Мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости
|
Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы исследования мотивационных факторов
создания семьи в период ранней взрослости 8
1.1 Ранняя взрослость в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Понятие готовности к семейной жизни: подходы к пониманию... 12
1.3 Мотивационные факторы создания семьи в период ранней
взрослости 18
2 Практические аспекты исследования мотивационных факторов
создания семьи в период ранней взрослости 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Интерпретация и анализ результатов исследования 29
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Приложение А Результаты диагностики мотивов вступления в брак по методике С.И. Голода 46
Приложение Б Результаты диагностики по методике «Шкала эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна» 47
Приложение В Результаты диагностики по методике «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности» (модифицированный вариант Н.П. Фетискина) 48
Приложение Г Результаты диагностики по методике «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) 49
Приложение Д Результаты диагностики по методике «Тест-карта оценки готовности к семейной жизни» И.Ф. Юнда 51
Введение 5
1 Теоретические основы исследования мотивационных факторов
создания семьи в период ранней взрослости 8
1.1 Ранняя взрослость в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Понятие готовности к семейной жизни: подходы к пониманию... 12
1.3 Мотивационные факторы создания семьи в период ранней
взрослости 18
2 Практические аспекты исследования мотивационных факторов
создания семьи в период ранней взрослости 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Интерпретация и анализ результатов исследования 29
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Приложение А Результаты диагностики мотивов вступления в брак по методике С.И. Голода 46
Приложение Б Результаты диагностики по методике «Шкала эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна» 47
Приложение В Результаты диагностики по методике «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности» (модифицированный вариант Н.П. Фетискина) 48
Приложение Г Результаты диагностики по методике «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) 49
Приложение Д Результаты диагностики по методике «Тест-карта оценки готовности к семейной жизни» И.Ф. Юнда 51
Актуальность исследования. В настоящее время традиционные маркеры взрослой жизни, такие как завершение образования, начало карьеры, уход из семейного дома, вступление в брак и становление родителем, имеют тенденцию реализовываться в более позднем возрасте по сравнению с концом двадцатого века.
Так, под данным Росстата, большая часть россиян вступают в брак в возрасте от 25 до 34 лет: примерно 456,6 тысяч мужчин и 386 тысяч женщин официально создали семью в этом возрасте за прошедший год. Откладывание брака и деторождения представляет собой интересную тенденцию в современном мире. Два преимущества ожидания - эмоциональная зрелость обоих партнеров и стабильность их отношений [4]. Более зрелая и стабильная пара обладает необходимыми инструментами для преодоления трудностей в семейной жизни.
Однако существуют и некоторые другие мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости. Взрослость рассматривается как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов - обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. Переход к взрослой жизни включает в себя перестановку социальных отношений, поскольку отношения со сверстниками и романтическими партнерами становятся более заметными, а отношения с членами семьи становятся добровольными.
Семья и поддержка близких людей может также выступать в качестве мотивационного факторы создания семьи в период ранней взрослости. Несмотря на полезность семейной эмоциональной поддержки при переходе к взрослой жизни, на молодых людей может влиять множество других факторов. Некоторые факторы могут быть внутренними для семьи, например, психическое здоровье родителей или социально-экономический статус семьи, а другие могут быть внешними, например, изменения места жительства или иногда мотивом является соблюдение семейных традиций, желание передать опыт, накопленный предыдущими поколениями.
В последнее время отечественными психологами было проведено достаточное количество исследований, в которых они изучали различные аспекты работы с семьей. Так, вопросы становления и укрепления семьи описали Ю.А. Алешина, И.С. Даниленко, А.Ф. Евченко и другие; разрабатывали психолого-педагогические приемы помощи семье А.К. Агишева, Э.К. Васильева, В.Н. Дружинин, Э.Г Эйдемиллер и другие; необходимость подготовки молодежи к семейной жизни обсуждали И.В. Дубровина, С.В. Ковалев, Н.И. Козлов, Т.М. Разумихина, В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер. В.Н. Дружинин, И.Л. Москвичев, С.В. Ковалев, В.А. Сысенко, Б.Ю. Шапиро рассматривали понятие «психологической готовности к браку» [6; 28; 29].
Но, несмотря на достаточно большое количество работ, рассматривающих готовность личности к браку, анализ источников не дает четкого ответа на вопрос, насколько готовы вступить в брак люди в период ранней взрослости.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью создания и сохранения семьи в период ранней взрослости и недостаточным изучением мотивационных факторов создания семьи.
