Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Современные тенденции и технологии коммуникаций в индустрии гостеприимства класса «люкс»
1.1 Понятие отеля класса «люкс»………………………………………...…….6
1.2 Развитие индустрии гостеприимства в люксовом сегменте……………..10
1.3 Тренды и тенденции коммуникаций сферы гостеприимства класса «люкс»
1.4 PR-технологии продвижения отелей класса «люкс»…………………….22
Глава 2. PR-продвижение отеля «Гранд Отель Европа» в Санкт-Петербурге
2.1 Обзор рынка отелей класса «люкс» в Санкт-Петербурге………….…….40
2.2 Общая характеристика отеля «Гранд Отель Европа»…………………….47
2.3 PR-коммуникации отеля «Гранд Отель Европа» ………………….……..54
2.4 Рекомендации по совершенствованию PR-продвижения отеля «Гранд Отель Европа»
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Кейс StarwoodHotel
Приложение 2. Кейс ARIA
Приложение 3. Кейс HiltonLondon
По оценкам экспертов, рынок услуг по организации роскошных путешествий растет, и требования потребителей таких услуг все больше и больше меняются: современные путешественники, останавливающиеся в дорогих отелях, уже не довольствуются только удобством и комфортом проживания, они хотят получить новый опыт и незабываемые впечатления. Сущность роскошного отеля трансформируется: вместо акцента исключительно на материальной стороне, такие отели теперь сосредотачивают внимание также на том, чтобы предоставить своим клиентам возможность получить захватывающие впечатления и обогатить личный опыт в какой-либо сфере. Роскошные отели существуют во всем мире, в том числе и в Санкт-Петербурге. В последние годы Петербург становится все более популярным направлением среди туристов, чему способствует проведение важнейших официальных международных мероприятий, таких как Экономический форум и Чемпионат мира по футболу 2018. Это приводит к появлению на рынке города новых игроков сегмента «люкс» и усилению конкуренции.
Актуальность представленной работы обусловлена сложившейся ситуацией в гостиничном бизнесе, при которой отели должны понимать и оценивать тенденции и тренды сферы гостеприимства класса «люкс». Поэтому возникла необходимость комплексного изучения данного вопроса, анализа используемых на современном гостиничном рынке технологий и тенденций продвижения на основе изучения опыта лидеров рынка и выявления наиболее эффективных технологий и инструментов PR-продвижения отелей класса «люкс».
Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы представляется недостаточной, так как вопросы исследования PR-технологий на гостиничном рынке при продвижении отелей класса «люкс» в большинстве изученных нами работ затронуты лишь поверхностно.
Объектом исследования являются тенденции и технологии продвижения предприятия индустрии гостеприимства. Предметом данного исследования выступают технологии и инструменты PR-продвижения отеля класса «люкс» в Санкт-Петербурге.
Целью работы является выявление и анализ технологий и инструментов PR-продвижения предприятия гостиничного бизнеса и разработка рекомендаций для продвижения отеля класса «люкс» в Санкт-Петербурге.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить специфику отелей класса «люкс»;
2) выявить тенденции и тренды коммуникаций в сегменте «люкс»;
3) охарактеризовать целевые группы общественности отеля класса «люкс»;
4) выявить технологии и инструменты продвижения отелей класса «люкс»;
5) проанализировать опыт PR-коммуникаций отеля «Гранд Отель Европа»;
6) сформулировать рекомендации по совершенствованию PR-продвижения отеля «Гранд Отель Европа».
Теоретическую базу исследования составили, прежде всего, работы, посвященные различным аспектам маркетинга в сфере гостеприимства, например, Ф. Котлер «Маркетинг. Гостеприимство. Туризм», James R. Abbey«Hospitality sales and marketing» идругие. Для изучения трендов и технологий в сфере гостеприимства были использованы данные исследований, проведенные рекламным агентством TourismEconomics(Shapingthefutureofluxurytravel. Future traveller tribes 2030), и Deloitte’s Consulting (Global Powers of Luxury Goods 2017. The new luxury consumer; Customer Loyalty Survey; 2017 travel and hospitality industry outlook). В целях анализа PR-технологий продвижения были изучены работы Д. П. Гавры, А. Д. Кривоносова, О. Г. Филатовой и другие.
