Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Корпоративный контроль со стороны третьих лиц

Работа №141744

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Понятие корпоративного контроля со стороны третьих лиц 11
Глава 2. Корпоративный контроль со стороны третьих лиц в публичном праве 18
§ 1. Контроль (ч.8 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») 18
§ 2. Группа лиц (ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») 21
§ 3. Контролирующее лицо (ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг») 25
§ 4. Аффилированные лица (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ст. 53.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Проекта внесения изменений в ГК РФ) 27
Глава 3. Внешний корпоративный контроль в рамках частного права 34
§ 1. Дочернее и основное общество (ст. 67.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах») 34
§ 2. Холдинг (ст. 4 Федерального закона от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности», Указ Президента РФ от 16.11.1992 г. №1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий») 38
§ 3. Контролирующее лицо (ст. 53.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Проекта внесения изменений в ГК РФ) 42
§ 4. Лицо, имеющее фактическую возможность определять действия юридического лица (п. 3 ст. 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) 46
§ 5. Корпоративный контроль со стороны лиц, заключивших корпоративное соглашение с участником(ами) корпорации (п. 9 ст. 67.2 Гражданского кодекса Российской Федерации). 49
§ 6. Контролирующее лицо (ст. 2 и 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») 54
Заключение 58
Список использованной литературы 61


