Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы исследования мотивационных факторов
создания семьи в период ранней взрослости 8
1.1 Ранняя взрослость в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Понятие готовности к семейной жизни: подходы к пониманию... 12
1.3 Мотивационные факторы создания семьи в период ранней
взрослости 18
2 Практические аспекты исследования мотивационных факторов
создания семьи в период ранней взрослости 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Интерпретация и анализ результатов исследования 29
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Приложение А Результаты диагностики мотивов вступления в брак по методике С.И. Голода 46
Приложение Б Результаты диагностики по методике «Шкала эмоционального отклика А. Меграбяна и Н. Эпштейна» 47
Приложение В Результаты диагностики по методике «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности» (модифицированный вариант Н.П. Фетискина) 48
Приложение Г Результаты диагностики по методике «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) 49
Приложение Д Результаты диагностики по методике «Тест-карта оценки готовности к семейной жизни» И.Ф. Юнда 51
Актуальность исследования. В настоящее время традиционные маркеры взрослой жизни, такие как завершение образования, начало карьеры, уход из семейного дома, вступление в брак и становление родителем, имеют тенденцию реализовываться в более позднем возрасте по сравнению с концом двадцатого века.
Так, под данным Росстата, большая часть россиян вступают в брак в возрасте от 25 до 34 лет: примерно 456,6 тысяч мужчин и 386 тысяч женщин официально создали семью в этом возрасте за прошедший год. Откладывание брака и деторождения представляет собой интересную тенденцию в современном мире. Два преимущества ожидания - эмоциональная зрелость обоих партнеров и стабильность их отношений [4]. Более зрелая и стабильная пара обладает необходимыми инструментами для преодоления трудностей в семейной жизни.
Однако существуют и некоторые другие мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости. Взрослость рассматривается как время непрерывного изменения и роста. Развитие человека в период взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов - обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. Переход к взрослой жизни включает в себя перестановку социальных отношений, поскольку отношения со сверстниками и романтическими партнерами становятся более заметными, а отношения с членами семьи становятся добровольными.
Семья и поддержка близких людей может также выступать в качестве мотивационного факторы создания семьи в период ранней взрослости. Несмотря на полезность семейной эмоциональной поддержки при переходе к взрослой жизни, на молодых людей может влиять множество других факторов. Некоторые факторы могут быть внутренними для семьи, например, психическое здоровье родителей или социально-экономический статус семьи, а другие могут быть внешними, например, изменения места жительства или иногда мотивом является соблюдение семейных традиций, желание передать опыт, накопленный предыдущими поколениями.
В последнее время отечественными психологами было проведено достаточное количество исследований, в которых они изучали различные аспекты работы с семьей. Так, вопросы становления и укрепления семьи описали Ю.А. Алешина, И.С. Даниленко, А.Ф. Евченко и другие; разрабатывали психолого-педагогические приемы помощи семье А.К. Агишева, Э.К. Васильева, В.Н. Дружинин, Э.Г Эйдемиллер и другие; необходимость подготовки молодежи к семейной жизни обсуждали И.В. Дубровина, С.В. Ковалев, Н.И. Козлов, Т.М. Разумихина, В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер. В.Н. Дружинин, И.Л. Москвичев, С.В. Ковалев, В.А. Сысенко, Б.Ю. Шапиро рассматривали понятие «психологической готовности к браку» [6; 28; 29].
Но, несмотря на достаточно большое количество работ, рассматривающих готовность личности к браку, анализ источников не дает четкого ответа на вопрос, насколько готовы вступить в брак люди в период ранней взрослости.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью создания и сохранения семьи в период ранней взрослости и недостаточным изучением мотивационных факторов создания семьи.
Изучение мотивационных факторов создания семьи может помочь разработать программы и меры поддержки семейных отношений, которые будут учитывать особенности мотивации молодых людей в период ранней взрослости, а также может дать новые знания о социальных процессах и механизмах формирования семейных ценностей.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы методы изучения мотивационных факторов создания семьи в период ранней взрослости?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости».
Цель исследования - выявить мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости.
Объект исследования - ранняя взрослость.
Предмет исследования: мотивы создания семьи в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что при принятии решения о создании семьи люди в период ранней взрослости руководствуются такими мотивами как любовь, общие интересы и взаимопонимание.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи:
- изучить понятие ранней взрослости в психолого-педагогической литературе;
- охарактеризовать подходы к пониманию понятия «готовность к семейной жизни»;
- выявить мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости;
- провести эмпирическое исследование мотивационных факторов создания семьи в период ранней взрослости и интерпретировать результаты.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические; методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Методики исследования:
- опросник «Мотивы вступления в брак» (С.И. Голод);
- методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна;
- диагностика перцептивно-интерактивной компетентности
(модифицированный вариант Н.П. Фетискина);
- опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е. Алёшина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская);
- тест-карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда.