Методологическая основа выпускной квалификационной работы включает: анализ, синтез, аналогию, индукцию, сравнение, описание, мониторинг СМИ и бенчмаркинг.
Эмпирическую базу исследования составляют корпоративные документы, отражающие коммуникации отеля «Гранд Отель Европа», такие как отчеты о деятельности PR-отдела, отчеты о проведенных мероприятиях и т.п., а также публикации в СМИ об отеле.
Автор данной выпускной квалификационной работы проходил практику в «Гранд Отель Европа» на протяжении трех месяцев летом 2017 года. За это время ему удалось собрать необходимый практический материал для написания работы, ознакомиться с ситуацией на гостиничном рынке класса «люкс» Санкт-Петербурга, узнать о последних тенденциях и проблемах, с которыми столкнулся отель, изучить особенности работы PR-отдела отеля и принять участие в мероприятиях по его продвижению.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, заключение, список источников и три приложения. В первой главе рассмотрены понятия отель, класс «люкс», роскошь, PR-продвижение,PR-технологии; выявлены тенденции и технологии PR-продвижения предприятия в сфере гостеприимства класса «люкс». Во второй главе рассмотрена специфика применения PR-технологий продвижения, используемых на рынке гостиничных услуг Санкт-Петербурга и сформулированы рекомендации по продвижению отеля «Гранд Отель Европа».
Сфера роскошных путешествий стремительно меняется вследствие развития и внедрения новых технологий, при этом рынок таких путешествий в Санкт-Петербурге неукоснительно растет. Все это приводит к изменению запросов и потребностей путешественников. Вместе с тем, расширение рынка отелей класса «люкс» в городе приводит к усилению конкуренции и поиску новых способов и технологий продвижения.
В первой главе подробно описаны основные тенденции и технологии коммуникаций предприятий индустрии гостеприимства. Переход основных каналов и инструментов продвижения в онлайн-среду требует от специалистов по коммуникации глубокого понимания технических и технологических аспектов продвижения. Кроме того, важно учитывать основные тренды отрасли, стремящейся к предоставлению гостям уникального опыта и персонализированного обслуживания.
Следует отметить, что использование обнаруженных свойств и характеристик поведения потребителей, предпочитающих высококлассные отели, весьма широко, что позволяет применять большое число способов и технологий продвижения отелей класса «люкс» при взаимодействии с такими путешественниками.
Во второй главе рассмотрены особенности PR-продвижения отеля «Гранд Отель Европа» и сделаны следующие выводы.
Во-первых, в настоящее время PR-коммуникации отличаются интегрированностью, поскольку продвижением отеля занимается не только отдел связей с общественностью, но и отдел маркетинга, а также SMM-менеджеры, что позволяет реализовывать комплексные проекты, направленные на достижение сразу нескольких задач, стоящих перед «Гранд Отель Европа».
Во-вторых, основными технологиями, реализующими стратегию PR-продвижения отеля, являются медиарелейшенз, специальные мероприятия и социальные проекты. В частности, при продвижении «Гранд Отель Европа» широко используется взаимодействие с печатными изданиями, относящимися к деловой или специализированной прессе и освещающим темы, связанные с путешествиями и модой. При организации специальных мероприятий отель заинтересован в установлении гармоничных отношений с представителями глянцевых и деловых изданий в России и за рубежом. Хорошо зарекомендовало себя и участие отеля в социальных проектах, направленных на формирование и поддержание имиджа субъекта в индустрии гостеприимства.
В-третьих, большое внимание отели класса «люкс» уделяют продвижению в социальных сетях. В работе приведен сравнительный анализ применения различных технологий продвижения высококлассных отелей в социальных сетях, что помогло определить основные направления PR-деятельности, такие как управление репутацией отелей, создание занимательного контента и сотрудничество с «инфлюенсерами».
Подводя итог, можно сказать, что PR-коммуникации по продвижению отеля «Гранд Отель Европа» в Санкт-Петербурге, встраиваясь в общий комплекс продвижения международного гостиничного оператора Belmond, сталкиваются с определенными проблемами, обусловленными высокой конкуренцией с другими отелями класса «люкс», а также с предложениями о краткосрочной аренде частной собственности по всему миру и всем ценовым сегментам.
