Аннотация 2
Annotation 3
Список принятых сокращений 4
Введение 5
1. Анализ российского и зарубежного опыта развития намывных территорий 8
1.1. Анализ зарубежного опыта развития намывных территорий 10
1.2. Анализ российского опыта развития намывных территорий 22
2. Основы оценки эффективности проектов развития намывных территорий 32
2.1. Основы эффективности проектов развития территорий 32
2.2. Градостроительная эффективность проектов развития намывных территорий 36
2.3. Влияние намывных территорий на экологию города 41
2.4. Социальный эффект развития намывных территорий 43
3. Экономическая эффективность проекта развития намывных территорий 47
3.1. Характеристики исследуемой территории 47
3.2. Оценка коммерческой эффективности исследуемой территории 53
3.3. Оценка бюджетной эффективности исследуемой территории 63
Заключение 66
Список использованных информационных источников 70
Приложения 79
Развитие намывных территорий - это составляющая управления земельными ресурсами, способ рационального землепользования и повышения эффективности использования земель.
Актуальность. Одна из тенденций современного строительства во всем мире - освоение новых территорий, прежде считавшихся непригодными для возведения зданий и сооружений. В первую очередь, это участки, отвоеванные у моря путем намыва и отсыпки песков, в том числе на слабых глинистых грунтах (илах), обладающих высокой сжимаемостью и низкой несущей способностью. Намывные территории успешно используются в крупных городах Европы, Азии, США. Несмотря на то, что Россия является страной, имеющей самые обширные территории, проблема недостатка свободных земель и эффективность использования территорий является все еще приоритетной.
В современных условиях ресурсы природы становятся все более ограниченными, а рост населения и увеличение объема строительства приводят к необходимости поиска новых решений для создания доступных и комфортных условий жизни для населения. Намывные территории могут быть эффективным инструментом для решения проблемы недостатка земельных ресурсов, развития заболоченных и прибрежных территорий. Они могут быть использованы для строительства жилья, объектов инфраструктуры, скверов, парков, спортивных объектов, промышленности, дорог и т.д. Следовательно, развитие намывных территорий создает новые возможности для инвесторов, государства и населения в целом.
Объект исследования - намывные территории.
Предмет исследования - влияние освоения намывных территорий на развитие города.
Цель работы - выявить эффективность проектов развития намывных территории для основной группы стейкхолдеров: города, собственников недвижимости и
застройщика...
В работе проведен анализ российского и зарубежного опыта развития намывных территорий, определена значимость градостроительной, социальной и экологической эффективности намывных территорий, а также выполнена оценка коммерческой и бюджетной эффективности проекта исследуемой территории.
Анализ опыта развития намывных территорий указал на цели формирования намывных территорий - это расширение территории, утилизация мусора, развитие туризма и экономики, решение экологических проблем и военная подготовка, а также добыча ресурсов, экспорт/импорт, развитие промышленности и решение инфраструктурных проблем. Определено, что в большинстве стран мира создание намывных территорий рассматривается с целью решения проблемы нестабильного потока туристов, а в странах с перенаселенностью и дефицитом территорий - жизненная необходимость.
Методом ручного счета проведен сравнительный анализ площадей намывных территорий стран мира в связи с отсутствием в открытом доступе статистических данных о ИЗУ. Площадь выводилась путем суммирования фактических показателей намыва каждой страны, за исключением Канады. Поиск ИЗУ и искусственных островов методом намыва произведен с помощью трехмерной компьютерной программы Google Earth Pro, материалов научных трудов и проектов развития территорий. Выявлено, что на 2023 год почти в 9% от всех стран мира имеются намывные территории с совокупной площадью 62 999,2 км2. Лидером определен Китай с совокупной площадью 32 500 км2, а Кипр оказался с наименьшей площадью 1,5 км2. в свою очередь, РФ заняла 11 место с общей площадью 247 км2.
В России вопрос статистики можно решить следующим образом: внедрить в базу данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат) раздел «Искусственные земельные участки» с указанием местоположения, даты создания и площади участка и указать подробности на публичной кадастровой карте Росреестра.
В работе отмечено, что только комплексный подход к формированию проектов развития территорий может синхронизировать процессы функционирования и обеспечить их наивысшую эффективность. Тем самым, подход к оценке эффективности проектов выступает в совокупности градостроительной, социальной, экологической, а также экономической составляющей.