Корпорации как разновидность юридических лиц на протяжении длительного периода своего существования в условиях рыночной экономики в России доказали свою жизнеспособность и удобство для достижения целей предпринимательской деятельности. Именно поэтому контроль над корпорациями всегда являлся тем своеобразным активом, который хотели бы приобрести многие участники оборота. И в связи с тем, что для предотвращения злоупотреблений со стороны участников и конечных бенефициаров корпораций были установлены меры ответственности за действия, повлекшие негативный результат для такой корпорации и иных ее участников, у таких лиц возникает желание обеспечить такой контроль не через приобретение права на доли в уставном капитале или акций, а путем использования неформальных средств воздействия на юридическое лицо. Логичным продолжением такого поведения должна быть ответная реакция законодателя и судебной практики, которые подстраиваются под сложившуюся практику такого «внешнего» контроля над корпорацией и эффективно нивелируют его негативные последствия.
Внешний корпоративный контроль над организацией интересен, прежде всего, лицам, которым закон запрещает либо ограничивает возможность участия в уставном капитале российских корпораций (иностранные банки, государственные гражданские служащие и иные лица). Также он интересен участникам гражданского оборота, в отношении которых отсутствует такой законодательный запрет, но которые стремятся минимизировать риски принятия рискованных решений от имени подконтрольных компаний.
В условиях экономической зависимости формально самостоятельного субъекта изменяется процесс его волеформирования, цели и мотивы его поведения. В частности, если по общему правилу целью корпорации является получение прибыли его участниками, то в случае возникновения ситуации корпоративного контроля со стороны третьего лица такой целью становится получение прибыли контролирующим лицом в ущерб интересам самой компании. Такая смена парадигмы интересов может затронуть права и законные интересы не только участников такой корпорации, но и иных участников гражданского оборота, а также подвергнуть существенному риску публичные интересы. Право в этом случае должно эффективно выявлять такую зависимость и предотвращать либо устранять его негативные последствия.
Актуальность темы настоящей работы сводится к назревшей необходимости изучения феномена корпоративного контроля со стороны третьих лиц, не являющихся участниками и не входящими в состав органов управления корпорации, и установления критериев наличия таких отношений корпоративного контроля для защиты интересов участников и кредиторов соответствующих корпораций. Такая необходимость уже достаточно продолжительный период определяется фактически складывающимися отношениями на рынке капитала в России, а также признается в юридической доктрине. Как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (текст по состоянию на 03.04.2012) (далее также – Проект, Проект внесения изменений в ГК РФ) законодатель «взял курс» на усиление норм об имущественной ответственности лиц, фактически определяющих действия юридического лица. Такие отношения зависимости между формально самостоятельными участниками гражданского оборота получили свое правовое регулирование в рамках различных отраслей законодательства, в котором были установлены признаки наличия таких отношений. Судебная практика также выработала определенные критерии, позволяющие установить отношения корпоративного контроля. В связи с этим возникает необходимость консолидации и анализа таких правовых подходов с целью установления эффективности установленных законодательством норм. Такая оценка особенно актуальна в переходный период, по истечении некоторого времени после законодательного закрепления соответствующих положений, так как именно в это время формируется корпоративная и судебная практика, которая является лучшим показателем качества действующего законодательства.
Степень разработанности темы следует признать недостаточной, поскольку в большинстве случаев феномен внешнего корпоративного контроля либо игнорируется исследователями, либо признается крайне негативным явлением, которое необходимо искоренить и не нужно изучать. Тем не менее, целый ряд ученых затрагивал в своих трудах аспекты корпоративного контроля со стороны третьих лиц, например, Шиткина И.С., Осипенко К.О. Степанов Д.И., Сарбаш С.В. Особый интерес представляет труд Шиткиной И.С. «Корпоративное право», в котором дается комплексный анализ феномена корпоративного контроля. Теоретические основы различных форм установления корпоративного контроля раскрываются в трудах Ломакина Д.В., а также ряда иных исследователей. Другие ученые обращаются к анализу отдельных аспектов корпоративного контроля, например Архипченко Е. и Носова Д.В. обращают свое внимание на договорные формы такого контроля, а Спирин Д.А. обращает особое внимание на результаты проведенной реформы корпоративного права в сфере корпоративного контроля. В силу того, что проблемы, раскрываемые в рамках настоящей работы, являются многоаспектными и чрезвычайно актуальными, отражение всего комплекса теоретических позиций по тому или иному вопросу осуществлено не в полном объеме, однако представляется, что наиболее интересные позиции относительно корпоративного контроля со стороны третьих лиц получили свое отражение в рамках настоящей работы.
Целью настоящей работы является исследование такого правового и социального явления как корпоративный контроль со стороны третьих лиц, не являющихся участниками соответствующей корпорации и не входящими в ее органы управления. Для достижения данной цели осуществляется постановка и решение таких общих задач как рассмотрение наиболее актуальных проблем, возникающих в связи с наличием корпоративного контроля над организацией со стороны третьих лиц в свете действующего правового регулирования; определение правовых форм корпоративного контроля со стороны третьих лиц и уяснение их особенностей, закрепленных в действующем законодательстве и предлагаемых проектах законов. Частными задачами настоящей работы является определение особенностей и проблемных вопросов, связанных с определением понятия корпоративного контроля со стороны третьих лиц через анализ норм публичного и частного права, регулирующих отношения корпоративного контроля со стороны третьих лиц, а также установление эффективности современного законодательного регулирования таких отношений для защиты прав и законных интересов членов контролируемой корпорации и иных участников гражданского оборота.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что автор акцентирует свое внимание на всех формах признания корпоративного контроля со стороны третьих лиц, закрепленных в законодательстве и так или иначе воспринятых практикой, обращая внимание не только на недостатки правового регулирования, но и на возможные способах его использования в целях эффективной гражданско-правовой защиты добросовестных участников гражданского оборота. Оценка соответствующих законодательных положений с точки зрения их адекватности потенциальным угрозам со стороны субъектов внешнего корпоративного контроля позволяет констатировать качество современного корпоративного законодательства и определить перспективы его развития.
Такой подход также предопределяет теоретическую и практическую значимость настоящей работы. Ассимиляция доктринальных позиций и их критический анализ в рамках настоящей работы может помочь практикующим юристам и сотрудникам государственных органов выработать свою правовую позицию относительно феномена корпоративного контроля со стороны третьих лиц и установленных законодательством способов ликвидации негативных последствий такого контроля для определения перспектив и направлений дальнейшего законодательного регулирования феномена корпоративного контроля. Результаты проведенного автором исследования могут быть также использованы как специалистами в области корпоративного права и управления, так и представителями бизнес-сообщества для определения инвестиционных перспектив. Особое значение настоящая работа может иметь для участников рынка уставного капитала, а также для миноритарных участников корпораций, столкнувшихся с негативными аспектами института корпоративного контроля со стороны третьих лиц, для оценки перспектив судебной защиты их прав и прав корпорации, участниками которой они являются.