Поэтому, проведя данное исследование, в рамках выпускной квалификационной работы нами были сформулированы рекомендации по совершенствованию технологий PR-продвижения отеля «Гранд Отель Европа» для разных групп путешественников, имеющих разную мотивацию и собственные представления о роскоши.
1. Веблен, Т. Теория праздного класса. − М.: Либроком, 2011. − 368 с.
2. Воронцова, М. Г., Быстров, С. А. Гостиничный бизнес: теория и практика. − СПб.: С. −Петерб. гос. ун-т культуры и искусств., 2014.− 168 с.
3. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учебное пособие.− СПб.:Питер, 2011.− 288 с.
4. Дэгравэ, В. Отели и их секреты. Управляющие, горничные и бармены о настоящей жизни в отелях.− М.: Эксмо, 2017. − 224 с.
5. Исследование JLL: Обзор рынка качественных гостиниц Санкт-Петербурга за 2017 год [Электронный ресурс] / JILL. URL: http://www.jll.ru/russia/ru-ru/исследования/301/обзор-рынка-качественных-гостиниц-санкт-петербурга-за-2017 (дата обращения: 17.04.18)
6. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. 14−е изд.− СПб: Питер, 2014.− 816 с.
7. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебное пособие.¬− М.: Юнити-Дана, 2007.− 1071 с.
8. Как отель-казино «Ариа» увеличил количество репостов на 310%, рассказывая истории [Электронный ресурс] / Cossa.ru URL: https://www.cossa.ru/sandbox/69611/ (дата обращения 15.03.18)
9. Кривоносов, А. Д., Филатова, О. Г., Шишкина, М. А. Основы теории связей с общественностью. − СПб.: Питер, 2010.− 384 с.
10. Очаковская, М. С. Маркетинговые коммуникации в индустрии роскоши // Маркетинговые коммуникации. − 2012. №4.− С. 248−256
11. Роглев, Х. И. Основы гостиничного менеджмента: Учебник. − К.: Кондор, 2009. − 408 с.
12. Сайт Гранд Отель Европа − [Электронный ресурс] / BelmondGrandHotel Europe URL:https://www.belmond.com/hotels/europe/russia/st-petersburg/belmond-grand-hotel-europe/ (дата обращения: 21.04.18)
13. Сайт отеля «Астория» [Электронный ресурс] / RoccoForteAstoria. URL: https://www.roccofortehotels.com/ru/hotels-and-resorts/hotel-astoria/ (дата обращения: 21.04.18)
14. Сайт отеля «Кемпински Мойка 22» [Электронный ресурс] / Kempinski. URL: https://www.kempinski.com/ru/st-petersburg/hotel-moika-22/ (дата обращения: 21.04.18)
15. Сайт отеля «Коринтия» [Электронный ресурс] / corinthia.comURL: https://www.corinthia.com/ru/hotels/stpetersburg (дата обращения: 21.04.18)
16. Сайт отеля Лотте [Электронный ресурс] / LotteHotels. URL: http://www.lottehotel.com/saintpetersburg/ru/ (дата обращения: 21.04.18)
17. Сайтотеля Four Seasons Lion Palace [Электронныйресурс] / Four Seasons. URL: https://www.fourseasons.com/ru/stpetersburg/ (датаобращения: 21.04.18)
18. Скорбенко, С. Тренды отельного маркетинга в 2017 году [Электронный ресурс] / Сossa.ru URL: http://www.cossa.ru/152/149080/ (дата обращения: 22. 02.18)
19. Таранова, Ю. В. Кризисная коммуникация отелей и туристов в пространстве Веб 2.0 // Материалы 55-го междунар. форума (21–22 апреля 2016 года) / отв. ред. С. Г. Корконосенко. 2016. № 2.− СПб. :Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций, 2016. С. 126
20. Тимохина, Т. Л. Организация гостиничного дела: учебник для прикладного бакалавриата. − М.: Издательство Юрайт, 2015. − 331 с.
21. Филатова, О. Г. Технологии и методы PR−продвижения информационных ресурсов. Вводный курс: Учебное пособие.– СПб.: НИУ ИТМО, − 2012. − 73 c.
22. Черникова, Л. И. Организация гостиничного дела: учебное пособие. − М.: КНОРУС, 2016. − 192c.