В исследовании приняли участие 30 человек, не состоящие в браке, которые посещают студию регулярно, в выборку вошли мужчины и женщины в возрасте от 23-25 лет.
Новизна исследования заключается в том, что проведено изучение мотивационный факторов создания семьи в период ранней взрослости.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выделены компоненты психологической готовности к браку: ценностно¬
мотивационный; эмоционально-чувственный; интеллектуальный; волевой.
Практическая значимость исследования состоит в том, что при разработке программ и мер поддержки семьи необходимо учитывать особенности мотивации молодых людей в период ранней взрослости.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (32 источника) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 8 рисунками. Основной текст работы изложен на 45 страницах.
Изучив понятие ранней взрослости, мы выяснили, что в этот период происходит формирование личности, установление социальных связей, выбор профессии и создание семьи. Однако ранняя взрослость также связана с кризисами, такими как кризис идентичности, кризис выбора и кризис семейных отношений.
Готовность к семейной жизни позволяет человеку осознанно и ответственно вступать в брак и создавать семью.
В результате исследования установлено, что мотивационные факторы создания семьи включают желание иметь детей и создать семью, социальное признание, укрепление материального положения, желание обеспечить заботу и поддержку в старости, а также культурные и религиозные традиции.
Опираясь на результаты, полученные в ходе эмпирического исследования, можно отметить реализацию цели нашего исследования - нами выявлены мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости.
Исследование показало, что на готовность участников к браку влияли их ценности, мотивы, эмоциональные и чуткие способности, интеллектуальные знания и саморегуляция, также результаты показали, что большинство молодых людей в период ранней взрослости имеют средний уровень готовности к браку и высокий уровень взаимопонимания в отношениях. Основными мотивами для создания семьи являются любовь и общие интересы. Большинство испытуемых также имеют достаточный уровень готовности к семейной жизни и высоко оценивают способность к эмпатии.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
1. Алиева Г. М., Муталимова А. М., Даудова Д. М. Формирование
психологической готовности молодежи к семейной жизни // МНКО. 2022. №6 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZformirovanie-psihologicheskoy-
gotovnosti-molodezhi-k-semeynoy-zhizni (дата обращения: 11.04.2023).
2. Бандура А. Самоэффективность: осуществление контроля.
Фримен. 1997. 412 с.
3. Вишневский Ю. Р., Ячменева М. В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 125-141.
4. Газета.ру. Не хотят жениться: что не так с россиянами
[Электронный ресурс] - URL:
https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2019/06/a_12408193. shtml (дата обращения 03.04.2023).
5. Демина А. С. Психологическая готовность к материнству в
период ранней взрослости // Вестник КемГУ. 2013. №4 (56). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-gotovnost-k-materinstvu-v- period-ranney-vzroslosti(дата обращения: 11.04.2023).
6. Дубровина И. В. Подготовка молодежи к семейной жизни, или «забытое» самоопределение // Вестник практической психологии образования. 2015. № 3 (44). С. 17-23.
7. Инобат Е. А. Молодость - сензитивный период создания семьи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/molodost-senzitivnyy-period-sozdaniya-semi(дата обращения: 17.05.2023).
8. Инобат Е. А. Психологические условия готовности молодежи к браку и семейным отношениям // Гуманитарные науки . 2018. №4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-usloviya-gotovnosti-molodezhi- k-braku-i-semeynym-otnosheniyam(дата обращения: 17.05.2023).
9. Загладина Х. Т., Карасева Е. О., Харисова Л. А. Григорьев Д. В. Диагностические материалы, определяющие уровень сформированности семейных ценностей у обучающихся и их родителей [Электронный ресурс] : Институт системных исследований и координации социальных процессов. - 2007-2012. URL:http://www.isiksp.ru(дата обращения 12.06.2023).
10. Зимина Н. А. Личностная зрелость молодежи как критерий
готовности к семейной жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://e-
koncept.ru/2016/96136.htm (дата обращения: 22.04.2023)
11. Кедярова Е. А., Монжиевская В. В., Уварова М. Ю.,
Чернецкая Н. И., Алтухова С. Б. Возрастные особенности ролевых ожиданий и притязаний в браке у лиц с разным уровнем личностной зрелости // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2022. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-rolevyh- ozhidaniy-i-prityazaniy-v-brake-u-lits-s-raznym-urovnem-lichnostnoy-zrelosti(дата обращения: 17.05.2023).
12. Корнилова Т. В. Методологические основы психологии. СПб. : Питер, 2018. 316 с.
13. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. Л.: Академия, 1970. 412 с.
14. Лесникова Е. А., Скрипачева Е. Н., Ефремова Н.Ф. Процесс
становления идентичности в период ранней зрелости личности // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2021. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-stanovleniya-identichnosti-v-period- ranney-zrelosti-lichnosti(дата обращения: 11.04.2023).
15. Маланов С. В. Методологические и теоретические основы психологии. М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2005. 333 с.
...
32 источника