Несмотря на то, что исследование настоящей темы осуществлено с учетом значительного объема доктринальных позиций, судебной практики и иных информационных источников, автор настоящей работы признает, что такое исследование не было всеобъемлющим, поскольку формат диссертационного исследования не позволяет охватить все многообразные аспекты феномена корпоративного контроля со стороны третьих лиц. Результаты проведенного исследования должны восприниматься критически также в связи с тем, что значительная доля аспектов корпоративного контроля со стороны третьих лиц скрыта от внимания стороннего наблюдателя. В силу того, что проявления данного института в определенной части связаны с неправовой деятельностью участников гражданского оборота, а соответствующая деятельность часто остается безнаказанной, их исследование затруднено.
Методы, используемые в рамках настоящего диссертационного исследования были предопределены поставленными целями и задачами, а также особенностями рассматриваемого явления корпоративного контроля со стороны третьих лиц. В частности, были использованы методы анализа и синтеза, а также сравнительно-правовой метод, метод классификации и ряд иных методов, применение которых способствует решению поставленных автором настоящего исследования задач.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Корпоративный контроль – это возможность оказывать определяющее воздействие на поведение юридического лица.
2. Внешний корпоративный контроль или корпоративный контроль со стороны третьих лиц – это один из видов корпоративного контроля, который предполагает наличие у третьего лица, не являющегося участником или членом органа управления юридического лица, возможности оказывать определяющее воздействие на деятельность такого юридического лица.
3. В действующем законодательстве регулируются различные степени отношений зависимости между формально самостоятельными участниками гражданского оборота, которые при определенных обстоятельствах могут быть признаны корпоративным контролем со стороны третьих лиц.
4. Значительная часть норм публичного и частного права, регулирующих отношения зависимости юридического лица от поведения третьего лица или третьих лиц, устанавливает в качестве общего признака наличия наличие у физического и/или юридического лица возможности определять поведение (деятельность) другого юридического лица, что свидетельствует о законодательном признании отношений корпоративного контроля.
5. На практике возникают существенные сложности с установлением признаков наличия отношений зависимости и корпоративного контроля, установленных действующим законодательством, как в силу некорректного правоприменения, так и по причине недостаточного качества правового регулирования (в частности, неопределенности используемых формулировок).
6. Действующие законодательные нормы лишь в определенной части обеспечивают защиту публичных и частных интересов от негативных последствий корпоративного контроля со стороны третьих лиц.
7. Правовые последствия установления отношений корпоративного контроля, определенные в действующем законодательстве, существенно различаются в зависимости от отрасли права.
8. В силу того, что действующее правовое регулирование феномена корпоративного контроля со стороны третьих лиц не соответствует современным реалиям российского рынка, необходимо многоаспектное реформирование действующего законодательства.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Институт корпоративного контроля со стороны третьих лиц фактически широко используется как в публичном, так и в частном праве в целях обеспечения публичных интересов по поддержанию конкуренции на рынке, установлению и поддержанию информационной доступности и прозрачности бизнеса, а также в целях защиты интересов частных лиц от злоупотреблений со стороны лиц, реализующих «теневые» формы управления организациями.
Подходы к определению понятия «корпоративный контроль» крайне многообразны, поскольку зачастую они являются отражением различных правовых и социальных явлений. Автор настоящей работы предлагает следующее понятие корпоративного контроля – это возможность контролирующего физического и/или юридического лица или группы таких лиц оказывать определяющее воздействие на деятельность подконтрольной организации. В этом случае правоотношения, связывающие корпорацию и третье лицо, не являющееся участником или членом органа управления такой корпорации, но обладающее возможностью определять ее деятельность, можно определить как корпоративный контроль со стороны третьих лиц.
Следует констатировать, что законодательное регулирование установления факта наличия отношений корпоративного контроля, при которых один формально самостоятельный субъект воздействует на корпорацию в целях ухода от ответственности и/или получения необоснованной выгоды, и установления ответственности за негативные последствия такого воздействия в законодательстве и на практике является крайне разнообразным.
Анализ законодательства, предлагаемых проектов законов, а также судебной практики свидетельствует о признании феномена корпоративного контроля со стороны третьих лиц как правового института, который предполагает наличие у лица, не являющегося акционером либо участником корпорации и не входящего в ее органы управления, возможности определять поведение (деятельность) такой корпорации.
Среди признаков наличия корпоративного контроля со стороны третьих лиц в действующем законодательстве можно выделить ключевой признак – это наличие возможности определять деятельность контролируемого лица. Значительная часть понятий, установленных законом, не содержит указаний на данный признак, однако он фактически следует из смысла соответствующего законодательного положения (например, ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Другие законодательные положения предусматривают возможность определять «действия» или «решения» подконтрольной организации, однако фактически соответствующее воздействие и его правовые последствия идентичны и в случаях наличия возможности определять любые формы поведения организации (как действия, так и бездействия, как решения, так и формы их реализации).
Установить наличие общего признака наличия возможности определять поведение контролируемого лица могут помочь иные признаки. В частности, такими признаками могут считаться единство управленческого персонала и контроль над ним, наличие возможности распоряжаться значительной долей от общего количества голосов на общем собрании участников корпорации, а также права давать подконтрольному лицу обязательные для исполнения указания. Тем не менее, сами по себе многие признаки наличия отношений корпоративного контроля при прочих равных условиях могут не свидетельствовать о наличии отношений зависимости.
Значительная часть приведенных законодательных положений содержит указание на возможность установления косвенного контроля, а также контроля со стороны нескольких лиц либо в отношении нескольких корпораций, что также следует признать необходимым и обоснованным.
Основными проблемами применения соответствующих законодательных положений о корпоративном контроле и его правовых последствиях являются некорректное судебное правоприменение (вплоть до полного игнорирования текста закона), неопределенность используемых законодательных формулировок в отсутствие уточняющих критериев и презумпций, а также установление необоснованных условий для привлечения контролирующих лиц к ответственности.
Правовые последствия, определенные в законодательстве на случай установления отношений корпоративного контроля, существенно отличаются в зависимости от отрасли права. Например, если в публичных отраслях права такими последствиями, как правило, является восприятие контролирующего и подконтрольного лица как единого субъекта соответствующих правоотношений, то в частных отраслях права устанавливаются особый порядок заключения соглашений с участием контролирующих и подконтрольных лиц, обязанность по публикации сведений о контролирующих лицах, а также возможность привлечения таких лиц к субсидиарной ответственности по долгам подконтрольного лица. Данный подход законодателя отражает особенности защиты публичных и частных интересов с учетом специфики и многоаспектности рассматриваемых правоотношений.
На основании изложенного следует сделать вывод о том, что правовое регулирование института корпоративного контроля и корпоративного контроля со стороны третьих лиц нуждается в существенной корректировке при использовании разработок юридической доктрины в области корпоративного права, предложений Проекта, а также действующего законодательства с тем, чтобы обеспечить надлежащую защиту прав и законных интересов всех участников оборота от негативных последствий корпоративного контроля над организациями со стороны третьих лиц.