Изучение мотивационных факторов создания семьи может помочь разработать программы и меры поддержки семейных отношений, которые будут учитывать особенности мотивации молодых людей в период ранней взрослости, а также может дать новые знания о социальных процессах и механизмах формирования семейных ценностей.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы методы изучения мотивационных факторов создания семьи в период ранней взрослости?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости».
Цель исследования - выявить мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости.
Объект исследования - ранняя взрослость.
Предмет исследования: мотивы создания семьи в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при принятии решения о создании семьи люди в период ранней взрослости руководствуются такими мотивами как любовь, общие интересы и взаимопонимание.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи:
- изучить понятие ранней взрослости в психолого-педагогической литературе;
- охарактеризовать подходы к пониманию понятия «готовность к семейной жизни»;
- выявить мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости;
- провести эмпирическое исследование мотивационных факторов создания семьи в период ранней взрослости и интерпретировать результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Методики исследования:
- опросник «Мотивы вступления в брак» (С.И. Голод);
- методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна;
- диагностика перцептивно-интерактивной компетентности
(модифицированный вариант Н.П. Фетискина);
- опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская);
- тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда.
В исследовании приняли участие 30 человек, не состоящие в браке, которые посещают студию регулярно, в выборку вошли мужчины и женщины в возрасте от 23-25 лет.
Новизна исследования заключается в том, что проведено изучение мотивационный факторов создания семьи в период ранней взрослости.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выделены компоненты психологической готовности к браку: ценностно¬
мотивационный; эмоционально-чувственный; интеллектуальный; волевой.
Практическая значимость исследования состоит в том, что при разработке программ и мер поддержки семьи необходимо учитывать особенности мотивации молодых людей в период ранней взрослости.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 8 рисунками. Основной текст работы изложен на 45 страницах.
Так, под данным Росстата, большая часть россиян вступают в брак в возрасте от 25 до 34 лет: примерно 456,6 тысяч мужчин и 386 тысяч женщин официально создали семью в этом возрасте за прошедший год. Откладывание брака и деторождения представляет собой интересную тенденцию в современном мире. Два преимущества ожидания - эмоциональная зрелость обоих партнеров и стабильность их отношений [4]. Более зрелая и стабильная пара обладает необходимыми инструментами для преодоления трудностей в семейной жизни.
Однако существуют и некоторые другие мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости. Взрослость рассматривается как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов - обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. Переход к взрослой жизни включает в себя перестановку социальных отношений, поскольку отношения со сверстниками и романтическими партнерами становятся более заметными, а отношения с членами семьи становятся добровольными.
Семья и поддержка близких людей может также выступать в качестве мотивационного факторы создания семьи в период ранней взрослости. Несмотря на полезность семейной эмоциональной поддержки при переходе к взрослой жизни, на молодых людей может влиять множество других факторов. Некоторые факторы могут быть внутренними для семьи, например, психическое здоровье родителей или социально-экономический статус семьи, а другие могут быть внешними, например, изменения места жительства или иногда мотивом является соблюдение семейных традиций, желание передать опыт, накопленный предыдущими поколениями.
В последнее время отечественными психологами было проведено достаточное количество исследований, в которых они изучали различные аспекты работы с семьей. Так, вопросы становления и укрепления семьи описали Ю.А. Алешина, И.С. Даниленко, А.Ф. Евченко и другие; разрабатывали психолого-педагогические приемы помощи семье А.К. Агишева, Э.К. Васильева, В.Н. Дружинин, Э.Г Эйдемиллер и другие; необходимость подготовки молодежи к семейной жизни обсуждали И.В. Дубровина, С.В. Ковалев, Н.И. Козлов, Т.М. Разумихина, В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер. В.Н. Дружинин, И.Л. Москвичев, С.В. Ковалев, В.А. Сысенко, Б.Ю. Шапиро рассматривали понятие «психологической готовности к браку» [6; 28; 29].
Но, несмотря на достаточно большое количество работ, рассматривающих готовность личности к браку, анализ источников не дает четкого ответа на вопрос, насколько готовы вступить в брак люди в период ранней взрослости.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью создания и сохранения семьи в период ранней взрослости и недостаточным изучением мотивационных факторов создания семьи.