23. Bowen, J., Whalen, E. A. Millennials: changingtheloyaltyprograms, designandbrandstandards[Электронный ресурс]/ MyDigitalPublication.URL:http://www.mydigitalpublication.com/publication/? i=312968&article_id=2515711&view=articleBrowser&ver=html5#{«issue_id»:312968,»view»:»articleBrowser»,»article_id»:»2515711»} (дата обращения: 12.02.18)
24. Caggioli, A. Hospitality Marketing Trends 2018 [Электронный ресурс] / Cloud Beds. URL: https://www.cloudbeds.com/articles/hospitality-marketing-trends-2018/ (дата обращения: 12.02.18)
25. Chapman, D. How IoT and mobile are redefining the guest experience // Journal of Hotel Management. − 2017. − №9. − P. 6-7
26. Chu, Y. A review of studies on luxury hotels over the past two decades [Электронный ресурс] / Iowa State University Digital Repository. URL:https://lib.dr.iastate.edu/etd/13913/ (датаобращения: 12.02.18)
27. Cox, S. Why influencer marketing is a game changer for the hotel industry [Электронный ресурс] / Hotel Management Net. URL: https://www.hotelmanagement.net/sales-marketing/why-influencer-marketing-a-game-changer-for-hotel-industry (дата обращения: 12.02.18)
28. Deloitte’s Consulting Report, 2017 travel and hospitality industry outlook [Электронный ресурс] / Deloitte’s Consulting. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/us/Documents/consumer-business/us-cb-2017-travel-hospitality-industry-outlook.pdf (дата обращения: 12.02.18)
29. Deloitte’s Consulting Report, Global powers of luxury goods 2017. The new luxury consumer [Электронный ресурс] / Deloitte’s Consulting. URL:https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/consumer-industrial-products/gx-cip-global-powers-luxury-2017.pdf (дата обращения: 12.02.18)
30. Domenget, B. Е. Four ways to create unique hotel experiences [Электронный ресурс] / EHotelier. URL: https://ehotelier.com/insights/2017/06/27/creating-unique-experiences/ (дата обращения: 12.02.18)
31. Eisen, D. AccorHotels just predicted 7 hospitality trends for 2018 [Электронный ресурс] / Hotel Management Net. URL: https://www.hotelmanagement.net/operate/accorhotels-just-predicted-7-hospitality-trends-for-2018 (дата обращения: 12.02.18)
32. Enz, C. The Cornell School of Hotel Administration Handbook of Applied Hospitality strategy. − Thousand Oaks, Calif.: SAGE, 2010. − 1006 p.
33. Fox, J. T. Hilton’s guest-minded Tru brand goes big in the lobby // Journal of Hotel Management. − 2017. − № 8. − P. 52
34. Gaggioli, A. 16 Hospitality Marketing Trends for 2017 [Электронный ресурс] / Cloud Beds. URL: https://www.cloudbeds.com/articles/16-hospitality-marketing-trends-2017/ (дата обращения: 12.02.18)
35. Gaggioli, A. 16 Hospitality Marketing Trends for 2018 [Электронный ресурс] / Cloud Beds. URL: https://www.cloudbeds.com/articles/hospitality-marketing-trends-2018/ (дата обращения: 12.02.18)
36. Heine, K. The Concept of Luxury Brands.:− TechnischeUniversität Berlin, 2012. − 100 p.
37. Hilton Case Study [Электронный ресур] / Pixel8ltd.com URL: http://www.pixel8ltd.com/blog/pixel8-hilton-case-stud.. (дата обращения 15.03.18)
38. Hotel Gains Exstansive Reach on Facebook [Электронный ресурс] / TravelMediaGroup.com URL: https://www.travelmediagroup.com/wp-content/uploads/2016/11/HI-Express-Chaffee-Case-Study-Social-Media.pdf (дата обращения: 15.03.18)
39. Hotel Doubels Revenue Using Reputatiom Management [Электронный ресурс] / TravelMediaGroup.com URL: https://www.travelmediagroup.com/wp-content/uploads/2016/11/Kings-Inn-San-Diego-Case-Study-Reputation.pdf (дата обращения 15.03.18)
40. How Starwood Hotels Is Changing Instagram Marketing Game [Электронный ресурс] / Mediakix/com URL: http://mediakix.com/2016/07/instagram-case-study-starwood-hotels-strategy/ (дата обращения: 15.03.18)
41. Huang, N. How to use social influencers successfully to market your hotel [Электронный ресурс] / Travel Tripper. URL: http://www.traveltripper.com/blog/influencer-marketing-for-hotels/ (дата обращения: 12.02.18)