Федеральные законы
1. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1//Бюллетень нормативных актов. -1992. - № 2-3.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. - 05.12.1994. - №32. - ст. 3301
3. Об акционерных обществах: федер. Закон Рос. Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ//Собрание законодательства Рос. Федерации. - 01.01.1996. - № 1. - ст. 1.
4. О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - № 17. - 22.04.1996. - ст. 1918.
5. Об инвестиционных фондах: федер. закон от 29.11.2001 №156-ФЗ//Собр. Законодательства Рос. Федерации от 03.12.2001. - №49. - ст. 4562
6. Об инвестировании средств об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии: федер. закон от 24.07.2002 г. №111-ФЗ//Собр. законодательства Рос. Федерации – 29.07.2002. - №30. – ст. 3028
7. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ //Собр. законодательства Рос. Федерации. - 28.10.2002. – 43. - ст. 4190
8. О государственных и муниципальных предприятиях: федер. закон от 14.11.2002 г. №161-ФЗ//Собр. законодательства Рос. Федерации. – 02.12.2002 г. - №48. – ст. 4746.
9. О защите конкуренции: федер. закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ//Собр. законодательства Рос. Федерации. - 31.07.2006. - № 31. - 1 ч. - ст. 3434.
10. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2008 №312-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. - 05.01.2009. - № 1. - ст. 20.
11. О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»: федер. закон от 03.06.2009 №115-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. - 08.06.2009. - № 23. - ст. 2770.
12. О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: федер. закон от 05.05.2014 г. №99-ФЗ//Собр. законодательства Рос. Федерации - 12.05.2014. - № 19. - ст. 2304.

Указы Президента Российской Федерации
13. О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий: указ Президента Рос. Федерации от 16.11.1992 №1392//Собр. актов Президента и Правительства РФ. – 23.11.2992 г. - №21. – ст. 1731.

Акты федеральных органов исполнительной власти
14. О Кодексе корпоративного управления: письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463// Вестник Банка России. - 18.04.2014. - № 40.
15. О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 28.12.2015 г. № 217н// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. - 08.02.2016.

Акты Верховного Суда Российской Федерации
16. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8// Рос. газета. - № 152. - 13.08.1996.
17. О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 № 21// Рос. газета. - № 124. - 10.06.2015.

Законопроекты и пояснительные документы к законопроектам
18. О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: проект Федерального закона № 47538-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.04.2012) – СПС «КонсультантПлюс»
19. Пояснительная записка «К Проекту Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] - СПС «КонсультантПлюс»

... Всего источников – 76


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