Изучение мотивационных факторов создания семьи может помочь разработать программы и меры поддержки семейных отношений, которые будут учитывать особенности мотивации молодых людей в период ранней взрослости, а также может дать новые знания о социальных процессах и механизмах формирования семейных ценностей.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы методы изучения мотивационных факторов создания семьи в период ранней взрослости?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости».
Цель исследования - выявить мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости.
Объект исследования - ранняя взрослость.
Предмет исследования: мотивы создания семьи в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при принятии решения о создании семьи люди в период ранней взрослости руководствуются такими мотивами как любовь, общие интересы и взаимопонимание.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи:
- изучить понятие ранней взрослости в психолого-педагогической литературе;
- охарактеризовать подходы к пониманию понятия «готовность к семейной жизни»;
- выявить мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости;
- провести эмпирическое исследование мотивационных факторов создания семьи в период ранней взрослости и интерпретировать результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Методики исследования:
- опросник «Мотивы вступления в брак» (С.И. Голод);
- методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна;
- диагностика перцептивно-интерактивной компетентности
(модифицированный вариант Н.П. Фетискина);
- опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская);
- тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда.
В исследовании приняли участие 30 человек, не состоящие в браке, которые посещают студию регулярно, в выборку вошли мужчины и женщины в возрасте от 23-25 лет.
Новизна исследования заключается в том, что проведено изучение мотивационный факторов создания семьи в период ранней взрослости.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выделены компоненты психологической готовности к браку: ценностно¬
мотивационный; эмоционально-чувственный; интеллектуальный; волевой.
Практическая значимость исследования состоит в том, что при разработке программ и мер поддержки семьи необходимо учитывать особенности мотивации молодых людей в период ранней взрослости.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 8 рисунками. Основной текст работы изложен на 45 страницах.
Изучив понятие ранней взрослости, мы выяснили, что в этот период происходит формирование личности, установление социальных связей, выбор профессии и создание семьи. Однако ранняя взрослость также связана с кризисами, такими как кризис идентичности, кризис выбора и кризис семейных отношений.
Готовность к семейной жизни позволяет человеку осознанно и ответственно вступать в брак и создавать семью.
В результате исследования установлено, что мотивационные факторы создания семьи включают желание иметь детей и создать семью, социальное признание, укрепление материального положения, желание обеспечить заботу и поддержку в старости, а также культурные и религиозные традиции.
Опираясь на результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, можно отметить реализацию цели нашего исследования - нами выявлены мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости.
Исследование показало, что на готовность участников к браку влияли их ценности, мотивы, эмоциональные и чуткие способности, интеллектуальные знания и саморегуляция, также результаты показали, что большинство молодых людей в период ранней взрослости имеют средний уровень готовности к браку и высокий уровень взаимопонимания в отношениях. Основными мотивами для создания семьи являются любовь и общие интересы. Большинство испытуемых также имеют достаточный уровень готовности к семейной жизни и высоко оценивают способность к эмпатии.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Готовность к семейной жизни позволяет человеку осознанно и ответственно вступать в брак и создавать семью.
В результате исследования установлено, что мотивационные факторы создания семьи включают желание иметь детей и создать семью, социальное признание, укрепление материального положения, желание обеспечить заботу и поддержку в старости, а также культурные и религиозные традиции.
Опираясь на результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, можно отметить реализацию цели нашего исследования - нами выявлены мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости.
Исследование показало, что на готовность участников к браку влияли их ценности, мотивы, эмоциональные и чуткие способности, интеллектуальные знания и саморегуляция, также результаты показали, что большинство молодых людей в период ранней взрослости имеют средний уровень готовности к браку и высокий уровень взаимопонимания в отношениях. Основными мотивами для создания семьи являются любовь и общие интересы. Большинство испытуемых также имеют достаточный уровень готовности к семейной жизни и высоко оценивают способность к эмпатии.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- Мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь представлений о собственном родительстве у юношей и девушек в период ранней взрослости и их отношений с родителями в детстве
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОСВЯЗЬ МАТЕРИНСТВА И ЦЕННОСТНО - СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности мотивационно-смысловой сферы и агрессивных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ СУПРУГОВ
С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАЧНЫМИ
ОТНОШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности трудовой мотивации персонала организации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2022 - СВЯЗЬ ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРОЙ У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОСТОЯЩИХ И НЕ СОСТОЯЩИХ В БРАКЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016