42. Kapferer, J. N.,Bastien, V. The Luxury Strategy. − London: Kogan Page, 2009. − 323 p.
43. Leibenstein, H. Bandwagon, Snob, and Veblen Effects in the Theory of Consumers' Demand // The Quarterly Journal of Economics. − 1950. − №2. − Р. 183-207
44. Lorden, A. 6 Mega-Trends in Hotel Technology [Электронный ресурс] / Hospitality Tech. URL: https://hospitalitytech.com/6-mega-trends-hotel-technology (дата обращения: 12.02.18)
45. Lynn, K. 8 factors that have changed the way we travel [Электронный ресурс] / Hotel Management Net. URL: https://www.hotelmanagement.net/operate/8-factors-have-changed-way-we-travel (дата обращения: 12.02.18)
46. Mahmoud, A. The Impact of AirBnb on Hotels and Hospitality Industry [Электронный ресурс] / Hospitality Net. URL: https://www.hospitalitynet.org/opinion/4081839.html(датаобращения: 12.02.18)
47. Mest, E. 4 OTA strategies hotels can use to boost direct-booking success // Journal of Hospitality Management. − 2017. − November − P. 8
48. Mobile Marketing Association, Red Roof Inn Turns Flight Cancellations into Customers [Электронный ресурс] / Mobile Marketing Association. URL: http://www.mmaglobal.com/case-study-hub/case_studies/view/31739 (дата обращения: 12.02.18)
49. NetAffinity Data &Personalisation are key for growing hotel loyalty programs [Электронный ресурс] / Net Affinity. URL: https://blog.netaffinity.com/data-personalization-loyalty-programs/ (дата обращения: 12.02.18)
50. Oxford Dictionary Online [Электронный ресурс]. − https://en.oxforddictionaries.com (дата обращения: 21.01.18)
51. N. O’Neil − Online Video in 2015: Stats, Facts, and Figures [Электронный ресурс] / Animoto Blog. URL: https://animoto.com/blog/business/online-video-2015-stats/ (дата обращения: 12.02.18)
52. Net Affinity Team, 18 Hotel Marketing Trends For 2018 [Электронный ресурс] / Hotel Speak. URL: http://www.hotelspeak.com/2017/12/ infographic-18-hotel-marketing-trends-for-2018/ (дата обращения: 21.01.18)
53. Patel, N. Online travel agencies [Электронный ресурс] / Iowa State University Digital Repository. URL: https://www.biz.uiowa.edu/henry/download/research/Online_Travel.pdf (дата обращения: 21.01.18)
54. Sherman, R. Class Acts: Service and Inequality in Luxury Hotels. − University of California Press, 2007.− 367 p.
55. Sterkenberg, Z. Hotel Trends Transforming the Guest Experience in 2018: Part 1 [Электронный ресурс] / Ambius. URL: https://www.ambius.com/blog/hotel-trends-transforming-the-guest-experience-part-1-macro-trends/ (дата обращения: 21.01.18)
56. Sterkenberg, Z. Hotel Trends Transforming the Guest Experience in 2018: Part 2 [Электронный ресурс] /Ambius. URL: https://www.ambius.com/blog/hotel-trends-transforming-guest-experience-2018-part-2/ (дата обращения: 21.01.18)
57. The biggest hotel companies by Market cap, 2017 [Электронный ресурс] / Hotels News Now. URL: http://www.hotelnewsnow.com/Articles/126612/The-biggest-hotel-companies-by-market-cap (дата обращения: 12.02.18)
58. Tourism Economics Report, Shaping the Future of Luxury Travel. Future Traveller Tribes 2030 [Электронный ресурс] / Amadeus. URL: http://www.amadeus.com/documents/future-traveller-tribes-2030/luxury-travel/shaping-the-future-of-luxury-travel-report.pdf (дата обращения: 12.02.18)
59. Virgin Hotels, Meet 'Lucy': Virgin Hotels New Mobile App [Электронный ресурс] / Hospitality Net. URL: https://www.hospitalitynet.org/news/4068633.html (дата обращения: 12.02.18)