2008. — 244 p.
56. Persuasion: The Science and Art of Effective Influence // URL: http://slideplayer.com/slide/4476813/(Датаобращения: 18.04.2018).
57. Prochaska, J. O., di Clemente C. C., and Norcross J. C. In Search of How People Change: Applications to the Addictive Behaviors // American Psychologist. — 1992. — Vol. 47 (9). — P. 1102-1114.
58. Robert C. Hornik. Public Health Communication: Evidence for Behavior Change. — Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2002. — 452 p.
59. Sina Odugbemi, Thomas Jacobson. Governance Reform under Real-World Condition. — Washington D.C.: The World Bank, 2008. — 525 p.
60. What is Deliberative Polling? // URL: http://cdd.stanford.edu/what-is-deliberative-polling/(Датаобращения: 18.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