Соответственно, принципом проектов комплексного развития намывных территорий является обеспечение полезности проекта в целом, а значит, и для всех основных стейкхолдеров - собственников недвижимости, а также застройщика и города. При успешной реализации проекта каждая из сторон получает прямые и косвенные финансовые и нефинансовые выгоды. Инвесторы и застройщики получают максимум финансовой отдачи от своих вложений, собственники недвижимости - доходы от продажи недвижимости или от увеличения ее стоимости и улучшение жилищных условий, а город - налоговые доходы и платежи от проекта, повышения доходов от налогов на недвижимость и бизнес, прирост стоимости городских активов, повышение качества жизни и конкурентоспособности. Следовательно, город заинтересован не только в экономической выгоде, но и в решении социальных проблем - создании комфортных условий для своих жителей, формировании архитектурного облика, в привлечении дополнительных доходов в бюджет для развития устойчивого региона.
Проектирование намывных территории основывается на концепции наилучшего и наиболее эффективного использования недвижимости с учетом факторов и критериев, влияющих на целесообразность проекта. Соответственно, решения в градостроительной документации должны позволять эффективно использовать территорию, как с коммерческой, так и с бюджетной точки зрения.
Градостроительная эффективность намывных территорий достигается за счет выполнения критериев: обеспеченность населения жилой площадью; умеренность в плотности населения и застройки жилых территорий; соответствие жилой застройки нормативам инсоляции; высотность жилой застройки; пешеходная доступность жилой застройки до остановок наземного городского пассажирского транспорта; обеспеченность улично-дорожной сетью и инженерными коммуникациями. Выражается в соблюдении архитектурных, пространственных, эстетических условий и требует применения взвешенной градостроительной политики, предполагающей планирование территориального развития, которое обеспечит экономическую целесообразность развития территорий.
В Санкт-Петербурге частым явлением выступает соседство новых и исторических зданий, что снижает как их эстетичность, так и функциональное назначение, что в свою очередь, сказывается на неудовлетворенности горожан. Сочетание расположения намывных территорий XXI века и исторического центра Санкт-Петербурга становится приоритетной задачей градостроительной трансформации Василеостровского района, для устойчивого соединения исторической и современной застройки. Тем самым намывные территории показывают важность ускорения решения проблемы КРТ не только жилой застройки в условиях переселения жителей, но и еще нежилой застройки, незастроенных территорий и КРТ по инициативе правообладателей...
1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 28.04.2023). - СПС «Консультант Плюс».
2. «Налоговый кодекс РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от
18.03.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2023). - СПС «Консультант Плюс».
3. Федеральный закон от 19.07.2011 №246-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об
искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О
континентальном шельфе Российской Федерации». - СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 31.07.1998 №155-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». - СПС «Консультант Плюс».
6. Приказ Минкультуры России от 30.10.2020 №1295 (ред. от 19.10.2022) «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Санкт-Петербург» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.06.2021 №63887). - СПС «Консультант Плюс».
7. Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 сентября 2014 года № 611 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)» (с изменениями на 14 апреля 2022 года). - СПС «Консультант Плюс».
8. Приказ Минстроя России от 22 февраля 2023 г. № 120/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-01-2023. Сборник № 01. Жилые здания».
9. Приказ Минстроя России от 22 февраля 2023 г. № 119/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-02-2023. Сборник № 02. Административные здания».
10. Приказ Минстроя России от 27 февраля 2023 г. № 122/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-03-2023. Сборник № 03. Объекты образования».
11. Приказ Минстроя России от 22 февраля 2023 г. № 121/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-04-2023. Сборник № 04. Объекты здравоохранения».
12. Приказ Минстроя России от 6 марта 2023 г. № 152/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-05-2023. Сборник № 05. Спортивные здания и сооружения».
13. Приказ Минстроя России от 6 марта 2023 г. № 155/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-06-2023. Сборник № 06. Объекты культуры».
14. Приказ Минстроя России от 6 марта 2023 г. № 164/пр «Об утверждении укрупненных нормативов цены строительства «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-17-2023. Сборник № 17. Озеленение».
15. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 года № 1707-р «О
признании необходимым включения в границы и передачи в собственность г. Санкт- Петербурга земель водного фонда площадью 376,92 гектара (акватория Финского залива)». - СПС «Кодекс»...95